Структура реализации антиаплергических препаратов
Д.Ш.Дубина
Астраханская государственная медицинская академия, Астрахань
Ключевые слова: антиаллергические препараты, объем продаж, дженерики.
Цель: провести анализ структуры и объем реализации антиаллергических препаратов в Астраханском регионе, результаты которого отражали распространенность конкретных торговых марок препаратов
Материалы и методы. Исследование выполнялось на основании анализа рейтингов годовых продаж лекарственных средств наиболее крупных оптовых региональных дистрибьюторов - "Протек" и "СИА Интернейшнл". Выбор этих дистрибьюторов был обусловлен тем, что на их долю приходилось 80-85% в общем объеме реализации лекарственных средств в Астрахани и области. Изучение рейтингов реализации антиаллергических препаратов представлял собой ступенчатый структурированный анализ. Вначале определялась доля каждой из клинико-фармакологических групп в общей структуре антиаллергических препаратов. Затем в пределах этих групп исследовалось структура и частота продаж препаратов с различными МНН, а так же степень представления этих препаратов их оригинальными и воспроизведенными формами.
Анализ структуры реализации антиаллергических препаратов показал, что по количеству проданных единиц (т.е. упаковок) лидировали анти-гистаминные препараты. На долю препаратов
I поколения приходится 81,7% объема продаж,
II поколения -18,25%.
Среди препаратов I поколения наиболее востребованным оказался дименгидринат (димедрол) - 40,9%., на втором месте хлоропирамин (супрас-тин) - 27,3%, далее следует клемастин (тавегил) -20,4%, хифенадин (фенкорол)-6,8%. Надолю других антигистаминных препаратов I поколения (ципрогептадин, доксиламин, диметинден) приходится - около 5 %. Среди антигистаминных препаратов II поколения на долю лоратадина приходится 42% объема продаж. Он был представлен по 32,7% - кларитином и лорагексалом, в 14,5% кла-ридолом, 7,2% кларотадином и ломиланом. Менее одного процента составили объемы продаж других аналогов лоратадина: кларготил, кларисенс, эролин. В структуре реализованных антигистаминных препаратов П поколения на долю цетири-зина приходится 42,7%, среди них цетрин составляет - 82,3%, а зиртек -17,7%. Примерно одинаковые объемы продаж представляют препараты эбас-тин (кестин) и фексофенадин (телфаст) - 6,1%. Препарат дезлоратадин (эриус) занимает 2,3% от общего объема продаж.
Анализ объема продаж выявил, что среди бронхоспазмолитиков (применяемых при бронхиальной астме) лидирует эуфиллин (68%). На втором месте кленбутерол - 19%, далее следует фенотерол (беро-тек) - 5,4%, гексопреналин - 3,65%. На другие препараты (сальметерол, сальбутамол, формотерол, орципреналин) приходится менее чем по 1%. Среди пролонгированных препаратов теофиллина 83,3% продаж пришлось на теопэк, а остальные - на тео-тард. Не было зарегистрировано продаж антагонистов лейкотриеновых рецепторов, единичные продажи м-холинолитиков (тиотропия бромид).
Из общего количествареализованных деконгес-тантов (сосудосуживающих средств) на долю нафа-золина (нафтизин, аналергин) пришлось 70,9%. Доля ксилометазолина составляет 22%. Среди них галазолин - 73.2%, ксилен - 15%, длянос, отривин по 2,9%, ксимелен, ксилометазолин менее 1%. В структуре деконгестантов препараты окиметазоли-на составляют 5,4%. Они были представлены в 85,5% препаратом називин, в 14,2% - назолом, остальной объем пришелся на фазин. Препараты тетризолина (тизин, визин) в структуре продаж занимают объем 1,3%.
Стабилизаторы мембран тучных клеток на 82,9% представлены кетогифеном, на 16,7% препаратами кромоглициевой кислоты, недокромил (гай-лед) составил - 0,6%. Препараты кромоглициевой кислоты в 34,2% были представлены - кромопли-ном, в 23,5% - кромогексалом, в 28,5% - препаратом Хай-кром. Доля остальных препаратов составила от 9,1 % (лекролин) до 1,7% (кромосол).
Глюкокортикоиды обладают мощным противовоспалительным эффектом, воздействуя практически на все звенья аллергического воспаления. По своей эффективности местные глюкокортикоиды превосходят антигистаминные средства и стабилизаторы мембран тучных клеток. Глюкокортикоиды в общем объеме продаж в 35,4% были представлены бекламегазоном. В структуре его аналогов 47,3% приходится на беклоджет, 40,5% на альде-цин, бекотид - 5,4%, беконазе - 2,7%, беклазон -1,4%.
В структуре комбинированных препаратов 73,5% от реализованных препаратов занимают объемы продаж препарата дитек (кромогаикат/ фенотерол), 12,2% - беродуал (ипратропия бро-мид/фенотерол), 8,1% - интал плюс (кромогли-кат/сальбутамол). На долю комбинированного препарата флутиказон/сальметерол (серетид) приходится 6,1%.
Таким образом, анализ объемов продаж антиаллергических средств показал, что
в структуре реализации антиаллергических препаратов лидируют антигистаминные препараты первого поколения. В других группах антиаллергических средств по объему реализации лидируют дженерики (75%), как правила имеющие невысокую стоимость. Высокие продажи отдель-
ных препаратов - это отчасти результат стоимостного фактора. Выбор при покупке препарата нередко зависит не только от результатов подтвержденной эффективности, но также от предпочтения врачей и пациентов. В настоящее время большое влияние на объемы продаж оказывает маркетинговая политика компаний-производителей при продвижении своих препаратов.
The structure of antyallergic means D.Sh.Dubina
Astrakhan State Medical Academy, Astrakhan Key words: antihistamine drugs, the volume of saling, generics.
The analysis of structure in realization of antyallergic means showed the leading place of antihistamine drugs. The drugs of the fist generation take 81,7% in saling, the second generation -18,255. In bronchospasmalytics the leading place is given to auphyllin (68%). Among the general number of realized vesselstrikting mean the naphazoline takes 70,9% Membrane stabilizators of fat cells are represented by ketotiphen - 82,9%. In the structure of combined means 73,5% is realized saling products are taken by the volumes of ditek drugs.