Научная статья на тему 'Структура ресурсного потенциала управления развитием региональной экономики'

Структура ресурсного потенциала управления развитием региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
116
32
Поделиться
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Хаджироков Руслан Мухаджирович, Колодняя Елена Анатольевна

Статья посвящена анализу составляющих ресурсного потенциала, исследованию управленческих аспектов проблемы интенсификации социально-экономического развития сложных региональных систем. В работе обосновывается вывод о необходимости и направлениях расширенного использования в практике управления регионом бюджетных, инновационных, информационных и инвестиционных ресурсов.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Хаджироков Руслан Мухаджирович, Колодняя Елена Анатольевна,

Structure of the resource potential of regional economy development management

This article analyzes the components of the resource potential, studies managerial aspects of the intensification of socio-economic development of complex regional systems. In the paper the conclusion about the need for and direction of expansion of the use of management practices in the region of the budget, innovation, information and investment resources has been grounded.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Структура ресурсного потенциала управления развитием региональной экономики»

УДК 332.14:338.2 ББК 65.9(2)04 Х-14

Хаджироков Руслан Мухаджирович, аспирант кафедры экономики Ростовского государственного университета путей сообщения, тел.: 527551.

Колодняя Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУАГПА, тел.: 521828.

СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

(рецензирована)

Статья посвящена анализу составляющих ресурсного потенциала, исследованию управленческих аспектов проблемы интенсификации социально-экономического развития сложных региональных систем. В работе обосновывается вывод о необходимости и направлениях расширенного использования в практике управления регионом бюджетных, инновационных, информационных и инвестиционных ресурсов.

Ключевые слова: региональная экономика, механизм управления.

Khadzhirokov Ruslan Mukhadzhirovich, post graduate student of the Department of Economics of Rostov State University of Railway Transport, tel.: 527551.

Kolodnjaya Elena Anatolievna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Economics and Management of FSBEIASLA, tel.: 521828.

STRUCTURE OF THE RESOURCE POTENTIAL OF REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT MANAGEMENT

(Reviewed)

This article analyzes the components of the resource potential, studies managerial aspects of the intensification of socio-economic development of complex regional systems. In the paper the conclusion about the need for and direction of expansion of the use of management practices in the region of the budget, innovation, information and investment resources has been grounded.

Keywords: regional economy, management mechanism.

Возможности изменения состояния региональной системы во многом определяются составом и характеристиками имеющихся ресурсов (природно-клима-тических, трудовых и др.). Не менее важным является вопрос эффективности их использования, решение которого неотделимо от управленческих аспектов проблем регионального развития [1]. Основные компоненты ресурсного потенциала региона, рассматриваемые в контексте решения задачи повышения эффективности управления органично включают: региональные бюджеты; информационные ресурсы; инновационные ресурсы;

административный ресурс; инвестиционные ресурсы.

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональность производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Проводимая в России государственная политика в отношении регионов приводит к переходу функций регулирования этих процессов от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны [2].

Таким образом, система управления имеет достаточно действенный рычаг управления региональным развитием. Помимо рассмотренных выше, можно выделить также и специфические

типы ресурсов.

Информационные ресурсы, роль которых значительно усиливается в самоорганизующихся рыночных структурах. Примером неэффективного использования данных ресурсов является массовое строительство однотипных предприятий малого бизнеса на относительно небольших территориях -заправочные станции, аптеки, продуктовые магазины и пр. В силу высокой плотности их размещения, предложение в данном случае не обеспечивается достаточным спросом, что приводит к разорению определенной части предприятий. Данная ситуация является необходимой с точки зрения рыночных механизмов установления равновесия спроса и предложения, однако «амплитуда» рассогласований может посредством информационных ресурсов регулироваться в соответствии с целями регионального развития (рис. 1).

фактическая плотность

время

Рис. 1. Иллюстрация эффекта использования информационных ресурсов

На рисунке текущее состояние локального рынка региона показано точкой 4. Линия 1 отражает прогнозируемое изменение плотности хозяйствующих субъектов - производителей, принадлежащих данному рынку. Потребности в продукции показаны линией 2. Использование информационных ресурсов позволяет изменить положение линии 1 до состояния 3. Возникающая разница, показанная на рисунке серым цветом, характеризует стоимость (полезность) имеющейся информации и имеет смысл региональных ресурсов, перенаправленных на развитие иных сфер производства товаров и услуг.

Сбор информации, как правило, требует затрат, которые необходимо сопоставлять с ее прогнозной стоимостью. Процедуры сбора информации могут быть сгруппированы по следующим направлениям:

- определение совокупности характеристик «безинформационного» развития для установления направления регулирующего воздействия системы управления. Несмотря на очевидные минусы значительного рассогласования предложения и спроса на конкретных региональных рынках, они содержат и позитивные стороны - подготовка трудовых ресурсов определенной профессиональной группы и квалификации, создание инфраструктуры, обеспечивающей специализацию региона в системе субъектов Российской Федерации, интенсивный путь развития региона, ориентированный на вывоз определенного спектра товаров;

- идентификация линии потребностей, отражающей текущие и прогнозируемые значения. В качестве базовых показателей, доступных на уровне региональной системы управления могут выступать нормы потребления различных товаров и услуг, исследование структуры затрат предприятий-потребителей, состояние и перспективы развития экспорта, вывоза продукции за пределы региона;

- оценка прогнозных значений плотности (интенсивности) развития выделенного сегмента регионального рынка, которая проводится на основании сведений о существующих, действующих предприятиях, а также вновь регистрируемых, информации о собственниках земельных участков, недвижимости.

Анализ перечисленных направлений сбора информации показывает широкое использование уже собираемых и регистрируемых в различных органах (комитет по статистике, бюро технической инвентаризации, земельный комитет, регистрационная палата и др.) данных. Таким образом, издержки на сбор информации заключаются в затратах на ее обобщение и извлечение полезных

знаний.

Несколько иная ситуация наблюдается в сфере распределения информационных ресурсов. Дело в том, что результаты ее использования проявляются в изменениях развития региона или его отдельных экономических подсистем в целом и не имеют какого-либо одного заинтересованного субъекта - получателя преимуществ. Скорее наоборот - органы регионального управления заинтересованы в увеличении показанного на рисунке 1 размаха между линиями 1 и 2, поскольку регистрация новых юридических лиц - предприятий малого бизнеса, филиалов, приносит бюджету средства. Выходом из данной ситуации может стать формирование инвестиционного фонда поддержки реального сектора экономики, требующего инвестиционной поддержки, в который предприниматели могли бы вкладывать финансовые средства. Органы регионального управления получили бы в этом случае необходимый инвестиционный ресурс, компенсирующий недополученные средства от регистрации избыточных предприятий, предприниматели -возможность эффективного использования собственности и имеющихся ресурсов, получения информации о действующих на различных рынках предприятиях, участие в управлении инвестированными средствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационные ресурсы - специфический вид информационных ресурсов, представляющий собой новые наукоемкие разработки в области техники, технологий производства, управления. Несмотря на повышенный риск вложения средств в инновационные проекты, информация о них, доведенная до функционирующих и вновь регистрируемых предприятиях, способна найти инвестора из их числа [2].

Для эффективного использования ресурса данного вида в Республике Адыгея имеются хорошие перспективы. На территории республики расположены высшие учебные заведения: Адыгейский государственный университет, Майкопский государственный технологический университет, Адыгейский филиал Московского открытого социального университета, филиалы других вузов; научно-исследовательские институты: Адыгейский НИИ сельского хозяйства, Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, Майкопская опытная станция ВНИИ растениеводства. То есть, создана многокомпонентная структура разработки научной продукции. Именно ее многокомпонентность позволяет использовать рыночные механизмы (конкуренции), повышающие эффективность инновационных продуктов.

В решении данной проблемы - повышение отдачи от использования инновационного ресурса, важное значение играет координирующая роль региональной системы управления, обеспечивающая процессы выделения приоритетных направлений исследований, концентрирующая усилия различных коллективов, оказывающая финансовую поддержку разрабатываемым проектам.

Административный ресурс. Традиционно понимаемый административный ресурс включает систему регионального управления в сочетании с комплексом воздействий, которые она может оказывать на экономическое, социальное развитие региона, его экологическое состояние. Эффективность административных ресурсов определяется разграничением полномочий между различными элементами системы управления, процессами организации новых и упразднения старых подсистем, делегирования полномочий, оптимизированных по набору функций и ответственности. С течением времени можно ожидать уменьшения роли данного вида ресурсов в общем векторе управления региональным развитием.

Инвестиционные ресурсы. Хотя в качестве инвестиционных ресурсов могут выступать и некоторые из перечисленных выше, они выделены в отдельную категорию, поскольку имеют, наряду с традиционно рассматриваемыми, другую существенную составляющую. Речь идет о формировании с помощью инвестиций ресурсов других типов. Это обеспечивает возможность использования позитивных эффектов синергии.

Источники инвестиционных ресурсов, управляемых прямо или косвенно на уровне региональной системы управления широко известны. К группе непосредственно подконтрольных источников отнесены бюджетные средства и иностранные инвестиции [4]. Последние, однако, могут прямо управляться лишь в смысле ограничения. Приток же иностранных инвестиций обусловлен, как правило, другими причинами и с функционированием органов управления регионом напрямую не связан. Ко второй группе потенциальных инвесторов отнесены собственные средства предприятий, населения, внешние по отношению к рассматриваемому региону источники.

Основное различие в механизмах управления ресурсами приведенных выше видов обусловлено повышенной сложностью процессов самоорганизации, что не позволяет с приемлемой точностью прогнозировать их развитие. В связи с этим, предлагается в качестве одного из приоритетных направлений использования непосредственно подконтрольных ресурсов (бюджетные средства) рассматривать формирование и поддержание условий развития процессов

самоорганизации. Таким образом, речь идет о формировании благоприятной институциональной среды, в которой будет обеспечиваться возможность расширенного использования ресурсов всех перечисленных выше видов.

Литература:

1. Белякова Е.В. Новая парадигма регионального развития // Проблемы современной экономики. - 2009, №2 (30).

2. Ведденкопф В. Современные подходы в области регионального стратегического планирования и планирования регионального развития: методологические основы и философия // Управленческое консультирование. - 2002, №2.

3. Козак Д.Н. Основы реализации политики сбалансированного развития регионов / Модернизация экономики и глобализация. В трех книгах. Кн. 1. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009.

References:

1. Belyakova E.V. A new paradigm for the regional development // Problems of the modern economy. 2009. №2 (30).

2. Veddenkopf V. Modern approaches in regional strategic planning and regional development planning: methodological framework and philosophy // Management Consulting. 2002. №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kozak D.N. Implementation fundamentals of the policy of balanced regional development / Modernization of the economy and globalization. In three books. Book 1. M.: Publishing House of SI HSE, 2009.