Научная статья на тему 'Структура правового статуса несовершеннолетнего: от общего к специальному'

Структура правового статуса несовершеннолетнего: от общего к специальному Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2891
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура правового статуса несовершеннолетнего: от общего к специальному»

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Отъезжающие по разному оценивали свое вынужденное пребывание в Марийской республике. Учительница польской школы Фромер благодарила местных руководителей за проявленную заботу о спецпоселенцах, особенно детях, которым была предоставлена возможность учиться. В то же время спецпоселенка Вальдман заявила: «Закончились наши мучения в России. Никто из поляков не забудет нанесенные нам обиды в 1941 году, когда без разбора всех, даже с высшим образованием, заставили работать на лесозаготовках»* 1.

Т.В. Худой*ина*, О.В. Садина**

СТРУКТУРА ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО: ОТ ОБЩЕГО К СПЕЦИАЛЬНОМУ

Размышления о правовом статусе несовершеннолетнего вполне очевидно должны основываться на общетеоретическом учении о правовом статусе личности, категории, многогранной и вызывающей многочисленные научные дискуссии. Одним из предметов таких дискуссий выступает структура (состав, юридическая конструкция) правового статуса, определяемая в юридической литературе далеко не однозначно.

Неоспоримо в конструкцию правового статуса включаются юридические права, свободы и обязанности человека. Кроме них, в качестве структурных элементов рассматриваемой категории называются законные интересы (Н.В. Витрук, Н.И. Матузов)2, гражданство (В.В. Щетинин, В.А. Патюлин)3, правосубъектность (Л.Д. Воеводин)4, правовые принципы (А.И. Лепешкин, А.П. Таранов)5, юридическая ответственность (А.Б. Венгеров, В.А. Кучин-ский)6, гарантии прав и свобод человека (М.С. Строгович, Н.Ю. Хаманева)7.

Д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

1 Архив УФСБ. Арх. № 34-9. Л. 89 об.

2 Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 29; Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 135-138.

3 Щетинин В.В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. 1975. № 2. С. 4; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 230.

4 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 31.

5 Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан. М., 1966. С. 3; Таранов А.П. Правовой статус личности в советском социалистическом обществе // Конституционные права и обязанности советских граждан / отв. ред. А.П. Таранов. Киев, 1985. Гл. 1. С. 10.

6 Венгеров А. Б. Право и личность // Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. 3-е изд. М., 2000. Гл. 21. С. 503; Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115.

7 Строгович М.С. Вопросы теории прав личности // Философия и современность: сб. ст. / отв. ред. Ц.А. Степанян. М., 1976. С. 33-35; Хаманева Н.Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. М., 2000. С. 10.

78

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

Спор о «наборе» элементов правового статуса, как справедливо замечает Н.И. Матузов1, не является сугубо формальным, поскольку речь в конечном счете идет об адекватности отражения понятием правовой действительности, о полноте охвата предмета.

Следует отдать должное тому, что подавляющее большинство авторов, формулируя дефиницию правового статуса, делает акцент именно на правах, свободах и обязанностях. «Под правовым статусом, - пишет А.Б. Венгеров, -понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе»2. А.Г. Бережнов отмечает, что «законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности составляют ее правовой статус»3 4. «Правовой статус личности, - замечает Е.А. Лукашева, - в самом общем виде может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государствами в конституциях, международно-правовых актах о

4

правах человека и иных нормативно-юридических актах» .

Юридические права, свободы и обязанности человека определяют его положение и роль в обществе, закрепляются государством как своеобразные «ограничители» социальной свободы личности и необходимы для создания такой системы и такого порядка, при которых обеспечивался бы баланс частных и публичных интересов. При этом разграничение прав и свобод условно и проводится, как правило, лишь применительно к конституционному статусу человека.

Термин «право» традиционно рассматривается в юриспруденции в объективном и субъективном значении. В то же время В.А. Кучинский, например, признает существование и статутных прав5. По его мнению, субъективное право является точной мерой возможного поведения лица, тогда как статутное право - масштабом, «внутри которого эти меры бесконечно разнообразны и ... составляют сразу несколько возможностей»6. Думается, с подобной позицией можно согласиться лишь отчасти. Действительно, следует признать существование «разномасштабных», имеющих различную степень общности прав. Например, конституционные права по своей природе более абстрактны, чем отраслевые. Кроме того, каждое право несет в себе несколько правомочий, более конкретных, чем само дозволение, в пределах которого они могут быть реализованы. Однако любое право, независимо от степени его общности, является субъективным, поскольку принадлежит субъекту и реализуется им.

1 Матузов Н.И. Указ. соч. С. 60.

2 Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 503.

3 Бережнов А.Г. Государство и личность // Теория государства и права: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Л. 11. С. 189.

4 Лукашева Е.А. Право и права человека в нормативной системе общества // Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. Разд. IV. С. 225.

5 Кучинский В.А. Указ. соч. С. 119-133.

6 Там же. С. 123.

79

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Одним из критериев разграничения статутных и субъективных прав В. А. Кучинский называет волевое начало, характер сочетания личных и частных интересов, отмечая, что статутные права выражают государственную волю, тогда как субъективные, прежде всего, частный интерес. Вместе с тем, здесь же автор делает оговорку: статутное право отражает (в обобщенной форме) и личные интересы, а в субъективном происходит слияние индивидуальной воли с государственной. Следовательно, указанный критерий не является достаточным для разграничения статутных и субъективных прав. Любое право является объективным в силу отражения существующей реальности и нормативного закрепления и субъективным в силу обусловленности частным интересом и использования по усмотрению индивида. Тем самым вряд ли есть необходимость в разграничении статутных и субъективных прав, а термин «статутное право» может применяться лишь для обозначения субъективного права как структурного элемента правового статуса лица.

Субъективные права несовершеннолетнего впервые были закреплены в 1924 году в Женевской Декларации прав ребенка и впоследствии получили свое развитие в Декларации о правах ребенка 1959 года, ряде положений международных пактов о правах человека 1966 года и, наконец, Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года. В настоящее время ребенок бесспорно признается самостоятельным субъектом права и наделяется различными правами и свободами, многообразие и отраслевая разрозненность которых дают основание для многочисленных классификаций, что в свою очередь способствует формированию более полной и ясной картины специального правового статуса «человеческого существа, не достигшего совершеннолетия».

Зарубежными авторами преимущественно используется классификация, получившая название «3Р8». Она появилась в 1986 году и предполагает деление прав лица, не достигшего совершеннолетия, на три группы: правообеспечение (provision), право-защита (protection) и право-участие (participation). Первая группа включает в себя субъективные права, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей ребенка, например, право на отдых, образование, досуг. Вторая группа - права, гарантирующие защиту от вредного воздействия, например, защиту от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации. Правом-участием (participation) охватываются права ребенка на самостоятельные действия и вовлеченность в общественную жизнь, например, право на свободное выражение своего мнения по всем вопросам. Существует и модификация «3Ps» - классификация «SDPP», в соответствии с которой выделяются четыре группы прав детей: право на выживание, развитие, защиту и участие1.

В отечественной правовой доктрине широкое распространение получило деление субъективных прав и свобод в зависимости от сферы жизнедеятельности общества на личные, экономические, социальные и политические. Иногда в дополнение к упомянутым называются культурные, экологические, инфор-

1 Подробнее см.: Лобанова Т. В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2006. С. 83-86.

80

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

мационные права, а также права-гарантии (права на судебную защиту). Классификация по данному основанию вполне применима к субъективным правам лица, не достигшего совершеннолетия, и достаточно полно проанализирована Е.А. Лактюнкиной1.

В рамках той или иной отрасли права субъективные права несовершеннолетнего могут быть сгруппированы по соответствующим отраслевым институтам (институциональный критерий). К примеру, в гражданском праве можно выделить группу прав по совершению детьми гражданско-правовых сделок, наследственные, авторские и другие права детей. В образовательном праве отчетливо просматриваются группы прав, обеспечивающих получение дошкольного, начального школьного, основного общего, среднего профессионального, дополнительного образования. Институциональный подход может быть положен в основу классификации жилищных прав ребенка, комплекса прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и т.д.

Исходя из предмета гражданского права, можно выделить имущественные и личные неимущественные права лица, не достигшего совершеннолетия. К числу наиболее значимых имущественных прав несовершеннолетнего следует отнести право на получение им содержания от своих родителей и других членов семьи, право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, приобретенное на его средства либо полученное в дар или в порядке наследования, на суммы, причитающиеся ему в качестве пенсий, пособий. Наряду со взрослыми несовершеннолетние обладают такими личными неимущественными правами, как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность частной жизни, право на имя и иными (ст. 150 ГК РФ).

Специфику интересов и, как следствие, различие объема и содержания прав детей разных возрастных категорий наиболее наглядно отражает группировка прав несовершеннолетних по возрастному фактору. Так, непосредственно с момента рождения за ребенком признаются естественные, личные права: на жизнь, на имя, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту своих прав и законных интересов (гл. 11 СК РФ). Полуторагодовалый ребенок имеет право посещать ясли, трехлетний - детский сад. С шестилетнего возраста ребенок вправе самостоятельно совершать ряд имущественных сделок в соответствии с п. 2 ст. 28 ГК РФ. С восьми лет дети могут пользоваться правом на объединение и быть членами детских общественных организаций (ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»2). Десятилетний ребенок вправе принимать непосредственное участие в решении вопросов об изменении своего имени и (или) фамилии, о своем усыновлении или передаче в приемную семью, о восстановлении родительских прав своих родителей. В указанных и некоторых иных случаях органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь-

1 Лактюнкина Е.А. Права ребенка в контексте концепции устойчивого развития: дис. канд. юрид. наук. Уфа, 2005. С. 84-99.

2 Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.

81

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

ко получив согласие ребенка (см. ст. 57 СК РФ). По достижении четырнадцати лет несовершеннолетий с согласия родителей вправе выбирать место жительства (п. 2 ст. 20, ст. 26 ГК РФ), самостоятельно распоряжаться своим заработком и осуществлять другие права в соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ, требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ), самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Шестнадцатилетие дает право на вступление в брак (при наличии уважительных причин) (п. 2 ст. 13 СК РФ), на членство в кооперативе, (ст. 26 ГК РФ), на управление мопедом, на обучение вождению автомобилем (п.п. 24.1, 21.4 Правил дорожного движения Российской Федерации1), на самостоятельное, без дополнительных оснований, заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ). Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их отцовства (материнства) вправе по достижении шестнадцати лет самостоятельно осуществлять родительские права (п. 2 ст. 62 СК РФ).

Каждое из перечисленных прав лица, не достигшего совершеннолетия, имеет свое содержание и гарантируется государством посредством создания условий для реализации этого права, а также его защиты от нарушений. Правам детей корреспондируют юридические обязанности иных лиц: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, органов местного самоуправления, органов государственной власти, и эта связь заслуживает отдельного теоретикоправового анализа.

С понятием субъективного права в теории тесно связано другое понятие, оказывающее определенное влияние на правовое положение человека в обществе. Речь идет об особом юридическом явлении и, как признано наукой и законодательством, самостоятельной правовой категории, о законном интересе. Он определяется в литературе как отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным2.

Определение отражает двойственную природу законного интереса. С одной стороны, данное юридическое явление квалифицируется как возможность, с другой - как стремление пользоваться благом. Вместе с тем, законный интерес - не субъективное право, а нечто дополняющее и подкрепляющее его, способствующее реализации заложенного в нем социального потенциала. Это «усеченная правовая возможность», не имеющее четкого контура дозволение, простая разрешенность действий, не обеспеченная конкретной юридической необходимостью других лиц. Это своего рода предпосылка, «зародыш» субъективного права, «произрастающий» в последнее при наличии соответст-

1 Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»: [с посл. изм. от 19.04.2008 г.] // Рос. вести. 1993. № 227.

2 Малько А.В. Проблемы законных интересов // Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М.Н. Марченко. М., 2002. Гл. XV. С. 375.

82

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

вующих условий (возрастании общих и специальных гарантий, улучшении благосостояния общества, при политическом реформировании и пр.).

Сущность законного интереса состоит не столько в возможности, сколько в стремлении субъекта к удовлетворению своих потребностей и запросов, обладанию и пользованию теми или иными благами. Как в правоспособности ключевым является слово «способность», так в определении законного интереса - слово «стремление». Прав Н.И. Матузов, замечая, что «термин «стремление» точнее отражает общий смысл понятия «интерес», разновидностью которого выступает законный интерес»1. Тем самым законный интерес -самостоятельная категория, не подлежащая включению в структуру правового статуса. «Стремление» и «возможность» - понятия, лежащие в разных плоскостях.

Правовое положение определяется не только сферой свободы индивида, но и областью его необходимости и подчинения, выражаемой в праве через понятие «обязанность». Юридическая обязанность - это должное и требуемое обществом от человека. Если от реализации статутного права можно отказаться, то от обязанности отказаться нельзя - ее неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет за собой применение мер государственного принуждения. Обязанность может рассматриваться и с позиции возможности, поскольку «ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой»2. Однако такой взгляд на юридическую обязанность не меняет ее сущности, состоящей именно в должном, необходимом, - смещается лишь акцент исследования в сторону условий реализации.

Как было отмечено выше, обязанности взаимосвязаны с субъективными правами, что можно проследить и на примере правового статуса несовершеннолетнего. Так, праву ребенка на жизнь корреспондируют, в частности, запрет (как обязанность воздержаться от совершения определенного действия) на убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ) и обязанность государства применять уголовное наказание за совершение подобного деяния. Право несовершеннолетнего на образование обеспечивается обязанностями родителей заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, обеспечить получение детьми основного общего образования, а также обязанностью органов местного самоуправления организовать и координировать методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (п. 1, 5 ст. 18 Закона РФ «Об образовании», п. 2 ст. 63 СК РФ). Праву несовершеннолетнего выражать свое мнение соответствует обязанность органов опеки и попечительства или суда выяснять мнение ребенка при решении вопросов, затрагивающих его интересы (ст. 57, п. 4 ст. 72 СК РФ).

1 Малько А.В. Проблемы законных интересов // Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М.Н. Марченко. М., 2002. Гл. XV. С. 375.

2 Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1987. С. 65.

83

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Теория юридических обязанностей человека и гражданина разработана в значительно меньшей степени, нежели теория субъективных прав. Более того, обязанности несовершеннолетнего как специального субъекта права не закреплены в Конституции Российской Федерации. Возникает вопрос: наделяется ли несовершеннолетнее лицо юридическими обязанностями? Ответ, безусловно, положительный. Каждый (вне зависимости от возраста) обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, сохранять природу и окружающую среду (ст. 15, 17, 44, 58 Конституции РФ). Несовершеннолетний правонарушитель может быть принужден принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему (ст. 18 Положения «О комиссиях по делам несовершеннолетних»1). Пунктом 3 ст. 31 СК РФ предусмотрены обязанности несовершеннолетних супругов и (или) родителей. Несовершеннолетние члены семьи собственника или нанимателя жилого помещения обязаны использовать это помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ст. 31, 69 ЖК РФ).

Как правило, юридические обязанности несовершеннолетнего в законодательстве не обособляются, не специализируются. Основная причина тому -стремление избежать загромождения нормативных актов «избыточными» конструкциями. Для этого законодателем используются обобщающие понятия, как-то: каждый, человек, гражданин. Однако отсутствие четкого определения направлений, характера и специфики должного поведения несовершеннолетних не только порождает проблему своеобразной «однобокости» их правового положения, но и может стать дополнительной причиной их социально безответственного, противоправного поведения. Ребенку необходимо ясно обозначить не только права, но и обязанности, так же как и права, соответствующие его возрастным особенностям.

Учение о юридической обязанности неразрывно связано с учением о юридической ответственности, которая, как отмечалось, некоторыми авторами выделяется в качестве самостоятельного элемента правового статуса.

Юридическая ответственность раскрывается отечественными правоведами в разных интерпретациях:

- как санкция, предусматривающая меру карательного воздействия на правонарушителя со стороны государства;

- как обязанность виновного в совершении правонарушения претерпеть меру наказания;

- как правоотношение, в рамках которого лицо, совершившее правонарушение, претерпевает штрафную меру государственно-правового принуждения;

- как комплексное явление, включающее в себя ретроспективный и позитивный аспекты2.

1 Утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г.: [с посл. изм. от 25.02.1993 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.

2 Подробнее см.: Федорова В.Г. Понятие юридической ответственности и ее регулятивноохранительная природа // Государство и право. 2007. № 9. С. 87-92.

84

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

Данные интерпретации не исключают, а, напротив, дополняют друг друга, что дает возможность проведения комплексного и углубленного анализа юридической ответственности как самостоятельного правового института.

Применительно к правовому статусу юридическую ответственность можно рассматривать в одном из указанных значений: как обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом за совершенное правонарушение, т.е., во-первых, как обязанность, а во-вторых, в ретроспективном аспекте. В позитивном же значении, при определении через чувство, выражающее отношение к должному, через развитое правосознание, меру требовательности к себе и другим, юридическая ответственность не может восприниматься в качестве составляющей правового положения. Это, скорее, моральное основание, которое «удерживает» человека в рамках его обычного правового статуса, положения, свойственного ему как законопослушному гражданину, как субъекту правомерного поведения. Отсутствие же такого морального основания влечет за собой противоправное поведение, и, как следствие, обычный правовой статус человека трансформируется в специальный статус правонарушителя, дополняемый элементом юридической ответственности в ретроспективном понимании.

Как оговаривалось выше, иногда в структуру правового статуса человека включаются правовые принципы. Действительно, их закрепление в законодательных актах означает предоставление лицу определенных возможностей: иметь равные с другими участниками общественных отношений права, рассчитывать на защиту своих прав и свобод государством и иных. Но сами по себе принципы права являются лишь общими руководящими положениями, определяющими сущность права в целом и отдельных правовых институтов. Они лишь создают фундамент, на котором «возводятся» правовые нормы, «выстраивающие» правовой статус человека. «В правах и обязанностях ... раскрываются [курсив авт.] принципы взаимоотношений государства и личности»1, что дает основание вынести принципы права за пределы правового статуса в качестве его предпосылки.

Наряду с правовыми принципами предпосылкой правового статуса может выступать гражданство. В теории права оно обычно характеризуется с трех позиций:

- как правовой институт, то есть комплекс правовых норм, регулирующих специфическую группу общественных отношений по поводу правовой связи лица с государством: возникновение, существование и прекращение особого (в качестве гражданина) состояния человека;

- как особое правоотношение, характеризующееся прочностью и устойчивостью и имеющее своим содержанием взаимные права и обязанности гражданина и государства;

- как субъективное право, выступающее необходимой предпосылкой для наделения лица конституционными правами и обязанностями гражданина.

1 Лукашева Е.А. Указ. соч. С. 59.

85

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

В.В. Полянский справедливо замечает, что гражданство по своей юридической природе не есть и не может быть субъективным правом, поскольку, во-первых, здесь налицо объективная двусторонняя связь и, во-вторых, положение субъектов таково, что только государство обладает правом окончательно решать вопрос об установлении или прекращении этой связи. Физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, апатрид) имеет субъективные права, реализуемые в конкретных правоотношениях по поводу возникновения или прекращения гражданства (право подачи ходатайства о приеме в гражданство, о выходе из него и т.д.), но это не субъективное право гражданства, а субъективные права по поводу гражданства1.

Наиболее полно сущность гражданства отражает законодательное определение данной категории через устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»2). Следует присоединиться к мнению ученых, полагающих, что правовая связь объемнее по своему содержанию, чем правовое отношение, что первая является родовым понятием по отношению ко второму3.

Тем самым гражданство выступает юридическим основанием получения возможности пользоваться правами и свободами гражданина. Изменение же правовой связи между человеком и государством влечет за собой изменение правового статуса индивида. Например, принятие в гражданство апатрида расширяет его правовой статус, по крайней мере, за счет приобретения права участвовать в политической жизни страны пребывания.

Вместе с тем, как было замечено, гражданство «может быть» предпосылкой, основанием правового статуса. Оно является таковым применительно к правовому положению лица, имеющего соответствующую правовую связь с определенным государством (или государствами), но не общему правовому статусу человека и статусу апатрида. Подобное уточнение характерно и для правового положения лица, не достигшего совершеннолетия, хотя здесь есть некоторая специфика.

Анализ законодательства Российской Федерации показывает, что права и обязанности несовершеннолетних не связываются с наличием или отсутствием у них гражданства России. Это, безусловно, позитивно и вполне объяснимо. Права гражданина, прежде всего, дополняются политической компонентой: правами избирать и быть избранным, участвовать в управлении делами государства и некоторыми иными. Такие права могут быть разумно использованы только по достижении человеком определенного возраста, при приобретении необходимых знаний в сфере политики и экономики и потому закрепляются государством за лицами, достигшими совершеннолетия.

1 Полянский В.В. Принципы советского гражданства // Советское государство и право. 1980. № 5. С. 124.

2 Собр. законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.

3 См., например: Витрук Н.В. Указ. соч. М., 1979. С. 130; Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма: вопросы теории. Саратов, 1977. С. 299.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

86

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

В то же время иногда реализация прав, приобретаемых человеком до достижения 18 лет, ограничивается государством в связи с отсутствием у лица российского гражданства (см., например, ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1, ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2, п. 5 ст. 49 ЖК РФ). Эти ограничения имеют общий характер, но, тем не менее, свидетельствуют в пользу разграничения правовых статусов не достигших совершеннолетия гражданина, иностранного гражданина, бипатрида и апатрида, различие которых, впрочем, будет менее значительным, чем различие соответствующих статусов взрослых субъектов.

Еще одной предопределяющей правового положения выступает правосубъектность лица. Правосубъектность - комплексное понятие, охватывающее своим содержанием правоспособность и дееспособность и обозначающее возможность человека иметь предусмотренные законодательством, а также самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности. Это юридическое качество, которое признается государством за человеком, исходя из наличия у него определенных социальных и природных свойств, в частности, способности понимать содержание тех или иных прав и обязанностей и осознавать значение своих действий, направленных на реализацию правовых потенций. Признавая человека правосубъектным, государство тем самым презюмирует его возможность иметь определенный правовой статус.

Некоторые исследователи правосубъектности трактуют ее как особое (абстрактное, потенциальное) состояние субъективных прав и обязанностей3, что служит основанием для рассмотрения правосубъектности (или правоспособности как одной из ее составляющих) в качестве структурного элемента правового статуса. Однако, думается, правосубъектность не может быть определена через права и обязанности, поскольку последние характеризуют не свойства человека, а его юридически выраженные возможности. Правоспособность и правовой статус - субстанциально различные категории, и одна из них не может рассматриваться как составная часть другой.

Правоспособным человек становится с рождения, дееспособность же признается за ним поэтапно. Так, в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений малолетние до 6 лет считаются недееспособными, и все сделки от их имени могут совершать только законные представители (ст. 28 ГК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет обладают некоторой самостоятельностью, но объем их дееспособности значительно уже, чем объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (см., в частности, выше о субъективных правах как элементе правового статуса).

1 Собр. законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.

2 Там же. Ст. 3018.

3 См., например: Пхаладзе Б.В. Юридические формы положения личности в советском обществе. Тбилиси, 1969. С. 34-37; Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972. С. 88-89.

87

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Полная дееспособность по общему правилу возникает по достижении совершеннолетия, с признанием за лицом необходимых «показателей зрелости»: физической зрелости, определяемой физическим состоянием, психической, свидетельствующей об умении разумно руководить своими действиями, и, наконец, социальной, позволяющей самостоятельно участвовать в жизни общества. Несовершеннолетнее лицо также может обладать полной дееспособностью вследствие вступления в брак или эмансипации (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК РФ).

Наряду с правоспособностью и дееспособностью самостоятельной составляющей правосубъектности иногда называют деликтоспособность1, признаваемую государством способность лица нести юридическую ответственность. Однако более верной представляется иная точка зрения, согласно которой деликтоспособность определяется как разновидность, «слагаемое» дееспособности2, тем более что при выделении четырех элементов правосубъектности делается оговорка: «последние два слагаемых [деликтоспособность и вменяемость] охватываются в конечном счете вторым [дееспособностью]»3.

В разных отраслях права деликтоспособность физических лиц наступает с разного возраста. Например, уголовная ответственность устанавливается с 16 и 14 лет. При этом если несовершеннолетний достиг установленного общим правилом возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, при совершении преступного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не признается деликтоспособным и не подлежит уголовной ответственности (см. ст. 20 УК РФ).

В гражданском праве полная деликтоспособность наступает с 18 лет. Малолетние признаются неделиктоспособными, ответственность за вред, причиненный малолетним, несут его законные представители, если не докажут, что вред возник не по их вине (см. п. 1 ст. 1073, а также п. 3 ст. 28 ГК РФ). В отличие от малолетних, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет должны самостоятельно нести гражданско-правовую ответственность. Лишь в случае, когда у несовершеннолетнего недостаточно имущества, субсидиарную ответственность несут его законные представители (см. ст. 1074, п. 3 ст. 26 ГК РФ).

К административной ответственности лицо может быть привлечено с 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). В то же время, по мнению О.В. Бутько, Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних»4 снижает возраст ребенка для применения к нему мер административной ответственности до 8 лет5. Такой вывод делается по результатам

1 Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 402; Матузов Н.И. Правовые отношения // Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004. Гл. 17. С. 395.

2 Леушин В.И. Правовые отношения // Теория государства и права: учеб. для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд., прераб и доп. М., 2004. Гл. 18. С. 225; Алексеев С.С. Общая теория права: курс в 2-х т. М., 1982. Т. 2. С. 147.

3 Матузов Н.И. Там же.

4 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.

5 Бутько О. В. Указ. соч. С. 147.

88

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

анализа ст. 15 Закона, часть 1 которой гласит: «Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа ... принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ...». Однако, на наш взгляд, оснований для утверждения о снижении возраста административной ответственности нет. Помещение несовершеннолетнего в упомянутое учреждение определяется лишь как «мера воздействия», которая может быть применена к несовершеннолетнему «в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения» (ст. 18 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних1). Иными словами, речь идет о воздействии, применяемом государством в лице компетентных органов (комиссий по делам несовершеннолетних) и имеющем характер принуждения. Но государственное принуждение и юридическая ответственность не тождественны по своему содержанию, а соотносятся как общее и частное. В числе иных мер государственного принуждения выделяются меры воспитательного характера, к которым и следует относить указанное воздействие, применяемое к несовершеннолетнему.

Кроме уже перечисленного, компонентой правового статуса человека называются правовые льготы и правовые ограничения2. Правовая льгота как правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, выражается в предоставлении дополнительных прав (преимуществ) или в освобождении от обязанностей3. Она может рассматриваться, с одной стороны, как средство правового регулирования, с другой - как специфическое субъективное право и, следовательно, составляющая специального и индивидуального правового положения. В то же время правовое ограничение предполагает установление определенных границ, в пределах которых лица должны действовать, исключение ряда возможностей в их деятельности4. Это не элемент правового статуса, а лишь средство, с помощью которого законодатель акцентирует внимание на изъятиях из общего правового положения человека, на «усечении» общего статуса посредством лишения человека определенных прав, а также сами эти изъятия.

Законные интересы, принципы права, гражданство, правосубъектность и правовые ограничения предопределяют обладание субъективными правами и юридическими обязанностями, выступая тем самым предпосылками правового статуса лица. В отличие от них, гарантии прав и свобод (в ряде источников -гарантии правового статуса) призваны обеспечить реализацию правовых уста-

1 Утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г.: [с посл. изм. от 25.02.1993 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.

2 Лызлов Д.Н. Юридические гарантии правового статуса молодежи: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2005. С. 23-26.

3 Малько А.В. Правовое регулирование // Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004. Гл. 22. С. 484.

4 Малько А.В. Указ. соч. С. 483.

89

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

новлений возможного и должного, максимальное приближение фактического правового положения субъекта к его формальному правовому статусу.

Дефиниция гарантий не вызывает разногласия ученых. Так, Л.Д. Воеводин пишет: «В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на подлинную реализацию прав и свобод российских граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений»1. Н.И. Матузов, характеризуя гарантии законности и правопорядка, отмечает, что это объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие названные явления или, по крайней мере, способствующие их укре-плению2. По мнению Н.В. Витрука, под гарантиями правового статуса надлежит понимать те условия и средства, которые обеспечивают фактическую реализацию и надежную охрану прав и свобод каждого человека3. О.А. Зеленина утверждает: «Все то, что в той или иной мере содействует достижению определенных результатов или обеспечивает определенное состояние, может быть расценено как гарантия соответствующей деятельности или состояния»4.

Следовательно, гарантии - это совокупность различных факторов, выступающих в качестве условий, средств, приемов и методов, обеспечивающих надлежащее осуществление чего-либо (в частности, субъективных прав, свобод и обязанностей), нечто внешнее по отношению к тому, что обеспечивается. Применительно к формальному правовому статусу они вторичны; фактическое же правовое положение предопределяется ими, и в этом случае можно говорить о гарантиях как предпосылках.

Некоторые авторы стремятся к расширению понятия правового статуса путем его политизации или социологизации5, что представляется излишним, поскольку выходит за рамки правового поля. Бесспорно, правовой статус имеет социальную, политико-правовую природу. Он обусловлен реальным положением человека в системе социальных отношений, социальной структурой общества, господствующим политическим режимом, состоянием правовой системы государства. Однако это не дает основания для внеправового расширения содержания анализируемого понятия. Как самостоятельные категории признаются различные социальные статусы индивида (политический, экономический и др.), но они составляют предмет исследования политологии, экономики, социологии, а не юриспруденции. Более верной видится позиция Н.В. Витрука: «В содержание правового положения личности не могут вхо-

1 Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 228-229.

2 Матузов Н.И. Законность и правопорядок // Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004. Гл. 18. С. 423.

3 Витрук Н.В. О юридических средствах обеспечения реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. 1964. № 4. С. 29.

4 Зеленина О.А. Процессуальный статус участника уголовного судопроизводства и его изменение в досудебном производстве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 35.

5 См., например: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 123; Ханай Г. Социалистическое право и личность / под ред. Н.П. Фарберова. М., 1971. С. 115.

90

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

дить ... интересы, права и обязанности, не нашедшие законодательного закрепления, а также иные неправовые явления, качества и характеристики личности»* 1.

А.В. Виссаров*

МЫСЛИТЕЛИ О ВОЗМОЖНОСТИ В ПРАВЕ

Построение и обоснование системы научных взглядов на существующее в правовой системе правовое явление предполагает создание внутренне согласованной и структурированной умозрительной конструкции, основу которой наряду с основными идеями, теоретическими выводами образуют общепринятые юридические категории. На наш взгляд, проблематичность определения категории «возможность в праве» обусловлена различными причинами. В частности, есть разные толкования самого понятия, а в существующих толкованиях нет единой общепризнанной дефиниции. Это становится преградой как для развития научных исследований, так и для принятия практических решений эффективной реализации возможностей в праве. Сложность этого правового явления и наличие неодинаковых подходов определили многочисленные его характеристики, которые существуют в философско-правовой литературе.

Представляется очевидным, что обоснование концепции категории «возможность в праве» необходимо начинать с уяснения высказываний, трактатов древних мыслителей, философов средневековья и современных ученых.

Интересным будет исследование правовой категории с уяснения понятия «возможность». В толковом словаре русского языка под возможностью понимается: «1. Такой, который может произойти, мыслимый, осуществимый, допустимый. 2. Средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-н.»2.

«Возможное обозначает некую способность к чему-либо, но не его наличие», - подчеркивал Платон3. Развивая далее свое определение возможного, он видит в нем «то неопределившееся и зависящее от нашей воли, что становится истинным или ложным в зависимости от того, какая из наших наклонностей возьмет верх»4.

Были сделаны попытки создать научную концепцию возможного И. Кантом, который полагал что, возможное - это то, что «согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятия)». Действительное, по мнению философа, это то, что «связано с материальными условиями опыта

Канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета.

1 Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 28-29.

2 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 200з. С. 92.

3 Платон. Диалоги. М., Мысль, 1998. С. 464.

4 Там же.

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.