Научная статья на тему 'Структура мотивационной сферы одаренных младших и старших подростков'

Структура мотивационной сферы одаренных младших и старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / МЕТОД МОТИВАЦИОННОЙ ИНДУКЦИИ / МОТИВАЦИЯ / ОДАРЕННОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова С.О.

В данной статье представлены результаты исследования структуры мотивационной сферы одаренных учащихся младшего и старшего подросткового возраста с использованием метода мотивационной индукции. Получены данные о сходстве и различии взаимосвязей между мотивационными объектами и параметрами временной перспективы, а также о факторной структуре мотивационной сферы на разных этапах подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура мотивационной сферы одаренных младших и старших подростков»

СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОДАРЕННЫХ МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ1

© Петрова С.О.*

Московский городской психолого-педагогический университет,

г. Москва

В данной статье представлены результаты исследования структуры мотивационной сферы одаренных учащихся младшего и старшего подросткового возраста с использованием метода мотивационной индукции. Получены данные о сходстве и различии взаимосвязей между мо-тивационными объектами и параметрами временной перспективы, а также о факторной структуре мотивационной сферы на разных этапах подросткового возраста.

Ключевые слова возраст, временная перспектива, метод мотиваци-онной индукции, мотивация, одаренность, подростки.

Изучение проблемы одаренности актуально для развития общепсихологической теории, поскольку многие аспекты этой проблемы имеют междисциплинарный характер и тесно связаны с проблемами общей психологии, психологии развития, дифференциальной и педагогической психологии. Изучение одаренных детей и их психического развития позволяет также понять возрастные особенности всех детей, преимущества и ограничения каждого возраста для их познавательного и личностного развития.

Одним из важнейших в психологии одаренности является вопрос о том, какие факторы способствуют развитию одаренности. Самые важные из них включают общие и специальные способности, креативность, мотивацию, вовлеченность в задачу, социальные возможности. Роль интеллектуальных способностей в одаренности является одной из наиболее дискутируемых проблем. Наиболее общепризнанным является заключение о том, что общие способности (интеллект) необходимы, но не достаточны для объяснения выдающихся успехов. Они остаются важным компонентом развития таланта, наряду со специальными способностями, психосоциальными навыками, мотивацией и благоприятными внешними возможностями.

По мнению большинства исследователей, в центре способности человека к выдающимся достижениям находится мотивация [1; 5; 6; 8]. Существу-

1 Статья подготовлена при поддержке Гранта Президента РФ для государственной поддержки

молодых российских ученых-кандидатов наук, проект МК-4338.2013.6.

* Старший научный сотрудник Городского ресурсного центра одаренности, кандидат психологических наук.

ет большое разнообразие моделей мотивации, в том числе теории «ожидаемой ценности», атрибутивные теории, социокогнитивные теории и др. Несмотря на то, что компоненты этих теорий во многом совпадают, каждая из них фокусируется на разных ключевых идеях.

Например, в теории «ожидаемой ценности» детерминантами мотивации признаются предвидение и привлекательность цели деятельности. В этой теории у человека есть мотив либо стремления к успеху, либо к избеганию неудачи. Побудительный компонент значения описывается как сумма гордости, которую человек испытывает при выполнении задачи и которая может быть связана с трудностью задачи или степенью интереса к ней.

Теории атрибуции фокусируются на факторах, которые человек считает ответственными за успехи и неудачи. Эти воспринятые причины влияют на то, ожидает ли человек будущего успеха в выполнении задач. Если человек приписывает успех способности, которая является внутренней и стабильной, то он с большей вероятностью будет ожидать успеха в будущем. Однако если успех приписывается удаче, внешней и нестабильной, то успешное выполнение будущей задачи ожидается как менее вероятное.

Социокогнитивные теории мотивации обсуждают взаимодействие личностных и социальных или контекстуальных факторов. В современных моделях признается, что характеристики задачи и учебные процессы влияют друг на друга так же, как компоненты мотивации (ожидание, значение и т.д.) и когнитивные компоненты (стратегии обучения), а также характеристики учащихся, включая личную уверенность и демографические характеристики.

В объединенной модели интегрированы компоненты теорий «ожидаемой ценности», атрибуции и социокогнитивной модели [7]. Эта модель является сложной комбинацией культурных ожиданий, ожиданий социально значимого взрослого и показателей учащихся. Социально значимыми взрослыми могут быть родители, учителя или другие важные взрослые в жизни учащегося. Показатели учащихся включают способности, предыдущие достижения, восприятие ожиданий социально значимого взрослого, гендерные роли и т.д., краткосрочные и долгосрочные цели достижений, эмоциональную память, ожидания успеха, субъективное значение задачи.

Интегративной по своей сути является теория мотивации Ж. Нюттена, соединившая разные и часто конфликтовавшие между собой подходы к пониманию мотивации: бихевиористский, психодинамический, гуманистический, когнитивистский [2]. Основными характеристиками потребности, по Ж. Нюттену, Д.А. Леонтьев считает предметность, неадаптивность и гете-рархичность [там же]. Предметность потребностей вытекает непосредственно из их понимания как формы отношений индивида с миром. Потребности оказываются зависящими от окружающей ситуации, а мотивация ха-

растеризуется прежде всего целевой направленностью. Неадаптивность заключается в том, что человек не только приспосабливается к миру, но и адаптирует мир к своим планам, проектам и потребностям, поэтому мотивацию человека нельзя сводить к биологическим адаптивным процессам. Принцип гетерархичности говорит о том, что одни виды потребностей не могут быть выведены из других и что конечную основу социальных, познавательных и идеологических мотиваций человека нельзя проследить до уровня физиологической стимуляции.

Важнейший аспект теории Ж. Нюттена касается трансформации потребностей в цели, планы и поведенческие проекты, которая представляет собой когнитивную переработку потребностей, взаимодействие мотиваци-онных и когнитивных процессов. В результате этой переработки потребности интегрируются с динамическим самоотношением и системой ценностей индивида. Побуждения приобретают временную перспективу, перспективу будущего, которую Ж. Нюттен понимает как временное измерение поведенческого мира, считая способность человека ставить и достигать отдаленные по времени цели как сущностную характеристику человека. Согласно Ж. Нюттену, временная перспектива задается объектами, локализованными во времени. Именно эти объекты играют роль детерминант, регулирующих поведение.

Теория временной перспективы Ж. Нюттена неразрывно связана с разработанным им исследовательским методом мотивационной индукции (ММИ) -вариантом метода неоконченных предложений, предназначенным для изучения содержания мотивации и временной перспективы через анализ целей, сформулированных самими испытуемыми. В русле этого подхода, выполнен ряд продуктивных исследований мотивации и перспективы будущего у детей на разных этапах онтогенеза, в том числе у подростков с различными социальными проблемами и нарушениями поведения [4]. Однако особенности содержания мотивации и временной перспективы одаренных детей остаются пока еще мало изученными, в связи с чем их изучению посвящено наше исследование. Ранее нами были полученные данные о различиях по этим показателями между одаренными и их обычными сверстниками, о возрастных различиях между одаренными младшими и старшими подростками по показателям интеллекта, креативности, достижений и мотивации [3]. В данной статье представлены результаты исследования структуры мотивацион-ной сферы одаренных учащихся младшего и старшего подросткового возраста.

Методы исследования. Для изучения мотивации использовался метод мотивационной индукции (ММИ) Ж. Нюттена, который обеспечивает условия для самостоятельного продуцирования человеком многочисленных личностных мотивов [2]. Этот метод позволяет оценить как содержание моти-

вации (объекты), так и временную перспективу, на основе анализа целей, сформулированных самими испытуемыми.

В исследовании участвовали учащиеся московской гимназии для детей с умственной одаренностью, отобранные с помощью комплексного психологического обследования и имевшие показатели интеллекта на уровне нормы и выше по тестам для одаренных учащихся - ЕЛ [11]. В группу младших подростков вошли 190 учащихся У-УИ классов, в группу старших подростков - 76 учащихся 1Х-Х1 классов (с примерно равным числом мальчиков и девочек).

Полученные результаты и их обсуждение. В табл. 1 представлены статистически значимые коэффициенты корреляции Пирсона в группах младших и старших подростков. Можно видеть, что взаимосвязи некоторых показателей имеют сходный характер в этих двух группах, тогда как другие заметно отличаются в разных возрастах. Например, наиболее высокие корреляции в обеих группах отмечены для мотивационных объектов, относящихся к желанию обладать чем-то или развлекаться, и временной ориентацией на ближайшее будущее (0,36-0,65); для объектов (целей) учебной активности с периодом обучения (0,54-0,71); для объектов (целей) профессиональной деятельности с периодом взрослости (0,46-0,50); для объектов (целей) познания, исследования с историческим будущим (0,41-0,56). В то же время у младших подростков количество корреляций объектов, связанных с общением, было выше, чем у старших, причем их корреляция с периодом всей жизни достоверна только в младшей группе (0,42). У старших подростков значительно сильнее были отрицательные связи между количеством объектов, относящихся к желанию обладать чем-то или развлекаться, и стремлением к самореализации, чем у младших.

С целью определения количества и природы главных факторов, лежащих в основе полученных данных, матрицы интеркорреляций 16-ти показателей ММИ были подвергнуты исследовательскому факторному анализу по методу главных компонент. Использовался метод Уаптах вращения. Факторный анализ позволил выделить в обеих группах по 6 основных факторов. В младшей группе вклад факторов в общую дисперсию составил 63,1 %. После вращения в фактор 1 со значимыми весами вошли показатели стремления к отдыху и развлечениям, ближайшего будущего и с отрицательным знаком - самореализации и открытого настоящего. Фактор 2 объединил коммуникационную активность, период всей жизни, трансцендентальные объекты и общую активность; фактор 3 - учебную деятельность и период обучения, фактор 4 - профессиональную деятельность и период взрослости; фактор 5 - стремление к познанию и историческое будущее; фактор 6 -личность субъекта и с отрицательным знаком стремление к обладанием чем-то.

Таблица 1

Взаимосвязи показателей мотивации и временной перспективы у одаренных младших и старших подростков

8 Я Я2 Я3 С Е Т Р Ь Ж ББ О В ОН ИБ

8 -15 -22 -18 34 16

-15 -19 25 -26 29 22 34

Я -36 21 25 15

Я2 46 21

Я3 -32 -27 -21 -16 54

С -16 15 -18 42 34 33

Е -17 -16 -18 36 41

Т 28 24

Р -33 36

Ь -46 43 59 18 -32

Ж 33 32 -36 -25 17 -29

ББ -34 -29 -30 65 63 -41 18 -38

О -26 71 -32

В 26 50 27 -38

ОН 42 24 -32 26 -56 -35

ИБ 56

Примечание: в таблице представлены только достоверные (р < 0,05) коэффициенты корреляции. Данные младших подростков расположены над диагональю, старших подростков - под диагональю. Мотивационные объекты: 8 - личность субъекта, - самореализация, Я - активность в целом, Я2 - профессиональная деятельность, - учебная деятельность, С - социальные контакты, Е - активность в познании, исследовании, Т - религиозные или трансцендентальные объекты, Р - желание обладать чем-то, Ь - отдых, развлечение. Временные периоды: Ж - жизнь в целом, ББ - ближайшее будущее (текущий момент, день, неделя, месяц, год), О - период обучения, В - взрослость, ОН -открытое настоящее, ИБ - историческое будущее.

У старших подростков вклад факторов в общую дисперсию составил 73,2 %. После вращения в фактор 1 со значимыми весами вошли показатели стремления к отдыху и развлечениям и к обладанию чем-то, ближайшего будущего и с отрицательным знаком - самореализации и жизни в целом. Фактор 2 объединил учебную деятельность и период обучения и с отрицательным знаком - личность субъекта и открытое настоящее; фактор 3 - профессиональную деятельность и период взрослости; 4 - стремление к познанию и историческое будущее; фактор 5 - общую и коммуникационную активность; фактор 6 - трансцендентальные объекты и снова период жизни.

Заключение. В исследовании получены данные о структуре взаимосвязей между показателями мотивации и временной перспективы в группах младших и старших одаренных подростков. С помощью корреляционного и факторного анализа продемонстрировано сходство и различие характера взаимосвязей между мотивационными объектами и параметрами временной

перспективы и факторной структурой мотивационной сферы на разных этапах подросткового возраста.

Список литературы:

1. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Ренцулли к интегративной модели мотивации [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 1 (15). -Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15. html#r3.

2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.

3. Петрова С.О. Сравнение когнитивных и мотивационных характеристик одаренных младших и старших подростков // Международная научная школа психологии и педагогики. - Новосибирск, 2014. - № 4. - С. 137-141.

4. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. - Смоленск; М.: Универсум, 2009. - 292 с.

5. Щебланова Е.И. Взаимосвязи когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных учащихся младших и средних классов // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 13-23.

6. Heller K.A. The Munich model of giftedness and talent // Heller K.A. (Ed.) Munich studies of giftedness. - Munich: Munich University, 2010. - P. 3-12.

7. Pintrich P.R., Schunk D.H. Motivation in education: Theory, research, and applications. - Columbus: Merrill, 2002. - 460 р.

8. Renzulli J.S. What is the thing called giftedness, and how do we develop it? A twenty-five year perspective // Journal for the Education of the Gifted. -1999. - Vol. 23, № 1. - P. 3-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.