Научная статья на тему 'Структура пейзажных микротекстов в башкирском языке'

Структура пейзажных микротекстов в башкирском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (ССЦ) / ОПИСАНИЕ / ЗАЧИН / КОНЦОВКА / ИНТЕРЬЕР / ПЕЙЗАЖ / ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ / ПАРАЛЕЛЛЬНАЯ СВЯЗЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валиева Г. Д.

Статья посвящена структуре пейзажных описательных текстов в башкирском языке. Дается определение термина «описание», исследуются виды и типы пейзажных описаний. В работе также уделено внимание структуре и семантике пейзажных описаний в форме сложного синтаксического целого, проанализированы типы зачинов, центральной части и концовок пейзажного описания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура пейзажных микротекстов в башкирском языке»

1064

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК УДК811.512.141

СТРУКТУРА ПЕЙЗАЖНЫХ МИКРОТЕКСТОВ В БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ

© Г. Д. Валиева

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Тел./факс: +7 (3473) 43 75 33.

Статья посвящена структуре пейзажных описательных текстов в башкирском языке. Дается определение термина «описание», исследуются виды и типы пейзажных описаний. В работе также уделено внимание структуре и семантике пейзажных описаний в форме сложного синтаксического целого, проанализированы типы зачинов, центральной части и концовок пейзажного описания.

Ключевые слова: сложное синтаксическое целое (ССЦ), описание, зачин, концовка, интерьер, пейзаж, цепная связь, паралелльная связь, целостность.

В настоящее время в башкирском языкознании изучение проблемы текста занимает значительное место, но, несмотря на это многие аспекты остаются не разработанными. К их числу относятся функционально-семантические типы текста (повествование, рассуждение, описание), анализ их композиции и языковых особенностей. Тексты-описания в основном рассматриваются либо в стилистическом, либо в методическом плане. Однако структурносемантический аспект описательных микротекстов остается до конца не изученным. Можно констатировать, что практически не исследована типология описательных текстов.

Термин «описание» употребляется в научной литературе с первой половины XIX в. В «Руководстве к изучению русской словесности» Г. Г. Г еор-гиевского описание определяется как представление отдельно существующего в пространстве предмета, передача его признаков, действий и отношения к другим предметам [1].

Литературоведческое содержание термина «описание» отражено в «Кратком словаре литературоведческих терминов» И. Н. Тимофеева и Н. Венгерова, где описание определяется как «оборот поэтической речи, состоящей в последовательном перечислении отдельных признаков, черт, свойств явлений» [2].

По мнению башкирского литературоведа К. Ахметьянова, описание - это вид изображения, т.е. «изображение своеобразных признаков предметов, природных явлений, человека или животных. По-другому изображение портрета и пейзажа называют описанием» [3].

Вслед за О. А. Нечаевой под описанием мы понимаем функционально-семантический тип речи (текста), представляющий собой модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета и имеющий для этого определенную языковую структуру [4].

В современной лингвистической науке по отношению к описательным текстам употребляется несколько терминов: «описательные строфы»,

«описательные сложные синтаксические целые», «описательные фрагменты», «описательные контексты», «описательные микротексты». Изучение проблемы позволяет сделать выводов о том, что описательные микротексты состоят из нескольких самостоятельных предложений, связанных грамматически и по смыслу, которые перечисляют признаки какого-либо объекта.

Самыми распространенными объектами изображения являются три вида описания: портрет, интерьер, пейзаж. Рассмотрим структурносемантический аспект одного описания - пейзажа.

Пейзажные описания в форме сложного синтаксического целого (ССЦ) имеют трехчленную структуру и состоят из 1) предложения - зачина (башлам), 2) основной части (теп елеш) и концовки (тамамлау-сы hейлэм, бетем). Постоянными компонентами семантической структуры являются зачин и центральная часть описания. Менее обязательным компонентом является концовка (заклю-чителъное предложение). Исследования показали, что типы предложений в зачине пейзажных описаний с точки зрения ССЦ разнообразны.

В качестве вводного предложения, как правило, в тексте выступают повествовательные и описательные предложения. Зачины повествовательного характера содержат информацию о воспринимающем субъекте, о пути его следования, местоположении в пространстве, с которого начинается обзор окружающей среды. Как правило, они содержат глаголы, семантически связанные со зрительным восприятием (карау - смотреть, кYреY - увидеть, кудэтеу - наблюдать, байкау - обозревать и др.) и движения (тешеY - спуститься, барыу - идти, килеY - подойти, сыгыу - выйти и др.). Например: Тирэ-якка к^ ташлау менэн, аh итеп калдылыр (Б. Рафиков). Взглянув в разные стороны, ахнули от удивления. Улар икэYлэшеп hейлэшэ-hейлэшэ, тар-тылып^удылып алдылар да йылгага тештелэр (К. Мэргэн). Они, разговаривая друг с другом, потягиваясь, спустились к реке. Зачины описательного типа выполняют функцию чисто описательную и содержат лексемы временной семантики: обычно указывают на название времен года (йэй - лето, кыш - зима, кед - осень, яд - весна), месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, и др.), суток (кис - вечер, тац - рассвет, кендед - днем, тен - ночь). Например: Кедгэ табан кендэр бодолдо (Я. Хамматов). К осени дни испортились. Кене лэ беген бик матур (Д. Булэков). И день сегодня прекрасный. Тен талгын гына якынлаша (Ф. Идэнголов). Медленно наступает ночь.

В качестве зачина выступают номинативные предложения или цепь номинативных предложений, простые двусоставные предложения, семантически связанные с настроением, с оценкой всей картины природы или фиксирующие изменения в природе, характеризующие его явления (восход солнца, снегопад, дождь и др.). Например: Тен дем

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №3(I)

1065

карацгы ^. ИбраЪимов). Ночь. Очень темно. Ни-сектер, hи■ggермэй генэ, ямгырЫгд, баткакЫгд, кед дэ килеп етте (X. Мохтар). Как-то незаметно, без дождя, грязи наступила осень. Урал тэбигэте кырыд кылыклы кылыу катын кеYек инде ул (3. Биишева). Природа Урала напоминает красивую женщину со скверным характером.

Анализ фактического материала показал, что структурно-семантическая организация центральной части пейзажного описания в целом близка к построениям центральной части описания интерьера.

В структурно-семантической организации

центральной части пейзажа выделяется ряд простых и сложных предложений, содержащих информацию о пейзаже. Можно отметить также все три звена цепочки: «где - что - какое».

Звено «что» образует следующую лексикосемантическую группу: ландшафт (тигедлек - равнина, удэн - долина, болон - луг, тау- гора, кая -скола, яр - берег и др.); жилищные и иные архитектурные строения (ей - дом, кыуыш - шалаш, hарай -сарай и др.); водные пространства (дицгед - море, йылга - река, к^ - озеро и др.); небесная сфера (кYк йеде - небо, кояш - солнце, йондод - звезды); атмосферные явления (болот - облако, кар - снег, ямгыр - дождь, томан - туман, йэшен - молния); представители фауны (айыу - медведь, бYре - волк, болан - олень, мышы - лось и др.), растения (кайын -береза, й^э - липа, карагай - сосна и др.).

Специфичным является и звено «где». В пейзажном описании наблюдается широта и необозримость: алыдлык - даль, алыд, йырак - далеко, алыдта - вдолеке, офок - горизонт. Например: Офокта надланып, иркэлэнеп кенэ ал тац ата. Алыдта тепкелдэ кайсак шатыр-шотор агастар Ытганы ишетелэ (3. Биишева). За горизонтом нежно и ласково занимается утренняя заря. Вдалеке в глубине временами слышится треск мающихся деревьев.

В описательном пейзажном ССЦ наблюдается использование наречий места. В предложении они обычно стоят на первом месте, а подлежащее и сказуемое занимают место в конце предложения. По мнению Г. Г. Саитбатталова и Д. С. Тикеева, такое расположение никак не влияет на структуру предложения, т.к. подобные изменения вносятся с целью выделить один из членов предложения или связать предложения в тексте.

В описании пейзажа предложения связываются между собой прежде всего по смыслу, а смысловая связь предложений оформляется с помощью лексических, лексико-грамматических, синтаксических средств.

При анализе способов и средств связи предложений в пейзажных ССЦ выделяются следующие виды связи 1) цепная, 2) параллельная, 3) лучевая, 4) кольцевая и 5) смешанная. Из данных способов связи первая (цепная связь) и вторая (параллельная связь) являются самыми активными. Например: Ел уйнай, ел иреккэ сыккан. Ул агас баштарын эйеп, hары япрактарды берэм-берэм ташлай. вделгэн япрактар, йэйдец йэмле вакытында леп-леп оскан щбэлэктэр шикелле бэуелэ-бэуелэ тешэлэр. Ел

уларды ейерелтэ-ейерэлтэ, кетеYе-кетеYе менэн Yд ыцгайына кыуалай ^. ИбраЪимов). Ветер играет, ветер вырвался на волю. Вырванные листья, качаясь-покачиваясь, падают как бабочки, летающие в прекрасные дни лета. Ветер кружит их стаями, гонит в своем направлении.

В качестве средств межфразовой связи используются лексические повторы, местоимения, наречия, союзы, синонимические замены. Наряду с ними функцию скрепы выполняют деепричастные обороты, видовременные формы глаголов-сказуемых. Можно отметить, что и изобразительные средства (метафора, эпитет, сравнение) выполняют текстообразующую функцию, так как благодаря им текст приобретает смысловую и структурную целостность. Они могут употребляться не только в центральной части, но и в зачине, в заключительной части текста. С их помощью выражается временная последовательность явлений, передается динамика действия, организуется единое смысловое целое.

В пейзажных ССЦ лексическим сигналом заключительного предложения является наличие в нем союзов, вводно-модальных слов. Анализ фактического материала показывает, что в оформлении заключительного предложения ССЦ в описании пейзажа наиболее употребительным являются противительные союзы: э (а), лэкин (но), эммэ (однако). Например: Лэкин болоттар да, ел дэ юк (X. Мохтар). Но нет ни облаков, ни ветра. Лэкин Райхана менэн Фэйзулла былардыц береhен дэ кYрмэйgэр дэ, Ыдмэйдэр дэ, улар есен беген кYк йеде лэ салт аяд, кар Иьгуыктары ергэн ел дэ йып-йылы (3. Fэлимов). Но Райхана и Файзулла не видят ничего этого, не чувствуют, для них сегодня и небо ясное, и холодный ветер со снегом кажется теплым.

В проанализированных примерах зафиксированы в качестве концовки вопросительные и восклицательные предложения: Ницэ шулай? АллаЫг Тэгэлэнец кушканымы, эллэ эдэм балаларыныц уg тэбшэтенэ бэйлеме былар? ^. Хесэйенов). Почему так? Это по велению Господа бога, или связано с человеческой природой? ШуныЛы гэжэп: былардыц бетэhен дэ тэбигэт Ygе яhап кушан! (Ш. Янбаев). Что удивительно: все это творение сомой природы!

Таким образом, пейзажные описания состоят из десяти-двенадцати предложений, связанных по смыслу и грамматически. В них дается характеристика признаков какого-либо объекта: уточняется форма, состав, структура, объем, качество, количество, название предмета описания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Георгиевский Г. Г. Руководство к изучению русской словесности. М., 1935. 76 с..

2. Тимофеева И. Н., Венгрова Н. Краткий словарь лингвистических терминов. М.:Учпедгиз, 1958. 97 с.

3. Эхмэтйэнов К.Э. Эзэбиэт гилеме Ьу^леге. 0фе: Китап, 1965. 257 б.

4. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. 260 с.

5. Сэйетбатталов Г. Г. Башторт теле. Ябай Ьейлэм. 1том. 0фе, 1999. 352 б.

6. Тикеев Д. С. Башторт теленец синтаксик те^елешен ейрэнеу. 0фе: Китап, 1996. 128 б.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.