Научная статья на тему 'Структура нравственного выбора в исламской культуре (опыт социально-философского анализа)'

Структура нравственного выбора в исламской культуре (опыт социально-философского анализа) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
313
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ И ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА / "МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СТРАХ" / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ / ISLAM / ISLAMIC CULTURE / MORAL CHOICE / MORAL CHOICE STRUCTURE / METAPHYSICAL FEAR / HUMANISTIC CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акбашева Д.Х.

В статье исследуется проблема «нравственного выбора» в исламской культуре, его социальная и духовная структура. Анализируя аяты Корана, автор раскрывает возможности влияния ценностных ориентаций исламского вероучения на нравственный выбор человека. При этом рельефным образом проступают такие компоненты «нравственного выбора», как «метафизический страх», «тоска по совершенному и более справедливому миру», чувство вины и ответственности человека за все зло, совершаемое в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of moral choice in Islamic culture (the experience of philosophical analysis)

The article deals with the problem of “moral choice” in the Islamic culture, its social and spiritual structure. By analyzing the ayats of Koran the author reveals the potential influence of the Islamic value system on “moral choice” of a man. And the inherent constituents of “moral choice” such as “metaphysical fear”, “longing for an ideal and just world”, “feeling of guilt and responsibility for the entire world’s evil” are specially emphasized. The right of choice belongs to spiritual-moral rights and freedoms of a man. That is why, while studying the problem of moral self-identification of personality, a major accent should be put on the analysis of the structure of moral choice. The moral choice based on the freedom of personality is a complicated set of objective and subjective backgrounds of human behavior. The fundamental role in the sphere of human freedom is played by such factors as the inner human nature, external circumstances, moral and value orientation. In the process of moral choice research, the philosophical anthropology revealing the human essence should be based upon. Biosocial, psychic, and spiritual potencies of a man are to be taken into account, i.e. the moral choice of behavior is defined be existential features of individual. The holy book of Muslims Koran defines the man’s place in the world, gives guidelines of behavior, considering the gift of being free. The freedom of choice is a gift, which enables a man to follow the Creator’s will and make one’s own choice. The idea of personality and its freedom is a constant value and at the same time a moral effort, which can bring into the state of some spiritual breakdown or a metaphysical sleep. It should be noted that the duration of human relationship itself makes up the structural component of social and political time.

Текст научной работы на тему «Структура нравственного выбора в исламской культуре (опыт социально-философского анализа)»

УДК 297

СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ИСЛАМСКОИ КУЛЬТУРЕ (ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА)

© Д. Х. Акбашева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.:+7 (917) 423 41 20.

Email: akbasheva.dilara@mail. ru

В статье исследуется проблема «нравственного выбора» в исламской культуре, его социальная и духовная структура. Анализируя аяты Корана, автор раскрывает возможности влияния ценностных ориентаций исламского вероучения на нравственный выбор человека. При этом рельефным образом проступают такие компоненты «нравственного выбора», как «метафизический страх», «тоска по совершенному и более справедливому миру», чувство вины и ответственности человека за все зло, совершаемое в мире.

Ключевые слова: ислам и исламская культура, нравственный выбор, структура нравственного выбора, «метафизический страх», гуманистический потенциал культуры.

Право выбора относится к духовно-нравственным правам и свободам человека. Поэтому исследуя проблему нравственного самоопределения личности, следует остановиться на анализе структуры нравственного выбора.

Нравственный выбор, основывающийся на свободе личности, представляет собой сложный комплекс объективных и субъективных предпосылок человеческого поведения. Существуют такие факторы, как внутренняя природа человека, внешние обстоятельства, нравственно-ценностные ориентации, которые играют определяющую роль в сфере свободы человека.

При изучении процесса нравственного выбора нужно опираться на философскую антропологию, которая раскрывает сущность человека. Нужно учитывать и биосоциальные, и психические, и духовные потенции человека. То есть нравственный выбор поведения определяется экзистенциальными чертами личности. Священная книга мусульман - Коран - определяет место человека в мире, дает ориентиры поведения, учитывая одаренность его свободной волей. Свобода выбора является даром, дабы человек жил по воле Создателя, делая свой собственный выбор. Идея личности и ее свобода есть постоянная ценность и одновременно моральное усилие, которое может приходить в состояние некоего духовного упадка, метафизического сна. При этом структурным компонентом социального и политического времени выступает сама длительность человеческих взаимоотношений.

Моральный выбор, конечно, делает человека мало постоянной. Люди, зачастую, опаздывают прийти в этот земной наш мир. Мы «запаздываем» в разрешении фундаментальных, насущных проблем бытия. Ведь и сам по себе сон «не дается как дар» [1, с. 5]. Человеку следует приобрести «привычку спать», научиться «грезить», а грезы заставляют нас жить традициями и раз-балансировать сам мир политики как искусства воспроизведения современной картины мира, восстановить бытийственный статус последней, в которой «метафизическому страху» как страху утратить самое дорогое, всечеловеческое, отводится одно из ведущих мест.

Структура нравственного выбора определяется самим мировоззрением личности человека, обеспокоенного поиском мировоззренческих, этических, религиозных основ жизнедеятельности. Решающим аргументом нравственного выбора является, прежде всего, выбор мировоззренческих представлений о смысле жизни, значимости нравственных поступков. В религии нравственный выбор определяется избранием самого мировоззрения, которое устраняет из человеческого сознания мысль о ее бессмысленности и о том,

что все дороги ведут к абсурдному и никчемному концу. Среди преимуществ религиозного мировоззрения выделяется вечность, стабильность, универсальность норм нравственности, а также идея гуманизма. Требование как исламской морали желать и другим того, чего пожелаешь самому себе, так и христианской морали «итак во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» полностью согласуется с категорическим императивом И. Канта.

«Сам Коран, обращаясь к человеку как к независимому рефлексирующему субъекту, как бы «задает», предопределяет потенции и поступки человека в направлении осуществления его нравственных желаний и стремлений, связанных со свободой выбора самих мировоззренческих поисков» [2, с. 429]. Нам думается, что сама по себе структура нравственного выбора определяется такими элементами, как «метафизический страх», страдание человека, страх - тоска по утраченному совершенству. Совершать нравственный выбор по исламу человек может при условии, что он всецело предается Создателю, всей душой, всем сердцем, всегда благодарен Ему, боится Его справедливого гнева. В Коране в суре 8, аяте 2 говорится: «Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа». Совершение нравственного выбора связано с иманом (верой). Ислам различает человека (муслима), исполняющего положения религии, соблюдая его законы, и человека (мукмина), обладающего глубокой прочной верой. Степень веры определяется такуа -богобоязненностью. Такуа включает в себя любовь человека к Создателю и страх потерять любовь Создателя к человеку. Так, чистота души человека начинается в сознании, со страха перед Всевышним и стремления сохранять состояние духовного равновесия и чистоты, которые необходимы для совершения нравственного выбора. О положительной роли страха размышляли философы экзистенциальной доктрины мысли. Например, С. Кьеркегор развил ту идею, что не всякий страх есть возможность свободы, а лишь тот, который связан с метафизической тоской, страхом -боязнью утратить любимое Лицо» [3, с. 58].

«Искренность также является качеством, наличие которого ислам полагает необходимым условием формирования исламской личности и условием его нравственного выбора, а значит, и социально-метафизического страха. Искренность перед Богом приводит человека к искреннему поклонению, идущему из самой глубины сердца, к полнейшей честности своих побуждений, намерений и к постоянному стремлению очистить свой характер от всего, что отмечено печатью

650

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

лицемерия, жадности, эгоизма, зависти и стремлению к высокому положению или власти из-за тщеславия. Искренность позволяет человеку быть открытым и честным в отношениях с людьми. Человек не должен манипулировать другими людьми или использовать их в своих целях, а искренне желать им добра, желать для них того же, чего и для себя. В своей основе это означает такое обращение с людьми, будь они мусульманами или немусульманами, родственниками, друзьями, незнакомыми или даже врагами, какое они желают и ожидают для себя, а еще такое, какое ожидаешь от других ты сам» [3, с. 58-59]. Подтверждением этому являются следующие хадисы: «Не станешь мусульманином до тех пор, пока не научишься пожелать и другим того, чего пожелаешь самому себе». «Мусульманин тот, чьи язык и руки не доставляют вреда кому бы то ни было»[4, с. 9].

Любое взаимодействие человека с окружающим миром - это определенный психический процесс, который обеспечивает возможность его деятельности и регулирует поведение. Внутренним регулятором нравственного выбора выступает совесть, являющаяся свойством натуры человека, и как тончайший элемент сознания определяет истинность в нравственной форме. Совесть является уникальной способностью личности контролировать свое поведение. Упование на совесть при совершении нравственного выбора особенно характерно для исламской морали. Мусульманин, утверждает этика ислама, не должен и не может совершать безнравственный поступок. Наставления ислама призывают к общечеловеческому чувству стыда. Согласно исламскому учению, совесть - это луч, который направлен самим Аллахом в натуру человека, это врожденное качество человека. Коран повествует о человеческой совести как об особом знании. Пророк ислама сказал: «Советуйся со своим сердцем, хоть и посоветуют тебе люди». Человек выбирает добро или зло, совершает поступки, руководствуясь совестью. Проблемы нравственности, морали являются вопросами выбора добра или зла в душе отдельного человека. Нравственный выбор в исламской культуре глубоко экзистенциален, поскольку сопряжен с личностной проблематикой человека [5, с. 7]. Эта проблематика связана, с идеей становления национального и личностного самосознания, где «я» человека осуществляет себя посредством своего «самоограничения» под воздействием совести, которая и есть субстанциальный элемент экзистенции. Человек, как и нация, стремится определить свои экономические, политические, правовые, моральные, эстетические, философские интересы. Человек призван осмыслить настоящий день своего существования в мире, идентифицировать себя со своей нацией через историческое и культурное прошлое последней. Человек любой культуры (включая и исламскую) стремится определить перспективы на будущее.

Таким образом, структурным элементом нравственного выбора в исламе, в исламской культуре является элемент выбора мировоззрения, элемент морального (или метафизического) страха оказаться ничем иным, как формой современного существования человека [1, с. 4-5].

Сам мир исламской культуры как бы «соткан» из сладостных грез по небывалому, не бывшему еще миру, но все еще прекрасному бытию, которое стремится остаться таковым.

Исламская культура вполне соответствует традиции как способу воспроизводства духовного, нравственного потенциала людей в общественно-национальной жизни. Структура нравственного выбора в

исламской культуре определяется, по всей видимости, самим формированием общественной мысли, которая для всех народов, исповедующих ислам, становится способом защиты (самозащиты) внутреннего мира и сплочения людей не в политическом, хозяйственно-экономическом, а, прежде всего, в личностном, моральном отношении.

Сам нравственный выбор в исламской культуре определяется становлением общенационального духа (но заметим, что этот «дух» связан органичным образом с самим изменением социальной мысли народов, исповедующих ислам; на данный процесс изменения оказывают, в свою очередь, влияние мифы, обычаи и сама общественно-политическая ситуация [6, с. 5-6].

Нам думается, что структура нравственного выбора в исламской культуре зависит от самой возможности выделения в культурной истории человеческого рода особого пласта потребностей, сформировавшихся в ходе становления истории этноса.

Исламский мир, несмотря на существующие внутренние противоречия, которые необходимо еще исследовать (назовем пока лишь одно из них - это любовь к дальнему человеку, который стремится конституировать свои внутренние духовные ресурсы и структуры, и любовь к нравственному выбору, который актуализирует «аяты» Корана), оказывает влияние на формирование самих мотивов принимаемых современными людьми решений.

В данном отношении культуротворческие возможности исламской религии как социального и духовного феномена являются весьма плодотворными, особенно с точки зрения выявления нравственных потенций человека и общества. Эти потенции связаны, на наш взгляд, с ценностными ориентациями, не противоречащими естественным потребностям человека. Ислам не изменил общим гуманистическим, жизнеутверждающим ценностям. Он отождествляется с высокими нравственными идеалами. Так, ислам призывает к добру, справедливости, трудолюбию, знаниям, счастью, призывает помогать нуждающимся, заботиться о соседях, уважать родителей, укреплять отношения в семье, обществе, во всем мире. Все ценности, нравственные отношения в исламе связаны с идеологической основой ислама - верой в Создателя, которая выступает как гарант морального поведения.

Итак, структура нравственного выбора в исламской культуре определяется, на наш взгляд, оппозицией к разрушительным тенденциям организации духовной жизни человека, которые, прежде всего, игнорируют любовь человека к «всечеловеческим» ценностям. Сам человек зачастую оказывается подверженным власти различных «аффектов». Человек, с одной стороны, определен суммой конечных «материальных причин», а с другой - он вполне разумное существо и причастен к Богу, к Божественной субстанции, т.е. обладает видением субстанциального целого духовной и материальной природы. Сама наша «человечность» приоткрывается как некая причастность и сопричастность духовному, нравственному началу.

Анализ этого начала позволяет заметить, что структурными компонентами нравственного выбора выступают «метафизический страх», а также тоска по совершенному и более справедливому миру, чувство вины и ответственности человека за все зло, совершаемое в мире. Так, в Коране сказано: «И не ходи по земле горделиво и высокомерно» (Коран. Аль-Исра, 37). Человек, конечно, рожден свободным, но он все-же повсюду в оковах. Эти оковы - от высокомерия, как главного зла. Поэтому принятие человеком на себя

вины, как вины «метафизической», - это способ преодоления того страха - ужаса, который разрушает личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Legenberger О/ Metaphotes de la presence.II. La philosophi de Holderlon. Editoon Osiris, 1994.

2. Акбашева Д. Х. Философское ядро ислама // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Мат-лы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 2730 июня 2012). Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. Т. 1. 429 с.

3. Акбашева Д. Х. Проблема нравственного выбора в исламе. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 140 с.

4. Рахмутуллах Расулджон оглы. Что такое религия ислама? Ташкент, 1992. С. 9.

5. Акбашева Д. Х. Проблема нравственного выбора в исламе (социально-философский анализ): автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Уфа, 2000. 20 с.

6. Кучуков Р. Р. Общественная мысль башкир как социокультурное явление: автореф. дисс. . канд. филос. наук. Уфа, 2006. 22 с.

7. Ал-Бухари Мухаммад ибн Исмаил. Ал-адаб ал-муфрад. Хадисы Пророка о достойном поведении. СПб.: Диля, 2011. 544 с.

8. Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983.

9. Грюнебаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981.

10. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 350 с.

11. Керимов Г. М. Шариат: закон жизни мусульман. СПб.: Диля, 2011. 512 с.

12. Лобач В. В. Ислам // Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 445.

13. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. М.: Наука, 1984. 302 с.

14. Fichte J. G. Werke. Auswahl in sechs Banden, hrsg.von F. Medicus. Leipzigm 1908-1911. Bd. 5.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Флинта, 2006. 248 с.

16. Фромм Э. Искусство любить. М.: АСТ, 2010. 220 с.

17. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Б.и., 1993. 568 с.

18. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: АСТ. 1996. 716 с.

19. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996. 269 с.

Поступила в редакцию 10.03.2015 г.

652

®hhoco®htf, couho-horhm, kynbtyponorhm h nohhtonorhm

THE STRUCTURE OF MORAL CHOICE IN ISLAMIC CULTURE (THE EXPERIENCE OF PHILOSOPHICAL ANALYSIS)

© D. H. Akbasheva

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (917) 423 41 20.

Email: akbasheva. dilara@mail. ru

The article deals with the problem of "moral choice" in the Islamic culture, its social and spiritual structure. By analyzing the ayats of Koran the author reveals the potential influence of the Islamic value system on "moral choice" of a man. And the inherent constituents of "moral choice" such as "metaphysical fear", "longing for an ideal and just world", "feeling of guilt and resp onsibility for the entire world's evil" are specially emphasized. The right of choice belongs to spiritual-moral rights and freedoms of a man. That is why, while studying the problem of moral self-identification of personality, a major accent should be put on the analysis of the structure of moral choice. The moral choice based on the freedom of personality is a complicated set of objective and subjective backgrounds of human behavior. The fundamental role in the sphere of human freedom is played by such factors as the inner human nature, external circumstances, moral and value orientation. In the process of moral choice research, the philosophical anthropology revealing the human essence should be based upon. Biosocial, psychic, and spiritual potencies of a man are to be taken into account, i.e. the moral choice of behavior is defined be existential features of individual. The holy book of Muslims - Koran - defines the man's place in the world, gives guidelines of behavior, considering the gift of being free. The freedom of choice is a gift, which enables a man to follow the Creator's will and make one's own choice. The idea of personality and its freedom is a constant value and at the same time a moral effort, which can bring into the state of some spiritual breakdown or a metaphysical sleep. It should be noted that the duration of human relationship itself makes up the structural component of social and political time.

Keywords: Islam, Islamic culture, moral choice, moral choice structure, metaphysical fear, humanistic cultural potential.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Legenberger O/ Metaphotes de la presence.II. La philosophi de Holderlon. Editoon Osiris, 1994.

2. Akbasheva D. Kh. Filosofiya v sovremennom mire: dialog mirovozzrenii. Mat-ly VI Rossiiskogo filosofskogo kongressa (Nizhnii Novgorod, 27-30 iyunya 2012). Nizhnii Novgorod: Nizhegorodskii gosuniversitet, 2012. Vol. 1.

3. Akbasheva D. Kh. Problema nravstvennogo vybora v islame [The problem of moral choice in Islam]. Ufa: RITs BashGU, 2011.

4. Rakhmutullakh Rasuldzhon ogly. Chto takoe religiya islama? [What is the religion of Islam?] Tashkent, 1992. Pp. 9.

5. Akbasheva D. Kh. Problema nravstvennogo vybora v islame (sotsial'no-filosofskii analiz): avtoref. diss. ... kand. filos. nauk. Ufa, 2000.

6. Kuchukov R. R. Obshchestvennaya mysl' bashkir kak sotsiokul'turnoe yavlenie: avtoref. diss. ... kand. filos. nauk. Ufa, 2006.

7. Al-Bukhari Mukhammad ibn Ismail. Al-adab al-mufrad. Khadisy Proroka o dostoinom povedenii [Hadith of the prophet about decent behavior] . Saint Petersburg: Dilya, 2011.

8. Bakshtanovskii V. I. Moral'nyi vybor lichnosti: al'ternativy i resheniya [Moral choice of a person: options and decisions]. Moscow: Politizdat, 1983.

9. Gryunebaum G. E. Osnovnye cherty arabo-musul'manskoi kul'tury [Main features of the Arab-Muslim culture]. Moscow: Nauka, 1981.

10. Guseinov A. A. Velikie moralisty [The great moralists]. Moscow: Respublika, 1995.

11. Kerimov G. M. Shariat: zakon zhizni musul'man [Sharia: the law of life of Muslims]. Saint Petersburg: Dilya, 2011.

12. Lobach V. V. Islam. Noveishii filosofskii slovar'. 3-e izd., ispravl. Minsk: Knizhnyi Dom, 2003. Pp. 445.

13. Saidbaev T. S. Islam i obshchestvo [Islam and society]. Moscow: Nauka, 1984.

14. Fichte J. G. Werke. Auswahl in sechs Banden, hrsg.von F. Medicus. Leipzigm 1908-1911. Bd. 5.

15. Fromm E. Begstvo ot svobody [Escape from freedom]. Moscow: Flinta, 2006.

16. Fromm E. Iskusstvo lyubit' [Art of loving]. Moscow: AST, 2010.

17. Fromm E. Psikhoanaliz i etika [Psychoanalysis and ethics]. Moscow: B.i., 1993.

18. Jung K. G. Psikhologicheskie tipy [Psychological types]. Moscow: AST. 1996.

19. Jung K. G. Struktura psikhiki i protsess individuatsii [Structure of psyche and process of individuation]. Moscow: Nauka, 1996.

Received 10.03.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.