Научная статья на тему 'Структура профессионализации в изобразительной и педагогической деятельности. Теоретический и прикладной аспекты'

Структура профессионализации в изобразительной и педагогической деятельности. Теоретический и прикладной аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ / PEDAGOGIES / EDUCATION / INTEGRATION OF SCIENCES IN TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиханова Е. В., Горбунова Г. А.

В статье рассматриваются вопросы возможности развития способностей с реальными возможностями и желанием развиваться обучающихся в различных областях творчества и специальной профессиональной подготовкой в области педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиханова Е. В., Горбунова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT PROFESSIONALIZATION STRUCTURE: GRAPHIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES. THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS

The article analyses the opportunities of abilities development with real possibilities and desire to develop students in various areas of art and special vocational training in the field of pedagogy and psychology.

Текст научной работы на тему «Структура профессионализации в изобразительной и педагогической деятельности. Теоретический и прикладной аспекты»

УДК 378

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ

© 2009 Е.В.Чиханова, ГАГорбунова

Санкт-Петербургский государственный университет

Статья поступила в редакцию 04.05.2009

В статье рассматриваются вопросы возможности развития способностей с реальными возможностями и желанием развиваться обучающихся в различных областях творчества и специальной профессиональной подготовкой в области педагогики и психологии.

Ключевые слова: педагогика, образование, развитие через обучение.

На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, Б.Ф.Ломов. Педагогические способности, как художественные, были предметом специального рассмотрения в работах Н.Д.Левитова, Ф.Н.Гоноболина, А.И.Щербакова, Н.Г.Кушкова и других. Почти во все учебники психологии вошло определение способностей, данное Б.М.Тепловым и позднее почти полностью принятое Н.С.Лейтесом. Способности они определяют как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Б.М.Теплов особое внимание уделял включению трех обязательных признаков способностей: 1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; 3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. И еще два положения отстаивал Б.М.Теплов: «врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития», способности «создаются» в деятельности. «Не в том дело, - пишет он, - что способности проявляются в деятельности, а в том,

° Чиханова Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук. E-mail: veta5@ya.ru

Горбунова Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках. E-mail: veta5@ya.ru

что они создаются в этой деятельности»1.

В отечественной психологии в последние десятилетия преобладающим в исследовании проблемы способностей стало психофизиологическое направление. Соответственно исследователями, работающими в русле этого подхода, получены наиболее существенные результаты, касающиеся, прежде всего связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Способности не даются человеку с рождения в готовом виде. Они не являются врожденными свойствами человека, не передаются по наследству. Эти особенности оказывают влияние на развитие других задатков и в дальнейшем на развитие способностей к любому виду деятельности, в задатках надо усматривать психофизиологические свойства и прежде всего те, которые проявляются у человека в самом начале овладения какой-либо деятельностью. Большое значение в процессе формирования способностей имеют временные нервные связи, образующиеся в коре мозга. Особенно существенную роль играют быстрота образования и устойчивость условных рефлексов, быстрота процесса образования и устойчивость реакции торможения. Указанные особенности высшей нервной системы, как правило, обусловливают успешность выполнения какой-либо деятельности. Они влияют на быстроту и прочность овладения новыми знаниями, умениями, навыками. Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о появлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, только при этом условии возможно развитие задатков в способности.

Рассматривая вопрос о соотношении биологического и социального факторов в развитии и формировании способностей, С.Д.Смирнов отмечает, что говоря о «...задатках как врожденной ос-

1 Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: 1981.

нове способностей, нужно, прежде всего, иметь в виду особенности нервной системы и организма в целом, определяющие легкость, скорость построения функциональных органов и их свойства»2.

В своих работах по проблеме способностей А.Н.Леонтьев последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий, воспитании в развитии способностей человека и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей. По его мнению, все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений3. По А.Н.Леонтьеву, биологически установленные свойства человека не определяют психических способностей. А.Н.Леонтьев справедливо подчеркивает роль общения, воспитания в присвоении достижений культуры для развития способностей. Однако в его концепции остается невыясненным вопрос: почему при правильном обучении и воспитании способности оказываются различными у разных людей? Представляется, что неодинаковость физических и анатомических особенностей служит условием и для различий в психической деятельности. Признание же различий в психической деятельности означает возможность развития индивидов в разном направлении4.

Способности, по С.Л.Рубинштейну, представляют собой синтетическое образование личности, в основе которых лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, под которыми разумеются анатомо-физи-ологические особенности нервно-мозгового аппарата человека. Деятельность представляет собой основу развития способностей. Способности человека - это, прежде всего способности к труду, к обучению5. В последней своей работе С.Л.Рубинштейн выдвинул положение о том, что вопрос о способностях должен бить слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях, вопросом об умственном развитии6.

Развивая проблему способностей, Б.Г.Ананьев подчеркивает не только роль собственно психологического аспекта в них, не только реальную роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опита, но и связь способностей с лич-

2 Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966.

3 Леонтьев A.A. «Научите человека фантазии...»: творчество и развивающее образование // Вопросы психологии. -1998. - 2. - С. 82 - 85.

4 Леонтьев A.H. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1960. - 1.

5 Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004.

6 Рубинштейн СЛ. Проблемы способностей и вопросы

психологической теории // Психология индивидуальных

различий. - М.: 1982.

ностью как психологическим образованием. Способности есть проявление творческого развития ума, а не просто накопление знаний. Б.Г.Ананьев считает, что образование способностей связано с развитием высших психических функций. Он прослеживает теснейшую связь способностей и характера. Разбирая вопрос о роли задатков в развитии способностей, он пишет о том, что необходимо учитывать естественные способности личности, особенности работы мозга как определенные ана-томо-физиологические предпосылки. По его мнению, в процессе деятельности задатки превращаются в способности, становятся ими7.

В понимании способностей К.К.Платонов исходит из связи способностей со структурой личности. Он считает, что структура личности состоит из четырех подструктур. К.К.Платонов указывает, наряду с четырьмя подструктурами, еще на два общих качества личности, к которым относится характер и способности. Личность и способности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От них зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности 8.

В.А.Крутецкий рассматривая проблему о соответствии задатков и способностей. По его мнению, задатки являются одним из условий формирования способностей9. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. Основанием говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности, как отмечает В.А.Крутец-кий, служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижения.

Способности нельзя рассматривать в отрыве от личности, однако, они также не являются самостоятельными свойствами личности. Способности - это структура свойств личности, которые входят в ее четыре основных подструктуры, но только нужных для освоения какой-либо деятельности. Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. Можно выделить два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. Нельзя, конечно, метафизически рас-

7 Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. - М.: 1962.

8 Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях // Советская педагогика. - 1989. - 5. - С. 39.

9 Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968.

сматривать эти уровни. Следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают термины «талант» и «гений».

Каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, управленческая) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, скорости реакций, работе анализаторов, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, у других могут быть они слабо развиты. Если люди обладают такими индивидуально-психоло-гическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности.

В исследовании под специальными способностями понимается такая система свойств личности, которая помогает ей достигнуть высоких результатов в познании и творчестве в специальной области художественной деятельности. Кроме художественных (изобразительных) способностей выделяется и вторая группа - способности к практической деятельности: организаторские, педагогические способности. Данные способности в исследовании рассматриваются параллельно, т.к. обе являются специальными для студентов художественно-графических отделений вузов и педагогических училищ. Специальные способности органически связаны с общими или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей студентов ХГО (художественно-графических отделений) вузов и педагогических училищ. В свою очередь развитие специальных способностей при известных условиях положительно влияет на развитие интеллектуальных сил личности.

Возможность развития способностей к определенному виду деятельности может быть выявлена в предшествующем развитии индивида, до занятия этим видом деятельности. Правильнее говорить, что развитие способностей в целом связано не только с конкретным специальным видом деятельности, а со всей жизнедеятельностью индивида, с его реальной деятельностью, куда специальный вид деятельности включается в качестве составляющей. Такая постановка вопроса совпадает и с намеченным Б.М.Тепловым положениям об индивидуально-психологических особенностях способностей как целостных характеристик индивида. По Б.М.Теплову, точно так же как каждая способность не может быть привязана к одному виду общественно-полезной деятельности, так и в своем психологическом механизме не может быть

привязана к одному психическому процессу (восприятию, мышлению). Раскрытие общих особенностей преобразующей психической деятельности дает возможность понять механизм универсализации способностей, их переноса с одной области деятельности на другую10.

Л.С.Рубинштейн при анализе качества психических процессов или психической деятельности подчеркивает, что ядром способностей являются не усвоение, не автоматизированные операции, а психические процессы. Анализ способностей как особого качества психической деятельности показывает, что они являются выражением психических процессов. Способности, как и психическая деятельность в целом, в которой они сформировались, характеризуются типичными чертами, присущими именно данному индивиду, они выступают как типичный стиль, способ действия, характеризующий одного индивида в отличие от друго-го11. Это согласуется с положением Б.М.Теплова о том, что способности всегда различны в качественном отношении, в своем индивидуальном выраже-12

нии.

Специфическая роль способностей, по мнению Т.И.Артемьевой, в отношении к реальной деятельности индивида выявляется в регуляторной функции способностей, которая заключается в следующем: включение способностей в деятельность индивида означает качественное изменение протекания последующей деятельности. Это значит, что способности не просто проявляются в деятельности, но и регулируют ее таким образом, что вся последующая деятельность становится иной в смысле ее психологической характеристики, психологической структуры. В этом смысле способности уже не выступают как зависимая переменная от деятельности. Регуляторная функция способностей в отношении деятельности проявляется в том, что индивид, строя свою деятельность соответственно логике ее предметности, приходит к «новому предмету». Это одна сторона регуляторной функции способностей. Другая сторона регуляции деятельности индивида его способностями находит свое выражение в постановке им целей, планировании, последующей деятельности13.

Специфическое назначение способностей состоит в предвосхищении новой деятельности, в опережении последующей деятельности индивида и «выходит» за пределы уже сложившейся. Способности индивида, формируясь в его реальной деятельности, делают его способным к открытию

10 Теплое Б.М. Способности и одаренность...

11 Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии.

12 Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

13 Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977.

новых типов деятельности. Важно подчеркнуть, что между способностями и деятельностью существует двойная зависимость: с одной стороны, способности индивида выступают как результат его предыдущей деятельности, с другой стороны - как предвосхищение и опережение его будущей деятельности. Думается, что без этой функции - опережать последующую деятельность - способности теряют свой действительный смысл, и тогда за ними остается только функция приспособления к деятельности. Само развитие способностей индивида зависит от того, какова качественная характеристика его реальной деятельности.

В.Д.Шадриков рассматривает способности с позиции функциональной системы и определяет их как «свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные процессы, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности». Мера интегрируемости способностей в системе конкретной деятельности может иметь индивидуальные различия и «определяется двумя показателями: мерой выраженности отдельных способностей, входящих в систему деятельности, и мерой интегрированности отдельных способностей в деятельности»14.

Приведенные подходы к определению способностей говорят о том, что в настоящее время, несмотря на достаточную разработанность, психология способностей продолжает оставаться весьма актуальной областью исследования различных психологических дисциплин. Отмеченные положения легли в основу всех экспериментальных исследований способностей — музыкальных (Б.М.Теплов), математических (В.А.Крутецкий), изобразительных (В.И.Киреенко), педагогических (Н.Д.Левитов, Е.Н.Гоноболин).

В.С.Кузин и В.Н.Кириенко описали изобразительные способности как форму способностей, которая представляет собой систему врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество15. Способность к изобразительной деятельности как сложное комплексное образование включает в свою структуру специфические способности, которые, с нашей точки зрения, можно интерпретировать как специфическую чувствительность к объектам и средствам изобразительной деятельности: 1) целостность восприятия; 2) оценка вертикали и горизонтали; 3) оценка пропорциональных отношений; 4) оценка тональных отношений; 5)

14 Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.

15 Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974; Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: 1959.

оценка перспективных сокращений; 6) способность видеть цвет, его оттенки; 7) зрительная память, 8) воображение; 9) изображение по представлению; 10) наблюдательность с целью последующего изображения. В структуре изобразительных способностей выделяют ведущие, опорные и системные свойства:

а) свойства художественного творческого воображения и мышления (способность к дивергентному мышлению), обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

б) свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ;

в) эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

г) волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов;

д) опорные свойства: сформированность сенсомо-торных операций.

К вспомогательнъм свойствам художественных способностей обычно относят:

а) свойства зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов - мягкость, твёрдость, бархатистость и т.д.;

б) сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приёмов в рисунке, живописи.

Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций, особенностей объёмной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, светотеневых отношений, ритма, цвета, гармоничности цвета и тона, перспективных сокращений объёмных предметов, движения. Продуктивна работа творческого воображения, мышления и зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания художественного произведения. Сказанное относится и к развитому эмоциональному отношению художника к изображаемому, к волевому настрою в процессе творческой работы. Это определяет ведущий характер данных свойств. Точная передача пропорций, особенностей объёмной и плоской формы и т.п. имеет важное значение во время детальной прорисовки последнего эскиза, самой картины, во время писания красками и, вместе с тем, не имеет существенного значения на предварительном этапе - этапе созре-

вания замысла и выполнения первых схематичных эскизов-набросков. Способности могут развиваться и стихийно, в процессе той или иной деятельности. Однако формирование способностей в этом случае будет замедленным и потребует больше сил. Под влиянием же обучения и воспитания развитие способностей происходит значительно быстрее и продуктивнее. Для успешного формирования у студентов как общих, так и профессиональных способностей необходимо, прежде всего, развивать у них интерес учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться.

Н.С.Лейтес отмечает, что «неспособные» учащиеся, как правило, плохо учатся не потому, что по особенностям своего ума не могут понять учебный материал, или по особенностям своей памяти ту или иную информацию16. Очень часто неудачи «неспособных» подростков объясняются отсутствием у них интереса, склонности к труду. Понятно, что у студента, который пассивен во время работы, который не испытывает эмоционального настроя, состояния удовлетворения от труда, не делает умственных и волевых усилий, формирование способностей будет неудовлетворительным. Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие проблемных ситуаций в решении тех или иных учебных задач, необходимость постоянного сравнения, обобщения, анализа и синтеза изучаемого материала в процессе обучения в училище есть та основа, на которой развиваются умственные способности студентов. Воспитание способностей у студентов, и прежде всего умственных способностей, неразрывно связано с общими задачами воспитания и формирования личности студента в целом.

Н.Д.Левитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности17, а именно: 1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления; 4) находчивость или быстрая и точная ориентировка; 5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Ф.Н.Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б.М.Теплова, делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им18. В

кЛейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.

17 Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. -М.: Гос. учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1958.

18 Кузин В.С. Психология...

структуру собственно педагогических способностей он включал: 1) способность делать учебный материал доступным учащимся; 2) понимание учителем ученика; 3) творчество в работе; 4) педагогически волевое влияние на детей; 5) способность организовать детский коллектив; 6) интерес к детям; 7) содержательность и яркость речи; 8) ее образность и убедительность; 9) педагогический такт; 10) способность связывать учебный материал с жизнью; 11) наблюдательность; 12) педагогическую требовательность (психологический анализ педагогических способностей).

Два ряда фактов свидетельствуют, о наличии специальных педагогических способностей. Во-первых, далеко не все профессиональные педагоги, знающие предмет и имеющие подчас значительный стаж работы, успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся: 1) глубина и разносторонность их знаний; 2) интерес их учащихся к предмету; 3) интерес учащихся к сложным разделам предмета; 4) умение самостоятельно работать над предметом; 5) обобщение и перенос знаний, полученных в данном предмете, на другие (установление межпредметных связей). Во-вторых, встречаются профессиональные педагоги, которые, несмотря на ответственное отношение к делу, не достигают высоких результатов в педагогическом труде (в отношении всех или подавляющего большинства учащихся). Такие факты говорят о наличии (или отсутствии) специальных педагогических способностей. Имеются учителя, которые, несмотря на глубокое знание предмета и высокий уровень ответственного отношения к делу, не умеют обучить своему предмету, не способны справляться с дисциплиной в классе и плодотворно влиять на учащихся в нужном для себя направлении. Близок данному факту следующий пример, художник-преподаватель имеющий богатый запас знаний и умений в области изобразительного искусства не в состоянии в полной мере передать свой опыт студентам. Тот факт, что иной педагог, несмотря на знание предмета и ответственное отношение к делу, не овладевает педагогическим мастерством, говорит и о сложном пути формирования педагогических способностей.

В исследовании внимание уделяется развитию педагогических способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ в изобразительной деятельности. Одной из главных задач исследования состояла в развитии у студентов не только способность к изображению окружающей действительности (предметы, явления), но в формировании умения преподносить материал по изобразительной грамоте учащимся в соответствии с их возрастом. Хорошей возможностью выступает педагогическая практика. Одной из задач исследования состояла подго-

товить студентов к педагогической практике с помощью специальной программы, которая подробно будет изложена в третьей главе.

Педагогические и изобразительные способности студентов в учебном процессе выступают как

индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней.

Структура профессиональных способностей студентов художественно-графического

отделения педагогического училища

Каждая способность имеет сложную структуру. Она включает в себя как общие, присущие всем способностям свойства психики, так и особенные, свойственные только данному виду. В свою очередь общие свойства приобретают специфические черты в структуре специальных способностей, в данном случае изобразительных и психолого-педагогических. Таким образом, на основании психолого-педагогических исследований изобразительных и педагогических способностей была сформулирована структура профессиональных

способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища. В приведенной выше структуре показаны необходимые составляющие компоненты профессиональных способностей студентов, куда вошли познавательные процессы, креативность, интеллектуальные возможности, специальные графические и практические способности будущего специалиста в области преподавания изобразительного искусства.

STUDENT PROFESSIONALIZATION STRUCTURE: GRAPHIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES. THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS

© 2009 E.V.Chihanova, G.A.Gorbunova°

Saint-Petersburg State University

The article analyses the opportunities of abilities development with real possibilities and desire to develop students in various areas of art and special vocational training in the field of pedagogy and psychology.

Key words: pedagogies, education, integration of sciences in training.

° Chihanova Ekaterina Vladimirovna, Cand.

Sc. in Psychology. E-mail: veta5@ya.ru

Gorbunova Galina Aleksandrovna, Cand. Sc. in Pedagogics,

Senior lecturer of Information systems in art

and humanities department. E-mail: veta5@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.