УДК 811.111(075.8)-
И. Б. Каменская,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Республиканского высшего учебного заведения "Крымский Гуманитарный университет", Евпаторийский институт социальных наук
Структура концептосферы романа Р. Брэдбери „451° по Фаренгейту"
Рей Бредбери - знаковая фигура в литературе ХХ века. В существующей научно-критической литературе о Р. Брэдбери исследованы многие проблемы творчества писателя: идейно-тематическое содержание творчества (Л. Геллер, М. Киселева, В. Ревич), общие и частные проблемы творчества (J. Eller, W. Touponce, S. Weller), жанровая природа произведений (О. Заеко, А. Маркина, Т. Тимошенкова, K. Hiner), проблемы поэтики (И. Варфоломеева, В. Литвинова, В. Новикова, D. Kollar), лингвостилистические особенности письма (Е. Горенко, Ю. Черницина, R. Reid, J. Weist). Однако дискуссионными остаются некоторые аспекты мировоззрения Р. Брэдбери, касающиеся особой концепции мира, перспектив его развития и места человека в нем, что обусловливает актуальность исследования концептуальной сущности антиутопических воззрений писателя.
Цель статьи - определить структуру концептосферы романа Р. Бредбери „451е по Фаренгейту".
Поскольку роман Р. Бредбери „451° по Фаренгейту" является антиутопическим произведением, в композиционной структуре и системе образов романа прослеживаются черты поэтики антиутопии. Соответственно, можно говорить о концептосфере романа как о концептосфере псевдокарнавала [1], а авторские концепты воспринимать как структурные элементы концептосферы псевдокарнавала.
Структура концептосферы романа определяется взаимодействием четырех интегральных концептов: противопоставленных концептов Жизни и Смерти и концептами Человека и Природы. Противопоставление Жизни и Смерти не абсолютно. Смерть (как и Огонь) может означать и
Апокалипсис, и Катарсис, очищение, ведущее к духовному возрождению и гармонии с природой.
Основным структурным элементом авторской концептосферы является Природа в ее естественном проявлении. Будучи Началом Начал, Природа дает жизнь человеку. Как биологическому существу, ему свойственны определенные характеристики, например, возраст, который Р. Брэдбери показывает в оппозиции молодости.
Человек, будучи частью Природы, отчуждается от нее в процессе социального развития, и поэтому раскрывается в оппозиции концептов Природной сущности и Социальной сущности. Соответственно, деятельность человека отражена в противопоставленных концептах Взаимодействия с природой и Антропогенного воздействия на нее.
Характер человека неизбежно отражается в его внешности. Писатель раскрывает сущность человека преимущественно через глаза, лицо и руки. Внутренняя характеристика человека через его чувства и эмоции, характер взаимодействия с природой и обществом - концепт интегральный, охватывающий проявления и Человека природного, и Человека социального. Наиболее полно в романе эксплицирован социально обусловленный концепт Страха и взаимодействующий с концептом Природы концепт Счастья. Оппозиция концептов Страха и Счастья является авторской реализацией такого наднационального типа концепта как эмоциональный [2].
Схематически структуру концептосферы романа можно представить следующим образом:
Рис. 1. Структура концептосферы романа Р Бреэдбери „451е по Фаренгейту"
Концепт Природной сущности человека отражает авторское представление о естественных потребностях человека в счастье, понимании, любви, красоте и гармонии с природой и себе подобными. Характерно, что персонажи, репрезентирующие этот концепт (Кларисса, люди-книги), отличаются совершенно иным, асоциальным с точки зрения власти, мировосприятием, и занимают нижние ступени социальной иерархии, что свойственно псевдокарнавалу антиутопии [3].
Одной из ведущих тем в исследуемом романе является вечное противостояние Природы (естественного) и Города / Машин (антропогенного).
В своем романе писатель противопоставляет сельскую идиллию (воспоминания из детства Монтэга) антиутопическому Городу. Город и деревня для него - два полюса цивилизации, и разрушение Города - символически нечто большее, чем апокалиптическая развязка драмы. Это знак перехода в новое качество. Город - не только город в буквальном смысле слова. Это сама эпоха, цивилизация, культура, которую необходимо уничтожить, чтобы на пустом месте построить новую, мыслимую автором как сельскохозяйственная утопия.
Другим противником природы, по Р. Брэдбери, являются машины. Концепт Машины автор преподносит весьма неоднозначно: у него есть „добрые" и „злые" машины. Одним из способов экспликации концепта Машины и его обусловленности концептами Власти, Страха и Смерти является образ механической гончей. Механический пес олицетворяет тотальность, репрессии, он напоминает о каре за несогласие с обществом, за попытку выбиться из колеи:
Р. Брэдбери эксплицирует концепт Смерти с двух условных сторон: глазами детей и глазами взрослых. В восприятии писателя дети, прежде всего, ассоциируют смерть с оппозицией „жизнь -счастье". Для взрослых смерть больше похожа на сон или грезу. Получается, что смерть - это отдых от жизни, каким является сон для работы. Помимо одиночества, Смерть у детей и взрослых вызывает чувство страха. Концепт Страха является еще одним обязательным компонентом концептосферы псевдокарнавала [1].
Приход Гая Монтэга к людям-книгам эксплицирует надежду автора на гармонизацию концептов Природной и Социальной сущностей человека, поскольку Книга - концепт культуры, а культура - понятие социальное. Вместе с тем, Книга как культурный концепт противопоставлена в романе концептам псевдокультуры - Ритуалу,
Машинам, Городу. Помещение автором носителей концепта Книги - людей-книг - за пределы Города, в Природу, символично: истинное знание и истинная культура не могут быть оторваны от Природы и подчинены Власти, Страху, Смерти. Не случайно именно люди-книги воспринимают начинающуюся войну как Катарсис, с надеждой на духовное возрождение Человека.
Выводы. Структура концептосферы романа Р. Бреэдбери „451е по Фаренгейту" определяется взаимодействием базовых интегральных концептов Книги, Природы, Человека, Жизни, Смерти и отношениями составляющих их концептов. Традиционную псевдокарнавальную структуру Рэй Брэдбери обогащает амбивалентным концептом Огня, чье поле пересекается с концептами Власти, Войны и Смерти, с одной стороны, с концептами Книги, Катарсиса и Гармонии, с другой. Проблема отчуждения человека от природы в процессе социального развития находит свое отражение в оппозиции концептов Природной и Социальной сущности человека. Деятельность человека отражена в противопоставленных концептах Взаимодействия с природой и Антропогенного воздействия на нее. Концепт Антропогенного воздействия взаимодействует с псевдокарнавальными антиутопическими концептами Города, Машин, Власти, Государства, Ритуала, Страха, Смерти. Результирующим концептом романа является концепт Книги, который в авторской картине мира Рэя Брэдбери символизирует истинную человечность и истинную культуру как гармонию природного и социального начал человека, связь времен и надежду на духовное возрождение цивилизации.
Литература
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Михаил Михайлович Бахтин ; прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 444 с.
2. Карасик В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : науч. тр. ; под ред. И. А. Стернина. - Воронеж, 2001. - С. 75-80.
3. Malafeeva I. A. Means of Explicating Author Concepts in Ray Bradbury's Novel „Fahrenheit 451" / I. A. Malafeeva // Матерiали мiжвуз. студент. наук.-практ. конф. „Студентська творчють - ключ до майбутньо'Г професп". 28 кв^ня 2010 р., м. ^мферополь. -
амферополь : НАПКБ, 2010. - C. 182-186.