Научная статья на тему 'Структура пространства населённого пункта: традиции и современность'

Структура пространства населённого пункта: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
242
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ / SETTLEMENTS / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ГОРОД / CITY / ДЕРЕВНЯ / VILLAGE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильев Игорь Юрьевич

Проблема специфики организации пространства населённого пункта, прежде всего проблема специфики организации общества. Различные человеческие сообщества и социальные институты призваны выполнять определённый набор функций, среди которых одни из наиболее важных обеспечение единства между людьми, обеспечение безопасности, создание условий для производственной деятельности. Для достижения этих целей сообщества должны иметь внутреннюю структуру, алгоритм взаимодействия их отдельных элементов. Населённый пункт это максимально наглядная модель структуры общества и выполняемых им функций, привязанная к конкретной местности. В период активного бытования традиционной культуры имело место чёткое разграничение населённого пункта и природной среды. Населённый пункт представлял собой единую структурированную социальную общность, направленную на выполнение значимых функций. Принципы взаимодействия населения с природной средой была подчинена этим функциям. В настоящее время имеет место постепенный процесс «очеловечевания» и/или разрушения природной среды наряду «одичанием» освоенной в процессе исчезновения связей между людьми, живущими рядом. Населённый пункт теряет единство и взаимосвязанность, постоянное присутствие и деятельность человека сжимается в отдельных точках. Быстрее этот процесс идёт в малых населённых пунктах, на окраинах крупных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of space in a settlement: traditions and modernity

The problem of organization of space in a settlement is, above all, the problem of organization of society. Different human societies and social institutions perform a certain set of functions, among which some of the most important are ensuring unity between people, ensuring security, providing conditions for practising industries and trades. To achieve these goals, communities must have an internal structure and an algorithm for the interaction between their individual elements. A settlement is the most visual model of the structure of a society and the functions that it performs, tied to a specific locality. In the traditional culture, there was a clear delineation of the settlement and its natural environment. The settlement was a unified structured social community, aimed at performing meaningful functions. Principles of interaction between the population and the natural environment were subordinated to these functions. At the present time, there is a gradual process of «humanization» and/or destruction of the natural environment along with «degradation» of the assimilated medium due to thinning connections between people living side by side. The settlement loses unity and interconnectedness, the constant human presence and activity recedes in some locations. This process is going faster in smaller settlements and on the outskirts of large cities.

Текст научной работы на тему «Структура пространства населённого пункта: традиции и современность»

УДК 911.37

СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВА НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

И.Ю. Васильев

Научно-исследовательский центр традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия) e-mail: ivasee@mail.ru SPIN-код: 8437-3902

Авторское резюме

Проблема специфики организации пространства населённого пункта, прежде всего -проблема специфики организации общества. Различные человеческие сообщества и социальные институты призваны выполнять определённый набор функций, среди которых одни из наиболее важных - обеспечение единства между людьми, обеспечение безопасности, создание условий для производственной деятельности. Для достижения этих целей сообщества должны иметь внутреннюю структуру, алгоритм взаимодействия их отдельных элементов. Населённый пункт - это максимально наглядная модель структуры общества и выполняемых им функций, привязанная к конкретной местности. В период активного бытования традиционной культуры имело место чёткое разграничение населённого пункта и природной среды. Населённый пункт представлял собой единую структурированную социальную общность, направленную на выполнение значимых функций. Принципы взаимодействия населения с природной средой была подчинена этим функциям. В настоящее время имеет место постепенный процесс «очеловечевания» и/или разрушения природной среды наряду «одичанием» освоенной в процессе исчезновения связей между людьми, живущими рядом. Населённый пункт теряет единство и взаимосвязанность, постоянное присутствие и деятельность человека сжимается в отдельных точках. Быстрее этот процесс идёт в малых населённых пунктах, на окраинах крупных городов.

Ключевые слова: населённые пункты, пространство, город, деревня, традиции.

STRUCTURE OF SPACE IN A SETTLEMENT: TRADITIONS AND MODERNITY

Igor Vasilyev The research center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia) e-mail: ivasee@mail.ru

Abstract

The problem of organization of space in a settlement is, above all, the problem of organization of society. Different human societies and social institutions perform a certain set of functions, among which some of the most important are ensuring unity between people, ensuring security, p roviding conditions for practising industries and trades. To achieve these goals, communities must have an internal structure and an algorithm for the interaction between their individual elements. A settlement is the most visual model of the

structure of a society and the functions that it performs, tied to a specific locality. In the traditional culture, there was a clear delineation of the settlement and its natural environment. The settlement was a unified structured social community, aimed at performing meaningful functions. Principles of interaction between the population and the natural environment were subordinated to these functions. At the present time, there is a gradual process of «humanization» and/or destruction of the natural environment along with «degradation» of the assimilated medium due to thinning connections between people living side by side. The settlement loses unity and interconnectedness, the constant human presence and activity recedes in some locations. This process is going faster in smaller settlements and on the outskirts of large cities.

Keywords: settlements, space, city, village, traditions.

* * *

Проблема специфики организации пространства населённого пункта, прежде всего - проблема специфики организации общества. Ещё такие корифеи антропологии и социологии, как Б. Малиновский, А. Радклифф - Браун, Э. Дюркгейм установили, что различные человеческие сообщества и социальные институты призваны выполнять определённый набор функций, среди которых одни из наиболее важных - обеспечение единства между людьми, обеспечение безопасности, создание условий для производственной деятельности. Для достижения этих целей сообщества должны иметь внутреннюю структуру, алгоритм взаимодействия их отдельных элементов. В течении XX столетия было доказано, что жизнь человеческих сообществ гораздо сложнее и не сводится к функциям и структурам. Однако они - наиболее рациональная и пригодная для объективного анализа их составляющая (Клейн 2014: 230-239, 300-333, 526-534). Населённый пункт -это максимально наглядная модель структуры общества и выполняемых им функций, привязанная к конкретной местности.

Пространство в народной картине мира, в противоположность научному -«объективному» - его пониманию, неотъемлемо от восприятия его субъектом и не абстрагировано от своего содержания, основными и, при этом, взаимообус-лавливающими его характеристиками можно считать дискретность (взгляд на пространство как на набор локусов), неоднородность (представления о качественных различиях отдельных его частей) и конечность (Степанов, Сайфиев 2017). Согласно традиционному восприятию концепта, место - это там, где человек занимается определённым видом деятельности. Специфика места определяется спецификой этой деятельности. Знать дело - значит знать место и наоборот. Месту свойственна привязка деятельности к определённому времени (суток, года и пр.). Месту присущ определённый набор вещей (Степанов 2016: 200-201, 204-205, 209-210).

Поэтому любой населённый пункт имеет границу и внутреннее членение. Например, жилые дома по своему местоположению и функции отличны от производственных помещений, общественных знаний. Принципы поведения в этих разных локусах зачастую отличны. В рамках населенных пунктов всегда есть места общего пользования, состояние которых и поведение в них людей регулируется совместными усилиями местных жителей (Планировочная структура 2017). Потеря

внутренней структуры и внешних границ населённого пункта, как и любого другого объекта, ведёт к: а) прекращению выполнения своих функций б) прекращению существования как такового (Митрошников 2017).

В статье А. Вахштайна «Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-1.» можно ознакомиться с раскрытием идей о городе, состоящем из различных сегментов, стремящихся к максимальной автономии друг от друга. Развитие техники ведёт ко всё большему повышению дискретности, несвязанности друг с другом географически близких групп людей. Людей всё больше связывают отношения, строящиеся вокруг техники вне зависимости от их физического местоположения (Вахштайн 2017: 20-28).

Единство, структура, выполнение основных функций социума кубанской станицы, как и других традиционных сообществ, поддерживалось постоянным упорядоченным общением между его членами. «- А когда вы были молодым, старших уважали? - Ну а как же! Вседа ж кланялись. Старик идёт, старику кланяются. А теперь и «здравствуй!» не говОрят! Нас учили в школе вседа здороваться со всеми. А я до дяди Гришки поехал. И на базар пошли. Идут на встречу, а я «Здравствуй! Здравствуй!». А дядька: «Ты что! Сразу скажут, чё ты деревня! Я здороваюсь, кого знаю! А ты со всеми здоровкаешься! - А у нас в деревне все всех знают и здоровкаються!» (Тен4027 - ПМ КФЭЭ-2008. А/к № 4027., ст. Тенгинская. Инф.: Беднов В.А., 1936 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.). Как писал Н.И. Бондарь: «В целом время Святок - это и время «узаконенных» бесчинств молодёжи. Часто вслед за колядовщиками, девушками и женщинами, шли парни, которые по окончанию колядования «занимались бесчинствами» Чаще всего они снимали калитки, ворота и заносили их на другой край станицы. Однако так поступали далеко не с каждым. Здесь были «свои счёты»: или в этой семье жила «гулящая девка», или наоборот, «очень строгая», не желавшая подчинятся тем правилам. Которые оценивались как норма в молодёжной среде...» (Бондарь 2011: 64-65). Здесь наблюдается привязка «бесчинств» к конкретному времени (Святки), местам, соотнесенным с поведением человека, стремление укрепить определённые поведенческие нормы.

Очень большое значение имела взаимопомощь. Последняя было как средством поддержания существования сообщества, так и одной из его важнейших целей. Другой, не менее важной было ограничение насилие в рамках сообщества. «А тада уже, в войну, четыре столба поставили, затурлучили абы чем. Помазали их, хоть в своей хате. - А на строительство дома соседей приглашали? Мазать? - Помогали ходили. Кто строит, замесят замес. Помажут, а потом борщи сварят. Покормют и пойдут домой. Помогали хорошо! Где работаешь в брыгаде - приходит группа. Двадцать человек прыдут, помажут» (Тен4032 - ПМ КФЭЭ-2008. А/к № 4031, ст. Тенгинская. Инф.: Радченко Г.Г., 1923 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.). «А поножовщины не было? - Не, не, этого не было»! (Тен4028 - ПМ КФЭЭ-2008. А/к 4028, ст. Тенгинская. Инф.: Беднов В.А., 1936 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.). «Дежурили по станице, чтоб не было нарушений никаких.

Это дружинники. На танцплощадке, кругом» (Тен4031 - ПМ КФЭЭ-2008. А/к № 4030. Ст. Тенгинская. Инф.: Фетисов В.Д., 1935 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.).

К концу XX в. традиционная система ограничений и разграничений во многом перестали функционировать. «Выпьют немножко, оставят, опять разговор. А щас! Ладно мужики! А женщины распущенные стали!» (Нек4093 - ПМ КФЭЭ-2008. А/к 4093, ст. Некрасовская. Инф.: Калугин В.А., 1914 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.). «А щас рэжут, [...]! Када у нас зарэзали? Да года четыре или пять (назад - И.В)! Славка, девка - алкашка и он алкаш. Пришло время такое, что смотри в оба» (Тен4028 - ПМ КФЭЭ-2008. А/к 4028, ст. Тенгинская. Инф.: Беднов В.А., 1936 г.р.).

Населённый пункт во многом превратился во внутренне несвязанное, бесструктурное пространство. В таких условиях места общего пользования, производственные помещения теряют ценностную значимость и подверглись разграблению. «В Азовском развалили. [...] Растащили и СТФ, и МТФ. Я как-то ездил туда, рыбу достать, рыбаки там. А так на фермах даже окна повытаскивали, стоят строения одни, шифер посымали. Кому надо - лезет -сымает. И никто ни за что не отвечает. Там же глава Ермоленко. Хоть что-то надо было делать! Никому ничего не надо!» (3ап3135 - ПМ КФЭЭ-2004. А/к 3135. Ст. Запорожская. Инф.: Харченко А.А., 1928 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.).

В период бытования традиционной культуры природная среда плотно окружало населённые пункты и порой вторгалось в них. Однако люди чётко разделяли своё и чужое пространство, старались подчеркнуть эти границы на практике. Как хозяйственной деятельностью (вырубка диких растений на улицах, недопущение в населённый пункт диких животных), так формами поведения (например, запрет в освоенном, «человеческом» пространстве ряда сугубо мужских речевых оборотов, агрессивных типов поведения). Так же многие виды деятельности человека (большинство ремёсел, места постоянного проживания) располагались почти исключительно в «человеческой» зоне или на её границе (Михайлин 2005: 332-360; Васильев 2017).

В рамках традиционной культуры взаимодействие жителей населённого пункта с природной средой было подвержено чёткому регулированию обществом. Так, в Области Войска Донского «в каждой станице, владевшей лесами с растущими в них плодовыми деревьями, тёрном, орехами и т.д., сбор плодов был запрещён до определённого срока. Дата сбора дикорастущих плодов устанавливалась заранее, а сбор в течении запретного срока наказывался штрафом» (Шишкина 2009: 39).

Подобные правила и традиции существовали и в Кубанском Казачьем войске. Примечательно, что единых и повсеместных принципов взаимодействия природы с человеком в традиционной культуре не наблюдалось. Они вырабатывались постепенно, в соответствии со спецификой населённого пункта и окружающей его местности. Масштабные «преобразования природы», такие как прорытие кубанскими казаками Казачьего Ерика на Тамани в первой половине XIX в., имели

место и в период господства традиционного уклада. Но прошлый и нынешний уровень изменений несопоставимы (Семенцов 2007: 104-105, 139-142).

Взаимоотношения человека и природы подразумевает как приспособление человека к природной среде, так и преобразование, «очеловечивание» природы (Семенцов 2007: 148). Но для современной культуры характерно размывание самых разных границ, например, оппозиции своего и чужого. И, как частный пример, освоенного и природного. И то и другое воспринимается как часть единого целого, аморфного и неструктурированного.

Люди активно во много раз более активно присутствуют вне населённых пунктов, возводят там массу строений и т.д., например, некоторые «глухие», живописные уголки активно используются для туризма и порой людей там едва ли не больше, чем во многих городских районах. Таким образом, происходит стирание границ между антропогенной и природной средой (Васильев 2017).

Одновременно многие территории в формальных границах населённых пунктов перестают соответствовать критериям заселенной и освоенной территории, перестали использоваться многие жилые и производственные площади, созданные в XX столетии. Они либо забрасываются, либо вторично окультуриваются под зоны отдыха с низкой плотностью населения и пр. Пространство поселения размывается и фрагментируется, перестаёт быть сплошным и плотным. Исчезли единые принципы природопользования и поддержания искусственной среды внутри населённых пунктов, отношения к сельскохозяйственным угодьям и пр. (Васильев 2017).

Очень часто и в пределах населённых пунктов скапливается масса отходов человеческой деятельности. В том числе - съедобных. Так же в большом количестве появляются бросовые земли: территории бывших производств и жилых кварталов, свалок. Животные начинают питаться от мусорных свалок. Последние, наряду с культурными растениями, становятся важными источниками питания. Животные переселяются в населённые пункты, вступают в прежде не характерные отношения соседства с людьми. Например, в кубанском хуторе Красном здание местной школы облюбовали змеи - кавказские полозы, занесённые в Красную книгу. Их привлекло наличие пустот под полом и обилие мышей, в свою очередь, питающихся отходами школьной столовой (Васильев 2017; Секретарёв 2017).

Разведение в городах таких домашних животных, как собак, во многом утратило первоначальный смысл, заключавшийся в охране и структурировании территории, отделении частного пространства от территорий общего пользования. Очень многие собаки оказались выброшенными в общественное пространство, ставшее по сути ничейным. Отсюда возникли стаи бродячих собак, которые уже представляют опасность для людей. Так, в Махачкале жители города выходили на массовый отстрел бродячих собак после того, как бездомные псы растерзали девятилетнюю девочку. Имели место смертельные случаи нападения бездомных собак на людей, что даже приводило к массовым выступлениям. Т.е., во многом

потерявшем внутреннюю структуру городском сообществе речь идёт о «жизни или смерти» домашних животных, а не их уместной локализации (Дроботов 2017).

В настоящее время ряд функций государственных структур по поддержанию местной инфраструктуры передаётся муниципалитетам и частным копаниям, что в условиях слабой самоорганизации населения, резкого ослабления психологической эмпатии между жителями на местах ведёт к кризису коммунальной сферы населённых пунктов. В 2016 в станице Каневской ликвидировали стационарные контейнеры для мусора, и жителям приходилось или ждать приезда мусоровоза, либо выбрасывать его прямо на улицу (Станица Каневская 2017). Проблема роста стихийных свалок наблюдается в целом в разных регионах, что сами люди нередко объясняют «разрухой в головах» (В Крыму 2017; Пономарёв 2017).

Основой ментального членения пространства, основанные на нём правила поведения, на котором держится функционирование современного населённого пункта, являются представления традиционного общества. Которые стали стремительно уходить из жизни с окончанием т.н. Долгого Средневековья, которое закончилось в период конца XVIII - XX столетий. После чего последовал краткий взлёт инфраструктуры и комфорта в самых разных населённых пунктах, основанный на развитии техники, который наложился на некоторые сохранявшиеся основы прежней ментальности. Потом они исчезли, лишившись подпитки в традиционном укладе жизни. И, как следствие, существование современного населённого пункта оказалось под большим вопросом. Т.е., может продолжится активное уменьшение числа малых населённых пунктов, а крупные могут перестать существовать как единое структурированное целое, и превратиться в конгломерат автономных анклавов. Взамен прежних малых населённых пунктов будут появляться мало связанные друг с другом жилые, производственные и рекреационные комплексы.

Почему это происходит? Как установил известный специалист по возрождению малых населённых пунктов Г.В. Тюрин, населённому пункту трудно функционировать, когда нет тесного коллективного взаимодействия и совместной работы представителей местного бизнеса, интеллигенции, представителей служб, отвечающих за функционирование инфраструктуры и просто неравнодушных граждан. Взаимодействие подразумевает выработку совместных проектов и их реализацию (Ле Гофф 2017; Тюрин 2017).

Именно поэтому структуры, подобные дореволюционным земствам, функционировали всегда и везде, где существовали населенные пункты с более или менее развитой структурой местного сообщества (Альперович, Слёзкин 1991: 24).

Когда они реально не функционируют, происходит деградация не только местной инфраструктуры, но и ценностно значимых совместных практик местных жителей. Причастность к памяти о Великой Отечественной войне, особенно на уровне семьи, продолжает быть весьма значимой для ощущения себя в качестве полноценного члена общества. Но для молодёжи подобные представления в большей степени имеют абстрактный характер, и в большей степени относится к

разряду «парадных ценностей». Те же респонденты, которые говорили о значимости посещения памятников в четь Великой Отечественной вместе с родственниками, в предыдущем блоке вопросов указывали, что бывают рядом с памятниками, только случайно проходя мимо, либо в ходе официальных мероприятий (Результаты анкетирования «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе». 2015 год. Анкеты № 1 -44, исследователь: Баранов А.В.; Результаты анкетирования «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе». 2015 год. Анкеты № 1-46, исследователи: Майгур Н.В., Купавская А.А., Лободырёва Н.Ф.).

Таким образом, в период активного бытования традиционной культуры имело место чёткое разграничение населённого пункта и природной среды. Населённый пункт представлял из себя единую структурированную социальную общность, направленную на выполнение значимых функций (взаимопомощь, обеспечение безопасности, производственная деятельность и пр.). Принципы взаимодействия населения с природной средой была подчинена этим функциям. В настоящее время имеет место постепенный процесс «очеловечевания» и/или разрушения природной среды наряду «одичанием» освоенной в процессе исчезновения связей между людьми, живущими рядом. Населённый пункт теряет единство и взаимосвязанность, постоянное присутствие и деятельность человека сжимается в отдельных точках. Тенденции к постепенной децентрализации населённых пунктов отражены и в разработке проектов развития городских агломераций (Гриценко 2017). Быстрее этот процесс идёт в малых населённых пунктах, на окраинах крупных городов.

ЛИТЕРАТУРА

Альперович, Слёзкин 1991 - Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времён до начала XX в.). М., 1991.

Бондарь 2011 - Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2011.

В Крыму 2017 - В Крыму вывалили мусор у домов игнорирующих свалки чиновников / Электронный ресурс: https://www.gazeta.ru (дата обращения - 28.04.2017).

Васильев 2017 - Васильев И. Природное и антропогенное: слияние / Электронный ресурс: http://www.apn.ru (дата обращения - 19.04.2017).

Вахштайн 2017 - Вахштайн В. Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-1 // Логос. 2017. № 2.

Гриценко 2017 - Гриценко Е.В. Городские агломерации: в поисках оптимальной модели территориальной организации (сравнительно-правовой анализ) / Электронный ресурс: Ы^р://отрасли-права.рф (дата обращения - 08.05.2017).

Дроботов 2017 - Дроботов А. Махачкалинцы в отместку за смерть 9-летней девочки начали массовый отстрел бродячих собак / Электронный ресурс: http://www.stav.kp.ru (дата обращения -24.04.2017).

Клейн 2014 - Клейн Л.С. История антропологических учений. СПб., 2014.

Ле Гофф 2017 - Ле Гофф Ж. В поддержку Долгого Средневековья / Электронный ресурс: http://ec-dejavu.ru (дата обращения - 19.04.2017).

Митрошников 2017 - Митрошников А.О. Философия: учебник. Структура, виды, формы и уровни деятельности / Электронный ресурс: http://society.polbu.ru (дата обращения - 24.04.2017).

Михайлин 2005 - Михайлин В.Ю. Тропа звериных слов. М., 2005.

Планировочная структура 2017 - Планировочная структура и функциональная организация территории города / Электронный ресурс: http://tehlib.com (дата обращения - 24.04.2017).

Пономарёв 2017 - Пономарёв Ф. Мусор не по правилам. Почему на Кубани растет число нелегальных свалок / Электронный ресурс: http://www.kuban.aif.ru (дата обращения - 25.04.2017).

Секретарёв 2017 - Секретарёв А. В школе Усть-Лабинского района завелись змеи / Электронный ресурс: http://kuban24.tv (дата обращения - 19.04.2017).

Семенцов 2007 - Семенцов М.В. Историко-экологические аспекты освоения Кубани казачеством в XIX - начале XX вв. // Дикаревские чтения. Вып. 13. Краснодар, 2007.

Станица Каневская 2017 - Станица Каневская Краснодарского края превращается в большую свалку / Электронный ресурс: http://www.5-tv.ru (дата обращения - 25.04.2017).

Степанов 2016 - Степанов А. О месте. Этнофеноменологический очерк // Антропологический форум. 2016. № 28.

Степанов, Сайфиев 2017 - Степанов А.В., Сайфиев А.Ф. Леший - чёрт, отдай мою животину (Исследование демонологии Сямженского района Вологодской области) / Электронный ресурс: http://folk.ru (дата обращения - 19.04.2017).

Тюрин 2017 - Тюрин Г. Опыт возрождения русских деревень / Электронный ресурс: https://profilib.com (дата обращения - 19.04.2017).

Шишкина 2009 - Шишкина Д.Ю. Экологический опыт традиционного природопользования донского казачества // Дикаревские чтения. Вып. 14. Краснодар, 2009.

REFERENCES

Al'perovich, Sljozkin 1991 - Al'perovich M.S., Sljozkin L.Ju. Istorija Latinskoj Ameriki (s drevnejshih vremjon do nachala XX v.) [History of Latin America (since the most ancient times prior to the beginning of the 20th century)], Moscow, 1991 [in Russian].

Bondar' 2011 - Bondar' N.I. Kalendarnye prazdniki i obrjady Kubanskogo kazachestva [Calendar holidays and ceremonies of the Kuban Cossacks], Krasnodar, 2011 [in Russian].

Drobotov 2017 - Drobotov A. Mahachkalincy v otmestku za smert' 9-letnej devochki nachali massovyj otstrel brodjachih sobak [Natives of Makhachkala in revenge for the death of the 9-year-old girl began mass shooting of stray dogs], Electronic resource: http://www.stav.kp.ru (Date of access - 24.04.2017) [in Russian].

Gricenko 2017 - Gricenko E.V. Gorodskie aglomeracii: v poiskah optimal'noj modeli territorial'noj organizacii (sravnitel'no-pravovoj analiz) [City agglomerations: in search of optimum model of the territorial organization (the comparative and legal analysis)], Electronic resource: http://otrasli-prava.rf (Date of access - 08.05.2017) [in Russian].

Klejn 2014 - Klejn L.S. Istorija antropologicheskih uchenij [History of anthropological doctrines], St. Petersburg, 2014 [in Russian].

Le Goff 2017 - Le Goff Zh. V podderzhku Dolgogo Srednevekov'ja [In support of the Long Middle Ages], Electronic resource: http://ec-dejavu.ru (Date of access - 19.04.2017) [in Russian].

Mihajlin 2005 - Mihajlin V.Ju. Tropa zverinyh slov [Track of animal words], Moscow, 2005 [in Russian].

Mitroshnikov 2017 - Mitroshnikov A.O. Filosofija: uchebnik. Struktura, vidy, formy i urovni dejatel'nosti [Philosophy: textbook. Structure, types, forms and levels of activity], Electronic resource: http://society.polbu.ru (Date of access - 24.04.2017) [in Russian].

Planirovochnaja struktura 2017 - Planirovochnaja struktura i funkcional'naja organizacija territorii goroda [Planning structure and functional organization of the territory of the city], Electronic resource: http://tehlib.com (Date of access - 24.04.2017) [in Russian].

Ponomarjov 2017 - Ponomarjov F. Musor ne po pravilam. Pochemu na Kubani rastet chislo nelegal'nyh svalok [Garbage not by rules. Why in Kuban the number of illegal dumps grows], Electronic resource: http://www.kuban.aif.ru (Date of access - 25.04.2017) [in Russian].

Sekretarjov 2017 - Sekretarjov A. V shkole Ust'-Labinskogo rajona zavelis' zmei [At school of the Ust-Labinsky area snakes were got], Electronic resource: http://kuban24.tv (Date of access - 19.04.2017) [in Russian].

Semencov 2007 - Semencov M.V. Istoriko-jekologicheskie aspekty osvoenija Kubani kazachestvom v XIX - nachale XX vv. [Historical and ecological aspects of development of Kuban by the Cossacks in XIX -the beginning of the 20th centuries], in: Dikarevskie chtenija. Vyp. 13 [Dikarevsky readings. Release 13], Krasnodar, 2007 [in Russian].

Shishkina 2009 - Shishkina D.Ju. Jekologicheskij opyt tradicionnogo prirodopol'zovanija donskogo kazachestva [Ecological experience of traditional environmental management of the Don Cossacks], in: Dikarevskie chtenija. Vyp. 14 [Dikarevsky readings. Release 14], Krasnodar, 2009 [in Russian].

Stanica Kanevskaja 2017 - Stanica Kanevskaja Krasnodarskogo kraja prevrashhaetsja v bol'shuju svalku [The village Kanevskaya of Krasnodar Krai turns into a big dump], Electronic resource: http://www.5-tv.ru (Date of access - 25.04.2017) [in Russian].

Stepanov 2016 - Stepanov A. O meste. Jetnofenomenologicheskij ocherk [About the place. Ethnophenomenological sketch], in: Antropologicheskij forum [Anthropological forum], 2016, № 28 [in Russian].

Stepanov, Sajfiev 2017 - Stepanov A.V., Sajfiev A.F. Leshij - chjort, otdaj moju zhivotinu (Issledovanie demonologii Sjamzhenskogo rajona Vologodskoj oblasti) [The wood goblin - the devil, give my beast (A research of demonology of Syamzhensky district of the Vologda region)], Electronic resource: http://folk.ru (Date of access - 19.04.2017) [in Russian].

Tjurin 2017 - Tjurin G. Opyt vozrozhdenija russkih dereven' [Experience of revival of the Russian villages], Electronic resource: https://profilib.com (Date of access - 19.04.2017) [in Russian].

V Krymu 2017 - V Krymu vyvalili musor u domov ignorirujushhih svalki chinovnikov [In the Crimea threw out garbage at houses of the officials ignoring dumps], Electronic resource: https://www.gazeta.ru (Date of access - 28.04.2017) [in Russian].

Vahshtajn 2017 - Vahshtajn V. Peresborka povsednevnosti: bespilotniki, lifty i proekt PkM-1 [Daily occurrence reassembly: UAVs, elevators and PKM-1 project], in: Logos, 2017, № 2 [in Russian].

Vasil'ev 2017 - Vasil'ev I. Prirodnoe i antropogennoe: slijanie [Natural and anthropogenous: merge], Electronic resource: http://www.apn.ru (Date of access - 19.04.2017) [in Russian].

Васильев Игорь Юрьевич - Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия). Igor Vasilyev - Candidate of Historical Sciences, Senior research associate of the Research center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia). E-mail: ivasee@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.