рону укрупнения субъектов федерации вполне закономерны и связаны с исправлением законодательных ошибок переходного периода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Лапина. Путинский «федерализм»: позиция регионов // Международный и общественно-политический журнал «Общество и экономика». - 2005. - № 2. - С. 143.
2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юридическая литература, 1993.
3. Устав - Основной Закон Читинской области. В редакции Закона Читинской области от 30 мая 2001 года № ЗОО-ЗЧО с изменениями, внесенными законам Читинской области от 20 июня 2002 года № 375-ЗЧО,
от 23 октября2002 года № 405-ЗЧО,от 16 апреля 2003 года № 470-ЗЧО, от 17 декабря 2003 года № 521-ЗЧО, от 23 июня 2004 года № 562-ЗЧО, от 19 января 2005 года № 631-ЗЧО, от 03 марта 2005 года № 649-ЗЧО, от 16 июня 2005 года № 675-ЗЧО, от 19 октября 2005 года №724-ЗЧО, от 21 июня 2006 года №810-ЗЧО, от 15 декабря 2006 года №864-ЗЧО, от 15 декабря 2006 г.
4. Устав Агинского Бурятского автономного округа. Принят окружной Думой 10 ноября 1994 г. (в редакции от 01.11.2002 г. № 291-ЗАО с внесенными изменениями и дополнениями от 22.04.2003 г. № 330-ЗАО, от 17.12.2003 г. № 386-ЗАО, от 25.03.2005 г. № 512-ЗАО, от 06.06.2005 г. №538-ЗАО, от 05.12.2005 г. № 576-ЗАО, от 26.05.2006 №649-ЗАО, от 28.11.2006 г. №701-ЗАО)да №865-ЗЧО.
УДК 327.56
Н.Н. Надежин, ИМОСТ, ВГУЭС
СТРУКТУРА ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА ПРИ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТОВ
Научные интересы: дипломатия, переговоры в процессе урегулирования международных конфликтов, проблемы разрешения конфликта между Израилем и Палестинской автономией.
Рассмотрены вопросы ведения переговоров и их структура в процессе урегулирования международных конфликтов. Рассматриваются этапы переговорного процесса. Исследуются способы подачи позиций на переговорах. Анализируются виды посредничества и его роль в переговорном процессе. Определены критерии успешных переговоров ■
N. Nadegin,
THE STRUCTURE OF NEGOTIATING PROCESS IN THE CONFLICTS SETTLEMENT
The questions of negotiating and its structure in the process of international conflicts settlement are examined in the article. The stages of the negotiation process are considered. The ways of positions suggesting on the negotiations are researched. The kinds of mediation and its role in the negotiation process are analyzed. Also, the criterions of the successful negotiations are specified ■
* * *
Выбирая переговоры как наилучшую альтернативу конфликту, противоборствующие стороны стремятся к реализации своих целей и интересов, и одновременно четко осознают, что тем самым они соглашаются на совместную деятельность [3]. Они отказываются от односторонних действий, соглашаясь на мирное взаимодействие с противником. Поэтому переговоры целесообразны тогда, когда стороны понимают, что проблема может быть решена только совместно, когда у них есть стремление покончить с существующим положением, которое они считают неприемлемым, и когда каждая из сторон признает претензии другой стороны или сторон на участие в таком урегулировании [1].
Важным моментом в конфликтной ситуации является постепенность и последовательность ведения переговоров. В этой связи переговорный процесс подразделяется на несколько этапов: подготовительный период; непосредственно сами переговоры; подписание заключительных документов; реализация достигнутых договоренностей.
Наиболее значимыми организационными вопросами, которые стороны стремятся решить на первом этапе, чаще всего являются:
1) уровень и состав участников переговоров;
2) число участников переговоров с каждой стороны;
3) кто будет представлять стороны;
4) кто будет выступать от всей команды;
5) возможность привлечения к участию в переговорах «резервной» команды и ее состав;
6) время первой встречи;
7) место первой встречи;
8) время и число последующих встреч [5].
Также на подготовительном этапе уточняются позиции сторон, идет торг за уступки по процедурным вопросам: решается кто будет сидеть за столом переговоров; повестка дня; порядок приветствия участников переговоров, язык переговоров; порядок подачи мирных инициатив и предложений, механизм сбора, обмена и верификации информации; порядок обсуждения вопросов; выбор посредников и т.д. Иными словами, когда налицо повестка дня конференции или переговоров, тогда яснее и перспектива достижения необходимых договоренностей [2].
Второй этап касается процедуры переговоров. Анализ последовательности решения задач на стадии непосредственного ведения переговоров позволяет выделить три основные стадии их ведения:
- взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;
- их обсуждение (в том числе, выдвижение аргументов в поддержку своих взглядов, предложений и их обоснование);
- согласование интересов и выработка договоренностей.
На первой стадии переговоров происходит выяснение и обсуждение точек зрения друг друга на имеющуюся проблему, при этом наиболее полно реализуется одна из важнейших функций переговоров - информационнокоммуникативная.
Кроме того, на этой стадии стороны вырабатывают "общий язык" переговоров, в том числе уточняют различные понятия. Так, на переговорах по ограничению стратегических вооружений основные сложности возникали в связи с определением что считать "общей безопасностью", США и СССР вкладывали различный смысл в это понятие.
А. А. Обухов по поводу переговоров по ОСВ-1 говорит, что "не легко было выработать общий язык, поскольку терминология, понятия, которыми оперировали стороны, были различны, не совпадали по смыслу"[8].
На второй стадии (обсуждение или аргументация) взаимодействие участников различно при торге и совместном анализе проблемы. Эта стадия приобретает особое значение, когда стороны ориентируются на реализацию торга или используют переговоры в пропагандистских целях. В этих случаях обсуждение позиций занимает основное место на переговорах. Часто при реализации торга на этапе обсуждения за интенсивными дискуссиями следуют периоды затишья, естественное течение переговоров приостанавливается, «партнеры демонстрируют незаинтересованность в деловых встречах, протокольных контактах, появляются слухи о возможности откладывания или разрыве переговоров и т.п.» [2]. Угроза прервать переговоры или даже само их прекращение еще не означает безрезультатности, фиаско.
Существует два выхода из подобной ситуации. Первый заключается в том, что стороны выбирают свою альтернативу переговорному решению (АТНА) и переходят к односторонним действиям. Однако в современном мире возможность односторонних действий в целом становится ограниченной, а участники все более заинтересованными в продолжении переговоров, т.е. во втором варианте выхода из периода затишья. Именно поэтому сегодня большое внимание уделяется разработке приемов, направленных на реализацию этого варианта. Используется, например, объявление перерыва в заседаниях с тем, чтобы участники переговоров имели возможность провести поиски вари-
антов решения. Другой прием состоит в проведении неофициальных встреч или консультаций. Их неофициальность позволяет отойти от жесткого торга, сделать взаимодействие более гибким.
На второй стадии большое значение приобретает аргументация. При ориентации участников переговоров на совместный анализ проблемы аргументация необходима для того, чтобы показать партнеру, на что и почему сторона не может согласиться. В этом случае стадия обсуждения является логическим продолжением стадии уточнения позиций. Стороны путем выдвижения аргументов в ходе дискуссии, оценивания предложений партнеров показывают, что, по их мнению, не может войти в заключительный документ, с чем они принципиально не согласны и почему или, напротив, что может быть предметом дальнейшего обсуждения.
При стремлении сторон реализовать основную функцию переговоров, т.е. при их ориентации на решение проблемы, главный результат стадии аргументации будет состоять в выявлении рамок возможной договоренности, или согласованного определения переговорного пространства.
Определение рамок соглашения, или "согласованного переговорного
пространства" не является самим соглашением, а намечает только его самые общие контуры. У. Зартман и М. Берман в работе "Участник переговоров"[10] выделяют две фазы согласования интересов: сначала выработка общей формулы, затем - согласование деталей. Подобную точку зрения разделяют многие исследователи, а также практические работники, имея в виду под выработкой общей формулы, как правило, определение рамок соглашения, а под детализацией - его конкретную разработку и редактирование текста, которое
связано с выработкой окончательного варианта итогового документа. При этом сначала при выработке общей формулы соглашения, а затем при ее детализации стороны проходят все три описанные стадии: уточнение позиций, их обсуждение и согласование.
Очевидно, что выделенные стадии следуют не строго друг за другом. Уточняя позиции, стороны могут согласовать ряд вопросов, не вызывающих разногласий (образовав для этого специальные рабочие органы, экспертные группы и т.п.). В конце переговоров участники могут вновь перейти к уточнению отдельных элементов своих позиций. Однако общая последовательность в решении указанных задач сохраняется. Ее несоблюдение может вести к значительному затягиванию переговоров или их срыву. Этот феномен неоднократно наблюдался при проведении имитационных игр [4]. Для успешного завершения переговоров стороны должны придерживаться некоторых рекомендаций: быть очень конкретными в деталях; периодически приостанавливать диалог, чтоб выяснить мнение по отдельным вопросам; время от времени подвергать повторному рассмотрению вопросы, по которым соглашение уже достигнуто, и т.д. [5].
В зависимости от целей, функций и характера переговоров одна из стадий может быть редуцирована, в то время как другая - напротив, занимать центральное место.
Процесс ведения переговоров также предполагает использование определенных способов подачи позиций. Участники переговоров могут указывать либо на то, что их объединяет, либо на то, что является различным. Кроме того, члены каждой делегации информируют партнеров по тем или иным вопросам собственной позиции, тем са-
мым открывая ее, в то время как другую часть позиций по ряду соображений оставляют закрытой. Выделяются четыре основных способа подачи позиции, которые используются участниками переговоров при их ведении:
- открытие позиции;
- закрытие позиции:
- подчеркивание общности в позициях;
- подчеркивание различий в позициях.
Сама логика переговоров (наличие как общности, так и различий в позициях, а также известных и неизвестных компонентов) предполагает использование всех четырех способов подачи позиции, а следовательно, речь может идти лишь об их пропорциональном соотношении. Однако в целом следует иметь в виду, что подчеркивание общности и открытие позиции характерны для выбора способа решения проблемы путем ее совместного анализа с партнером. В свою очередь при торге, напротив, значительно чаще используются такие способы, как подчеркивание различий и закрытие позиций. Значительный дисбаланс в способах подачи позиции может привести к тому, что переговоры превратятся в иной вид деятельности.
Во избежание проблем при ведении переговоров и помощи при разрешении конфликта используется институт посредничества. Посредничество представляет собой участие в переговорах (по предварительному соглашению противоборствующих сторон) третьей стороны. Посредник может участвовать в переговорах как с самого начала, так и подключаться к ним на любом из этапов, по мере необходимости.
Использование посредника необходимо в следующих случаях: если стороны вовлечены в длительное противо-
стояние; если они не признают друг друга; если участники конфликта связали себя множеством обязательств и им крайне сложно пойти на уступки без "потери собственного лица" и, наконец, если имеются серьёзные различия в культуре, идеологии или религии, которые создают дополнительные коммуникационные барьеры.
Обычно посреднические функции осуществляются в определённой последовательности. В связи с этим принято различать следующие этапы посредничества:
- инициация поиска согласия;
- налаживание переговорного процесса;
- участие в переговорном процессе;
- наблюдение за выполнением соглашений.
Посредничество может закончиться на любом из перечисленных этапов, его результатом могут быть и дальнейшие совместные действия сторон, предпринимаемые самостоятельно (в этом случае задачи посредника выполнены), и возврат участников конфликта к односторонним шагам. Вполне допустим и такой вариант, когда на ранней стадии переговоров посредник выясняет нужды, приоритеты и ожидания сторон, а затем, если стороны не договорятся без его участия, предлагает свой вариант соглашения, основанный на сообщенной ему сторонами конфиденциальной информации. Этот проект предлагается отдельно каждой стороне. Если соглашение подписывается, посредник уничтожает конфиденциальную информацию [7].
В последнее время всё более распространённым становится неофициальное посредничество. Это связано, с одной стороны, с увеличением количества неправительственных организаций и ростом их влияния а, с другой - с ори-
ентацией этого вида посредничества в значительной мере на общественное сознание.
Нередко официальный и неофициальный виды посредничества используются параллельно. Решение вопроса о том, какой посредник и когда наиболее эффективен, в немалой степени зависит от того, какие задачи он должен решить.
В ходе самих переговоров, ведущихся на официальном уровне, важен официальный статус посредника, он является основанием для выполнения посреднических функций во время переговорного процесса. На этой фазе могут быть эффективны государства и межправительственные организации. При выполнении соглашений с задачами мониторинга лучше справляются межправительственные организации; использовать силовые рычаги влияния на конфликтующие стороны могут и крупные державы, но развитию диалога лучше способствуют неофициальные посредники.
Центральным в посредничестве является оказание помощи в диагностике ситуации и поиске взаимоприемлемых решений, это составляет его смысл, и именно для этого посредник содействует и формированию ориентации на совместные решения и создает каналы коммуникации. Диагностика ситуации осуществляется, прежде всего, путем оказания помощи каждому участнику в анализе интересов. Для участников переговоров в условиях конфликта характерен своеобразный эгоцентризм, заключающийся в отказе от детального анализа интересов противоположной стороны. Преодоление этого эгоцентризма с помощью посредника позволяет более точно проанализировать ситуацию и интересы каждой стороны. Посредник помогает выявить те факты, которые вследствие селективности вос-
приятия каждого участника оказываются вне поля зрения их анализа. Тем самым он формирует у сторон более сложную и одновременно более адекватную картину действительности. В задачи посредника входит также генерация новых идей, внесение предложений по поиску взаимоприемлемых вариантов решения конфликтной ситуации.
Выполняя задачи оказания помощи в поиске взаимоприемлемых решений, посредник может прибегать к таким средствам, как проведение имитационных игр, организация встреч между сторонами на неофициальном уровне для обсуждения проблем и т.д. Наконец, посредник может ограничивать участников переговоров во времени, отведенном для решения. Сам факт необходимости к определенному моменту найти взаимоприемлемое решение в случае отсутствия у участников лучшей альтернативы переговорному решению (БАТНА) стимулирует его поиск. Также широко распространенным методом действия посредников является прием поэтапного принятия решения, то есть переход от более легких вопросов к сложноразрешимым. Иногда неразрешимые вопросы выносятся за рамки переговоров, чтобы не допустить их срыва.
В случае успешно проведенных переговоров участники конфликта принимают заключительные документы, в которых отражаются достигнутые договоренности по разрешению конфликта. Стороны вырабатывают согласованный текст заключительного документа. И здесь необходимо обратить внимание на недопустимость употребления в тексте неконкретных выражений, таких как "приемлемые сроки", "как можно скорее", "стороны приложат все усилия" и т.п.[6] В случае использования подобных выражений на стадии выполнения договоренностей могут возникнуть раз-
личные проблемы. Поэтому участники переговоров должны внимательно согласовывать текст и не допускать двусмысленных выражений. Окончательные формулировки текста заключительного документа закрепляются парафированием, т.е. установлением аутентичности текста инициалами уполномоченных договаривающихся сторон. Это показывает, что согласованный текст является окончательным. После этого участники переговоров подписывают заключительный документ.
В качестве критериев того, что переговоры действительно завершились успешно и конфликт урегулирован, можно взять параметры, предложенные К. Митчелл:
- проблема исчезает с политической повестки дня;
- решение принимается всеми участниками конфликта как на уровне элит, так и на уровне масс;
- нет необходимости в поддержании условий соглашения третьей стороной, т.е. соглашение является самодостаточным;
- соглашение воспринимается всеми участниками в соответствии с их собственными системами оценок как честное и справедливое;
- участники добровольно принимают условия соглашения без какого-либо давления извне;
- соглашение устанавливает новые, позитивные отношения между участниками конфликта [9].
Характерной чертой успешного переговорного процесса является обращение внимания сторон на будущее и выполнение достигнутых договоренностей. Они должны понимать, что конфликт завершен, интересы всех сторон удовлетворены, и в будущем необходимо совместными усилиями не допустить возникновения новых конфликтных отношений. Участники переговоров
должны тщательно проанализировать свои будущие взаимоотношения, поскольку в результате соглашений стороны планируют процесс по определению сценария будущего развития и тем самым усиливают свою взаимозависимость. При этом наиболее высокая степень взаимозависимости возникает в том случае, если стороны создают совместные структуры и организации. В этой ситуации созданные институты и механизмы, как результаты проведенных переговоров, выступают регуляторами взаимоотношений сторон и предоставляют широкие возможности для развития сотрудничества и реализации совместного анализа возникающих проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу / В.Л. Исраэлян. - М., 1990. - 351 с.
2. Ковалев А.Г. Азбука дипломатии / А.Г. Ковалев. - М., 1988. - 5-ое. изд.
3. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры / М.М. Лебедева. - М., 1993. - 156 с.
4. Лебедева М.М. Некоторые психологические аспекты проведения имитационных игр / М.М. Лебедева // Вестник МГУ. - Серия 14. - Психология, 1980. - № 3. - С. 7278.
5. Маликова Н.Р. Переговоры в интересах национальной безопасности / Н.Р. Маликова. - М., 1997.
6. Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров / Я. Нергеш. - М., 1989. - 264 с.
7. Нэх В.Ф. Политический конфликт, технология инициирования, регулирования, разрешения / В.Ф. Нэх // Вестник МГУ. -Серия 12. - Политические науки, 1995. - №
5. - С. 59-75.
8. Обухов А. А. Профессия: переговорщик / А. А. Обухов // Вестник МИД СССР, 1991. -№ 10.
9. Mitchell Ch.R. The Structure of International Conflict. - N.Y.: 1981. - 280 p.
10. Zartman I.W., Berman M.R. The Practical Negotiator. - New Haven: Yale University Press, 1982. - 259 p.
А.З. Намдаков, и.о. начальника отдела федеральной миграционной службы Агинского Бурятского
автономного округа
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Научные интересы: современные миграционные процессы.
Рассматривается проблема регулирования миграционных процессов на современном этапе развития общества. Показывается, что эффективность миграционной политики зависит от сущности факторов, формирующих миграционный процесс. Обосновывается деление механизмов регулирования миграционных процессов на две группы: политические и социокультурные ■
A. Namdakov ,
THE METHODS OF MIGRATION PROCESSES REGULATION
It is observed the question of migration processes regulation in the condition of modern society development. The author proves suggestion that the effectiveness of migration policy depends on nature of factors form-
A
1*1