Научная статья на тему 'Структура построения научно-педагогической теории развития методологической компетентности у аспирантов'

Структура построения научно-педагогической теории развития методологической компетентности у аспирантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСПИРАНТ / КОМПЕТЕНЦИИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРА / DEVELOPMENT / JURISDICTIONS / PHD STUDENT / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL THEORY / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козубцов Игорь Николаевич

В статье рассмотрен ход построения научно-педагогической теории развития компетентности у аспирантов. Наглядно раскрыто взаимосвязи структурных элементов теории. Автор на основе структуры научной теории предлагает практическое построение теории развития методологической компетентности аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of construction the scientific and pedagogical theory of methodological competence development in PhD students

The author views the structure of the scientific and pedagogical theory of methodological competence de-velopment in PhD students. The author reveals the interconnection between the structural units of the theory and suggests the theory of methodological competence development in PhD students.

Текст научной работы на тему «Структура построения научно-педагогической теории развития методологической компетентности у аспирантов»

научно-методический электронный журнал

Козубцов И. Н. Структура построения научнопедагогической теории развитии методологической компетентности у аспирантов // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13228. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13228.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13228

УДК 378.048.2

Козубцов Игорь Николаевич,

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник научноисследовательской лаборатории междисциплинарных исследований Научного центра связи и информатизации Военного института телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев kGzubtsov@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен ход построения научно-педагогической теории развития компетентности у аспирантов. Наглядно раскрыто взаимосвязи структурных элементов теории. Автор на основе структуры научной теории предлагает практическое построение теории развития методологической компетентности аспирантов.

Ключевые слова: научно-педагогическая теория, развитие, структура, компетенции, аспирант.

Завершающим этапом диссертационного исследования [1] является построение теории развития методологической компетентности аспирантов. Это наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связках действительности. Сейчас у аспирантов обитает имплицитное представление о структуре любой теории. Поэтому возникает сложность ее логического построения у тех диссертационных исследований, в научных специальностях которых есть направления теоретических исследований. Паспорт научной специальности, например, 13.00.04(08) «Теория и методика профессионального образования» предполагает построение теории. Однако четкой теории в диссертационном исследовании выудить невозможно, таким образом, сама диссертация превращается в некую теорию.

Анализируя научно-педагогическую литературу удалось обнаружить, что в направлении по разработке теории развития методологической компетентности до нас работала Н. М. Самарук [2]. Над формированием методологической компетентности учителя географии занималась Е. Г. Вегнер [3]. В. А. Даниилович в 2012 защитила диссертацию по развитию методологической компетентности у лиц сферы физической культуры и спорта [4].

Нерешенным остается вопрос создания четкой структуры теории развития компетентности аспирантов.

Целью этой статьи является освещение пути к созданию теории, а также структуры теории развития компетентности у аспирантов.

Под теорией будем понимать учение об обобщенном практическом опыте [5]. Теорию будем строить на результатах, полученных на эмпирическом уровне исследований. Эти результаты упорядочиваются, вписываются в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе введенных к теории абстракций, идеализаций, принципов, которые дают возможность обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать влияние разных факторов и предложить использовать их в практической работе. Теория выступает как форма синтетического знания, в пределах которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и превращаются в элементы целостной системы научных знаний.

Структура построения научно-педагогической теории развития методологической компетентности у аспирантов

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13228.htm

КОНТ тнпт

Козубцов И. Н. Структура построения научнопедагогической теории развитии методологической компетентности у аспирантов // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13228. - 0,4 п. л. - URL: http://e koncept.ru/2013/13228.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 13228 УДК 378.048.2

Изобразим наглядно структуру достижения конечной цели - теории (рис. 1)

Рис. 1. Логическое развитие идеи и превращение ее в теорию

Исходную структуру компонентов мы взяли из учебного пособия Г. С. Цехмистровой [6], руководствуясь следующими рассуждениями достоверности, признанными: рецензентами: Д. М. Стеченко - доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой менеджмента и маркетинга в туризме Киевского университета туризма, экономики и права; М. А. Дудченко - доктором экономических наук, профессором Киевского института международных отношений Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко; рекомендацией к изданию научно-методическим советом Киевского Университета туризма, экономики и права; рекомендацией к изданию научно-методической комиссией по направлению «Туризм»; рекомендацией Министерства образования и науки Украины как учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

Требования к теории должны быть эффективными, конструктивными, простыми и практически наглядными. Данная структура из предложенных компонентов не представляет еще теорию, поскольку не раскрыты связи между компонентами.

Исходным положением теории является генеральная идея. Генеральная идея -это продукт творческого мышления автора диссертационного исследования, форма духовно-познавательного отображения действительности, направленная на ее превращение. Таким образом, исходной точкой в создании теории есть генеральная идея. Сформулируем генеральную идею применительно к будущей теории реального диссертационного исследования [7] следующим образом.

Общий процесс физиологического развития человека как индивидуума заложено на генетическом уровне и определяется некоторым кодом ДНК. Этот процесс подобен происходящим у животных, деревьев и т. д.

«VI О <Х»

http://e-koncept.ru/2013/13228.htm

научно-методический электронный журнал

Козубцов И. Н. Структура построения научнопедагогической теории развитии методологической компетентности у аспирантов // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13228. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13228.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13228

УДК 378.048.2

Процесс развития человека как социального индивидуума, на наш взгляд, во многом зависит от избранной программы интеллектуального развития. Она определяется системой взаимосвязанности образовательных составляющих: дидактической, воспитательной и развивающей. Индивид, получив образование, становится развитым не только интеллектуально, но и, частично, физиологически. Одновременно развивается рефлексивная способность.

Следовательно, научно-социальное значение для общества должно было бы стать разработкой в контексте диссертационного исследования программы развития методологической компетентности, которая реализовала многовековую теорию и практику опыта человечества.

Следующим этапом на пути исследования является необходимость в написании научной гипотезы.

Гипотеза - научное предвидение, предположение, истинность которого не определено, выдвинутого для объяснения любых явлений, процессов, причин, которые предопределяют данное следствие.

Качество учебы студентов, курсантов, слушателей зависит не только от их собственной мотивации и способностей, а в первую очередь от методологической компетентности научно-педагогических кадров высшей квалификации, которые, собственно, реализуют программу интеллектуального развития. В профессиональные обязанности научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации входит необходимость профессионального занятия научными поисками. Поэтому очевидно, что при не-сформированной за время учебы в аспирантуре методологической компетентности, это отобразится на качестве научной продукции и образовании обучающихся.

Следовательно, мы допускаем, выдвигая гипотезу, что от качества и сформиро-ванности способности к развитию методологической компетентности научнопедагогических и научных кадров высшей квалификации будет зависеть научнопедагогическая и научная культура их профессиональной деятельности. Процесс вариативной организации деятельности является предметом методологии. Отмеченные причины низкой методологической деятельности можно также объяснить низкой методологической основой, которую заложил их научный руководитель (консультант).

Достичь процесса развития методологической компетентности у аспиранта можно с помощью теории. Теория - учение, система идей или принципов, высокая форма обобщения и систематизации знаний, направленных на определение того или другого явления. Это форма синтетического знания, в пределах которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и превращаются в элементы целостной системы научных знаний.

Проведенный анализ научно педагогической литературы и диссертаций не позволил нам обнаружить наглядное содержание и функциональную зависимость между моделями, которые якобы реализуют теорию. Современные научные теории педагогической отрасли, на наш взгляд, авторы представляют имплицитно: путанно, опосредствовано. Это сделано с той целью, чтобы придать ей профессиональную запутанность. Мало осведомленный читатель после нескольких обращений к толковому словарю за разъяснением, не найдя надлежащего достоверного ответа, рефлексивно создаст собственное умозаключение об якобы высоком уровне образованности этого автора. Однако лишь те читатели, которые смотрят в корень, сразу же поймут о запутанности, а автора заподозрят в научном дилетантстве.

http://e-koncept.ru/2013/13228.htm

КОНТ ТШТ

научно-методический электронный журнал ART 13228 УДК 378.048.2

Плодом нашего длительного творческого взаимосвязанная структура содержания теории тентности аспиранта (рис. 2).

Козубцов И. Н. Структура построения научнопедагогической теории развитии методологической компетентности у аспирантов // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13228. - 0,4 п. л. - URL: http://e koncept.ru/2ol3/13228.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

мышления выработана следующая развития методологической компе-

1- 0 с )вбн ости

Рис. 2. Структура содержание теории развития компетентности аспиранта

Рассмотрим ключевые дефиниции составных теории, которые будут использоваться в разрабатываемой теории развития методологической компетентности аспирантов.

Факт научный - реальность, действительность, составной элемент основы научного знания, отражения объективных свойств вещей и процессов. Характерные свойства научного факта - новизна, точность, объективность, достоверность. На основе фактов строятся теории, выводятся законы.

Категория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Аксиома - утверждение, положения, которые принимаются без доведения.

Принципы - главные исходные положения любой теории, учения, науки; внутренние убеждения человека, ее устоявшийся взгляд на тот или другой вопрос.

Умозаключение - это такая форма мышления, в результате которой из одного или нескольких суждений, которые отображают связи, и отношения предметов объективной действительности, выводится новое суждение, рассуждение, новая мысль, которая содержит уже новое знание об исследуемых предметах, явлениях, процессах.

Суждение - это форма мысли об определенном предмете или явлении.

Понятие - отображении наиболее существенные и свойственные предмету или явлению признаков.

Построение теории мы начнем с обоснования социальной необходимости вообще этой теории. Она полагает развитие методологической компетентности, кото-

ГМ /| (V)

http://e-koncept.ru/2013/13228.htm

КОНТ ТЕПТ

Козубцов И. Н. Структура построения научнопедагогической теории развитии методологической компетентности у аспирантов // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13228. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13228.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 13228 УДК 378.048.2

рая в будущем будет способствовать организации своей или общественной деятельности. Мы рассматриваем методологическую компетентность как исходную категорию методологии. Под методологией мы будем понимать учение об организации деятельности. Такое четкое и однозначное определение дает А. М. Новиков [8, с. 20; 9, с. 6; 10, с. 3]. Таким образом, методологическая компетентность - это качественная способность научных и научно-педагогических работников высшей квалификации. Они, как и ученые, обязаны уметь вариативно выполнять служебные и профессиональные обязанности в изменяющихся обстоятельствах.

Объективным законом является то, что, не прикладывая к человеку образовательной компоненты, он все-же будет развиваться на рефлексивном физиологическом уровне. Чтобы процесс развития компетентности не пустить на самотек, нами акцентировано внимание на создании программы развития, подобно той, что существует в заложенной в молекуле ДНК. Частично программа развития заложена в ДНК в виде индивидуальных способностей и способности человека к самопознанию, рефлексии, необходимо только ее целенаправленно ориентировать в дидактической, воспитательной и развивающей среде. Вот эти три «кита», обозначенные нами, и будут главным образом отличать структуру методологической компетентности аспиранта от предложенных [11, 12]. Они предоставляли структуру без учета их, в результате чего терялось ее жизненность.

Подробное рассмотрение программы развития методологической компетентности будет посвящено дальнейшее исследование и публикации.

Рассмотренная нами выше структура позволяет существенно уменьшить им-пликативное понимание классической структуры научно-педагогической теории развития личностных качеств.

Ссылки на источники

1. Козубцов І. М. Обговорення робочої концепції програми розвитку методологічної компетентності аспіранта військового вищого навчального закладу // Междисциплинарные исследования в науке и образовании, 2013. - № 2. - иРЬ: www.es.rae.ru/mino/164-1323.

2. Самарук Н. М. Формування професійної компетентності майбутніх економістів // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України. - 2011. - № 2. - и^:

http://archive.nbuv.gov.ua/e-journals/Vnadps/2011_2/zmist.html.

3. Вегнер Е. Г. Методологическая компетентность учителя географии. - Новокузнецк : ИПК, 2010. -119 с.

4. Данилович В. А. Развитие методологической компетентности исследователей в сфере физической культуры и спорта на этапе обучения в аспирантуре: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Минск, 2012. - 27 с.

5. Цехмістрова Г. С. Основи наукових досліджень. - Київ: Видавничий Дім «Слово», 2004. - 240 с.

6. Вегнер Е. Г. Указ. соч.

7. Козубцов І. М. Указ. соч.

8. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНТЕЗ, 2007. - 668 с.

9. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. - М.: Либроком, 2010 - 280 с.

10. Новиков А.М., Новиков Д. А. Методология: словарь системы основних понятий. - М.: Либроком,

2013. - 208 с.

11. Самарук Н. М. Указ. соч.

12. Вегнер Е. Г. Указ. соч.

http://e-koncept.ru/2013/13228.htm

научно-методический электронный журнал

Козубцов И. Н. Структура построения научнопедагогической теории развитии методологической компетентности у аспирантов // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13228. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13228.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13228

УДК 378.048.2

Kozubcov Igor,

candidate of Engineering Sciences, Professor of Russian Academy of Natural History, leading researcher, scientific and research laboratory of interdisciplinary researches of the Scientific center of connection and informatization of the Military institute of telecommunications and informatization of the National technical university of Ukraine, Kievan polytechnic institute, Kiev kozubtsov@mail.ru

Structure of the scientific and pedagogical theory of methodological competence development in PhD students

Abstract. The author views the structure of the scientific and pedagogical theory of methodological competence development in PhD students. The author reveals the interconnection between the structural units of the theory and suggests the theory of methodological competence development in PhD students.

Keywords: scientific and pedagogical theory, development, structure, jurisdictions,

PhD student.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»

977230412013511

http://e-koncept.ru/2013/13228.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.