Научная статья на тему 'Структура многоступенчатой подготовки по информатике в системе образования социологических факультетов вузов'

Структура многоступенчатой подготовки по информатике в системе образования социологических факультетов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатика / дидактические принципы / информационные технологии / информационная подготовка

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гранкин В. Е.

В данной статье рассматриваются принципы построения непрерывного образования в вузе и специфика многоступенчатой подготовки по информатике студентов социологических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гранкин В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура многоступенчатой подготовки по информатике в системе образования социологических факультетов вузов»

УДК 378.02: 372.8

СТРУКТУРА МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ

© 2008 В. Е. Гранкин

старший преподаватель ОгапктУЕ@,гатЫег. ги Курский государственный университет

В данной статье рассматриваются принципы построения непрерывного образования в вузе и специфика многоступенчатой подготовки по информатике студентов социологических факультетов.

Ключевые слова: информатика, дидактические принципы, информационные технологии, информационная подготовка

Очевидно, что информатизация становится устойчивой тенденцией в современном мире. В условиях быстрого распространения новых информационных технологий от человека требуется соответствующая подготовка, что возможно только при изменении системы образования. В настоящее время меняются формы, функции и содержание системы высшего образования. Она и средство профессиональной подготовки в обществе, и источник преобразующих общество открытий в области социальных и естественных наук. В этом контексте особую актуальность приобретают идеи развития непрерывного образования как универсальной формы деятельности.

Наиболее общая формулировка требований к организации системы непрерывного образования дана А. Н. Владиславлевым: быстрый количественный рост системы образования; универсальность образования, основанная на фундаментализации его содержания; большая гибкость и подвижность системы образования; широкое внедрение методов обучения; развитие навыков самостоятельного получения знаний, способности ориентироваться в огромном потоке информации, умения отбирать и осваивать необходимые знания; индивидуализация образования [Владиславлев 1989].

В.В. Карпов, М.Н. Катаханов [Карпов 1992], исследуя модель подготовки специалистов в условиях многоступенчатого обучения, выделили следующие составляющие:

- принцип инвариантности, во главе которого лежит обучение наиболее общим научным методам анализа и синтеза, решение разнообразных технологических задач;

- принцип модульности обучения;

- рейтинговую систему контроля.

Ступенчатая система подготовки имеет и другие преимущества - более глубокая мотивация обучения, тесная связь общетеоретических и специальных дисциплин.

При построении структуры и отборе содержания непрерывной подготовки по информатике мы исходили из того, что необходимо учитывать требования двух уровней образовательного стандарта: ГОС среднего (полного) общего образования и ГОС высшего профессионального образования специальности 040201 (020300) - социология. Кроме того, необходимо ввести третий уровень - последипломную подготовку спе-циалиста-социолога. Рассмотрим некоторые подходы к построению и развитию системы непрерывного образования.

В работе А.М. Новикова [Новиков 1998] выделяются следующие принципы построения состава содержательного компонента непрерывного профессионального образования, которые, по нашему мнению, можно отнести и к высшему образованию: мно-гоуровневость, дополнительность, маневренность.

Первый принцип означает наличие многих уровней и степеней базового профобразования. А.М. Новиков считает, что чем больше в системе профобразования будет завершенных, подкрепленных соответствующими государственными документами уровней и ступеней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него пути познания, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях.

Второй принцип - дополнительность базового и последипломного профессионального образования. При этом все образовательные программы должны быть согласованы между собой по содержанию. Он относится к «вектору движения вперёд» человека в профессиональном образовательном пространстве.

Принцип маневренности профессиональных образовательных программ подразумевает возможность смены человеком профиля профессиональной деятельности по горизонтали. Далее автор выделяет принцип преемственности профессиональных образовательных программ, то есть согласование этих программ на всех этапах: от начальной подготовки до последипломного образования. Предполагается, что выход из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» с «входом» в последующую. А для этого необходима «сквозная стандартизация всех программ, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного профессионального образования».

По нашему мнению, наиболее актуальной для системы непрерывной подготовки специалистов-социологов (школа - вуз - послевузовское образование) являются следующие виды дополнительного образования: компенсирующий, углубленно-

дифференцированный и профориентационно-квалификационный.

Заказчиком компенсирующего вида дополнительного образования являются прежде всего сами школьники и их родители. Этот вид дополнительного образования используется, как правило, на ступени довузовской подготовки и может компенсировать пробелы в знаниях школьников, устранить различия в подготовке сельских и городских учащихся, адаптировать к учебному процессу вуза как по технологиям обучения, так и в содержании образования.

Углубленно-дифференцированный вид дополнительного образования основан на идее личностно ориентированного обучения и способствует формированию интеллектуального и культурного гражданина общества.

Профориентационно-квалификационный вид дополнительного образования обеспечивает профессиональную подготовку и переподготовку; повышение квалификации, профориентацию, в том числе молодежи и школьников. Подготовка по информатике как совокупность учебных модулей, связанных общими конечными образовательными целями, непрерывностью содержательных линий и межпередметными связями, должна вооружить обучаемых системным и алгоритмическим подходами к информационным процессам, способствовать формированию умения формализации поставленной задачи. Основная цель всех модулей непрерывной подготовки по информатике

- обеспечить прочное и сознательной овладение будущим специалистом-социологом основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации, информационных процессах в формировании научной картины мира, привить им навыки сознательного использования программных и аппаратных средств современных ИКТ в своей учебной, а позже и профессиональной деятельности.

I уровень (довузовский этап) информационной подготовки

Пропедевтическая подготовка с элементами профориентации предполагает, что в условиях многоуровневой системы образования преподавание информатики в школе и вузе должно планироваться как непрерывный процесс. Особое внимание следует обращать на общие вопросы применения компьютерной техники в социологии и на конкретные аспекты использования персональных компьютеров в процессе обучения. В последнем аспекте следует рассматривать три основных направления:

- применение персональных компьютеров при изучении конкретной дисциплины;

- компьютерное тестирование при сдаче зачётов и экзаменов по различным дисциплинам;

- поиск источников информации в сети Интернет.

II уровень (вузовский этап) информационной подготовки Фундаментальная подготовка с профессиональной ориентацией при реализации стандарта высшего профессионального образования специальности 040201 (020300) -социология. Состоит из трех модулей: «Информатика» - входит в естественнонаучный блок, «Компьютерный анализ данных в социологии» и «Новые информационные технологии» - содержатся в блоке дисциплин специализации. Содержание данных дисциплин должно разрабатываться таким образом, чтобы учитывать возможности информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности социолога. Лабораторные работы по перечисленным дисциплинам должны включать профессионально ориентированные практические задания.

Исходя из собственного опыта преподавания информатики на факультете философии, социологии и культурологии Курского государственного университета студен-там-социологам, а также на основе анализа обобщённого педагогического опыта преподавания курса информатики для студентов социологических факультетов вузов приходим к выводу, что на вузовском этапе информационной подготовки будущих социологов, с целью осуществления непрерывного образования по информатике, в учебном процессе социологических факультетов вузов необходимо реализовать следующую систему дидактических принципов.

Принцип учёта социологических факторов. Содержание образования студентов, обучающихся по специальности «Социология», в соответствии с данным принципом должно основываться на моделировании профессиональной деятельности социолога, то есть систему учебных задач следует формировать так, чтобы она содержательно относилась к сфере выбранного профиля обучения.

Принцип учёта факторов использования информационных технологий в социологии. Благодаря внедрению компьютерных технологий в социологию можно обрабатывать огромный объём информации и получать точное знание там, где до компьютеризации превалировали полуинтуитивные оценки, опирающиеся на общее знание предмета и опыт и приводящие в лучшем случае к формулировке правдоподобных утверждений. Компьютеризация позволяет (и вынуждает) проводить более строгий логический анализ и уточнение исходных понятий и принципов данной предметной области, а также даёт возможность гораздо точнее оценить степень доказательности способов рассуждения и достоверности выводов. Использование глобальной компьютерной сети Intemet открывает принципиально новые возможности для сбора социологической информации. В соответствии с предложенным принципом при обучении информатике будущих социологов приоритет отдаётся изучению информационных систем, технологий и средств автоматизации (аппаратных, и прежде всего программных) наиболее присущих данной сфере человеческой деятельности

Принцип научности. Под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трём признакам:

соответствию содержания образования уровню современной науки; созданию у учащихся верных представлений об общих методах научного познания; показу важнейших закономерностей процесса познания.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил. Первое - изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливается порядок и методика работы с ним; второе - в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал; третье - при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами. Система лекций способствует глубокому пониманию теории, а система упражнений - закреплению умений и навыков.

Принцип пропедевтической обусловленности изучения дисциплины «Информатика» определяется её местом в общей структуре профессионального образования как базовой дисциплины для изучения других курсов, использующих информационно-коммуникационные технологии. Ознакомление студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучение принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности происходят в рамках дисциплины «Информатика». Информатика в условиях информатизации образования обеспечивает формирование базовых знаний, умений, навыков, развитие самостоятельности в обучении, необходимых для спланированного продвижения в получении образования.

Принцип наглядности, один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.

При обучении информатике будущих социологов целесообразно использовать:

- естественную наглядность (предметы объективной реальности);

- изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);

- символическую и графическую наглядность (схемы, графики).

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти обучаемых. Запоминание и воспроизведение зависит не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

При изучении информатики прочное усвоение происходит, если

- студент проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

- правильно организованы количество и периодичность упражнений, повторение материала;

- материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;

- обеспечивается систематический контроль, проверка и оценка знаний.

Принцип доступности обучения означает, что содержание учебного предмета

должно отбираться с учётом реальных возможностей студентов.

III уровень (послевузовский этап) информационной подготовки

Специальная подготовка по профилю профессиональной деятельности. Состоит из двух модулей: «Поиск социологической информации в электронных 6aзax данных и в сети Интернет» и «Обработка эмпирических данных в научных исследованиях и профессиональной деятельности», предназначенных для аспирантов и специалистов-

социологов в системе повышения квалификации и самообразования. На этом уровне ставится задача углубления знаний и умений в профессионально ориентированной деятельности. Эти требования определяют содержание третьего этапа информационной подготовки специалистов. В области знаний ИКТ эти требования определяются наиболее часто используемыми социологами системами обработки эмпирических данных (Statistica, Statistical Package for Social Sciences (SPSS), Statgraphics, Statistical Analysis System (SAS) и др.).

Особенностью преподавания прикладных модулей является согласованное изложение теоретического материала, практических занятий и лабораторного практикума. Практические и лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретикометодологические знания и практические умения, формируют экспериментальноисследовательские навыки, что является неотъемлемым требованием к профессиональной подготовке социолога.

Предлагаемая структура информационной подготовки носит системообразующий характер, способствует формированию научно-исследовательского мировоззрения у обучаемых и позволяет приобрести высокий уровень профессионально ориентированных знаний.

Библиографический список

Владиславлев, П. А. О развитии концепции непрерывного образования в СССР / П. А. Владиславлев, Э. Ш. Камалдинова. - М., 1989.

Карпов, В. В. Методология подготовки преподавателя на ФПК при многоступенчатой системе обучения в вузе / В. В. Карпов, Н. М. Каханов, Н. Г. Свиридов. - М., 1992.

Новиков, А. М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. - 1998. - №3. - С. 11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.