Научная статья на тему 'Структура профессиональной информационной компетентности учителя начальных классов'

Структура профессиональной информационной компетентности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER / INFORMATION COMPETENCE / PROFESSIONAL PROBLEMS OF A TEACHER / STRUCTURE OF INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакланова Г. А.

В работе проведен анализ структуры профессиональной информационной компетентности учителя начальных классов как целостной совокупности ключевой, базовой, специальной компетентностей, определенных современной ИКТ-насыщенной образовательной средой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER OF PRIMARY SCHOOL

The analysis of structure of professional information competence of the teacher of primary school is fulfils in the work as an integral complex of key, basic and special competence They depend on modern educational medium which be fill of information communication technology

Текст научной работы на тему «Структура профессиональной информационной компетентности учителя начальных классов»

Библиографический список

1. Аллагулова, И.Н. Формирование математической компетентности старшеклассника в образовательном процессе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2007.

2. Белоновская, И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста: предпосылки, тенденции, закономерности [Текст] / И.Д. Белоновская // Вестник ОГУ. - 2006. - №1.

3. Ивашова, О.А. ИКТ в становлении вычислительной культуры школьников [Электронный ресурс] // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://ito.edu.rU/2006/Moscow/I/1/I-1-6499.html.

4. Казакова Т.Н. Методика формирования вычислительной культуры школьников пятых классов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2004.

5. Калягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика [Текст]: Учебное пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. институтов. / Ю.М. Калягин, В.А. Оганесян, В.Я. Саннинский, Г.Л Луканкин. - М.: Просвещение, 1975.

6. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст]: коллективная монография /Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионо-вой. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

7. Козырев В.А. Направления модернизации педагогического образования [Текст] / В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Ч.1: Сборник научных статей. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.

8. Лаптев, В.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки. [Текст] / В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, М.В. Швецкий - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.

9. Пальчикова, И.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей информатики по вычислительной математике [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Пальчикова Ирина Николаевна. - Санкт-Петербург, 1999.

10. Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Москва, 2002.

11. Самарский, А.А. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент [Текст] / А.А. Самарский // Вестн. АН СССР -1979. - № 5.

12. Федченко, Г.М. Методическая система обучения будущих учителей информатики дисциплине «Численные методы» [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2006.

13. Ходырева, Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004.

Статья поступила в редакцию 12.0309

УДК 378

Г.А. Бакланова, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В работе проведен анализ структуры профессиональной информационной компетентности учителя начальных классов как целостной совокупности ключевой, базовой, специальной компетентностей, определенных современной ИКТ-насы-щенной образовательной средой.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная компетентность учителя, информационная компетентность, профессиональные задачи учителя, структура информационной компетентности.

Важнейшим моментом в современном профессиональном образовании является не только и не столько предоставление обучаемым системы знаний и умений, сколько основанной на них готовности приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать продуктивные способы решения профессиональных задач. В.А. Козырев,

Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина и другие исследователи [1] указывают, что основное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в том, чтобы найти пути формирования у будущего специалиста деятельностной позиции в процессе обучения, способствующие становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач. Таким образом, сегодня стратегию высшего образования составляют развитие и становление профессиональной компетентности специалиста, готового и способного решать не только профессиональные задачи, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.

В своем исследовании мы исходим из определения профессиональной компетентности учителя как интегральной характеристики, определяющей способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом профессиональную педагогическую компетентность можно представить как целостную совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей педагога. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Базовые компетентности отражают специфику профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми будут компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на современном этапе развития общества. Специальные педагогические компетентности реализуют базовые и ключевые компетен-

тности применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя конкретного предмета или конкретной области профессиональной педагогической деятельности [1].

Согласно классификации, предложенной учеными РГПУ им. Л.И. Герцена, можно выделить пять основных групп профессиональных задач, которые отражают базовую компетентность современного учителя [1]. В контексте профессиональной деятельности учителя начальных классов их можно сформулировать следующим образом:

• видеть младшего школьника в образовательном процессе;

• строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей начальной школы, в соответствии с их возрастными особенностями;

• устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

• создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду;

• проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Для эффективного решения указанных профессиональных задач современному педагогу необходимо уверенно ориентироваться в потоках информации, уметь оперативно находить нужные материалы, перерабатывать их в соответствии с решаемой задачей и представлять информационный продукт для определенной аудитории.

В понимании общей информационной компетентности мы придерживаемся определения, предложенного в диссертационном исследовании С.Д. Каракозова. Информационная компетентность - это возможность гражданина информационного общества обеспечить себе: свободный доступ к информации, не являющейся тайной, а также его способность опубликовать и разгласить собственную информацию в нецензу-рированном виде, обеспечить себе право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии работы с информацией, реализовать доступные в обществе возможности относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения любой свободно распространяемой информации, включая и его собственную информацию [2]. В трактовке профессиональной информационной компетентности мы исходим из определения, предложенного Е.А. Ракитиной [3], которая считает, что компетентность в сфере информационных видов профессиональной деятельности специалиста включает в себя: понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов в профессиональной деятельности; знание свойств и характеристик профессионально важной информации; знание основных типов информационных систем, используемых в профессиональной деятельности, владение навыками работы с этими системами; сформированную потребность в использовании средств ИВТ при решении профессиональных задач, базирующуюся на осознанном владении информационными технологиями и техническими навыками взаимодействия со средствами автоматизации.

В условиях перехода к деятельности в ИКТ-насыщенной профессиональной среде мы полагаем, что в определение необходимо включить понятие целостности, т.е. речь должна идти не просто о применении средств ИВТ при решении профессиональных задач, а об их целостном, комплексном использовании в контексте профессиональной деятельности. Таким образом, в нашем понимании, речь идет о переходе на новый интегрированный уровень использования инфокоммуникаци-онных и профессиональных технологий.

В соответствии с предметом нашего исследования определим профессиональную информационную компетентность учителя начальных классов. И.Б. Мылова считает, что профессиональная информационно-технологическая компетентность учителя начальной школы есть «интегральная характеристика, определяющая его способность (умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием возможностей информационных и коммуникационных технологий» [4, с. 83]. В.В. Кюршунова определяет специальную информационную компетентность учителя начальных классов как профессионально-личностное качество педагога, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному использованию новых информационных технологий обучения в учебном процессе начальной школы [5].

Анализируя представленные определения, можно сделать вывод, что и И.Б. Мылова и В.В. Кюршунова сводят наличие профессиональной информационной компетентности учителя начальной школы к способности решать профессиональные задачи с использованием определенных информационных технологий. Как отмечено выше, в современных условиях перехода к распределенным ИКТ-насыщенным образовательным средам этого недостаточно. Решение профессиональных педагогических задач учителем начальных классов на современном этапе осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде, поэтому мы должны готовить будущего учителя к комплексному использованию средств инфокоммуника-ционных и педагогических технологий.

Мы полагаем, что в современной ситуации, под профессиональной информационной компетентностью учителя начальных классов следует понимать личностную характеристику, основанную на мотивации к эффективному решению профессиональных задач в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды и обусловленную теоретическими знаниями, технологическими навыками, используемыми для осуществления деятельности с образовательными информационными ресурсами при помощи средств ИКТ на основе педагогических технологий. Таким образом, учитель начальных классов должен быть готов полноценно реализовать основные идеи информационно-деятельностного подхода, заложенные в стандарте начального образования:

• понимать и осознавать сущность происходящих перемен в содержании обучения и способах деятельности младших школьников;

• владеть ключевыми компетентностями в области информатики и ИКТ;

• быть готовым использовать аппарат информатики и ИКТ в своей педагогической деятельности (обладать базовой профессиональной информационной компетентностью);

• быть готовым к формированию информационно-технологической компетентности младших школьников в процессе обучения различным предметам, в том числе и информатике (обладать специальной профессиональной информационной компетентностью).

Состав и структуру информационной компетентности учителя начальных классов мы будем определять как целостную совокупность ключевого, базового и специального компонентов.

Ключевая информационная компетентность учителя начальных классов характеризуется наличием у него знаний, умений и опыта работы с различными видами информации,

различными информационными источниками, представленными как в печатном, так и электронном виде, а также информационными ресурсами сети Интернет. Поэтому учитель, обладающий ключевой информационной компетентностью, владеет знаниями и умениями как в области традиционных (бумажных) технологий, так и в области информационных и коммуникационных технологий.

Базовая информационная компетентность учителя начальных классов определяется наличием знаний и умений в области психологии и физиологии, педагогических технологий, дидактики, знания особенностей использования современных технических средств, информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности для решения

основных профессиональных задач, направленных на достижение образовательных целей, с учетом запросов общества.

Специальная информационная компетентность учителя начальных классов предполагает наличие у него методических знаний по использованию традиционных (бумажных) технологий, компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий в организации образовательного процесса в начальной школе. Специальная информационная компетентность реализует базовые и ключевые компетентности применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов, а также готовность применять их в целостной интегрированной форме для достижения образовательных целей.

Библиографический список

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радио-новой. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2004.

2. Каракозов, С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: дис. ... докт. пед. наук [Текст] / С.Д. Каракозов. - Барнаул, 2005.

3. Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: автореф. дис. ... докт. пед. наук [Текст] / Е.А. Ракитина. - М., 2002.

4. Мылова, И.Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования [Текст] / И.Б. Мылова // Информатика и образование. - 2004. - № 9.

5. Коршунова, В.В. Становление информационной компетентности будущего учителя начальных классов: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.В. Коршунова. - Петрозаводск, 2006.

Статья поступила в редакцию 12.0309

УДК 681.3(07)

Н. Ю. Королева, канд. пед. наук,доц. МГПУ, г. Мурманск Д.П. Тевс, канд. пед. наук,доц. АлтГПА, г. Барнаул А. В. Замятина, ас. МГПУ, г. Мурманск

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЫ

Описывается подход к построению методической системы обучения будущих учителей информатики педагогическим технологиям информационно-образовательных систем обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, педагогические технологии на основе ИКТ, ИКТ-насыщенная среда.

Внедрение цифровой техники в повседневную жизнь учащихся ставит перед будущим учителем информатики задачи не только по ее использованию в обучающей деятельности, но и в области квалифицированного создания образовательных информационных ресурсов, призванных формировать для учащихся необходимую образовательную среду. В настоящее время возникла потребность в учителе, способном решать новые профессиональные задачи, и в готовности педагога использовать именно новые педагогические технологии в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Становление профессиональной компетентности будущего учителя предполагает развитие в нем способности и готовности решать профессиональные задачи средствами информационно-коммуникационных технологий как в предметной области обучения, так и области управления образовательным процессом.

Понятие «готовность» нельзя рассматривать отдельно от понятия «компетентность», составляющего основу профессионализма. На сегодняшний день существует достаточно мно-

го подходов к определению понятия «профессионализм» (В. А. Сластенин и др. [7], В. Бондаревский [2], В. Шувалова и О. Шиняева [11], Я. Турбовской [10], В. Я. Синенко [9] и др.). В отношении деятельности учителя, согласно работе М.В. Афониной [1], мы понимаем готовность как органичный сплав высокого уровня выполнения профессиональной деятельности с определенными личностными качествами.

Профессиональная компетентность является основой профессиональных качеств личности и включает не только представление о квалификации, но и развитые социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности [8] и, согласно работе [5], понимается как интегральная характеристика, определяющая умение специалиста решать профессионально-педагогические проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях учебной и научной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.