Научная статья на тему 'Структура курса «Разработка web-приложений»'

Структура курса «Разработка web-приложений» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
145
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура курса «Разработка web-приложений»»

Структура курса «Разработка web-приложений»

А.А. Беспалько ([email protected])

Нижегородский коммерческий институт, г. Нижний Новгород

В настоящее время умение создать информационный ресурс и разместить его в глобальной компьютерной сети Интернет является необходимым для продвижения и рекламы бизнеса. Знания web-технологий являются востребованными не только будущими IT-специалистами, но также и студентами других специальностей.

Представление об устройстве глобальной сети, технологии создания и размещения сайтов студенты специальностей «Менеджмент», «Коммерция» и т.д. Нижегородского коммерческого института получают при изучении предмета «Электронная коммерция».

Курс «Разработка web-приложений» включает в себя более широкое представление о разработке информационных ресурсов для Интернета и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика в экономике».

Курс разбит на четыре модуля. Первый модуль полностью посвящен языку гипертекстовой разметки HTML и объектной модели браузера. В ходе изучения HTML студенты выполняют две лабораторных работы, которые включают в себя создание набора страниц, связанных ссылками, размещение на них рисунков, форм, таблиц. Верстка страниц осуществляется с помощью фреймов (первая лабораторная работа) и с помощью таблиц (вторая лабораторная работа). Во второй работе студенты знакомятся с элементами управления и простейшими способами обработки событий формы.

Важным элементом курса является изучение Cascading Style Sheets (CSS) - стилевых таблиц, которые являются необходимым инструментом для оформления ресурса. Этой теме посвящена третья лабораторная работа, в которой студенты должны использовать такие свойства как Z-INDEX, POSITION, также применить различные фильтры к элементам страницы. Верстка страниц осуществляется с помощью тега DIV. Следует обратить особое внимание учащихся на различные аспекты верстки страниц средствами фреймов, таблиц и блоков.

Объектная модель браузера преподается как элемент языка DHTML, который включает в себя помимо HTML, DOM и CSS, язык написания скриптов JavaScript. В данной теме подробно рассматривается иерархия объектов, свойства, методы и события каждого объекта, начиная с объекта Windows. Студенты должны понять принцип вложенности объектов в DHTML.

Кроме того, отдельной темой рассматривается инструмент динамического изменения содержания страницы INNERTEXT, INNERHTML, OUTERTEXT и OUTERHTML.

Таким образом, четвертая лабораторная работа включает в себя задания по динамическому изменению цветовой гаммы страницы, текстового содержания, размера и начертания текста.

По итогам изучения первого модуля студенты должны овладеть навыками создания, верстки, оформления web-страниц, реализации минимальной интерактивности на странице.

Второй модуль посвящен изучению языка написания скриптов, исполняемых на стороне клиента, JavaScript. Рассматриваются основные понятия языка, реализация базовых алгоритмических структур. Особенностью JavaScript можно назвать то, что массивы, строки, данные типа дата, математические данные представлены в виде объектов. И хотя наследование и полиморфизм не поддерживаются, объекты JavaScript являются основой обработки данных. Можно как создавать собственные объекты, так и добавлять методы к уже существующим, что позволяет формировать свои библиотеки и расширять функциональность языка.

В качестве заданий студентам предлагаются индивидуальные варианты, состоящие из четырех задач, включающих в себя работу с объектами, создание и добавление метода к существующему объекту, обработку форм и организацию динамики на странице.

Особое внимание обращается на тот факт, что в связи с информационной защитой использование активного содержимого отключается многими пользователями, и страница, использующая JavaScript, должна корректно отображаться в любом случае.

Третий модуль курса посвящен изучению языка серверных сценариев PHP. Этот язык на сегодняшний день можно назвать наиболее распространенным в своем классе, так как он достаточно функционален, имеет возможности объектно-ориентрованного подхода, позволяет работать с различными базами данных и является бесплатно распространяемым. В теме раскрывается синтаксис языка, основные структуры. РНР, кроме привычных структур, в силу особенности технологии, содержит еще и понятия переменных форм, ассоциативных мас-

Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 53

сивов, сеансов. Этим понятиям уделяется особое внимание. Кроме того, рассматриваются особенности web-приложений - работа на стороне клиента, на стороне сервера. Студенты должны четко представлять какая часть их ресурса обрабатывается браузером, а какая сервером. В качестве сервера используется свободно распространяемый сервер APACHE.

В модуле дается одно комплексное задание на создание информационного ресурса, которое включает в себя обработку форм, работу с сессиями, обработку данных типа дата. В результате выполнения этого задания закрепляются знания и формируются умения использования переменных сессии, переменных формы, обработки данных и представления их в виде HTML.

Четвертый, заключительный модуль посвящен обработке данных из базы данных средствами РНР. В качестве СУБД используется сервер MySQL. Он также является свободно распространяемым продуктом, что делает его доступным для обучения, так как студентам необходимо установить связку Apache - РНР - MySQL на домашних компьютерах для дальнейшего написания курсовой работы.

В качестве задания предлагается создать и заполнить базу данных средствами PHP, а также выполнить различные запросы к ней. Сюда включаются запросы на простую выборку данных, организация сложного поиска по нескольким параметрам. Кроме того, предусматривается возможность удаления и изменения данных посредством заполнения форм.

Задание является групповым, рассчитано на 4-5 человек. В ходе выполнения задания студенты учатся не только разрабатывать web-приложения, но и взаимодействовать в группе, что в настоящий момент является необходимым навыком для IT-специалиста.

В итоге, после выполнения задания, учащиеся получают полное представление о создании приложений, позволяющих с помощью форм управлять данными СУБД MySQL.

Курс также предусматривает написание курсовой работы, целью которой является написание электронного магазина произвольной тематики. Проект также выполняется группой поэтапно.

Рассмотрим основные этапы:

1. Описание структуры проекта

Группа совместными усилиями должна описать свой будущий проект. После внимательного изучения требований к будущей программе необходимо описать структуру программы. Описание выполняется в произвольной форме и должно включать в себя подробное описание всех возможностей системы: интерфейсы, меню, действия, выполняемые в ходе работы, структура всех страниц (какое меню отображается и что выводится в качестве основного контента). Пример такого описания предлагается. Также разрабатывается структура отношений базы данных.

2. Разбиение задачи на подзадачи

После того как готово описание проекта и группа детально представляет себе его структуру, необходимо разбить поставленную задачу на подзадачи путем выделения отдельных модулей. Число подзадач может превышать количество членов группы, но в конечном итоге все наборы подзадач должны быть равноценными в плане трудоемкости. Задания распределяются между участниками группы.

3. Создание программного проекта

Прежде чем каждый участник группы займется разработкой своей задачи, необходимо продумать общий интерфейс проекта, создать шаблон и таблицу стилей. После того как интерфейс готов, участники группы приступают к программированию.

4. Объединение модулей системы в целое

Этот этап выполняется примерно за месяц до защиты курсовой работы. Все участники группы совместно объединяют свои задачи в единое целое.

5. Тестирование и отладка проекта

После объединения модулей в единый проект каждый участник группы самостоятельно тестирует проект, выписывая список ошибок и недоработок. После тщательного тестирования группа объединяется и исправляет все ошибки и недоработки. Этап выполняется до тех пор, пока проект не станет полностью работоспособным.

6. Описание работы

Этап заключается в написании текстовой части курсовой. Первая часть у всех участников группы будет одинакова: введение и описание структуры программы (этап первый). Во второй части каждый участник описывает свои подзадачи и их решение.

Студенты работают над курсовой в течение полугода и в результате получают навык групповой работы.

В качестве основного инструментария используются Блокнот и браузер (Internet Explorer). При работе с базами данных допускается использование PHPMy Admin. Различные редакторы web-страниц не используются по ряду причин:

1. Добавление большого количества лишнего кода, что увеличивает объем страницы.

2. Для представления данных из СУБД MySQL необходимо знание базовых тегов разметки HTML.

3. Для создания и изменения «нетривиального» дизайна зачастую необходимо более глубокое знание тегов и атрибутов, визуальные же редакторы делают «ленивую» работу.

Такой комплексный подход к изучению web-технологий дает возможность студентам не только получить более широкие знания и умения по созданию информационных ресурсов, но и приобрести навыки интеграции различных технологий: верстка страницы, дизайн, реализация интерактивности с использованием активного содержимого, обработка данных и представление ее результатов в виде web-страниц.

В дальнейшем в рамках курса «Мировые информационные ресурсы» студенты знакомятся с технологией электронного обмена данными (EDI) на примере использования метаязыка XML. Курс «Информационные системы в гостиничном менеджменте и туризме» включает в себя комплексное задание по созданию сайта с хранением данных в XML документе. В курсе «Сетевая экономика» предусмотрено знакомство с технологиями регистрации и продвижения информационного ресурса в сети, рассматривается принцип работы поисковых машин.

Таким образом, в заключение можно сказать, что благодаря использованию междисциплинарных связей и сквозных заданий, студенты получают широкое представление о разработке и продвижении информационных ресурсов в глобальной сети. При этом курс «Разработка web-приложений» является основным ядром для этого комплекса знаний.

Реализация эмоций в мимике для персонажей виртуальных миров

В.В. Будников ([email protected])

Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола

В настоящее время эмоциональным поведением людей в основном занимаются философские и психологические науки. С развитием новых технологий - виртуальных миров, встает вопрос об их искусственном моделировании, при помощи компьютера.

В виртуальных мирах каждый участник представлен в виде аватара трехмерной модели человека, животного или фантастического персонажа. Среда позволяет участникам выполнять общую учебную задачу в сотрудничестве с другими, то есть совместно. Большую роль в таких средах играют коммуникации между участниками. Коммуникационный процесс представляет собой необходимый фактор развития и функционирования социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями. Естественное человеческое общение основано на речи, лицевых выражениях, позиции тела и жестах. Хотя речь и является очевидным инструментом передачи наших мыслей и идей, общение также во многом зависит от действий, состояний, движений тела. Согласно исследованию [1] количество информации передаваемое при общении передается следующим образом, 7% - словесная информация, 38% - голос (тон и громкость) и 55% - жесты и мимика. Технология виртуальных миров является потенциальной альтернативой для современных средств связи: телефон, электронная почта, чат, система видеосовещаний, которая позволит устранить недостаток эмоциональной составляющей в общении.

Эмоции определяют, насколько эффективно функционируют части тела персонажа и являются результатом сложных взаимодействий между телом и мозгом, и выражаются в формах поведения, мимике и жестах.

В большинстве существующих на сегодняшний день виртуальных миров есть возможность настройки визуального представления аватара. В виртуальном мире Second Life пользователю предлагается выбор пола персонажа, подробные настройки тела, лица, волос и одежды, однако не поддерживается речевая мимика аватаров при общении с пользователем [2].

Существует несколько подходов к реализации эмоций лицевой анимации. В работе [3] авторы сравнивают, насколько хорошо модель лица воспроизводит эмоции, при захвате лицевой анимации с реального лица и их воспроизведения с помощью MPEG-4 FAPs. Авторы [4] сравнивают два стандарта MPEG-7 и MPEG-4, с помощью которых можно реализовать лицевую анимацию, и предлагают свой метод, построенный на стандарте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.