Научная статья на тему 'Структура потребительских расходов как фактор формирования индивидуального человеческого капитала'

Структура потребительских расходов как фактор формирования индивидуального человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СЕТЕВОЙ КАПИТАЛ / СЕТЕВОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ / HUMAN CAPITAL / SOCIAL CAPITAL / NETWORK CAPITAL / NETWORK CONSUMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонова Екатерина Олеговна, Моргунов Василий Петрович

Теория человеческого капитала получила значительное развитие в контексте развития постиндустриальной экономики. Большинство теорий человеческого капитала связаны с формирование особых профессиональных качеств и компетенций, применяемых в первую очередь в сфере производства. Но нам кажется, что теория человеческого капитала может быть расширена. В условиях усиления связи между производством и потреблением, их взаимным проникновением, концепция человеческого капитала может быть применена для объяснения поведения потребителя. Связь между потреблением и формированием человеческого капитала включает несколько аспектов. В результате реализации человеческого потенциала растет благосостояние и улучшается структура потребления. С другой стороны, определенная структура потребления может способствовать накоплению человеческого капитала, укреплению здоровья и повышению образования. Потребительские расходы на специфические товары и услуги, способствующие становлению и накоплению человеческого капитала, могут рассматриваться как личные инвестиции в человеческий капитал. Развитие теории человеческого капитала обогащает наши знания о его формах, в частности, исследование социального человеческого капитала позволяет пролить свет на характер поведения сетевого потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сазонова Екатерина Олеговна, Моргунов Василий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of consumer spendings as a factor individual human capital formation

The theory of human capital has received significant development in the context of the post-industrial economy. Most theories of human capital are associated with the formation of special professional qualities and competencies used primarily in the field of production. But it seems that the theory of human capital can be expanded. In the context of strengthening the link between production and consumption, their mutual penetration, the concept of human capital can be applied to explain consumer behavior. The relationship between consumption and human capital formation involves several aspects. As a result of the realization of human potential, welfare is growing and the structure of consumption is improving. On the other hand, some patterns of consumption can contribute to the accumulation of human capital, health and education. Consumer spending on specific goods and services that contribute to the formation and accumulation of human capital can be seen as a personal investment in human capital. The development of the theory of human capital enriches our knowledge about its forms, in particular the study of social human capital, allows us to shed light on the nature of the behavior of the network consumer.

Текст научной работы на тему «Структура потребительских расходов как фактор формирования индивидуального человеческого капитала»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 9 • сентябрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

структура потребительских расходов как фактор формирования индивидуального человеческого капитала

Сазонова Е.0.1, Моргунов В.П. 1

1 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Теория человеческого капитала получила значительное развитие в контексте развития постиндустриальной экономики. Большинство теорий человеческого капитала связаны с формирование особых профессиональных качеств и компетенций, применяемых в первую очередь в сфере производства. Но нам кажется, что теория человеческого капитала может быть расширена. В условиях усиления связи между производством и потреблением, их взаимным проникновением, концепция человеческого капитала может быть применена для объяснения поведения потребителя. Связь между потреблением и формированием человеческого капитала включает несколько аспектов. В результате реализации человеческого потенциала растет благосостояние и улучшается структура потребления. С другой стороны, определенная структура потребления может способствовать накоплению человеческого капитала, укреплению здоровья и повышению образования. Потребительские расходы на специфические товары и услуги, способствующие становлению и накоплению человеческого капитала, могут рассматриваться как личные инвестиции в человеческий капитал. Развитие теории человеческого капитала обогащает наши знания о его формах, в частности, исследование социального человеческого капитала позволяет пролить свет на характер поведения сетевого потребителя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: человеческий капитал, социальный капитал, сетевой капитал, сетевой потребитель.

The structure of consumer spendings as a factor individual human capital formation

Sazonova E.0.1, Morgunov V.P. 1

1 Orenburg State University, Russia

введение

В научный оборот термин «человеческий капитал» был введен в 1961 г. Т. Шульцем и развит его последователем Г. Беккером в 1975 г. Появление термина связано с развитием информационной экономики, основанной на генерации, распространении и использовании знаний.

Концептуальное оформление теории человеческого капитала произошло в период становления постиндустриализма под влиянием таких исследователей, как И. Бен-Порэт, Э. Денисон, Ф. Махлуп, Дж. Минцер, Дж. Стиглер, Л. Туроу, М. Фишер и др. Вклад в разработку методологии данной проблемы внесли М. Блауг, А. Сен, Дж. Кендрик и др.

Идеи о возрастающей роли человеческого капитала нашли своё отражение в исследованиях отечественных экономистов Е.В. Балацкого, А.В. Бузгалина, С.Д. Валентея, Н.П. Ващекина, С.А. Дятлова, В.Л. Иноземцева, Р.И. Капелюшникова, М.М. Критского, А.И. Колганова, С.А. Курганского, Ю.В. Матвеева, Н.М. Плискевич, Б.В. Салихова, Л.Г. Симкиной, В.П. Щетинина и др. Но в их работах исследованы лишь отдельные аспекты теории человеческого капитала. Нам кажется необходимым развитие теории человеческого капитала в связи с различными сферами применения специфических человеческих способностей и извлечение из этой деятельности положительного эффекта.

В современной литературе чаще всего встречается определение человеческого капитала как имеющийся у человека запас здоровья, когнитивных знаний, технологических навыков, компетенций, нематериальных мотиваций, которые содействуют его развитию и влияют на рост доходов. Основатель и руководитель престижного института Саратоги (Калифорния) Як Фитц-енц выделяет два основных аспекта человеческого капитала: экономический и духовный. Помимо этого, он отмечает, что «информация, которой владеет человек, и его способность и готовность поделиться ею определяют ценностный потенциал человеческого капитала» [9] (Tolstyh, 1986). Подобный подход прослеживается и у Г. Беккера [1] (Bekker, 2003), и в большой части работ российских ученых-экономистов. Положительный эффект, полученный

ABSTRACT:_

The theory of human capital has received significant development in the context of the post-industrial economy. Most theories of human capital are associated with the formation of special professional qualities and competencies used primarily in the field of production. But it seems that the theory of human capital can be expanded. In the context of strengthening the link between production and consumption, their mutual penetration, the concept of human capital can be applied to explain consumer behavior The relationship between consumption and human capital formation involves several aspects. As a result of the realization of human potential, welfare is growing and the structure of consumption is improving. On the other hand, some patterns of consumption can contribute to the accumulation of human capital, health and education. Consumer spending on specific goods and services that contribute to the formation and accumulation of human capital can be seen as a personal investment in human capital. The development of the theory of human capital enriches our knowledge about its forms, in particular the study of social human capital, allows us to shed light on the nature of the behavior of the network consumer

KEYWORDS: human capital, social capital, network capital, network consumer

JEL Classification: E24, N30, D85 Received: 20.08.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Sazonova E.O. (sazonovaekt0yandex.ru)

CITATION:_

Sazonova E.O., Morgunov V.P. (2018) Struktura potrebitelskikh raskhodov kak faktor formirovaniya individualnogo chelovecheskogo kapitala [The structure of consumer spendings as a factor individual human capital formation]. Kreativnaya ekonomika. 12. (9). - 1417-1428. doi: 10.18334/ce.12.9.39361

от реализации потенциала человеческого капитала, может выражаться не только как непосредственная мотивация для его формирования, но и в качестве положительной экстерналии, которую получают третьи лица, не участвующие в инвестициях в человеческий капитал. Общество, например, получает значительный положительный эффект от повышения не только трудового, но и культурно-нравственного капитала. Дж. Коулман относит социальный капитал по своей природе к общественному благу [4] (Grachev, Gundorova, Moshnov, 2016).

Таким образом, понятие человеческого капитала значительно расширилось, и включает не только трудовые навыки, которые могут быть использованы в производственном процессе, но и социальную, культурно-нравственную сферу, обеспечивающую не только материальный рост, но и качественное улучшение благосостояния в стране. Такой подход обоснован в том числе и с марксистских позиций: термин «всеобщее производство» в политической экономии К. Маркса включал «совокупное содержание и результат производственно-экономической деятельности людей, конечным продуктом которой выступают не только вещи, блага (материальное производство), не только идеальные продукты (духовное производство), но и само общество в его целостности» [9] (Tolstyh, 1986).

Субъектами инвестирования в индивидуальный человеческий капитал могут выступать как сам человек, выступающий как его носитель, так и организация, заинтересованная в повышении производительности труда и трудового капитала работника, а также и государство (общество), заинтересованное в повышении благосостояния и экономической активности граждан.

Инвестиции в собственный человеческий капитал приобретают особую актуальность на этапе накопления и использования индивидуального человеческого капитала. Реализация личностных стратегий роста зависит от степени зрелости личности и свободы в принятии решений. Неудивительно, что концепция self-made man была предложена Ф. Дугласом в 1859 г. как выражение американской мечты [10] (Udler, 2004). Прогресс стимулирует формирование личности с ее уникальными качествами и потребностями, развитие постиндустриальной системы создает запрос не просто на рабочую силу, а на специфический человеческий ресурс.

ОБ АВТОРАХ:_

Сазонова Екатерина Олеговна, старший преподаватель кафедры экономической теории (sazonovaektß yandex.ru)

Моргунов Василий Петрович, старший преподаватель кафедры экономической теории, к.э.н. (vasilij-morgunov0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сазонова Е.О., Моргунов В.П. Структура потребительских расходов как фактор формирования индивидуального человеческого капитала // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 9. - С. 14171428. doi: 10.18334/ce.12.9.39361

15 10 5

on 40 G*, (N 00

<N<N<N<N<N<N<N

■ реальная величина минимальной заработной платы, долл./час (в ценах 2018 г.)

■ минимальная заработная плата, долл./час

Рисунок 1. Динамика номинальной и реальной минимальной заработной платы в США Источник: составлено авторами по данным U.S. Bureau of Labor Statistics.

0

С повышением требований работодателей к про фессиональным компетенциям работника увеличивается дифференциация доходов между низкооплачиваемыми работниками и профессионалами. Т ак, реальная минимальная заработная плата в США во второй половине ХХ века имеет тенденцию к сокращению при увеличении заработной платы квалифицированных работников (рис. 1). Экономический рост не выражается автоматически в росте благосостояния на индивидуальном уровне.

Осознанная потребность в улучшении качества жизни создает спрос на услуги образования, здравоохранения, науки, то есть те сферы общественного производства, которые обеспечивают накопление этих способностей. Таким образом, индивидуальные инвестиции в человеческий капитал выступают как потребительские расходы на товары и услуги, обеспечивающие его формирование в своей специфической форме. Связь между инвестированием и потреблением становится, с одной стороны, более тесной, с другой - более многогранной.В контексте формиуонания и использования индивидуального человеческого капитала мы выделяем следующие аспекты такой взаимосвязи:

• потребление выступает как конечная цель формирования человеческого капитала - рост благосостояния, в том числе через улучшение структуры потребления (определение человеческого капитала Т. Шульцем как совокупность знаний!, умтний, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества);

• структура потребления выступает как индикатор качества человеческого капитала (расчет величины человечаскоги кнпитала Всемирным банком через потребительские расходы);

• потребительские расходы в своей специфической форме выступают как инди-видуальуые инвестиции в собствевные способности н возможности, которые обеспечат влааельцу это го капитала увеличание благосостоания в аудущем. В этом случае М. Блауг считает, что не верно все расходы на образование рассма-

тривать как инвестиции,так как обучение «предполагает как потребительские, так и инвестиционные аспекты» [4] (Grachev, Gundorova, Moshnov, 2016).

Рассмотрим детальнее связь между структурор потребительских расходов и динамикой формирования индивидуального человеческого капитала. Комплексный анализ изменений в среднедушевых характеристиках потребительских расходов российского н аселения уклзывает на изменьние их структуры.

Динамика структуры потребления домохозяйств в России представлена на рисунке 2.

При незначительных всплесках роста доли расходов на питание в кризисные годы мы наблюдаем устойчивую тенденцию сокращения удельного веса расходов на продукты питания в общих расходах населения, что свидетельствует о повышении качества человеческого капитала. Увеличение доли расходов на непродовольственные товары и услуги, как правило, свидетельствует о большем разнообразии и повышении качество вданном сегменте текущего потребления.

Положительную динамику в развитии индивидуализации потребления создает рост доли услуг и сокращение расходов на алкогольные напитки в структуре потребления. Динамияа доли расхадов на потребление алкогольной продукции и табачных изделий представлена на рисунке 3.

Структуре потребления и формировония человеческого капитала взаимосвязаны. Изменение структуры потребления изменяет качество человеческого капитала за счет улучшения здоровья, повышения продолжительности жизни (рис. 4). Эти изменения очень важны на этапе становления человеческого капитала.

2016 2013 2010 2007 2004 2001 1998 1995 1992 1985

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ расходы на продовольственные товары ■ расходы на непродовольственные товары

■ расходы на оплату услуг

Рисунок 2. Структура и динамика потребления с 1985-2017 гг.

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики.

Алкогольные наостАМ, % 'Табачные ссделся, %

Рисунок 3. Динамика доли расходов на потребление алкогольной продукции и табачных изделий

вРоссии I? 2006-2018 гг. Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики.

90 80 70 60 50 40 30 20 10

ЧО ^ г^ о о ^ с^ т чо 1> оо с^ 899999

222222222

мужчины •женщины

Рисунок 4. Ожидаемая продолжительность жизни в России в 1896-2017 гг. Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики.

0

С другой стороны, люди, обладающие более качественным социальным, культурным капиталом, демонстрируют иные потребительские стратегии. В отнешении доли расходов на продукты питания существуют различные сценарии для различных социальных групп. По-разному, например, оценивается употребление продуктов, получен-

ных на собственных приусадебных участках. В культуре бедных слоев населения оно ассоциируется в первую очередь с дешевизной, а обеспеченные слои населения рассматривают такие продукты, как экологически чистые и качественные. Приобретение (производство) более дорогих эко-продуктов можно оценить как инвестиции в сохранение здоровья. Доля потребления за счет продуктов, полученных в собственном подсобном хозяйстве, в разрезе групп с различными доходами представлена на рисунке 5.

Исследовавший проблемы человеческого капитала Л. Туроу назвал экономическую (предпринимательскую - прим. авторов) способность генетической характеристикой, которая будет влиять на производительность всех других вложений [4] (Grachev, Gundorova, Moshnov, 2016). Мы же говорим о том, что экономическая способность выступает следствием развития институциональной среды, а именно формирования социального капитала определенного качества и количества. Сохранение и наследование институциональных форм поведения в определенной социальной группе впервые исследовалось П. Бурдье, который ввел для этого понятие габитуса. Габитус как система приобретённых на уровне социального класса схем формирует символический капитал. Беляева Л.А. в структуре нематериального капитала выделяет человеческий, культурный, социальный и символический [3] (Belyaeva, 2014). При этом автор все-таки отмечает неравнозначность этих понятий: «в иерархии понятий «человеческий капитал» шире «культурного» и «социального» и включает его в себя на правах наиболее абстрактной части».

Рассмотрим на уровне субъекта-носителя (мини-уровень) потребительские расходы как инвестирование в человеческий капитал. Представим авторскую структуру человеческого капитала на мини-уровне (рис. 6).

Использование понятия «социальный капитал» в исследованиях общественных отношений началось еще в начале ХХ века и связано с именем Лида Джансона Ханифана, который уделял существенное внимание возможностям индивида налаживать социальные отношения для обеспечения своей роли в качестве социальной

Рисунок 5. Доля потребления за счет продуктов, полученных в собственном подсобном

хозяйстве

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики.

Рисунок 6. Структура человеческого капитала Источник: составлено авторами.

единицы. Некоторые исследователи в определении социального капитала делают упор на набор институтов, снижающих издержки социального взаимодействия (Р. Патнэм, Ф. Фукуяма), другие долают акцент на нтруктурирование социальных сетей! (Коулман, 2001). В качестве современного научного понятия социальный капитал включил в себя: социальные нормы; доверие; социальные сети. Нам представляется возможным выделение в структуре ноциального капитала на мини-уровне двух элементов - символического и сетевого капитала.

Символический капитал включает престиж, экспертное влияние, принадлежность к тому или иному сообществу, репутацию, внешность, знаки высокого социального статуса, составляет часть социального капитала. В погоне за накоплением символического капитала часто потребителями формируется демонстративное потребление, которое позволяет «обрастать» необходимыми связями. Потребительские стратегии как социальные лифты рассматривала, например, А.В. Баранова [2] (Baranova, 2011).

Специфика воспроизводства символического капитала позволяет фирмам производить не просто товары и услуги, а сложные социальные комплексы - «материальные продукты и услуги и потребительские предпочтения», позволяющие увеличивать спрос по принципу положительной обратной связи, когда рост спроса увеличивает полезность и, следовательно, дальнейший рост спроса (Э. Гроув, 1993). В данном случае мы сталкиваемся с действием сетевого эффекта, который сопровождает производство и потребление сетевого блага. Рынок сетевых благ склонен к монополизации, при этом именно социальные монополии обладают более сильным «эффектом ловушки». Таким образом, социальная сетевая монополия использует специфические характеристики социального и символического капитала для формирования лояльности потребителей.

В ответ на формирование социальных монополий в маркетинге появляется особая категория, отражающая специфику взаимоотношения с потребителем. Сетевой потребитель - потребитель, сохраняющий свою потребительскую независимость, но

включенный посредством гибких связей в различные экономические и социальные системы, которые влияют на его выбор и предпочтения и создают особенные сетевые ценности [7] (РеШпкв, 2013).

заключение

Таким образом, человек, наделенный особым социальным (сетевым) капиталом, получает возможность его реализации при осуществлении потребительского выбора. Выделение потребительского человеческого капитала в структуре человеческого капитала по отношению к процессу воспроизводства встречается у Критского М.М. [5] (КтШЫу, 1991). Потребительским называется капитал, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность), т.е. его выделение связано с источником формирования. В нашем исследовании мы обращаем внимание на сферу реализации человеческого капитала, которая не ограничивается только производством и обменом. Потребительский выбор характеризуется инертностью. Чем выше уровень информационной асимметрии, информационного шума, тем выше будет значение трансакционных издержек, связанных с получением релевантной информации о качестве товара. Особенность сетевого потребителя не в объединении в социальную совокупность, а в наличии особых связей между ними, которые обеспечивают свободный переток информации по доверительным каналам. Свободное и быстрое распространение информации позволяет увеличивать скорость потребительской реакции на рыночные изменения.

Собственное исследование показало, что максимальная концентрация доверия остается на близких социальных связях. На вопрос «Чьим рекомендациям Вы доверитесь в первую очередь при поиске достоверной информации» группа респондентов дала следующие ответы: совет родственника - 48%, профессионала (того, кто работает в этой сфере) - 46%, хорошего знакомого, кто пользовался подобным товаром/услугой - 46%, отзывам на форумах от других покупателей - 36%, отзывам публичного человека (в том числе в социальных сетях) - 32%. Таким образом, респонденты показали готовность использовать любую при поиске информацию, но больший уровень доверия оказался у родственных связей.

Сетевые отношения помогают бороться с неопределенностью, препятствуя распространению оппортунизма, позволяя совершать успешные трансакции при условии ограниченной рациональности.

Наши расчеты подтверждают: в социальных группах (даже если технические возможности позволяют) решение редко принимаются путем демократического голосования. При обследовании социальных групп родительских комитетов было выявлено, что в среднем активное ядро составляют 10-15% респондентов сети. То есть среди потребителей формируются иерархические связи, где центром иерархии является субъект, обладающий наибольшим кворумом доверия и имеющий доступ к наиболее релевантной информации.

В терминах сетевого подхода отсутствие социальной связи между всеми акторами сети можно оценить наличием структурных пустот (Р. Бёрт) [8]. Эффективность функционирования фирмы в значительной мере зависит от той степени, в какой этой фирме удалось максимизировать количество структурных пустот в структуре своих связей. Это порождено, как минимум, двумя обстоятельствами.

Во-первых, каждая нередуцируемая связь выводит агента на какую-то другую сеть или на новый кластер взаимосвязей, в котором циркулирует иная информация, вращаются дополнительные потенциальные и реальные ресурсы.

Во-вторых, что не менее важно, такая позиция позволяет агенту, находящемуся в центре несводимой связи, манипулировать действиями своих контрагентов, которые не имеют возможности прояснить отношения в ходе непосредственных контактов друг с другом. Возможность выступить в роли посредника или просто наличие выбора между конкурентами обещает немалые выгоды.

Сетевое потребление (потребление в рамках MLM - multi level marketing) представляет собой модель потребления, в которой потребление является профессиональной деятельностью. Все движение товаров происходит внутри сети распространителей, являющихся одновременно дистрибьюторами и потребителями этого товара [6] (Ovrutskiy, 2009).

Нам кажется возможным расширить трактовку сетевого потребления за границы маркетингового подхода. С точки зрения экономической теории, сетевое потребление - это сознательное использование своей позиции в потребительской (социальной) сети с целью присвоения части сетевого внешнего эффекта. Стратегические дыры, представляющие для центрального актора возможности извлечения ренты из своего положения.

В 2017 г. исследовательская компания Mediascope совместно с коммуникационным агентством PRT Edelman Affiliate провели первое в России исследование интеграции брендов в блогерский контент путем онлайн-опроса пользователей интернета. По оценке Сахрая, объем сегмента рекламы в социальных сетях в России составляет около 5 млрд руб., что составляет около 1,8% от всего объема российского рынка рекламы [12]. Рынок достаточно дифференцирован - 411 млн руб. (8%) приходится на десятку лидеров мнений, состоящих из популярных актеров, певцов, моделей.

Среди опрашиваемых студентов инвестиции в средства коммуникации в большей степени связаны с инвестициями в социальный капитал. На вопрос о распределении мобильного трафика по цели звонка были получены следующие ответы: общению с родными друзьями и близкими отводится 50% мобильного трафика, общению по работе - 22%, общению, связанному с обучением, повышением квалификации, получением профессиональной консультации - 28%.

Таким образом, в условиях формирования сетевой экономики происходит не только изменение в структуре потребительских расходов, но развиваются особые сетевые формы потребления. Сетевое потребление позволяет части потребителей извле-

кать выгоду из своего положения в потребительской сети, которую мы трактуем как рента от сетевого капитала. Появление сетевого потребления трансформирует наши представления о характере присвоения социального человеческого капитала на индивидуальном уровне и открывает новые горизонты для исследования.

ИСТОЧНИКИ:

1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. / пер. с англ. - М.: ГУ

ВШЭ, 2003. - 670 р.

2. Баранова А.В. Потребление как фактор социальной мобильности: ВОЗМОЖНОСТИ

И ОГРАНИЧЕНИЯ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - № 5. - с. 79-89.

3. Беляева Л.А. Нематериальный капитал: к методологии исследования // Социологические исследования. - 2014. - № 10(366). - с. 36-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Грачев С.А.,Гундорова М.А., Мошнов В.А. Инвестиции в человеческий капитал. /

Учебное пособие. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2016. - 114 с.

5. Критский М.М. Человеческий капитал. - Л. : Изд-во Ленгоста, 1991.

6. Овруцкий А.В. Потребление в поведенческих моделях и социальных представлени-

ях // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы десятой всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. д-ра психол. наук, профессора Карнышова А.Д. Иркутск, 2009. - с. 74.

7. Петренко Е.С. Как измерить потенциал и оценить эффективность взаимодействия

потребительских сетей в общественном питании? // Российское предпринимательство. - 2013. - № 20(242). - с. 132-143.

8. Социология рынков: к формированию нового направления. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 328 с.

9. Толстых В.И. Производство как общественный процесс. - М., 1986. - 23 с.

10. Удлер И.М. Жизнь, мировидение и публицистика Фредерика Дугласа // Вестник Челябинского государственного университета. - 2004. - № 1. - с. 46-66.

11. Фитц-енц Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. / пер. с англ. - М: Вершина, 2006.

12. Технологии и медиа. Rbcru. [Электронный ресурс]. URL: Шр^^'кгжгЬс.ги/гЬсб-ее news/5a0402279a79470683793a0a.

references:

Sotsiologiya rynkov: k formirovaniyu novogo napravleniya [Sociology of markets:

towards the formation of a new direction] (2003). M.: GU VShE. (in Russian). Baranova A.V. (2011). Potreblenie kak faktor sotsialnoy mobilnosti: VOZMOZhNOSTI I OGRANIChENIYa[Consumption as a Factor of Social Mobility: Possibilities and Restrictions]. The Journal of Sociology and Social Anthropology. 14 (5). 79-89. (in Russian).

Bekker G. S. (2003). Человеческое поведение: экономический подход M.: GU VShE.

Belyaeva L.A. (2014). Nematerialnyy kapital: k metodologii issledovaniya [Non-material capital: on the research methodology]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (10(366)). 36-44. (in Russian).

Fitts-ents Yak. (2006). Rentabelnost investitsiy v personal: izmerenie ekonomicheskoy tsennosti personala[Return on investment in personnel: measuring the economic value of personnel] M.: Vershina. (in Russian).

Grachev S.A.,Gundorova M.A., Moshnov V.A. (2016). Investitsii v chelovecheskiy kapital [Investment in human capital] Vladimir: Izd-vo VlGU. (in Russian).

Kritskiy M.M. (1991). Chelovecheskiy kapital [Human capital] L.: Izd-vo Lengosta. (in Russian).

Ovrutskiy A.V. (2009). Potreblenie v povedencheskikh modelyakh i sotsialnyh predstavleniyakh [Consumption in behavioural patterns and social attitudes] Economic psychology: actual theoretical and applied problems. 74. (in Russian).

Petrenko E.S. (2013). Kak izmerit potentsial i otsenit effektivnost vzaimodeystviya potrebitelskikh setey v obschestvennom pitanii? [How to measure the potential and to assess effectiveness of consumer networks interaction in public catering?]. Russian Journal of Entrepreneurship. (20(242)). 132-143. (in Russian).

Tolstyh V.I. (1986). Proizvodstvo kak obschestvennyy protsess [Production as a social process] M.. (in Russian).

Udler I.M. (2004). Zhizn, mirovidenie i publitsistika Frederika Duglasa [Life, worldview and journalism of Frederick Douglass]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 11 (1). 46-66. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.