Научная статья на тему 'Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов'

Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2311
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ / ПОТРЕБНОСТИ / СТРУКТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / STUDENTS / MOTIVATION / COMPONENTS / REQUIREMENTS / STRUCTURE / ACTIVITY / RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Строкун Сергей Андреевич

В статье рассматривается многоаспектная проблема мотивации, сложность которой обусловлена множественностью подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры. Исследуются вопросы, отражающие сложность строения мотивационной сферы юношей и девушек студенческого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the motivational sphere of the student in researches of foreign and domestic psychologists

The article discusses the multifaceted problem of motivation wich complexity is caused by plurality of approaches to understanding of its essence, nature, structure. Deals with the questions reflecting complexity of a structure of the motivational sphere of young men and girls of student’s age.

Текст научной работы на тему «Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов»

Строкун Сергей Андреевич

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612584062)

Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов

В статье рассматривается многоаспектная проблема мотивации, сложность которой обусловлена множественностью подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры. Исследуются вопросы, отражающие сложность строения мотивационной сферы юношей и девушек студенческого возраста.

Ключевые слова: студенты, мотивация, компоненты, потребности, структура, деятельность, исследование.

S.A. Strokun, Senior Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584062.

Structure of the motivational sphere of the student in researches of foreign and domestic psychologists

The article discusses the multifaceted problem of motivation wich complexity is caused by plurality of approaches to understanding of its essence, nature, structure. Deals with the questions reflecting complexity of a structure of the motivational sphere of young men and girls of student's age.

Key words: students, motivation, components, requirements, structure, activity, research.

В настоящее время уже сложилось обоснованное мнение о том, что для разработки современной психологии с позиции источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения большое значение имеет изучение различных аспектов мотивации. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом... то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [1]. В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность. Поэтому мотивация является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.

Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека, соотношение смысла и значения, интеграция побуждений и их смысловой контекст, направленность личности и динамика поведения, ориентировка в деятельности и т.д.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «...мотиваци-онная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая

158

ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [2]. Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего данное понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии [3].

Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [4]. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы - Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович [5] в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания -словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [6].

Наиболее широким является понятие «моти-вационная сфера», включающее и аффектив-

ную, и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность [7]. Мотивационная сфера, или мотивация в широком смысле слова, с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека... включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [8]. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Продуктивным в изучении мотивации является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В. Г. Асееву [2] выделить в ней: а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.

Важно также мнение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.

Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоно-вым [9] четырех ее структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три - целевыми ее составляющими. Вместе с тем, первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат),

159

являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представление мотивацион-ных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека [10].

Одним из ранних исследований личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа Х. Мюррея. Из множества рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность в самостоятельности, потребность в аффиляции. Эти потребности были рассмотрены в более широком контексте М. Аргайлом, который включил в общую структуру мотивации (потребностей): несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);

потребность в зависимости (принятие помощи, защиты, руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть);

потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, в принятии группой, сверстниками;

потребность в доминировании, т.е. в принятии себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения;

сексуальная потребность - физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого;

потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально;

потребность в чувстве собственного достоинства (self-esteem), самоидентификация, т.е. в принятии самого себя как значимого.

Составленный А. Маслоу треугольник потребностей позволяет определить, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, что по-требностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности - только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию [11].

Таким образом, представляется очевидным, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительной мере представлять интерес для анализа деятельности и поведения обучаемых.

В плане рассмотрения структуры потреб-ностной сферы человека весьма перспективным представляется «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевидно высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, его познавательная, когнитивная приро-да,связанная с самоактуализацией.

1. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142-147.

2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.

3. Коноваленко А. В. Мотивация учебной деятельности на начальном этапе профессионального образования //Акмеология. 2010. № 1. С. 59-64.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2010.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.,1997.

6. Джидарьян И.А. Развитие С.Л. Рубинштейном общественно-исторической концепции потребностей // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 57-66.

7. Шорохова Е.В. Проблемы психологии личности. М., 1982.

1. Yakobson P.M. Psychological components and criteria of formation mature personality // Psychological magazine. 1981. № 4. P. 142-147.

2. Aseev V.G. Motivation of behavior and formation of personality. Moscow, 1976.

3. Konovalenko A.V. Motivation of educational activity at the initial stage of professional education // Acmeology. 2010. № 1. P. 59-64.

4. Leontyev A.N. Lectures on the general psychology. Moscow, 2010.

5. Bozhovich L.I. Problems of formation of personality. Moscow, 1997.

6. Dzhidaryan I.A. Development of a socio-historical conception of requirements by S.L. Ru-benstein // Psychological magazine. 1989. Vol. 10. № 4. P. 57-66.

7. Shorokhova E.V. Problems of psychology of personality. Moscow, 1982.

8. Zvereva R.G. To the question of features of research of a problem of motivation of

160

8. Зверева Р.Г. К вопросу об особенностях исследования проблемы мотивации достижения успеха в студенческом возрасте // Вестн. Пятигорск. гос. лингвистич. ун-та. Пятигорск, 2008. С. 92-97.

9. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978.

10. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Новгород, 2003.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

achievement of success in student's age // Bull. of Pyatigorsk state linguistic university. Pyatigorsk, 2008. P. 92-97.

9. Dodonov B.I. Emotions as value. Moscow, 1978.

10. Atkinson Dzh.V. Theory about motivation development. Novgorod, 2003.

11. Maslou A. Motivation and personality. St. Petersburg, 1999.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.