Научная статья на тему 'Структура предметной области библиографической деятельности библиотеки как вузовской учебной дисциплины'

Структура предметной области библиографической деятельности библиотеки как вузовской учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ / IBRARY AND INFORMATION EDUCATION / BIBLIOGRAPHIC ACTIVITIES OF THE LIBRARY / СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ / THE STRUCTURE OF THE DISCIPLINE / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / IMPROVING THE QUALITY OF SPECIALIST TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина Валентина Никифоровна, Мириленкова Светлана Борисовна

Рассматриваются основные подходы к формированию структуры учебной дисциплины «Библиографическая деятельность библиотеки» по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на уровне бакалавра. Приводится содержание программы, которое проектируется в соответствии с современными тенденциями и особенностями развития российской высшей школы и библиографической деятельностью библиотек. Показано, что качественному изучению студентами этой дисциплины способствуют дуальная система образования, гипертекстуализация библиотечно-информационной образовательной среды, применение современных компьютерных технологий.The article discusses the main approaches to the formation of the structure of the discipline "Library Bibliographic activity" in the direction of preparation "Library and Information Activities" at the bachelor's level. The program content is designed in accordance with modern trends and characteristics of the development of Russian higher education and bibliographic library activities. Qualitative study of student discipline contributes to the dual system of education, hypertextuality library and information educational environment, the use of modern computer technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура предметной области библиографической деятельности библиотеки как вузовской учебной дисциплины»

формационная таблица, в которой цветом отмечены ячейки, в которых отражена важная информация о металлах, устойчивых к коррозии в морской воде; слайд 4 - содержит уравнения химической реакции;слайды 5, 6, 9 и 10 - содержат фотографию, иллюстрирующую результат коррозии (5), схему процесса контактной коррозии в виде традиционного рисунка (10) и графики, отражающие функциональные зависимости процесса коррозии (6, 9), при этом слайд 9 носит проблемный характер: обучающиеся должны ответить на поставленный вопрос; слайды 3 и 8 являются демонстрационными, на них с использованием анимации показывается, как протекает процесс коррозии; слайд 11 - завершаю-

щий, текст этого слайда был придуман обучающимся на турнире по химии.

В табл. 2 приведены данные по объему каждого вида слайда в этой лекции.

В этом случае материал в виде формул и уравнений занимает небольшой объем, а наибольший объем имеет материал иллюстративного характера. Каждая тема имеет свои особенности, поэтому жестко регламентировать количество того или иного иллюстративного материала нельзя.

Безусловно, демонстрационный материал в значительной степени отражает вкус автора, поэтому трудно ожидать единого мнения по поводу качества той или иной презентации. Однако в любом случае полезно проводить

анализ материала, который готовится для презентации лекции, и разумно корректировать его.

Литература

1. Громаков Н.С. Из опыта применения информационных технологий в вузовском курсе химии // Новые информационные технологии в образовании: Материалы междунар. конф. Екатеринбург, 13-16 марта 2012 г Екатеринбург: РГППУ, 2012. С.121-122.

2. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. М., 2006. 112 с.

3. ЖуринА.А. Компьютер в кабинете химии: пособие для учителя. М., 128 с.

4. Кожемякина М.М. Применение информационных технологий в работе учителя химии. URL: http// ext/spb/ru/2011-03-29-09-03-14/ chemistry/5958-Ir/htm.

УДК 378. 025

В.Н. Шадрина, С.Б. Мириленкова,

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Структура предметной области библиографической деятельности библиотеки как вузовской учебной дисциплины

Будущим выпускникам Белгородского государственного института искусств и культуры по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на уровне бакалавра любого из

профилей, будь то «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Информационно-аналитическая деятельность», «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей ин-

формации» или «Технология автоматизированных информационных ресурсов», необходимо библиографическое образование.

Взаимодействие образования с субъектами рынка труда

© Шадрина В.Н., Мириленкова С.Б., 2015

Рассматриваются основные подходы к формированию структуры учебной дисциплины «Библиографическая деятельность библиотеки» по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на уровне бакалавра. Приводится содержание программы, которое проектируется в соответствии с современными тенденциями и особенностями развития российской высшей школы и библиографической деятельностью библиотек. Показано, что качественному изучению студентами этой дисциплины способствуют дуальная система образования, гипертекстуализация библиотеч-но-информационной образовательной среды, применение современных компьютерных технологий.

Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, библиографическая деятельность библиотеки, структура дисциплины, повышение качества подготовки специалиста.

The article discusses the main approaches to the formation of the structure of the discipline "Library Bibliographic activity" in the direction of preparation "Library and Information Activities" at the bachelor's level. The program content is designed in accordance with modern trends and characteristics of the development of Russian higher education and bibliographic library activities. Qualitative study of student discipline contributes to the dual system of education, hypertextuality library and information educational environment, the use of modern computer technology. Key words: library and information education, bibliographic activities of the library, the structure of the discipline, improving the quality of specialist training.

является обязательным компонентом и современного библио-течно-информационного образования. Ведение справочно-поис-кового аппарата, формирование и пополнение справочно-инфор-мационного фонда, подготовка и издание библиографических пособий, справочно-библиографи-ческое обслуживание, библиографическое информирование, формирование библиографической культуры пользователя - важная составляющая деятельности любой библиотеки. В свою очередь, структура библиографической деятельности библиотеки повторяется в структуре вузовской учебной дисциплины «Библиографическая деятельность библиотеки». Эта дисциплина является одной из основных и входит в базовую часть профессионального цикла на уровне бакалавра по направлению подготовки «Библиотечно-ин-формационная деятельность».

Процесс изучения этой дисциплины направлен на формирование у будущих специалистов компетенций, которые будут способствовать реализации профессиональной деятельности, адекватной запросам времени:

способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую потребностям пользователей; готовность к взаимодействию с потребителями информации, повышать уровень их информационной культуры; готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков в реализации библиотечно-инфор-мационных процессов, профессиональной переподготовке и повышении квалификации.

В результате изучения этой дисциплины студент должен знать: основы организации и методики библиографической деятельности, состав, структуру и технологию справочно-поискового аппарата, виды библиографической характеристики документов; уметь осуществлять библиографический поиск, библиографирование и формирование справоч-но-поискового аппарата с целью раскрытия содержания фонда и его использования; владеть методами сбора, анализа, обобщения эмпирической информации в области библиографии.

Опыт преподавания в вузах культуры дисциплины «Библио-

графическая деятельность библиотеки», получаемые в результате ее освоения знания существенно расширяют общенаучный и профессиональный кругозор будущих специалистов библиотеч-но-информационной сферы, обеспечивают им системное видение методов, способов, процессов и технологий этого направления в деятельности библиотек.

На современном уровне развития этой дисциплины наиболее целесообразным является аспектный подход к формированию ее структуры, предусматривающий деление нарабатываемого библиографами материала на следующее содержание ее разделов: организация библиографической работы в библиотеке; организация справочно-поискового аппарата библиотеки; методика составления библиографических пособий; библиографическое обслуживание в библиотеке; спра-вочно-библиографическое обслуживание; повышение информационной культуры пользователей библиотеки; менеджмент и маркетинг в библиотечно-библиогра-фической деятельности.

В структуре вузовского образования важное место занимает аспектно-предметная область любой дисциплины. Структурная матрица аспектно-предмет-ной области дисциплины «Библиографическая деятельность библиотеки» - это соотношение состава и взаимосвязи аспектов и предметов исследуемого направления деятельности библиотек, где предметы служат средством конкретизации каждого аспекта, и, наоборот, по аспектам дифференцируется изучение каждого предмета.

«Предметное» направление дифференциации библиографической деятельности библиотеки связано с выделением отдельных структур, участников, процессов, результатов библиографической деятельности.

Многие аспекты библиографической деятельности и соот-

ветствующие каждому аспекту признаки изменений свидетельствуют об инновациях в библиографическом обслуживании пользователей муниципальных библиотек. В преобразовании направлений библиографической деятельности следует выделить несколько его уровней: методологический, организационно-струк-турный,содержательный,уровень инновационной деятельности, который связан с поиском и реализацией новых информационных и управленческих решений.

Трансформация библиографической деятельности сегодня связана с внедрением информационных технологий на всех перечисленных выше уровнях и реализуется в следующих направлениях: формирование внешней и внутренней электронной среды библиотек; хранение информации на электронных носителях; поиск информации в машиночитаемых массивах. Внедрение средств передачи данных при помощи телекоммуникационных каналов повлияло как на ресурсную базу библиотек, так и на технологию справочно-би-блиографического обслуживания, библиографическое информирование, составление библиографических пособий и привело к появлению новых форм организации деятельности, которые отличаются от традиционных.

Темпы изменения практики библиотек диктуют и необходимость оперативной модернизации существующей системы подготовки специалистов библио-течно-информационного дела в вузе. В связи с этим для дальнейшей модернизации библиографической деятельности муниципальных библиотек теоретические знания, безусловно, необходимы. Однако, как показывает опыт, современного работодателя наряду с изучением выпускниками вузов теоретических аспектов сущности инновационной библиографической деятельности в большей мере интересуют их умения вы-

делять специфику муниципальной библиотеки как среды ее реализации, обобщать и структурировать содержание инновационной библиографической деятельности, определять влияние организационных условий на нее, находить пути оценки ее эффективности. Все это, в свою очередь, будет способствовать принятию обоснованных управленческих решений, направленных на развитие библиографической практики в условиях библиотек самых разных видов, в том числе муниципальных, повышение качества библиографической деятельности и реализацию прав граждан по доступу к социально-значимой информации.

Современная библиографическая деятельность в муниципальных библиотеках характеризуется сочетанием традиционных и инновационных подходов, что находит реализацию и в исследуемом нами учебном курсе. На теоретическом уровне инновационной библиографический деятельности на этот период сформулированы такие понятия, как «виртуальное справочное обслуживание», «виртуальная справочная служба», «виртуальный справочно-библи-ографический аппарат», «электронный каталог», «электронная библиотека», «электронные библиографические пособия», ве-блиография и др., которые дополнили традиционные, устоявшие понятия [1, 4]. Это, в свою очередь, требует упорядочения изучаемых объектов, их определения, классификации по тем или иным признакам.

Поэтому при составлении рабочих учебных программ мы попытались в рамках отведенного на изучение этой дисциплины времени дать основные теоретические положения, рассмотреть информационные технологии и системы, применяемые в интересах библиографической деятельности библиотек.

Библиографическая деятельность подвержена постоянным из-

менениям различной степени интенсивности в результате взаимодействий с электронной средой и рассматривается как комплексный вид деятельности, включающий обслуживание локальных и удаленных пользователей, а также обучение пользователей поиску информации.

Все это дает нам основания для ввода в структуру дисциплины раздела «Автоматизация библиографических процессов», в котором предусмотрены в качестве предмета внедрение компьютерной техники в библиографическую практику, компьютерная технология в создании электронных каталогов, электронных баз данных, библиографических пособий, автоматизированный библиографический поиск в справочно-библиографическом обслуживании библиотеки.

Бесспорно, что в условиях обязательного использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, в частности наличия электронных библиотечных систем с доступом в Интернет, развития интерактивных форм обучения, будущие специалисты должны овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (общекультурная компетенция - 12), способностями работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (общекультурная компетенция - 13), к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (профессиональная компетенция - 31), информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности (профессиональная компетенция - 33) [3].

Реализация этих требований федерального государственного образовательного стандарта напрямую связана с гипертекстуали-зацией образовательного процес-

са в вузе и библиографической деятельностью библиотек. Именно возможности гипертекстовых технологий наилучшим образом призваны содействовать формированию у студентов представлений о мире знаний во всем его многообразии. Гипертекстовая учебная информация, создаваемая в библи-отечно-информационной среде, создает потребность в качественно ином образовании, в том числе с использованием гипертекстов. Последовательное накопление в этом направлении знаний по дисциплине «Библиографическая деятельность библиотеки» позволит в дальнейшем перейти к обобщению материала по взаимодействию в гипертекстовом режиме разделов дисциплины и выявлению для них некоторой общей знаниевой основы предмета даже в условиях ги-пертекстуализации культуры и образования [2, с. 4].

Качественному изучению студентами дисциплины «Библиографическая деятельность библиотеки» способствует сейчас и дуальная система профессиональ-

ного образования. В подготовке выпускников по направлению «Би-блиотечно-информационная деятельность» принимают участие специалисты библиотек области непосредственно на базе инфор-мационно-библиографическо-го отдела Белгородской государственной универсальной научной библиотеки и других библиотек области. Они проводят занятия, мастер-классы, организуют экскурсии и все виды практик, реализуют практические, творческие, курсовые и дипломные работы. Получившая признание дуальная система профессионального образования позволяет совмещать теоретическую и практическую подготовку, свидетельствует о согласованном взаимодействии, в этой системе студент переходит в активного потребителя учебной информации, включается в процесс библиографической деятельности как будущий специалист. Это дает основания как для формирования структуры дисциплины, так и повышения качества профессиональной подготовки специалиста.

Литература

1. Сагитова Л.К., Шадрина В.Н. Краеведческий компонет в учебно-исследовательской деятельности кафедры // Образование и общество. 2014. № 4. С.118-120.

2. Склярова Е.А. Гипертекстуали-зация библиотечно-информацион-ной образовательной среды. Казань, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Библиотечно-информаци-онная деятельность (квалификация (степень) "бакалавр")». URL: http: // zhurnal.mipt.rssi.ru.

4. Шадрина В.Н. Гипертекстуали-зация библиотечно-образовательной деятельности как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: материалы 3-й Междунар. науч.-прак-тич. конференции (Краснодар, 5 апреля 2013 года). М., Краснодар, 2013. С.182-187.

УДК 378. 1

О.А. Брель,

Кемеровский государственный университет

Применение мультимедийных технологий в профессиональном туристском образовании

Повышение качества подготовки кадров является основной задачей развития системы высшего профессионального образования на современном этапе. Не исключением является и туристское образование, актуальность которого стремительно возрастает в связи с активным развитием туристской индустрии в нашей стране.

Современный компетентност-ный подход в профессиональном туристском образовании на-

правлен на формирование целого ряда компетенций у обучающихся, необходимых для их академической подготовки и осуществления будущей профессиональной деятельности. Важными в этом перечне являются компетенции в области современных информационных и коммуникационных технологий. Например, студент должен обладать способностью к реализации туристского продукта с использованием информацион-

ных и коммуникативных технологий; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности и быть готовым работать в глобальных компьютерных сетях [3]. В связи с этим необходим поиск новых методов, приемов и технологий преподавания дисциплин с использованием

© Брель О.А., 2015 88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.