УДК 34
Хабиева Заира Докуевна
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Чеченский государственный университет Milena.555@mail. ru Zaira D. Khabieva
Senior Lecturer, Department of Civil Law and Procedure Chechen State University Milena.555@mail .ru
Структура нормативного правового акта, как сущностный аспект юридической техники
Tructure of a regulatory legal act as an essential aspect of legal technique
Аннотация. В научном исследовании регламентируется и методологически сопровождается процесс структурирования проекта нормативного правового акта. Отображаются основополагающие аспекты содержательной стороны проекта нормативного правового акта.
Приводятся примеры полного оформления структуры проекта нормативного правового акта, в целях разъяснения сущностных аспектов норм юридической техники.
Ключевые слова: структура, норма, нормативный правовой акт, пример, систематизация, регламентация, детализация, методология, проект.
Abstract. In a scientific study, the process of structuring a draft normative legal act is regulated and methodologically accompanied. The fundamental aspects of the substantive side of the draft regulatory legal act are displayed.
Examples of the complete design of the structure of a normative legal act are given in order to clarify the essential aspects of the norms of legal technology.
Keywords: structure, norm, normative legal act, example, systematization, regulation, detailing, methodology, project.
Актуальность темы научного исследования заключается в том, что правила юридической техники на современном этапе становления и развития Российской Федерации как правового государства, играют основополагающую роль в нормотворчестве.
В нормативно-правовом пространстве Российской Федерации отсутствует консолидированный нормативный правовой акт, регулирующий основные нормы юридической техники.
Правила юридической техники играют весомую роль в процессе разъяснения воли законодателя путем детализированного изложения сущностного аспекта текстовой части нормативного правового акта.
Отсутствие четкого критерия разграничения сил и средств в процессе подготовки проекта нормативного правового акта, регламентирует и определяет необходимость приведения общих классификаторов норм юридической техники.
Текстовая часть проекта нормативного правового акта делится на структурные части, состоящие из наименования, преамбулы, сносок к пунктам и абзацам, и соответствующих таблиц.
Наименование проекта нормативного правового акта определяет его сущностный аспект содержательной стороны и направление правового регулирования. Наименование проекта нормативного правового акта должно отвечать требованиям точности, полноты и лаконичности, то есть, отображать направление правового регулирования[1].
Кроме того, в целях недопущения излишней громоздкости наименования проекта нормативного правового акта, и для соблюдения принципа правовой сдержанности, рекомендуется в наименовании
определить тематику нормативного правового акта._
Примеры:
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции».
Уточнение и систематизация наименования проекта нормативного правового акта о внесении соответствующих изменений, допускается только в том случае, когда вносятся изменения исключительно в один нормативный
правовой акт._
Примеры:
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1084»];
«О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»._
В случае наличия в проекте нормативного правового акта нормы содержащей перечень законодательных актов подлежащих признанию утратившими силу, то данное условие в императивной форме должно быть
закреплено в наименовании проекта нормативного правового акта[2]._
Пример:
«О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»._
Акцентирование внимания лиц составляющих проекты нормативных правовых актов на перечень законодательных актов подлежащих признанию утратившими силу, в силу принятия нового, является консолидирующим аспектом становления российской правовой государственности.
Преамбула (вводная часть) проекта нормативного правового акта не является обязательным реквизитом, вместе с тем ее наличие обозначает причину издания нормативного правового акта.
Исходя из практики нормотворчества у преамбулы отсутствует наименование, также она не имеет структурных единиц нормы права, не носит предписывающий характер, не имеет номерных обозначений, не передает сущность проекта нормативного правового акта.
В соответствии с теорией права, основополагающей системной единицей нормы права в проекте нормативного правового акта, является пункт.
В громоздких по содержанию нормативных правовых актах, пункты близкого содержания объединяются в главы, в необходимых случаях главы объединяются в разделы [3].
Раздел нумеруется римскими цифрами и имеет наименование.
Слово «раздел» в проектах нормативных правовых актов, не
указывается. Точка в конце наименования раздела не ставится._
Пример:
II. Задачи рабочей группы_
Наименование раздела не должно содержать норм права.
В случае если в разделе только один абзац, он не разбивается на
пункты и не нумеруется._
Пример:
II. Задачи рабочей группы
Основной задачей рабочей группы экспертов является подготовка организационно-технических и эксплуатационных предложений, связанных с обменом данными АИС и передачей их компетентным органам Сторон._
Глава проекта нормативного правового акта имеет номерное арабское обозначение, с наименованием на кириллице.
Знак препинания заключительной части наименования главы, не
проставляется._
Пример:
2. Цель и задачи деятельности федерального оператора
Пункт проекта нормативного правового акта имеет номерное арабское обозначение, со знаком препинания в конце при отсутствии заголовков. В свою очередь пункты проекта нормативного правового акта, классифицируются на подпункты, которые могут иметь буквенные или цифровые номерные обозначения с закрывающейся круглой скобкой в конце,
или на соответствующие абзацы._
Примеры:
4. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом, торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются любые лица, указанные в часть 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства._
Более того, вступительным будет считаться тот абзац, с которого
начинается пункт, в составе нормы которого он находится._
Пример:
4. Оплата труда работников Учреждения включает: (абзац первый пункта 1)
должностные оклады; (абзац второй пункта 1)
выплаты компенсационного характера; (абзац третий пункта 1)
выплаты стимулирующего характера. (абзац четвертый пункта 1)_
Если пункт содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, и они пронумерованы арабскими цифрами, то их следует считать
пунктами._
Пример:
4. В случае наличия земельного участка, соответствующего техническим характеристикам инвестиционного проекта, осуществляются следующие процедуры:
4.1. Перевод земельных участков из одной категории в другую._
Нумерация разделов, глав, пунктов проекта правового акта должна быть сквозной.
При возникновении ситуации, когда необходимо обозначить толковательную норму структурной единицы проекта нормативного правового акта, правила юридической техники предусматривают использование профессиональных сносок, имеющих обозначение звездочек в правом верхнем углу нормы нуждающейся в толковании, и подлежащих соответствующему оформлению в заключительной части страницы проекта нормативного правового акта[4].
В случае необходимости обозначение толковательной нормы структурной единицы проекта нормативного правового акта закрепленной табличной форме, форма профессиональной сноски может иметь цифровой характер, подлежащей соответствующему оформлению в заключительной части табличной формы проекта нормативного правового акта.
При постановке профессиональной сноски, вводный текст профессиональной сноски оформляется с заглавной буквы с проставлением в заключительной части текстового содержания профессиональной сноски в
виде знака препинания [5]._
Пример:
Заместитель начальника отдела*
* Должность вводится в структурном подразделении «Правовое управление Государственной Думы Российской Федерации»._
В заключительной части, считаю необходимым отметить, что процесс составления проекта нормативного правового акта, характеризуется обилием аспектов правового регулирования.
В этой связи, в целях правовой экономии сил и средств, считаю необходимым на государственном уровне формально определить нормы юридической техники, в части содержащей требования к структуре проекта нормативного правового акта.
Литература:
1. Юридическая техника: учебное пособие для академического бакалавриата / А.С. Григорьев, Тюменский государственный университет. -М.: Издательство Юрайт, 2016. ст. 45
2. Юридическая техника: учебник для прикладного бакалавриата / В.Ф. Калина. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - ст. 112
3. Юридическая техника. Общая часть: учебник / М.Л. Давыдова. -Москва: Проспект. 2016. - ст. 186
4. Юридическая техника: учебник / Ю.К. Красной, В.В. Надвикова, В.И. Шкатулла,. - М.: Издательство Юстицинформ 2014. - ст. 77
5. Как написать закон / Т.А. Васильева. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2016. - ст. 134
Literature:
1. Legal technique: a manual for academic undergraduate / A.S. Grigoriev, Tyumen State University. - M.: Publishing house Yurayt, 2016. 45
2. Legal technique: a textbook for applied undergraduate / V.F. Viburnum. - M.: Yurayt Publishing House, 2015 .-- Art. 112
3. Legal technique. General part: textbook / M.L. Davydova. - Moscow: Prospect. 2016.- Art. 186
4. Legal technique: textbook/ Yu.K. Red, V.V. Nadvikova, V.I. Shkatulla ,. - M.: Publishing house Justicinform 2014. - Art. 77
5. How to write a law / T.A. Vasilieva. - 2nd ed., Revised. and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2016.-- Art. 134