Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Лузина Т.В., кандидат педагогических наук, доцент замдиректора по бизнес-образованию ЧОУ ВПО НЧФ ИЭУП (г.Казань) Россия, Татарстан, г.Набережные Челны СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

На сегодняшний день предложено достаточно много моделей учебного процесса, его организации и оценки качества проведения. Так модели самого учебного процесса в основном опираются на директивные связи между подразделениями вуза и протекающими в нем процессами. Модели управления качеством образовательных услуг ориентированы в основном на стандарты.

Организация учебного процесса характеризуется множеством параметров, в том числе:

- Формированием потоков студентов: возможно формировать поток из студентов одной или нескольких специальностей для изучения одной дисциплины.

- Распределением дисциплин по преподавателям: преподаватель может вести один или несколько дисциплин.

При формировании потоков речь идет об оптимальном распределении групп студентов по потокам, во втором случае о распределении совокупности предметов по преподавателям.

Выбор сочетания состава потоков и распределения предметов по преподавателям влияет на такие показатели качества структуры организации учебного процесса как полнота обучения и эффективность преподавания.

Проблема полноты обучения возникает тогда, когда создаются потоки из групп студентов, принадлежащих разным специальностям. Предмет один, а изучают его на разных специальностях. Обычно состав тем, подлежащих изучению по предметам на специальностях, разный, он отражает различные требования в подготовке специалистов. При формировании потока разрабатывается одна общая рабочая программа. Это обстоятельство приводит к тому, что требования стандартов к данному предмету в части перечня вопросов не будут полностью выполняться.

При выборе критерия полноты обучения необходимо учитывать, сколько вопросов из стандарта каждой специальности надо отобрать при разработке общей рабочей программы.

На качество выпускника влияет уровень профессионализма преподавателей. После того, как профессорско-преподавательский состав определен, надо говорить о том, как обучающий владеет предметом, т. е. об эффективности преподавания. Этот показатель существенно зависит от числа дисциплин, которыми нагружен преподаватель. Преподаватель должен преимущественно давать материал новый, сам должен быт исследователем по проблемам предмета. Реально это можно осуществить только

преподаватель, если он преподаёт один единственный предмет. С возрастанием в нагрузке количества дисциплин ё эффективность обучения Е снижается. Логично предположить, что существует некоторый предел количества дисциплин (допустимое количество предметов), при достижении которого преподавание становится фактически неэффективным.

Для анализа полноты обучения и эффективности преподавания необходимо рассмотреть также организационную структуру обучающих подразделений. Для организации учебного процесса преподаватели группируются в обучающие подразделения, которые могут формироваться либо по предметам» т. е. подразделения осуществляют обучение по одному предмету на всех специальностях, либо - в одном подразделении находятся все преподаватели, осуществляющие обучение по всем предметам одной специальности. Это крайние случаи, в реальной жизни имеет место их сочетание. Подразделения, построенные по первому принципу назовем мономорфными, а те, которые поострены по второму принципу -монофункциональными. На подразделение, сформированное по мономорфной схеме, возлагается ответственность за качественное обучение определенному предмету, они комплектуются преподавателями одного профиля. Один и тот же преподаватель обучает одному предмету студентов различных специальностей.

Организация подразделений по такой схеме способствует более полному использованию учебно-методической базы и равномерному распределению нагрузки преподавателей. Но в одном и том же потоке могут находиться студенты разных специальностей. В таком случае невозможно реализовать процесс обучения полностью с учетом специфики требований к специальности, что отрицательно скажется на полноте обучения.

При монофункциональной схеме обучающие подразделения создаются по специальностям, существующим в вузе. При этом руководитель подразделения имеет в своем распоряжении всю учебно-методическую базу, всех преподавателей, необходимых для обучения студентов конкретной специальности. Эта схема облегчает управление, так как все преподаватели по специальности сосредоточены в одном коллективе, но здесь сложно загрузить преподавателей одной дисциплиной: возникает необходимость поручить одному преподавателю обучение нескольким предметам, что негативно отражается на эффективности преподавания. Выбор схемы формирования обучающего подразделения необходимо осуществлять с учетом целесообразного количества предметов, возлагаемых на одного преподавателя.

Может существовать также матричная структура организации преподавательских коллективов в высшем учебном заведении. При такой структуре организации преподаватели объединяются в кафедры по научным направлениям - физики, математики, информатики, экономики и т. д. Возглавляются они заведующими - докторами наук. Одновременно

организуются учебные федерации. Они создаются по специальностям (или направлениям) и объединяют преподавателей, работающих со студентами данной специальности (направления) с первого до последнего курса. Федерации отвечают за учебный план специальности (направления) для всех уровней, формирование контингента студентов, включая прием на первый курс, повседневную организацию учебного процесса (распределение нагрузки, контроль качества преподавания, успеваемости и т. п.); трудоустройство выпускников. Каждая учебная федерация возглавляется шеф-профессором, который решает в основном задачи текущего характера и является руководителем методического совета специальности (направления).

Шеф-профессор федерации заключает с кафедрами договора на выполнение различных видов нагрузки: преподавание дисциплин, руководство производственной практикой, дипломным проектированием и т. д. Договора могут также заключаться с отдельными специалистами вне университета.

Каждый преподаватель, являясь членом коллектива кафедры, входит в состав федерации как участник учебного процесса. Один и тот же преподаватель может входить в несколько федераций. При такой структуре реализуется принцип равноважности знаний, получаемых по разным дисциплинам, здесь нет кафедр «белых» и «черных», выпускающих и невыпускающих. Кафедры близких направлений могут объединяться в факультеты для комплексного решения задач развития кафедр, перспектив подготовки специалистов. Текущими вопросами обучения студентов факультеты не занимаются. Факультет возглавляется деканом, который одновременно является председателем факультетского ученого совета. Преимущество матричной структуры состоит в том, что обеспечивается малая инерционность системы управления учебным процессом: все преподаватели, участвующие в обучении студентов данной специальности (или направления), в оперативном отношении управляются из одного центра - одним шеф-профессором. Благодаря этому упрощается корректировка учебных планов, согласование программ различных дисциплин, решение разных методических вопросов. При матричной структуре появляется возможность состязания преподавателей кафедры за качество педагогического труда: один преподаватель может получить больше предложений, чем другой, на преподавание той или иной дисциплины.

Максимчук Е.И. аспирант КубГУ Россия, г. Краснодар

ПРОТИВОРЕЧИЯ В КРЕДИТОВАНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА Малое предпринимательство по причине отсутствия собственных денежных средств в гораздо большей степени, нежели крупные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.