Научная статья на тему 'СТРУКТУРА КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА» (ФГОС ВО 3++) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

СТРУКТУРА КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА» (ФГОС ВО 3++) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ФГОС ВО 3++ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИКАТОРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА / COMPUTER SCIENCE / FSES HE 3 ++ / COMPETENCES / INDICATORS OF COMPETENCIES / AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES AND AQUACULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ющик Елена Владимировна

В статье рассматриваются основные различия в подходе к формированию структуры компонентов универсальных и общепрофессиональных компетенций для формирования необходимых для выпускника бакалавриата биологических направлений, охватываемых дисциплиной «Информатика», которая является одной из обязательных дисциплин согласно основной профессиональной образовательной программе (ОПОП), сформированной в соответствии с новым образовательным стандартом ФГОС ВО 3++ и стандартом предыдущего поколения. Приведен перечень основных результатов, которые должен показывать выпускник, завершивший изучение дисциплины «Информатика» в соответствии с установленными индикаторами достижения компетенций. Отмечено, что студентам биологических направлений в современных условиях цифровизации общества необходимо знать основы информатики, чтобы представлять себе основные тенденции развития информационных технологий, оптимизировать процесс обработки данных, а также соответствовать современному уровню подготовки бакалавров направления «Водные биоресурсы и аквакультура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ющик Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF COMPONENTS OF THE COMPETENCES OF THE DISCIPLINE «COMPUTER SIENCE» OF BACHELORS OF THE DIRECTION «WATER BIORESOURCES AND AQUACULTURE» (FSES HE 3 ++) IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SOCIETY

The article discusses the main differences in the approach to the formation of the structure of the components of universal and general professional competencies for the formation of biological directions necessary for a graduate of a bachelor's degree, covered by the discipline "Computer science", which is one of the compulsory disciplines according to the basic professional educational program (BPEP), formed according to the new educational standard of the Federal State Educational Standard HE 3 ++ and the previous generation standard. A list of the main results that must be shown by a graduate who has completed the study of the discipline "Computer science" in accordance with the established indicators of achievement of competencies is given. It is noted that students of biological directions in modern conditions of digitalization of society need to know the basics of informatics in order to understand the main trends in the development of information technologies, optimize the data processing process, and also correspond to the modern level of training of bachelors of the direction "Aquatic Bioresources and Aquaculture".

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА» (ФГОС ВО 3++) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

УДК 681.3+37:639.2

СТРУКТУРА КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА» (ФГОС ВО 3++) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Ющик Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент; ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз», Владивосток, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются основные различия в подходе к формированию структуры компонентов универсальных и общепрофессиональных компетенций для формирования необходимых для выпускника бакалавриата биологических направлений, охватываемых дисциплиной «Информатика», которая является одной из обязательных дисциплин согласно основной профессиональной образовательной программе (ОПОП), сформированной в соответствии с новым образовательным стандартом ФГОС ВО 3++ и стандартом предыдущего поколения. Приведен перечень основных результатов, которые должен показывать вынтускник, завершивший изучение дисциплины1 «Информатика» в соответствии с установленными индикаторами достижения компетенций Отмечено, что студентам биологических направлений в современных условиях цифровизации общества необходимо знать основы1 информатики, чтобы1 представлять себе основные тенденции развития информационных технологий, оптимизировать процесс обработки данных, а также соответствовать современному уровню подготовки бакалавров направления «Водные биоресуры и аквакуль-тура».

Ключевые слова: информатика; ФГОС ВО 3++; компетенции; индикаторы1 компетенций; Водные биоресуры и аквакультура.

STRUCTURE OF COMPONENTS OF THE COMPETENCES OF THE DISCIPLINE «COMPUTER SIENCE» OF BACHELORS OF THE DIRECTION «WATER BIORESOURCES AND AQUACULTURE» (FSES HE 3 ++) IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

OF SOCIETY

Yushchik Elena Vladimirovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, FSFEI HE «Dalrybvtuz», Vladivostok, Russia

Abstract: The article discusses the main differences in the approach to the formation of the structure of the components of universal and general professional competencies for the formation of biological directions necessary for a graduate of a bachelor's degree, covered by the discipline "Computer science", which is one of the compulsory disciplines according to the basic professional educational program (BPEP), formed according to the new educational standard of the Federal State Educational Standard HE 3 ++ and the previous generation standard. A list of the main results that must be shown by a graduate who has completed the study of the discipline "Computer science ''in accordance with the established indicators of achievement of competencies is given. It is noted that students of biological directions in modern conditions of digitalization of society need to know the basics of informatics in order to understand the main trends in the development of information technologies, optimize the data processing process, and also correspond to the modern level of training of bachelors of the direction "Aquatic Bioresources and Aquaculture ".

Keywords: Computer Science; FSES HE 3 ++; competences; indicators of competencies; Aquatic biological resources and aquaculture.

Для цитирования: Ющик, Е. В. Структура компонентов компетенций дисциплины «Информатика» бакалавров направления «Водные биоресурсы и Аквакультура» (ФГОС ВО 3++) в условиях циф-ровизации общества / Е. В. Ющик. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 10 (50). -С. 10-16. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-10-50-2020/10-50-2020/

For citation: Yushchik E.V. Structure of components of the competences of the discipline «Computer Sience» of bachelors of the direction «Water bioresources and Aquaculture» (FSES HE 3 ++) in the conditions of digitalization of society // Scince without borders, 2020, no. 10 (50), pp. 10-16.

В 2015 г. в нашей стране были введены поправки о профессиональных стандартах в Трудовой Кодекс1. Следствием этого явилась достаточно быстрая разработка и утверждение ФГОС ВО 3++. В этих условиях вузы, едва закончив мероприятия по разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), в том числе рабочих программ дисциплин по ФГОС ВО 3+, приступили к их изменению. Сравнивая ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++, необходимо отметить, что ФГОС ВО 3++ - это более прогрессивная форма организации обучения, т.к. основана на относительно свободном формировании профессиональных компетенций (ПК) с учётом профстан-дартов и требований рынка труда по сравнению с жёстким перечнем ПК в ФГОС ВО 3+. То есть, по сути, ФГОС ВО 3++ - это стандарт прикладного бакалавриата, который существенно суживает области и задачи как профессиональной, так и образовательной деятельности обучающихся [1].

Студенты станут более адекватно соответствовать потребностям рынка труда. Недостатком являются слишком общие формулировки компетенций и отсутствие даже рамочных требований к объему и содержанию отдельных частей образовательных программ для различных образовательных программ [2].

Для определения достоверности результатов обучения согласно ФГОС

1 Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ

ВО 3++ выдвигаются требования по определению индикаторов достижения универсальных и общепрофессиональных компетенций.

В представленной работе рассматриваются индикаторы дисциплины «Информатика».

В последнее время «Информатика» из узкоспециализированного направления технических наук превратилась в науку, необходимую во всех сферах человеческой деятельности, особенно учитывая современное состояние циф-ровизации общества и экономики. Студентам биологических направлений необходимо знать основы информатики для того, чтобы представлять себе основные тенденции развития информационных технологий, оптимизировать процесс обработки данных, а также соответствовать современному уровню подготовки бакалавров направления «Водные биоресурсы и аквакультура» [3].

Глобальная цифровизация мира и России диктует свои условия при формировании требований к освоению дисциплины «Информатика». Необходимо учитывать широкое внедрение не только в повседневную жизнь, но и в экономику и хозяйственную деятельность мобильных устройств как смартфонов, так и планшетов.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих универсальных (УК1) и общепрофессиональных (ОПК-1) компе-

тенций в соответствии с ФГОС ВО 3++ по данному направлению2. Дальрыб-втуз установил в ОПОП 35.03.08 Во-

Требования к результатам освоения дисциплины «Информатика» (ФГОС ВО 3++) отображены на рис.

Выпускник, завершивший изучение дисциплины «Информатика», должен показывать следующие результаты, соотнесенные с установленными индикаторами достижения компетенций:

1. УК-1.2. Находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи:

- Знать правила работы за компьютером, правила техники безопасности при работе с компьютерной и офисной техникой; основы организации современной вычислительной техники, тенденции их развития; технические и программные средства для реализации информационных процессов; принципы работы с электронными формами документов; принци-

дные биоресурсы и аквакультура (уровень бакалавриата) индикаторы для рассматриваемой дисциплины (табл.).

пы работы сети Интернет; основные способы поиска необходимой информации; принципы и общие методы анализа и обобщения результатов анализа для решения поставленной задачи; основные способы сбора и обработки данных; методы кодирования и защиты информации,

- Уметь выбрать и применить средства и методы решения рыбохо-зяйственной задачи средствами информационно-коммуникационных технологий; находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи; организовать хранение разнотипной информации в файловой системе компьютера и мобильных устройств; пользоваться средствами защиты информации,

- Владеть - практическими навыками поиска и критического анализа

Таблица

Компетенции и индикаторы

Код и наименование компетенции выпускника программы бакалавриата Код и наименование индикатора (показателя) достижения компетенции

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач УК-1.2 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи

ОПК-1 Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий ОПК-1.1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аква-культуры

2 ФГОС ВО по направлению подготовки 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура (уровень бакалавриата) утв. 3-12-2015 №1411

рыбохозяйственной информации, необходимой для решения поставленной задачи в области аквакультуры. средствами автоматизации расчетов в электронных таблицах; методами защиты от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;

технологиями защиты информации на рабочем месте; практическими навыками по использованию современных технических и программных средств для создания, редактирования и форматирования документов разных типов;

ук1 индикаторг (ук1.2) Уметь индикатор2 (ук1.2)

Владеть

ИНДИКАТОР2 (УК1.2)

Знать

ИНДИКАТОР 1 (ОПК 1.1)

0ПК1 ИНДИКАТОР! Уметь ИНДИКАТОР! Гол к 1,11

(0ПК1.1)

Владеть ИНДИКАТОР (0ПК1.11

Рисунок - Требования к результатам освоения дисциплины «Информатика»

2. ОПК-1.1. Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры:

- Знать технические и программные средства обеспечения рыбохозяй-ственной научно-производственной деятельности; правила работы за компьютером, правила техники безопасности при работе с компьютерной и офисной техникой; технические и программные средства для реализации информационных процессов; принципы работы с электронными формами документов,

- Уметь выбрать и применить средства и методы решения рыбохо-зяйственной задачи средствами информационно-коммуникационных технологий; выявлять угрозы информационной безопасности применительно к объектам защиты; оперировать объектами файловой системы в различных операционных системах,

- Владеть практическими навыками решать типовые задачи профессиональной деятельности в области аквакультуры на основе информационно-коммуникационных технологий; средствами автоматизации расчетов в электронных таблицах; технология-

ми защиты информации на рабочем месте; практическими навыками по использованию современных технических и программных средств для создания, редактирования и форматирования документов разных типов.

Вопрос разработки индикаторов компетенций является достаточно значимым, поскольку от них зависит формирование комплектов оценочных средств промежуточной и итоговой аттестации. Освоение этих индикаторов позволит получить высококлассного специалиста, обладающего конкурентными достоинствами на рынке труда и

соответствующего современным про-фстандартам. Например, в профстан-дарте инженера-рыбовода, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. № 213н (код профессионального стандарта: 15.004), в перечне трудовых функций указаны как необходимые умения - работать на персональном компьютере, так и необходимые знания - компьютерные программы3. По мере изменения запросов рынка труда индикаторы необходимо будет корректировать для соответствия им результатов образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мишин, И. Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ / И. Н. Мишин. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 4. - С. 66-75.

2. Борисова, Е. В. Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС во 3+ и ФГОС во 3++ по направлению подготовки «Информационные системы и технологии» / Е. В. Борисова, Б. В.Соболь, М. В. Ступина. - Текст : непосредственный // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2019. - № 1 (2). - С. 29-30.

3. Ющик, Е. В. Особенности оценки компетенций, охватываемых дисциплиной «Информатика», для студентов биологических специальностей / Е. В. Ющик. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 3 (43). - С. 11-15. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№3-43-2020/

REFERENCES

1. Mishin I.N. Kriticheskaia otsenka formirovaniia perechnia kompetentsii v FGOS VO 3++ [Problems of the Formation of Universal and Professional Competences in the FSES HE 3 ++ and the Ways of Their Solutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, vol. 27, no. 4, pp. 66-75.

2. Borisova E.V., Sobol B.V., Stupina M.V. Sravnitel'nyi analiz obrazovatel'nykh standartov FGOS vo 3+ i FGOS vo 3++ po napravleniiu podgotovki "Informatsionnye sistemy i tekhnologii" [Comparative analysis of educational standards of the FSES in 3+ and the FSES in 3 ++ in the direction of training "Information systems and technologies"]. Sankt-Peterburgskij Obrazovatel'nyj Vestnik, 2019, no 1 (29), pp. 29-35.

3. Yushchik E.V. Osobennosti otsenki kompetentsii, okhvatyvaemykh distsiplinoi «Informatika», dlia studentov biologicheskikh spetsial'nostei [Features of assessment of competences covered by the Informatics discipline for students of biological specialties]. Sciences without borders, 2020, no. 3 (43), pp. 11-15.

Материал поступил в редакцию 02.10.2020

© Ющик Е.В., 2020

3 Профессиональные стандарты http://profstandart.rosmintrud.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.