Научная статья на тему 'Структура отдела сервисного обслуживания клиентов дилерского центра'

Структура отдела сервисного обслуживания клиентов дилерского центра Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1968
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЛЕРСКИЙ ЦЕНТР / СЕРВИС / АВТОМОБИЛЬ / КЛИЕНТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гусев Сергей Александрович

В статье анализируется структура отдела сервисного обслуживания, разбираются функциональные обязанности сотрудников. Приводится пример взаимодействия различных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE DEPARTMENT CUSTOMER SERVICE DEALERSHIP

The article examines the structure of the service department, to understand the functional duties of the employees. Is an example of interaction of various departments.

Текст научной работы на тему «Структура отдела сервисного обслуживания клиентов дилерского центра»

Раздел III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 685.5

С.А. Гусев

СТРУКТУРА ОТДЕЛА СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ ДИЛЕРСКОГО ЦЕНТРА

Аннотация. В статье анализируется структура отдела сервисного обслуживания, разбираются функциональные обязанности сотрудников. Приводится пример взаимодействия различных подразделений.

Ключевые слова: дилерский центр, сервис, автомобиль, клиент.

Sergey Gusev

Дилерский центр по продажам и обслуживанию автомобилей можно разделить на две большие части: отдел продаж новых автомобилей и отдел сервисного обслуживания. Отдел сервисного обслуживания клиентов дилерского предприятия имеет в свою очередь четкую структуру: во главе стоит директор по сервису, которому подчиняются следующие сотрудники и подразделения: начальник кузовного цеха, инженер по гарантии, начальник слесарного цеха, локальный тренер, начальник цеха по установке дополнительного оборудования.

Слесарный цех выполняет работы по сервисному обслуживанию и ремонту поступающих автомобилей. Как правило, работа слесарного цеха сервисной станции построена таким образом, чтобы обслуживание клиентов велось непрерывно, без выходных дней. В соответствии с трудовым законодательством работа сотрудников слесарного цеха организовывается в посменном режиме: назначаются две или три смены, в которые входит одинаковое число специалистов.

Механик - непосредственный исполнитель работ. Механик выполняет весь объем согласованных с клиентом стандартных операций с автомобилем. В качестве примера можно привести замену масла в двигателе, замену фильтров и тормозных колодок и т.д.

Диагност производит первичный осмотр и диагностирование работы узлов и агрегатов автомобиля. Перед началом любого ремонта производится диагностика как определенных частей автомобиля (исходя из жалоб клиента на их работу), так и всего автомобиля в целом (с целью выявления дополнительных неисправностей и необходимости проведения профилактических работ). Диагност использует в своей работе специальное оборудование, подключаемое к бортовому компьютеру автомобиля. С него считывается и расшифровывается информация об условиях эксплуатации автомобиля, а также о выявленных отклонениях в работе автомобиля. Большинство современных автомобилей изначально оборудуются бортовым компьютером, управляющим работой основных узлов автомобиля и хранящим в своей памяти параметры этой работы. Информация, получаемая из памяти бортового компьютера, носит очень важный и существенный характер при определении диагностом отклонений в работе автомобиля [2, с. 48].

Электрик занимается ремонтом электрооборудования автомобиля. Около 40 % обращений

© Гусев С.А., 2014

клиентов на сервисную станцию связаны с неисправностями различных электроприборов и устройств, установленных на автомобиле. К числу работ, проводимых электриком, можно отнести замену лампочек, настройку работы магнитолы и навигационного оборудования, проверку надежности электрических контактов и т.д.

Механики, диагносты и электрики объединяются в смену и работают по определенному графику. В смене назначается старший механик, ответственный за распределение работ и осуществляющий контроль за выполнением работ внутри смены.

Мастер-приемщик является контактным лицом, к которому обращаются клиенты сервисной станции. Он открывает и закрывает заказ-наряды, согласовывает с клиентом объем работ, принимает в работу автомобиль клиента и описывает его состояние. Мастер-приемщик связывается с клиентом после диагностики и обсуждает дополнительные работы, которые, по его мнению, следует провести на автомобиле. В этой связи мастера-приемщика можно назвать также консультантом по сервиснъш услугам, оказываемым на сервисной станции. Мастер-приемщик может работать как в смену, наряду с другими сотрудниками (тогда у каждой смены есть свой мастер-приемщик), так и отдельно, по своему собственному графику. В некоторые моменты времени старший механик может замещать маете -ра-приемщика на его рабочем месте или совмещать две должности при распределении функциональных обязанностей на сервисной станции.

Инженер по гарантии - аккредитованный заводом-изготовителем специалист, определяющий от его имени возможность гарантийного ремонта за его счет. Гарантийный ремонт - устранение дефектов, возникших вследствие некачественной сборки (покраски) автомобиля заводом-изготовителем или замена вышедших ранее положенного срока из строя узлов, механизмов. Различают разные виды гарантийного ремонта:

— по способу оплаты заводом-изготовителем: предоплатный (оплата производится до момента выполнения ремонта) и постоплатный (оплата производится после выполнения ремонта);

— по объему выплат: лимитированный (сервисная станция может производить гарантийный ремонт только на определенную сумму в заданный период) и нелимитированный (объем гарантийного ремонта не лимитирован);

— по виду обращений на сервисную станцию: ремонт после обращений самих клиентов, ремонт после приглашения клиентов сервисной станцией (проводится в рамках компаний по отзыву автомобилей и замене выявленных неисправных узлов; инициируется заводом-изготовителем и в обязательном порядке проводится официальными сервисными станциями).

Основная задача инженера по гарантии - выделить причинно-следственную связь между возникновением неисправности в автомобиле и особенностями его сборки на заводе. В случае если неисправность возникла вследствие неправильной эксплуатации автомобиля клиентом, в задачу инженера по гарантии входит квалифицированно объяснить ему невозможность гарантийного ремонта.

Кузовной цех выполняет работы по исправлению нарушенных геометрических форм кузовных деталей автомобиля. Деформация деталей наступает вследствие произошедших дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев на дороге, иных чрезвычайных происшествий.

В число сотрудников кузовного цеха, также, как и слесарного, входит мастер-приемщик. В число его задач, помимо описанных выше, входит также дефектовка автомобиля. Дефектовка -создание перечня дефектов автомобиля с указанием необходимых работ и запасных частей по их исправлению. Мастер-приемщик кузовного цеха, в отличие от своего коллеги из слесарного, имеет более длительный контакт с клиентом. Это связано с более продолжительным по времени процессом ремонта автомобиля. После обращения клиента на сервисную станцию и дефектовки автомобиля происходит процесс согласования объема и стоимости выполняемых работ. Согласование может вестись как со страховой компанией (если автомобиль был застрахован и имеет полис КАСКО), так и с

Вестник Университета № 9, 2014

самим клиентом (если клиент будет оплачивать стоимость ремонта самостоятельно). После согласования мастер-приемщик кузовного цеха отправляет в отдел запасных частей заявку на подбор запасных частей, которые могут полностью или частично отсутствовать на складе. Запасные части, имеющиеся в наличии, резервируются за автомобилем клиента, на остальные формируется заказ на склад верхнего уровня. После поступления запасных частей в полном объеме мастер-приемщик кузовного цеха связывается с клиентом и согласовывает с ним время предоставления автомобиля на сервисную станцию, продолжительность ремонта и необходимость предоставления клиенту подменного автомобиля. Обычно процесс ремонта с момента обращения клиента до момента получения исправного автомобиля занимает несколько месяцев.

В задачи арматурщика входит снятие поврежденных элементов кузова автомобиля и установка их обратно после ремонта. В зависимости от сложности ремонта арматурщик должен также уметь устанавливать автомобильные стекла, части двигателя и элементы обшивки салона.

Механик по работе со стапелем производит выправление геометрических форм деталей кузова автомобиля с помощью специального устройства - стапеля. При работе с ним механик должен обладать необходимым опытом и квалификацией.

Колорист (от англ. color - цвет) занимается подбором красок для последующего нанесения их на восстанавливаемые (заменяемые) элементы кузова автомобиля. Основная задача колориста - подобрать краски таким образом, чтобы после окраски все элементы кузова автомобиля совпадали между собой по цвету. Все современные автомобили имеют лакокрасочное покрытие, входящее в кодировку RAL, унифицированное под определенные стандарты. RAL- международная система обозначения цветовых изображений. Каждая краска в системе RAL имеет свой четырехзначный номер. Колорист по VIN автомобиля в специальной базе данных узнает код краски в системе RAL, изготовляет ее из базовых красок, смешивая их в определенной пропорции [1, с. 24].

Маляр - специалист, непосредственно наносящий краску на элементы кузова автомобиля. Маляр может работать как со съемными элементами (крылья, бампер, двери), так и с несъемными (крыша автомобиля). В своей работе маляр использует различные технические устройства, помогающие равномерно наносить слой краски на поверхность деталей. Работа маляра относится к классу вредных и опасных для здоровья человека. В соответствии с трудовым законодательством для такого класса установлен особый порядок нормирования и использования рабочего времени.

Механик по работе с термокамерой производит сушку окрашенных деталей. Большинство красок очень долго сохнут в естественных условиях, к ним могут прилипать посторонние предметы, частички пыли. Для убыстрения процесса застывания краски применяют специальное устройство -термическую камеру. Она представляет собой герметичное помещение, внутрь которого помещаются окрашиваемые элементы кузова. В помещении посредством инфракрасных лучей создается необходимая температура и поддерживается определенная влажность воздуха. Механик по работе с термокамерой определяет порядок ее работы: очередность поступления деталей, их совместимость друг с другом по занимаемой площади, время нахождения внутри камеры.

Локальный тренер - внутренний специалист компании, обладающий всей полнотой информации об автомобилях, поступающих в ремонт на сервисную станцию. Он подключается к работе механиков или диагностов в случаях, когда те испытывают трудности в своей работе. Локальный тренер в обязательном порядке присутствует на всех семинарах и тренингах, организуемых представительством автомобильного завода по вопросам технического обслуживания и ремонта автомобилей. На каждой сервисной станции существует определенный уровень текучести кадров: кто-то по различным причинам увольняется, кто-то приходит устраиваться на работу. Локальный тренер вместе с начальником структурного подразделения сервисной станции участвует в собеседовании с потенциальным кандидатом и высказывает свое мнение об уровне его профессиональной подготовки.

Если кандидата принимают на работу, а уровень его недостаточно высок, локальный тренер проводит с новым работником индивидуальные занятия и расширяет объем его знаний. Кроме этого он постоянно проводит занятия с текущим персоналом сервисной станции и передает техническую информацию, полученную в представительстве автомобильного завода.

Локальный тренер поддерживает связь со службой технической поддержки представительства и сообщает им информацию о необычных случаях ремонта автомобилей на сервисной станции или о нестандартных ситуациях с ними. Эта информация впоследствии собирается со всех сервисных станций и передается на автомобильный завод; там она аккумулируется, анализируется, выявляются причины возникновения подобных ситуаций. В случае, если ситуации носят массовый характер и наблюдаются одновременно у ряда сервисных станций, разрабатываются практические рекомендации по их устранению и предупреждению, которые в дальнейшем рассылаются всем официальным дилерам.

Цех по установке дополнительного оборудования предоставляет клиентам возможность доукомплектовать автомобиль различными запасными частями и аксессуарами, не входящими в базовую комплектацию. К ним относятся:

— механические противоугонные устройства (замок на капот, замок на колеса, блокиратор КПП и т.д.);

— электронные противоугонные устройства (сигнализации, датчики периметра и объема автомобиля, спутниковые системы слежения);

— элементы тюнинга автомобиля (антикрыло, декоративные пороги, дефлекторы, накладки на педали и т.д.);

— аудио- и видеоаппаратура (магнитолы, динамики, проигрыватели дисков, телевизоры, усилители звука и т.д.);

— различные аксессуары.

У цеха также есть свой мастер-приемщик, помогающий клиенту сориентироваться в объеме предоставляемых услуг.

Библиографический список

1. Мартин У. Управление качественным обслуживанием клиентов / У. Мартин. - М., 2003.

2. Монден Я. Система менеджмента Тойоты / Я. Монден. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.