Научная статья на тему 'Структура образовательной системы ликвидации неграмотности в Мордовском крае в 20-40-е гг. ХХ века'

Структура образовательной системы ликвидации неграмотности в Мордовском крае в 20-40-е гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / ЛИКПУНКТ / ШКОЛА ВЗРОСЛЫХ / ПЕРЕДВИЖНЫЕ ШКОЛЫ ГРАМОТЫ / МАЛОГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ВОЗВРАТНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климашин Игорь Александрович

Статья посвящена анализу структуры образовательной системы ликвидации неграмотности такого обширного региона, которым является Мордовский край. Даются основные характеристики программного обеспечения структуры ликбеза на различных этапах ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура образовательной системы ликвидации неграмотности в Мордовском крае в 20-40-е гг. ХХ века»

УДК 37.091(470.345)«20/60»ХХ1

Климашин ИгорьАлександрович

Аспирант кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсеева, sbor24@yandex.ru, Саранск

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В МОРДОВСКОМ КРАЕ В 20-40-Е ГГ. XX ВЕКА

Klimashin Igor Aleksandrovich

Postgraduate student of the Department ofpedagogy Mordovia State Pedagogical Institute М. E. Evseev, sbor24@yandex.ru, Saransk

THE STRUCTURE OF LIQIUDATION ILLITERACY EDUCATION SYSTEM IN MORDOVIA REGION IN 20-40 YEARS XX CENTURY

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является постановка вопроса о функциональной грамотности и неграмотности. Тот уровень знаний и умений, который двадцать или тридцать лет назад позволял считать человека вполне грамотным, может быть уже недостаточным сегодня, и функционально грамотный тогда человек, если его знания и умения остались на том же уровне, теперь может оказаться функционально неграмотным. В условиях начавшейся социокультурной модернизации российского общества, осознания потребности совершенно иного уровня знаний всего взрослого населения страны, опыт организации системы ликвидации неграмотности, с ее несомненной направленностью на широкий охват населения становится актуальным в современных условиях.

В более широком понимании ликбез означает охват всех форм деятельности, направленных на удовлетворение образовательных потребностей различных категорий населения.

В статье используется понятие «Мордовский край», под которым понимается - до 1928 г., та часть Поволжско-Уральского метарегиона, на которой в рассматриваемый период имело место высокая концентрация мордовского населения, проживавшего как компактно, так и дисперсно среди других народов на территориях Пензенской, Тамбовской, Симбирской, Саратовской, Оренбургской, Самарской, Казанской губерний, а после приобретения мордвой собственной государственности (1928 г.), территории Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской губерний вошедших в состав Мордовской автономной области, а позже в состав МАССР.

В целом исторический опыт создания и развития вариативной системы ликвидации неграмотности в Мордовском крае, накопленный богатый методический и дидактический опыт имеет не только теоретико-познавательное значение, но и обладает научно-практическим потенциалом, который может содействовать модернизации образовательной системы.

После Октябрьской революции советские педагоги, стремились найти новые формы организации учебного процесса. Открывавшиеся на местах учебно-просветительные учреждения имели различные учебные планы, многое зависело от ориентации организаторов, состава кадров, традиций.

Изучение образовательной ситуации свидетельствует, что начальной и основной ступенью системы ликвидации неграмотности в Мордовском крае стали не школы грамоты, а ликпункты, в которые принимали совершенно не умеющих читать и писать и тех, кто знал буквы, но не умел читать. Их основная задача заключалась в предоставлении возможности обучающимся овладеть навыками чтения, письма и счета, в приобщении неграмотных к активному участию в общественно-политической жизни.

В Мордовском крае в основном существовали ликпункты трех типов: пришкольные, самостоятельные, а также методическо-инструктивные. Большинство ликпунктов в сельской местности Мордовского края были пришкольными. Они создавались на базе существующих или вновь создаваемых национальных школ для детей [1].

Самостоятельные ликпункты открывались в тех селениях, где некоторые учителя по местным условиям не могли охватить неграмотное население. Взрослые в городах в основном обучались в ликпунктах созданных при промышленных предприятиях. Кроме того, ликпункты открывались и в клубах, библиотеках, читальнях, красных уголках, в рабочих общежитиях.

Подчеркнем, что в программах обучения всех форм ликбеза в начальном периоде не содержалось даже попыток создания объективной мотивации преодоления неграмотности, что во многом снижало ее эффективность и свидетельствовало о политическом характере кампании по ликвидации неграмотности.

В целом программа ликвидации неграмотности была рассчитана на начальном периоде на срок от 3-4 месяцев до 8 месяцев, с занятиями по два -три раза в неделю. Для усвоения первоначальной грамоты отводилось от 76 до 89 учебных часов. В программу обучения на ликпункте включались чтение, письмо, счет, а также объяснение основных политических вопросов строительства Советского государства.

Программа обучения на ликпункте во многом была нацелена не на учебно-образовательный процесс, а, в первую очередь, призвана была разрушить прежнюю систему ценностей (включая религиозные ценности). Таким образом, окончивший ликпункт должен был не только иметь элементарную грамоту, но, прежде всего, ориентироваться в общественнополитической жизни.

В том случае, если малограмотный (так называли окончившего лик-пункт) не занимался самостоятельно, т. е. не читал книги, газеты и журналы, то через некоторое время он забывал полученные в ликпункте знания. До 40% окончивших ликпункты возвращались туда вновь. До 1926-27 учебного года ВЧК л/би органы народного образования проводили работу

по обучению неграмотных, в основном, начиная с 11 летнего возраста. Это лишь несколько задержало рост неграмотности, но не ликвидировало ее. Ввиду отсутствия в стране начальных школ, ряды неграмотных пополнялись подростками, которые оказывались вне учебы.

Развитие промышленности и сельского хозяйства во второй половине 20-х г. потребовало дальнейшего совершенствования школ взрослых первого звена (школ грамоты и малограмотных): ликпункты были переведены на годичный срок обучения.

Для предупреждения рецидива неграмотности было необходимо продолжить процесс обучения. Непосредственным продолжением школ грамоты являлись школы для малограмотных. Таким образом, школы по ликвидации малограмотности являлись своего рода II ступенью в системе образования рабочих и крестьян.

В 20-е гг. учебный план школ малограмотных был рассчитан на 168 часов: русский (или родной) язык - 42, начала арифметики - 42, природоведение - 28, география и мироведение - 28, история - 14, политграмота - 14 часов [2]. Эти школы ставили своей задачей добавить взрослому малограмотному минимум навыков по чтению, письму, счету, научить его работе с книгой, газетой, картой, диаграммами для того, чтобы он смог разбираться в вопросах социалистического строительства. Кроме перечисленного требовалось сообщить элементарные сведения по геометрии, научить малограмотных писать заявления, донесения, делать вычисления с числами любой величины.

Школы малограмотных готовили взрослых к следующим ступеням образовательной системы: школе взрослых повышенного типа, совпартшколе и рабфаку. Однако в Мордовском крае к середине 20-х годов их еще было очень мало.

Систематическую помощь в своей практической работе ликвидаторы неграмотности получали через методическо-инструктивные ликпункты,

впервые появившиеся в Мордовском крае в 1922 г. Методическо-инструктивные ликпункты представляли собой новый тип школы грамоты и малограмотных. Они являлись также центром повышения квалификации работников ликбеза.

По постановке учебно-воспитательной работы методическо-инструктивные ликпункты служили образцом для других школ. Они в первую очередь снабжались всеми новейшими пособиями и укомплектовывались лучшими учителями. Располагались эти школы в местах, удобных для посещения их массовым учительством. Перед ними ставилась задача оказывать помощь недостаточно опытным ликвидаторам в практической работе, повышать их методический уровень.

Инструктивные ликпункты и школы малограмотных являлись учреждениями, проводящими в жизнь новые методы обучения грамоте взрослого населения. Они служили также центром практического проведения в жизнь всей методической работы по ликбезу. Инструктивные ликпункты прини-

мали участие в проведении агитационной кампании по вовлечению учащихся в школы ликбеза; инструктора посещали с целью контроля и помощи ликвидаторам подведомственные ликпункты и школы малограмотных; заботясь о повышении квалификации ликвидаторов, созывали совещания и курсы.

В программу были включены учебные дисциплины повышенного уровня: политграмота, обществоведение, математика, экономическая и физическая география, сельское хозяйство. Кроме того, на занятиях в методическо-инструктивных ликпунктах знакомили с материалами партийных съездов и конференций, обучали методике работы в пунктах ликбеза, проведению индивидуально-группового обучения, организации экскурсий и культурномассовой работы [3].

Ликпункты и школы малограмотных были самыми распространенными, но не единственными школами взрослых I звена в начале становления системы ликбеза. По предложению Н. К. Крупской, создавались начальные школы взрослых с трехгодичным сроком обучения. Эти школы объединяли ликпункт и школу малограмотных. Но они не получили широкого развития ни и в Мордовском крае, ни в РСФСР в целом - трехлетний срок обучения оказался слишком длительным [4].

Своеобразной формой обучения неграмотных в 1920-е гг. в Мордовском крае являлись передвижные школы грамоты, сыгравшие большую роль в поднятии общей грамотности населения, в том числе среди мордвы. Впервые такие школы были организованы в начале 20-х годов в Симбирской губернии. Они переезжали от одного населенного пункта в другой с укомплектованным оборудованием и персоналом. Срок обучения в таких школах был 2 месяца. В губернии насчитывалось до 50 школ: от 5 до 15 на уезд [5].

Развитию национальной системы ликбеза способствовала и сформированная к середине 20-х г. национальная система общего образования. Перевод преподавания мордовских школ на родной язык начал осуществляться с 1923/24 учебного года. В следующем учебном году в Пензенской губернии было переведено на родной язык 25% всех мордовских и 95% - всех татарских школ. К 1926 г. в Пензенской губернии на родной язык перешли 67% мордовских школ, а в татарских школах такой переход был завершен полностью.

В Саратовской губернии на родном языке вели обучение 100% школ для татарских детей и 80% школ для мордовского населения. В Ардатовс-ком уезде Симбирской губернии на родном языке велось обучение в 37,3% мордовских школ и во всех татарских школах.

С 1932 г. в системе ликбезов Мордовского края происходили существенные изменения, вызванные тем, что отныне на школы грамоты возлагались задачи не только научить неграмотных читать и писать, но и дать рабочим и крестьянам определенные знания, необходимые в его производственной работе.

Главное внимание теперь обращалось на степень усвоения учебного материала, на умение работать с книгой и на развитие у учащихся ликпун-кта навыков самостоятельно разбираться в основах техники, агрономии, учета [6].

Именно в этих целях в программу ликпунктов вводятся занятия по техминимуму и агроминимуму (в сельской местности их называли агро и зоочасами). Школы грамоты, таким образом, становились одновременно своеобразными очагами подготовки кадров начальной квалификации.

С начала 30-х г. вся сеть ликбезов переходила на работу по конкретным учебно-производственным планам и на твердую предметную систему. С этого времени неграмотный должен был получить знания в объеме двух лет начальной школы и выше.

В начале 30-х г. по мере сокращения числа неграмотных и увеличения числа малограмотных, центр внимания все больше перемещался на работу с малограмотными. Ежегодный выпуск окончивших школу грамоты для взрослых примерно соответствовал росту неграмотности за счет молодежи, не охваченной школой. Именно для этой категории неграмотных организовывались одногодичные и двухгодичные школы взрослых. В эти годы для них была создана широкая сеть общеобразовательных школ.

Обучение в школах для взрослых велось в объеме программы за 4 года начальной школы по трем предметам: русский язык, арифметика, география. После окончания школы для малограмотных можно было поступить в школу взрослых повышенного типа.

До начала 30-х г. в школах ликбеза обучали только в зимне-весенние месяцы (обычно с декабря по май). Не усвоившие полностью программу забывали за весенне-летний период полученные знания и к началу следующего учебного года вновь возвращались в ликпункт.

Задача непрерывного учебного года заключалась в вовлечении в обучение всех неграмотных, оставшихся неохваченными в зимний период, а также в продолжении занятий с теми, кто не полностью усвоил программу и в развертывании массовой политпросветработы. В середине 30-х гг. учебный год в школах взрослых в среднем по Мордовии насчитывал уже 362 учебных часа [7]. В большинстве школ занятия проходили ежедневно, кроме выходного дня, по три часа каждое занятие. В конце каждого учебного года проводились испытательные экзамены: успешно усвоившие программу переводились в школу малограмотных, окончившие школу малограмотных -в группы третьего года обучения. Учебный процесс при летней работе организовывался на предприятиях, совхозах и колхозах. Особое внимание уделялось работе с сезонными рабочими [8]. Таким образом, для закрепления знаний малограмотных в Мордовии в 30-х гг. существовали и школы малограмотных, и группы летней работы.

Другими формами системы ликбеза в Мордовском крае в 20-х-30-х гг. также являлись: кружки малограмотных, женские кружки малограмотных и т. д.

С 1939 г. после официального объявления завершения «в целом» ликвидации неграмотности вся дальнейшая работа по преодолению неграмотности была передана непосредственно в ведение общеобразовательных школ.

Итак, школы ликбеза на территории Мордовского края 1920-х-30-х гг. представляли собой непрерывный процесс ликвидации безграмотности, своеобразную систему организации процесса обучения неграмотных взрослых.

Основное своеобразие школ ликбеза заключалось в том, что они, в отличие от общеобразовательной школы, давали взрослым не только элементарную грамоту, необходимую в повседневной жизни и трудовой деятельности. Эти школы являлись с первых дней существования еще и одной из основных частей политпросветработы. Поэтому на них возлагалась обязанность способствовать не только поднятию общей грамотности взрослого населения, но и содействовать формированию нового мировоззрения, новых отношений. С начала 30-х г. школы грамоты становятся еще и опорными пунктами распространения агрономических (в деревне) и производственных (в городе) знаний, способствуя, таким образом, повышению производительности труда.

Библиографический список

1. ЦГАРМ, Ф.р. 464. Оп. 1. Д. 5. Л. 37

2. Инструкция для учителей школ грамотности 2 ступени и программы этих школ. [Текст] - Петроград, 1919. - С. 8.

3. Голант, Е. Школьная работа со взрослыми. [Текст]/ Е. Голант, Е. Ширяев -М.-Л.: Учпедгиз, 1931. - С. 94.

4. Горностаев, П. В. Великий Октябрь и развитие образования взрослых. [Текст]/ П. В. Горностаев. // Открытая школа. - 1997. - № 6. - С. 41.

5. ГАУО Ф.р. 190. Оп.1. Д.6. Л.19.

6. Красовицкая, Т. Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации государственного руководства национально-культурным строительством в РСФСР. 1917-25. [Текст]/ Т. Ю. Красовицкая. - М.: Наука, 1992. - С. 101.

7. ЦГА РМ, Ф.р. 464., Оп.1. Д.5. Л.Л.43

8. За большевистские темпы ликбезработы в летний период. [Текст] - М.: Наркомпрос РСФСР, 1931. - С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.