Научная статья на тему 'Структура муниципального сектора экономики'

Структура муниципального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2845
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салимова Эльвира Рашитовна

Рассмотрена структура муниципального сектора экономики, включая производственную и социальную. Проанализирован вклад муниципальной собственности в формирование валового продукта в городах Республики Башкортостан. Предложены способы распределения поступлений от приватизации объектов муниципальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салимова Эльвира Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура муниципального сектора экономики»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 3 (141).

Экономика. Вып. 19. С. 85-88.

Э. Р. Салимова

структура муниципального сектора экономики

Рассмотрена структура муниципального сектора экономики, включая производственную и социальную. Проанализирован вклад муниципальной собственности в формирование валового продукта в городах Республики Башкортостан. Предложены способы распределения поступлений от приватизации объектов муниципальной собственности.

Ключевые слова: муниципальная собственность, муниципальный сектор, инфраструктура.

В состав муниципального сектора экономики (МСЭ) в первую очередь включаются предприятия производственной и социальной инфраструктуры, создающие «общие условия» для хозяйственной деятельности. В свое время, анализируя условия развития материального производства, К. Маркс писал: «Именно революция в процессе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства, то есть в средствах связи и транспорта... связь и транспорт были постепенно приспособлены к способу производства крупной промышленности посредством системы речных пароходов, железных дорог, океанских пароходов и телеграфов» [1. С. 395-396].

К общим условиям производства относятся не только и не столько материально-вещественные факторы: помимо материально-технической базы в сферу анализа необходимо включить и прочие ресурсы, поскольку общие условия общественного прогресса создаются определенными видами деятельности, в том числе также и в функциях вспомогательных и обслуживающих форм производственной и социальной деятельности. Объекты, формирующие общие условия, постепенно, по мере их расширения, объединяются в самостоятельные отрасли. Выделение вспомогательных и обслуживающих форм деятельности в самостоятельные отрасли хозяйства не изменяет их роли в воспроизводственном процессе. Самостоятельность их деятельности относительна, поскольку она заключается только в их обособлении, в реальной действительности они удовлетворяют потребности основного производства [2. С. 7].

Понятие «инфраструктура» выражает собой многообразие общих условий, создающих предпосылки для устойчивого развития материального производства и социальной сферы. Инфраструктура функционально неразрывно связана с территориальной структу-

рой — деятельностью служб, учреждений и предприятий, предназначенных для обеспечения общих условий, необходимых для функционирования производства региона и нормальной жизнедеятельности населения. Территориальной системе общественного производства, в зависимости от уровня развития промышленности и других отраслей экономики, характерна особая структура и необходимый уровень инфраструктуры. Например, для рекреационной зоны — повышенная потребность в пассажирских перевозках. В зонах сосредоточения отраслей тяжелой промышленности существует большая потребность в грузовых перевозках. В то же время уровень развития отдельных отраслей и их структура не раскрывают характера общих условий производства и социального развития. Представление о состоянии развития общих условий можно получить, анализируя структуру инфраструктуры и соответствие каждого ее звена потребностям отраслей специализации и социальной сферы.

Производственная инфраструктура включает в себя отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство и материальные потребности населения: средства связи, транспорт всех видов, водоснабжение, канализацию и т. д. Предприятия производственной инфраструктуры обычно функционируют на коммерческих началах, то есть их развитие так же, как и организаций отраслей специализации, подчинено цели — извлечению прибыли. Содержание деятельности (например, развитие транспортных отраслей) не означает принадлежности предприятия к инфраструктуре. В случае принадлежности предприятия к инфраструктурному комплексу достижение цели становится подчиненным мотивом. В данном случае собственник чаще всего отказывается от получения прибыли от деятельности собственного предприятия в пользу получения большей массы прибыли в других предприятиях,

составляющих отрасли специализации. Такое положение имеет большее обоснование, если предприятие является объектом муниципальной собственности и муниципальных образований (МО), принимает участие в прибылях всех организаций, действующих на данной территории путем присвоения части налоговых поступлений.

Социальная инфраструктура представлена отраслями: общее и специальное образование, медицинское обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство и т. д. Особенностью социальной инфраструктуры являются: принадлежность большей части учреждений к бюджетной сфере; локальный характер удовлетворяемых за счет ее функционирования потребностей населения; отсутствие конкурентной среды между учреждениями; непосредственная подчиненность цели — удовлетворению социальных потребностей локального сообщества населения.

По форме собственности большая часть предприятий и учреждений социальной инфраструктуры являются муниципальными, которые за свой счет (средств МБ) организуют производство локальных общественных благ, производимых для удовлетворения потребностей населения данного МО. До сих пор структуру муниципального сектора экономики мы определяли исходя из функционального назначения входящих в ее состав отраслей. Принадлежность к инфраструктуре, как и работа на местный рынок, является признаком муниципального сектора экономики. Но институционную основу формирования данного сектора образует муниципальная собственность. Многофакторность формирования муниципального сектора экономики предопределяет изменчивость ее структуры по времени. В рамках МО могут идти как процессы приватизации или продажи объектов муниципальной собственности, так и выкуп или национализация других объектов. Поэтому структуру МСЭ можно определить только на какую-то дату. Так же во времени решается проблема ее оптимизации. Следовательно, с учетом объективных особенностей и специфики экономики на территории МО, можно определить оптимальную структуру и размеры МСЭ каждого МО. Критерием оптимальности структуры и размеров МСЭ является достаточность мощностей отраслей инфраструктурного комплекса для

удовлетворения потребностей экономики МО в производственных услугах, населения — аналогично, в социальных услугах.

МСЭ, хотя имеет территориальную привязку, прежде всего рассматривается как совокупность отраслеобразующих хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги населению. Отраслевой состав МСЭ имеет тенденцию к расширению. В последние годы в составе МСЭ всё большую роль играют инжиниринговые и логистические центры, бизнес-центры. Для характеристики структуры и размеров МСЭ нужно обосновать систему показателей. Интегральная система показателей развития МСЭ является исходной методологической основой для комплексной оценки экономических предпосылок её роста, достигнутого уровня, сложившихся темпов, масштабов изменения, затратности, экономической и социальной эффективности.

Показатель уровня развития МСЭ можно группировать по различным признакам: по форме — стоимостные и натуральные; по характеру информации, которую они несут,— количественные и качественные; по месту в системе воспроизводства — ресурсные (трудовые, инвестиционные, материально-технические); эксплуатационные — расходы на оплату труда работников, расходы материально-технических ресурсов; результирующие — социальные, социально-экономические и экономические. Все эти показатели могут быть абсолютными, относительными и удельными (в расчете на одного жителя, работника, на определенную площадь и т. д.).

Уровень развития МСЭ может быть охарактеризован следующими показателями: объем капитальных вложений, связанных со строительством, реконструкцией, расширением и модернизацией объектов МСЭ; объем финансирования МСЭ из МБ, их удельный вес в бюджетных расходах; масштабы ввода новых мощностей в отраслях МСЭ; стоимость основных фондов МСЭ на душу населения МО, удельный вес мощностей МСУ в экономическом потенциале МО; доля МСЭ в валовом продукте МО.

Поскольку ядро МСЭ составляет отрасли производственной и социальной инфраструктуры, специфические показатели их развития (так называемые представительные характеристики) также используются для оценки их развития. Так, в системе образования к ним относятся: численность учащихся; число классов-

комплектов; удельный вес обучающихся во вторую и третью смены и т. д. В системе здравоохранения: число койко-мест; мощности поликлиник в чел./сутки; численность врачей и среднего медицинского персонала и т. д.

Рассмотрим уровень развития МСЭ в городах Республики Башкортостан. Города республики были сгруппированы по численности населения. В основном превалируют малые города с численностью населения до 50 тыс. человек: их девять. Средних городов, с численностью населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек, семь. Крупных городов, с численностью населения от 100 тыс. до 200 тыс. человек, три. Крупнейших городов в республике два (табл. 1). Замечена закономерность: рост населения города означает снижение доли МСЭ в общих показателях состояния хозяйства. Так, в малых городах республики на долю МСЭ приходится до четверти валового продукта, основных фондов и численности занятых в экономике.

Среди отраслей материальных услуг преобладающей является ЖКХ. На организации жилищно-коммунального хозяйства в городах

Республики Башкортостан приходится 31,7 % ВМП, 20,4 % — инвестиций в основной капитал организаций МСЭ; 38,7 % — стоимости основных фондов и 41,1 % — общей численности занятых в муниципальном секторе экономики. На другой сектор МСЭ — учреждения социальной инфраструктуры — приходится 22,4 % ВМП; 18,9 % — инвестиций в основной капитал по организациям, входящим в муниципальный сектор экономики; 29,2 % — стоимости основных фондов и 38,3 % — численности работающих (табл. 2). Более низкий уровень ВМП, стоимости основных фондов по сравнению с долей занятых в МСЭ работников в отраслях социальной инфраструктуры определяется тем, что в составе данной сферы в основном представлены бюджетные отрасли: образование и культура. здравоохранение, спорт и социальная защита населения. В этих отраслях валовой продукт оценивается по расходам на содержание учреждений, а в стоимости основных фондов преобладают здания и сооружения. Особенностью этих отраслей также является то, что машины и оборудование в них используются как фактор

Таблица 1

Уровень развития мСЭ в городах Республики Башкортостан в 2006 г.

Группа городов по численности, тыс. чел. Число поселений в группе, ед. Средняя численность населения в группе, тыс. чел. Доля продукции МСЭ в ВП1 МО, % Доля МСЭ, %

в инвестициях в основной капитал предприятий МО в основных фондах предприятий МО в общей численности занятых на предприятиях МО

До 50 9 25,3 23,7 24,1 25,8 32,7

От 50 до 100 7 80,1 18,6 19,9 17,3 21,6

От 100 до 200 3 126,7 9,2 8,6 10,2 11,3

Свыше 200 2 651,6 4,0 3,4 3,7 4,2

1 Валовой продукт МО ВМП рассчитана как сумма валовой продукции производственных предприятий и стоимости услуг.

Таблица 2

Структура мСЭ в городах Республики башкортостан в 2006 г., %

Показатель Итого по строке Отрасли производственной инфраструктуры и ЖКХ Отрасли социальной инфраструктуры Другие отрасли

всего в т. ч. ЖКХ

Валовой муниципальный продукт 100,0 52,3 31,7 22,4 15,2

Инвестиции в основной капитал организаций МСЭ 100,0 43,6 20,4 18,9 37,5

Стоимость основных фондов МСЭ 100,0 64,5 38,7 29,2 6,3

Численность занятых работников в МСЭ 100,0 56,8 41,1 38,3 4,9

повышения качества услуг, а не как условие снижения трудоемкости производства. Поэтому в этой сфере доля в численности занятых и в стоимости основных фондов заметно выше, чем ее удельный вес в объеме продукции.

В число других отраслей вошли предприятия торговли, бытового обслуживания населения, строительного комплекса; учреждения, оказывающие информационные услуги и т. д., которые находятся в муниципальной собственности. Это прежде всего муниципальные рынки, бани, прачечные, бизнес-центры и т. д. Среди них есть и промышленные предприятия, перерабатывающие предприятия АПК, которые не прошли приватизацию. Бизнес-центры, инкубаторы малых предприятий создаются в результате изменений в характере производительных сил страны. В результате мы этот сектор МСЭ называем нетрадиционным, поскольку они в традиционной структуре МСЭ отсутствовали. В обозримом будущем следует ожидать продолжения приватизации и коммерциализации услуг. В частности, в развитых странах развита система социального заказа, когда муниципальные органы предоставляют бесплатные и льготные услуги, размещая их производство в виде заказа коммерческим организациям [3. С. 61]. Такая форма работы

имеет перспективу при организации социальной защиты населения, в системе здравоохранения.

Каждое муниципальное образование, с учетом интересов проживающего в его пределах населения, может определить необходимый масштаб и структуру МСЭ. Считаем, в новых условиях, когда массовая приватизация предприятий, в том числе муниципального сектора позади, поступления от приватизации объектов МС должны идти в местные бюджеты, а не делиться между бюджетами разных уровней, как это происходит. Реализация данного предложения откроет для МО заинтересованность в быстром избавлении от активов, которые их мало интересуют, и сосредоточить средства в тех направлениях экономической деятельности, которые совпадают с вопросами их компетенции.

Список литературы

1. Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. Т. 23.

2. Шаяхметов, И. Т. Социальная инфраструктура села: сущность, функции, размещение

/ И. Т. Шаяхметов. Уфа : БНИИСХ, 1999.

3. Местные органы власти в США: организация управления и экономической деятельности. М. : ИНИОН, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.