Научная статья на тему 'Структура конкурентной среды рынка зерна'

Структура конкурентной среды рынка зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курманова А. Х.

В статье раскрыта структура конкурентной среды и исследованы позиции сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынке зерна в восточной зоне Оренбургской области. Предложены основные стратегии создания и развития конкурентных преимуществ субъектов в целях укрепления рыночных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the grain market competitive environment

The competive envionment structure and the position of the grain market commodity producers in the eastern part of the Orenburg region are studied. The most important creative and development strategies of the subjects competitive advantages aimed at market positions strengthening are suggested.

Текст научной работы на тему «Структура конкурентной среды рынка зерна»

Структура конкурентной среды рынка зерна

А. Х. Курманова, аспирантка, ГНУ ВНИЭТУСХ

В процессе исследования рынка и изучения приемов и методов ведения конкурентной борьбы его субъектов большое значение имеет струк-

тура конкурентной среды. На оптовых продовольственных рынках, как правило, конкуренция развивается в условиях отсутствия явных лидеров. Рынки представлены большим количеством равных или почти равных по экономи-

ческому потенциалу предприятий. Такое положение складывается и на рынке зерна.

Определение границ рынка является необходимым условием корректности последующих аналитических процедур. Для проведения анализа выбран рынок зерна восточной зоны Оренбургской области. Расчеты коэффициентов свидетельствуют о высокой концентрации рынка, где присутствует множество небольших продавцов схожего товарного ассортимента, среди которых выделяются более крупные.

Одним из инструментов анализа конкурентной среды рынка является построение конкурентной карты. Она позволяет выявить занимаемые рыночные позиции предприятия относительно своих конкурентов, определить соотношение сил на рынке и наметить рекомендации по выбору основных стратегий развития конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности продукции.

Для построения конкурентной карты использована методика Г. Азоева и А. Челенкова, основанная на анализе рыночных долей конкурентов. Фактическая рыночная доля субъекта отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы — степень его доминирования на рынке. Ее величина может рассчитываться по объемам продаж в натуральном выражении, а также по стоимостным показателям (расчет рыночной доли, взвешенной по цене), где искомая величина определяется по выручке от реализации продукции.

В связи с изменчивостью конъюнктурной ситуации на рынке при построении конкурентной карты необходимо учитывать тенденцию изменения рыночной доли (темп прироста) и связанное с ней изменение конкурентной позиции предприятия.

Распределение рыночных долей позволяет выделить ряд стандартных позиций на рынке: лидер на рынке — с максимальными значениями рыночных долей; аутсайдер — занимающий самые скромные позиции; промежуточные группы (сильная и слабая конкурентная позиция). Для оценки степени изменения конкурентной позиции по величине роста его рыночной доли выделены типовые состояния субъектов: улучшение, быстрое улучшение, ухудшение и быстрое ухудшение конкурентной позиции.

Для определения границ групп аутсайдеров, предприятий со слабой, сильной конкурентной позицией и лидеров рынка рассчитано максимальное фтах = 6,94), минимальное значение фтт = 0,00) рыночной доли среди предприятий и среднеарифметическое значение рыночной доли фт = 1,52) для предприятий, находящихся на анализируемом рынке. По результатам расчетов, совокупность предприятий рассматриваемого рынка поделена на два секто-

ра, для которых значение рыночных долей больше и меньше среднего значения. Количество предприятий с сильными позициями N = 25, слабыми позициями N = 41. Значение средних рыночных долей по каждой группе Dm' = 3,05 и Dm" = 0,64. Процесс разделения на группы по темпам прироста рыночной доли аналогичен предыдущему. В результате Ттах = 6,68, Ттт = -0,96, Td = 0,20, = 1,11, Т^' = -0,12.

Конкурентная карта рынка зерна восточной зоны Оренбургской области представлена в виде матрицы, в которой по столбцам расположены предприятия в зависимости от занимаемой ими рыночной доли ф), а по строкам — в зависимости от темпов прироста рыночной доли ^). Согласно рассчитанным для каждого предприятия рыночным долям и темпам прироста рыночной доли выделены 16 типовых позиций, каждой из которой соответствуют значения Di и Т (табл. 1).

На рынке зерна восточной зоны Оренбургской области в 2003 г. лидерами были 10 сельскохозяйственных предприятий (рыночная доля более 3,1%): ЗАО «Комсомольское» (6,94), ООО «Медь Пром Агро» (5,34), ЗАО «Юбилейное» (4,85), ЗАО «Майский» (4,77), ЗАО «Обильное» (4,47), ЗАО «Степное» (3,63), СПК «Теренсай-ский» (3,53), ГОНО ОПХ «Советская Россия» (3,51), ЗАО «Аниховское» (3,47), ЗАО «Восточное» (3,17%).

На фоне увеличения объемов поставок товарного зерна в 2003 г., в сравнении с предыдущим периодом, произошло изменение рыночных позиций отдельных предприятий. Так, например, доля рынка ЗАО «Обильное» Адамовского района в 2002 г. составляла 5,36%, а в 2003 г. — 4,47%. Напротив, позиции ООО «Медь Пром Агро» Гайского района существенно улучшились — доля рынка возросла с 2,28% в 2002 г. до 5,34% в 2003 г.

Сильные конкурентные позиции на рынке зерна имеют 15 предприятий (рыночная доля более 1,5%): ЗАО «Шильдинское» (2,8), СПК «Кульминский» (2,75), СХА (колхоз) «Тобольский» (2,55), ЗАО «Брацлавское» (2,42), СПК к-з «Уральский» (2,26), СПК СХА (колхоз) «Озерный» (2,22); ЗАО племзавод «Спутник» (2,2), ООО «Мельник-Восток» (2,05), СПК к-з «Рассвет» и СПК «Родник» (1,96), СПК «Будамшин-ский» (1,9), СПК к-з «Зауральный» (1,88), СПК «Новорский» (1,86), СПК «Новооренбургский» (1,69), СПК колхоз «Приморский» (1,55%).

Анализ деятельности зернопроизводящих хозяйств Оренбургской области позволяет сделать вывод о том, что более крупные из них обладают существенными преимуществами. Они способны формировать технологически обоснованную структуру производственных фондов, свободно маневрировать имеющимися матери-

1. Конкурентная карта рынка зерна восточной зоны Оренбургской области

Классификация по рыночной доле предприятия, О

1. Лидер 2. Сильная конкурентная позиция 3. Слабая конкурентная позиция 4. Аутсайдер

1. Быстрое улучшение 1 5 9 13

От’<ОкОтах; ТсГ<Тл <Тшах От<Оі< От’; ТсГ<Ті <Ттах От” <01< От; ТсГ<Т1 <Ттах Отт<Ок От”; Та’<Т1 <Ттах

ООО «Медь Пром Агро» ООО «Исток»

2. Улучшение 2 6 10 14

От’сОкОтах; Та <Гг< ТсГ От<Оі< От’; Тсі <Ті < ТсГ От” <01< От; та <п<та’ Отт<ОК От”; та <п<та’

ЗАО «Юбилейное.»; ЗАО «Комсомольское»; ЗАО «Майский»; ГОНО ОГ1Х «Советская Россия» ООО «Мельник-Восток»; СГІК «Новооренбургский»; СГПС «Кульм инский»; СПК"Будамшинский"; СПК к-з «Зауральный»; СПК «Новорский»; СПК к-з «Рассвет»; СПК «Родник» ЗАО «Адамовское»; СПК к-з «Центральный»; СПК «Аландский»; СПК к-з «Таналыкский»; СПК к-з «Бриентский»; СПК «Новосельский»; ООО АПК «Надежда»; ООО «Восход» ООО АТК «Надежда»; СПК «Долина», СПК «Урал-агро»; СПК «Репино»; СПК «Зеленодольский» ГУ «Новоорский Плодопитомник»; ООО «Лиманное»;СГЖ артель ПФ «Уральская»; ОАО МТС «Адамовская»; СПК «ПФ Гайская»; СПК «Хабарнос»; ООО МТС «Ясненская»

эинэш -ЬЧХЛ £ 3 7 11 15

От’<ОкОтах; Т(Г <П < Тс!” От<Оі< От’; ТсГ <Ті < та” От” <ОК От; та’ <т1<та” Отт<Ок От”; та’ <акта”

ЗАО «Аниховское» СПК "Джарлинский"; СПК к-з «Екатериновский»; ПСК «Кировский» ООО «Агрофирма Возрождение»;

4. Быстрое ухудшение 4 8 12 16

От’<ОкОтах; ТсГ <П<Ттт От<Оі< От’; ТсЗ” <Ті <Ттіп От” <ОК От; Та” <П < Ттт Отт<ОК От”; Та” <П <Ттт

ЗАО «Обильное»; СПК «Теренсайский»; ЗАО «Восточное»; ЗАО «Степное», ЗАО «Брацлавское» СПК к-з «Приморский» ЗАО «Шильдинское»; СПК к-з «Уральский»: ЗАО п/з «Спутник»; СПК СХА (к-з) «Озерный»; СХА (к-з) «Тобольский» СПК «Воронежский»; ООО МТС «Новоорская»; СПК «Казанча»; ООО «Колос»; СПК «Буруктальский»; СПК «Веселовский» СПК им. Тукая; ГПХ «Губерлинский»; ЗАО «Первомайское»; ООО МТС «Кваркенская»; ООО «Восток»; СПК к-з «Урожайный»; МУП «Аграрий»; СПК «Кумакский»; ООО «Зеленый дол»

ально-техническими ресурсами, применять прогрессивные технологии, рационально использовать современную дорогостоящую технику, обеспечивать высокий уровень товарности производства, продавать продукцию без привлечения посреднических структур, своевременно реагировать на изменение ситуации на зерновом рынке.

Группы предприятий со слабыми рыночными позициями образуют хозяйства с умеренным и слабым потенциалом конкурентоспособности. Доля рынка предприятий-аутсайдеров варьирует от 0,01 до 0,54%. Рыночная доля предприятий со слабой конкурентной позицией не превышает 1,48%. Отсутствие долгосрочного кредитования и собственных средств у данной группы сельскохозяйственных предприятий снижает технический и технологический уровни сельскохозяйственного производства. Низкий уровень информированности хозяйствующих субъектов не позволяет гибко управлять организационными и производственными структурами и оперативно принимать управленческие решения в соответствии с конъюнктурой рынка.

В зависимости от занимаемой позиции организации на рынке зерна могут применяться различные стратегии развития конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности продукции. Выбор стратегий необходимо

производить на основе оценки конкурентной среды, анализа сильных и слабых сторон своей производственно-хозяйственной, сбытовой деятельности, а также деятельности основных конкурентов. Основными стратегиями создания и развития конкурентных преимуществ в зерновом производстве являются: повышение качества, снижение себестоимости продукции, ориентация на потребности рынка, внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий, дифференциация продукции (возделывание определенных сортов зерновых культур). Главная задача данных стратегий — обеспечить определенные рыночные (конкурентные) преимущества своим товарам перед товарами-конкурен-тами.

Лидеры рынка имеют, как правило, известную репутацию и доказанную практикой стратегию ведения конкуренции. Главная задача поиска конкурентных преимуществ в основном сводится к тому, каким образом данная организация будет сохранять и улучшать имеющиеся конкурентные позиции. Для этого необходима проработка ряда таких вопросов, как: достаточно ли ресурсов у предприятия-лидера для продолжения инноваций, направленных на снижение себестоимости, дифференциацию продукции, совершенствование каналов ее сбыта.

Формирование возможных конкурентных преимуществ аутсайдеров рынка в первую оче-

редь должно быть ориентировано на возвращение бизнеса в нормальное состояние. С этой целью возможны следующие направления поиска конкурентных преимуществ:

— снижение издержек и всемерная экономия через усиление контроля за используемыми ресурсами;

— радикальная реорганизация предприятия-аутсайдера, которая может базироваться на ревизии внутренней среды для изыскания возможных резервов улучшения положения, а также на слиянии с другой организацией.

Предприятиям с сильной и слабой конкурентной позицией необходима проработка вопросов, направленных на определение реальных шансов повысить свою позицию на рынке путем применения различных конкурентных стратегий. Быстрое реагирование на потребности

рынка, внедрение инновационных технологий при производстве зерна, повышение производительности труда и уровня квалификации производственного, технического, коммерческого персонала, низкая себестоимость продукции, высокое качество производимой продукции создают потенциальные условия для развития преимуществ и укрепления конкурентных позиций субъектов рынка.

Литература

1 Азоев, Г. Л., Челенков, А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 256 с.

2 Баранчеев, В., Клейменов, К. Маркетинговые цепочки ценностей и конкурентное преимущество компании // Маркетинг. - 2001. - №4 (59). - С.23—31.

3 Данные годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий восточной зоны Оренбургской области за 2001—2003 гг.

4 Реализация продукции растениеводства в 2003 году: стат. сборник / Оренбургский облкомстат. — Оренбург, 2004. — С.5-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.