УДК 338.24
Денисов Артем Руфимович
доктор технических наук
Илюхина Анна Станиславовна
кандидат экономических наук
Волков Иван Владимирович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ СИНТЕЗА ИНТЕГРИРОВАННЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РАМКАХ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
В статье выявлены основные недостатки существующего подхода к построению системы электронного межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг, для устранения которых предлагается создавать интегрированные бизнес-процессы, объединяющие в себе существующие технологические карты.
Ключевые слова: электронное межведомственное взаимодействие, технологическая карта межведомственного взаимодействия, интегрированный бизнес-процесс оказания государственных услуг.
1июля 2012 г. вступило в силу положение Федерального закона № 210-ФЗ [1], в соответствии с которым региональные органы власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении других ведомств. На основании данного Федерального закона органы власти и органы местного самоуправления обязаны путем межведомственного взаимодействия самостоятельно получать такие документы и информацию. В качестве основы для реализации данного закона используется система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая реализуется через использования потребителями электронных сервисов [2]. СМЭВ представляет собой центральный интеграционный элемент инфраструктуры электронного правительства, иерархическую, территориально-распределенную информационную систему, включающую информационные базы данных. Они содержат сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, а также программные и технические средства, реализующие инфокоммуникацион-ную среду обеспечения не только процессов оказания государственных услуг в электронном виде, но и решения задач информационного обмена непосредственно в интересах ведомств.
В перечень мероприятий по обеспечению межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении государственных услуг в СМЭВ входят работы по подготовке технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ) [3], каждая из которых представляет собой совокупность электронных таблиц, содержащих описание порядка предоставления государственной услуги, сведений о составе документов, необходимых для предоставления услуги, сведения о контрагентах, формах
и содержании межведомственного взаимодействия в рамках предоставления услуги [4]. Заполнение ТКМВ осуществляется совместно потребителем данных (органом, ответственным за предоставление услуги), и всеми поставщиками данных, участвующих в предоставлении услуги.
В подготовке ТКМВ потребитель данных параллельно организует работу с различными поставщиками данных в части подготовки описания адресованных ему запросов и ответов на них. По окончании разработки ТКМВ представляет собой полное описание отдельной услуги, включающее в себя перечень запросов в различные органы исполнительной власти и перечень получаемых от них документов в рамках СМЭВ. Для каждой электронной услуги разрабатывается отдельная технологическая карта в виде электронной таблицы, при этом каждая карта представляет собой отдельный документ, никак не связанный с другими ТКМВ. Отсутствие связей между технологическими картами в свою очередь не позволяет оценить их на избыточность запрашиваемых документов, а также провести процесс оптимизации.
Эти проблемы могут быть решены через построение интегрированных бизнес-процессов на основе СМЭВ, каждый из которых объединяет в себе всю цепочку ТКМВ, необходимых для оказания государственной услуги по заявлению потребителя. С целью построения подобных интегрированных бизнес процессов была разработана соответствующая подсистема, в основе информационного обеспечения которой лежит комплект ТКМВ для конкретного региона РФ (комплекты ТКМВ сильно отличаются в зависимости от региона, что объясняется различиями в перечне государственных услуг на уровне региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления). В процессе создания предлагаемой подсистемы были использованы ТКМВ Костромской области и республики Дагестан.
Таблица 1
Термины и определения используемые в ТКМВ
Термин, сокращение Описание
Потребитель данных Орган власти - получатель информации, ответственный за предоставление услуги и запрашивающий данные, необходимые для предоставления услуги, у других ведомств
Поставщик данных Орган власти (организация) - обладатель информации, располагающий сведениями, необходимыми для предоставления услуги, и обеспечивающий их предоставление Потребителю данных по запросу в соответствии с 210-ФЗ. Поставщиком данных может являться: федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления либо подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации.
Запрос Обращение Потребителя данных к Поставщику данных (в рамках предоставления услуги) с требованием о предоставлении документов/сведений, находящихся в распоряжении Поставщика данных. При обращении с запросом Потребитель данных предоставляет сведения, необходимые Поставщику данных для подготовки ответа на запрос.
А Б С О Е Г й н 1 ■»
№ Правовые акты, в соответствии с которыми предоставляется услуга Противоречение с нормами ФЗ N2210
Укажите все а кты, определяющее ос но=5 ккя предоставления услуги к порядок п редоста вленкв | включая реквизиты; Если норма акта вступают а прим» илм косвен кое в проткэореч ве с нормами ФЗ №210, укажете комер[а) статьи|ей), содержащей указанные противоречия
і
г
к
Табл. А.1.
№ Наименование подуслуги Срок предоставления подуслуги Тип получателя Платность предоставления подуслуги
Укажите наименование гаодусдуг» Укажите срок предоста елееля подуслуги Введите код: 1 • ‘раж-дэкв Росою, 2 - кностра иные фаЖДЭМе; з - индивидуальные предприниматели; 4-организации Введете код: і -платная подуслуга, 2-бесплатная подуслуга Для платных подуслуг укажите мымтоим», реквизит 01 соотаетствуо!це-о НПА к статью, для услуг, предоста вляемых бесплатно, оставьте поле неза полнен ни V
1
2
П
Табл. Аи1.
№ Наименование "входного" документа услуги Перечень подуслуг, для предоставления которых необходим документ Правовые основания для получения документа Способ получения документа -фактическое состояние Источник документа -фактическое состояние Наименование источника документа В соответствии с ФЗ №210, подлежит получению по каналам межведг взаимодействия Почему данный документ не подлежит получению по каналам межвед. взаимодействия? Может ли данный документ быть признан избыточным и исключён из перечня необходимых для предоставления услуги?
укажите наименование документа Переч ислнте номер? поду сг.у г [ кз та бл рци А.1_2>, ДЛЯ предостаагеккв которых НЕОбХОДКМ да кны в документ Укажите ва кменова н*е н реквизита акта, а соответствен с которы м для предоставления услуги используется да кн:ы І4 документ Введете код: 1-предоставляете* заявителем, 2-получается по межведомствен ного вза нмодевствкя, 3 - получается г.о МЕЖур&В№ЄЕОГО взаимодействия, Д-получается по каналам внутриведомственно‘О взаимодействия. Введите код: 1-составляется заявителем, 2 - выдаётся в рамках предоста влек ив госуда рственмй или му исципальной услуги, 3- выдаётся орна виза циек бюджетного сектора, коммерческой организацией. Для всех документов, кроме составляемых заявителем, укажите ка именование органов или организаций, вы да юцнх документы. для до кумеито В, составляемых заявителем, оставьте поле к»! пол ненкам Введите код: 1-да, подлежит, 2-нет, -= тодлежит. Введите код: 1 - документ входит в перечень лично предоста вляемих, 2-документ, взляетср результатом предоста влей кя необходимых и обязательных услуг, з-документ отсутствует в распоряжеч «к органов власти, местного самоуправлении, подведомственных Введите код: 1-да, может.
|+ = А.О. Общие сведения А. 1. Описание услуги » А.2. Оптимизация услуги А.З. Перечень запросе» А. 4-5. Описание запроса т А.В. Правила обмена Б. 1. Внесение изменении в акты Е
Рис. 1. Общий вид формы ТКМВ
228
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 5, 2012
Услуга
Код У Рк
Шифр_услуги Название Орган FK1
Документ
Код Д РК
Название
Услуга
FK1
Подуслуга
Источник
Межвед
Причина
Нч5
FK2
FK3
FK.4
Подуслуга
Код ПУ РК
Название Осн_услуга Орган FK2 FK1
Органы
Код О РК
Название органа
Причина отсутствия
Код
Причина
РК
Подлежит межведу
Код РК
Подлежит межведу
Результат
Документ FK9
Услуга FK1
Подуслуга FK2
Получение FK3
Необходимость FK4
Источник FK5
Межвед FK6
Причина FK7
Орган FK8
Источник документов
Код РК
Источник документов
Входные документы
Код ВД РК
Услуга FK1
Документ FK2
Способ получения FK3
Возможность исключения FK4
Способ получения
Код РК
Способ получения
Необходимость
Код РК
Возможность исключения
Рис. 2. Структура базы данных ТКМВ
Разработка подсистемы построения интегрированных бизнес-процессов начинается с анализа технологических карт. Для лучшего понимания процесса необходимо дать ряд определений и терминов [4] (табл. 1).
Форма ТКМВ представляет собой электронную таблицу в формате MS Excel. Таблица содержит следующие листы: Лист «А.0 Общие сведения», Лист «А.1.1 - А.1.2 Описание услуги», Лист «А.1.3 - А.2 Оптимизация услуги», Лист «А.3 - А.6 Перечень запросов», Лист «Б. Внесение изменений в акты», Лист «В. План технической реализации», Лист «Статус согласования», Лист «Сообщения об ошибках», Лист «Обсуждение ТКМВ». Общий вид формы ТКМВ представлен на рисунке 1.
Из листа «А.0 Общие сведения» берется следующая информация: Наименование услуги, Наименование организаций участвующих в оказании услуги (подуслуги), информация о том является ли организация поставщиком или потребителем данных в рамках услуги.
Из листа «А.1.1 - А.1.2 Описание услуги» берутся: Наименование «входного» документа услуги, а также перечень подуслуг, которые необходимы для получения документа. Подуслуги, в свою очередь, являются отдельными бизнес-процессами, описанными в ТКМВ.
Таким образом, интегрированный бизнес-процесс включает в себя всю совокупность подуслуг, необходимых для оказания «главной» услуги, а также связи между ними. Это позволяет провести дальнейший анализ бизнес-процесса с целью его оптимизации.
Из листа «А.1.3 - А.2 Оптимизация услуги» берутся: Наименование входного документа услуги; Ведомство, ответственное за предоставление документа.
Из листа «А.3 - А.6 Перечень запросов» берутся: Наименование запрашиваемого документа; Наименование запроса; Ведомство ответственное за направление запроса; Ведомство ответственное за направление ответа.
Полученные таблицы были использованы для создания информационного обеспечения подсистемы в виде реляционной базы данных, инфологи-ческая модель которой представлена на рисунке 2.
В основе алгоритмического обеспечения подсистемы построения интегрированного бизнес-процесса лежит система рекурсивных запросов к данной БД по следующему алгоритму (рис. 3):
1. Определение анализируемого документа, который помещается во временную таблицу.
2. Определение новых входных документов для всех услуг и подуслуг (формирование документов)
Рис. 3. Aлгоритм рекурсивных запросов к БД
Таблица 2 Результаты сравнения нотаций
BPMN DFD IDEF3
Документы ± + +
Исполнители + + -
Процессы + + +
Лвтоматизация - + +
находящихся во временной таблице, и добавление их во временную таблицу.
Выбор входных документов для операций, обозначенных в ТКМВ, как услуги:
INSERT INTO результат (документ, услуга, по-дуслуга, получение, необходимость, источник, меж-вед, причина, орган) SELECT Документ.Код_Д, min(Документ. Услуга), min(Документ.подуслуга), min([Входные документы].[Способ получения]), min([Входные документы].[Возможность исключения]), min(Документ.Источник),
min(Документ.Межвед), min(Документ.Причина), min(Услуга_1.Орган) FROM Услуга AS Услуга_1 INNER JOIN (Документ INNER JOIN ((Услуга INNER JOIN Результат ON Услуга.КодУ = Результат. Услуга) INNER JOIN [Входные документы] ON Услуга.Код_У = [Входные документы]. Услуга) ON Документ.Код_Д = [Входные документы].Доку-мент) ON Услуга 1.Код_У = Документ.Услуга WHERE NOT EXISTS (SELECT документ FROM результат WHEREрезультат.документ=Докумен-т.Код_Д) GROUP BY Документ.Код_Д;
Выбор входных документов для операций, обозначенных в ТКМВ, как подуслуги:
INSERT INTO результат (документ, услуга, по-дуслуга, получение, необходимость, источник, меж-
Рис. 4. Результат работы подсистемы обработки ТКМВ
вед, причина, орган) SELECT Документ.Код_Д, min(Документ. Услуга), min(Документ.подуслуга), min([Входные документы].[Способ получения]), min([Входные документы].[Возможность исключения]), min(Документ.Источник),
min(Документ.Межвед), min(Документ.Причина), min(Услуга_1.Орган) FROM Услуга AS Услуга_1 INNER JOIN (Документ INNER JOIN (((Подуслуга INNER JOIN Результат ON Подуслуга.КодПУ = Результат.Подуслуга) INNER JOIN Услуга ON По-дуслуга.Осн_услуга=Услуга.Код_У) INNER JOIN [Входные документы] ON Услуга.Код_У = [Входные документы].Услуга) ON Документ.Код_Д = [Входные документы].Документ) ON Услуга_1.Ко-д_У = Документ. Услуга WHERE NOT EXISTS (SELECT документ FROM результат WHERE ре-зультат.документ=Документ.Код_Д) GROUP BY Документ.Код_Д;
Шаг 2 выполняется до тех пор, пока не будет найдено новых документов:
3. Определение исполнителей для каждой по-дуслуги по предоставлению документов находящихся во временной таблице.
4. Построение диаграммы бизнес-процесса услуги по предоставлению начального документа.
Для удобного восприятия результатов рекурсивных запросов необходимо представить получившиеся данные в виде work-flow диаграммы, при этом необходимо правильно выбрать нотацию представления [5]. При выборе нотации учитывались следующие критерии:
1) однозначное обозначение передаваемых документов;
2) четкое указание исполнителя и выполняемых работ;
3) простота автоматизированного синтеза.
Выбор осуществлялся между следующими нотациями: DFD, BPMN, IDEF3. Результаты сравнения представлены в таблице 2.
Таким образом, в качестве нотации для визуального представления бизнес-процессов выбрана DFD [5], которая предназначена для описания связей между исполнителями, работами (услугами) и формируемыми документами.
Пример диаграммы DFD (приватизация жилых помещений), полученных в результате выполнения предлагаемой подсистемы, приведен на рисунке 4.
В результате работы подсистемы обработки ТКМВ получается интегрированный бизнес-процесс, включающий в себя всю совокупность подуслуг, необходимых для оказания «главной» услуги, а также связи между ними. Это позволяет провести дальнейший анализ бизнес-процесса с целью его оптимизации.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
2. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
3. Постановление правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 года № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
4. Методика подготовки технологических карт межведомственного взаимодействия // Портал методической поддержки реализации федерального закона № 210-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://210fz.m/mdx/mdex.php?id=25.
5. КостровА.В. Основы информационного менеджмента. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 528 с.