Научная статья на тему 'СТРУКТУРА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

СТРУКТУРА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3171
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД / ПРЕИМУЩЕСТВО / ЭТАП / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычева Дарья Васильевна, Хотулёва Ольга Викторовна, Зыков Игорь Евгеньевич

В статье дано определение понятия «кейс-технология», описаны особенности и алгоритм работы с ней. Рассмотрено применение метода кейсов в процессе обучения биологии в средней общеобразовательной школе. Обосновано значение метода для формирования проективных и конструктивных умений в эколого-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычева Дарья Васильевна, Хотулёва Ольга Викторовна, Зыков Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF CASE TECHNOLOGY AND ITS ADVANTAGES AS A METHOD OF TEACHING IN A MODERN SCHOOL

The article defines the concept of "case technology", describes the features and algorithm of working with it. The application of the case study method in the process of teaching biology in secondary school is considered. The significance of the method for the formation of projective and constructive skills in environmental and pedagogical activities is justified.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

2. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (На материале искусства народов Дагестана): Дис... д-ра пед. наук. Махачкала, 2001. 435 ^

3. Гасанова А.М. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 75-77

4. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18

5. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Ялта, 2017. 314 с.

6. Иманмурзаева А.У. Формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству. Дисс... канд. пед. наук. Махачкала, 2018. 164 с.

7. Мадаев У.М. Реализация творческой деятельности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 86-88

8. Максудова Ш.А., Раджабов И.М. Особенности развития дополнительного художественного образования в процессе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 121-123

9. Маметьева Л.С. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства // Электрон. дан. Режим доступа Ш: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2015/08/06/pedagogicheskiy-potentsial-narodnogo-dekorativno (Дата обращения: 31.01.2021)

10. Мержоева Л.М. Сущность и специфика формирования этнохудожественной культуры младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 42-44

11. Технология развития творческих способностей учащихся через введение отдельных видов народного -декоративно прикладного искусства в курс «Технология» в средней школе // Электрон. дан. Режим доступа Ш: https://infourok.ru/tehnologiya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-cherez-vvedenie-otdelnih-vidov-narodnogo-dekorativno-prikladnogo-isk-3738822.html (Дата обращения: 31.01.2021)

12. Янковская Е.А. Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 197-199

Педагогика

УДК 373.1

магистрант Сычева Дарья Васильевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Зыков Игорь Евгеньевич

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СТРУКТУРА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье дано определение понятия «кейс-технология», описаны особенности и алгоритм работы с ней. Рассмотрено применение метода кейсов в процессе обучения биологии в средней общеобразовательной школе. Обосновано значение метода для формирования проективных и конструктивных умений в эколого-педагогической деятельности.

Ключевые слова: кейс-технология, метод, преимущество, этап, технология обучения, навыки.

Annоtation. The article defines the concept of "case technology", describes the features and algorithm of working with it. The application of the case study method in the process of teaching biology in secondary school is considered. The significance of the method for the formation of projective and constructive skills in environmental and pedagogical activities is justified.

Keywords: Case technology, method, advantage, stage, teaching technology, skills.

Введение. Современные учебно-образовательные стандарты позволяют рассмотреть в каждом обучающемся какое-либо особенное, индивидуальное личностное качество [2]. Образование стремительно следует за прогрессом и развитием общества, что предполагает внедрение новых технологий и методик обучения современного поколения школьников, чтобы те смогли успешно реализовать себя в будущем. Образование на данном этапе отдает предпочтение развитию потенциала личности школьника, совершенствуя способности к процессу обучения, а также развитие творческой деятельности и нестандартного мышления для решения сложных жизненных задач.

Изменения в сфере образования привели к активной разработке и внедрению новых технологий, которые уже применяются и в теории, и на практике. Их использование отмечается не только в школе, но и в средних специальных и высших учебных заведениях, что позволяет сохранить целостность процесса. Современное общество выдвигает все новые и новые требования для молодых специалистов, желая увидеть в них не только высокий потенциал, но и профессионализм в той или иной сфере.

Одной их таких современных технологий обучения является кейс-технология или проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Внедрение данной технологии в процесс обучения школьников является в достаточной мере актуальной задачей. Работа с кейсами позволяет выработать навыки решения проблемных ситуаций, а также стимулирует учащихся мыслить нестандартно, что как раз соответствует современным требованиям общества.

Изложение основного материала статьи. Кейс-технология как метод обучения является своего рода обучением действием. Суть этого метода довольно проста, но крайне эффективна. Кейс-технологии направлены преимущественно на самостоятельную деятельность учащихся, в процессе которой они сами формируют умения и усваивают знания. Инициативная самостоятельная работа учащихся в процессе

решения проблемных ситуаций и противоречий, предлагаемых кейс-заданиями, способствует развитию творческого мышления и развитию интеллектуальных способностей.

Впервые обучение с применением кейс-заданий применили в Гарвардской бизнес-школе в 20-х годах XX века. Толчком к развитию данного метода послужила нехватка учебников, которые бы подходили для программы аспирантуры. Решением возникшей проблемы послужило интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов их деятельности. На основе этого материала были разработаны ситуативные проблемы, которые и предлагалось решить в процессе коллективной дискуссии. Идея оказалась успешной и эффективной, поэтому ее применение вышло далеко за рамки школы бизнеса.

В России разработкой и изучением кейс-технологий занимались Ю.Д. Красовский, Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапопорт, О.Г. Смолянинова и др. [1].

В связи с тем, что метод кейс-технологии направлен на активную работу, проявление инициативности и умение принимать коллективные решения, одновременно с правом на собственное мнение, его относят к интерактивным методам обучения. Помимо вышесказанного кейс-технологии во многом способствуют формированию конструктивных и проективных умений.

Главным преимуществом кейсов можно считать оптимальное сочетание практической деятельности и теоретического материала, что является важным моментом в подготовке будущих специалистов. Анализ различных ситуаций, оценка альтернативных решений, умение выбирать правильные варианты и составлять план по их реализации — это то, что может предоставить работа с кейс-заданиями. Многократное применение данного метода в процессе школьного обучения позволяет выработать у учащихся устойчивые навыки для решения сложных практических задач и проблемных ситуаций.

Кейс-технологии содержат в себе простые идеи:

• Кейсы предназначены для дисциплин, в которых сложно или невозможно ограничиться одним единственным ответом на вопрос, но есть несколько вариантов решения, отличающихся друг от друга степенью точности — направлены на получение множества путей решения и умение ориентироваться в проблемном поле.

• При работе с кейс-заданиями меняется отношение к процессу обучения со стороны школьников за счет различных взглядов на одну и ту же проблему, защиты своей позиции в поставленном вопросе, аргументации доводов и анализа собственных и чужих высказываний и действий, а также за счет построения диалога и правильного ведения дискуссии.

• При решении кейс-заданий акцент ставится на поиск знаний, самоанализ и совместную деятельность как учащихся между собой, так и учащихся с учителем.

• Результатом кейс-технологии являются знания, умения и навыки, а также приобретенный в процессе опыт, формирование целой системы взглядов и мироощущения [4].

Будучи отнесенными к интерактивным методам обучения, кейс-технологии позволяют сформировать позитивное отношение учащихся к процессу обучения, и вместе с этим выполняют главную функцию образовательной технологии — предоставляют освоение теоретического материала по дисциплине, активное развитие практических навыков на основе уже изученного, а также подпитывают мотивацию к учебному процессу. Если верить данным, которые основаны на практическом применении метода кейс-технологий, то можно увидеть, что данный метод при правильном использовании в процессе обучения меняет эмоциональную окраску изложения материала. Данная проблема является классической по отношению к традиционному методу обучения.

Кейс-технологии позволяют совершенствоваться не только учащимся, но и непосредственно учителю. Это возможность создать собственный образ мышления и раскрыть свой творческий потенциал при составлении заданий, найти необходимую информацию.

Как и у любой технологии, у кейсов имеется своя структура и алгоритм работы, которые обеспечивают корректный процесс и, как продукт деятельности, эффективный результат.

Структура кейса состоит из нескольких элементов, таких как:

• Проблемная ситуация — случай или история из реальной жизни, которая диктует сюжет задания.

• Контекст — время, место и историческая значимость места, особенности поведения героев истории, дополнительные комментарии автора, которые играют важную роль в правильном понимании контекста. Это основная часть, на основе которой проводится вся работа.

• Вопросы и задания — они должны основываться на контексте и соответствовать его сюжету, быть понятными и посильными учащимся.

• Приложения — иллюстрации, схемы, картинки и прочее, что требуется для работы с кейсом.

Кейсы могут различаться по своей структуре. Основными видами являются:

• Структурированные кейсы. Это задания, характеризующиеся коротким и точным изложением материала. Как правило, для такого кейса заготовлено определенное количество верных решений. Структурированные кейсы направлены на оттачивание одного навыка в определенной области знаний.

• Неструктурированные кейсы. Объемные задания с большим количеством данных. Направлены на оценку скорости мышления и умение выделять главную мысль. В отличие от структурированных кейсов, решений для неструктурированных несколько. Также данный вид кейс-заданий предполагает нестандартный подход к поиску ответов и нахождения нового решения.

• Первооткрывательские кейсы. Задания могут быть как короткими, так и длинными. Цель подобных кейсов заключается в наблюдении за учащимся и выявлении у него способности к нестандартному мышлению. Если работа происходит в коллективе, то появляется возможность увидеть, может ли ученик согласиться с чужой точкой зрения и использовать ее на практике.

Как и любая другая технология обучения, кейсы должны соответствовать заявленным требованиям, а именно: соответствовать уровню сложности, четко отвечать поставленной цели, быть актуальными на данный момент времени, развивать аналитическое мышление учащегося, а также проецировать проблемы и ситуации, с которыми можно столкнуться в реальной жизни.

В зависимости от содержания и структуры кейса алгоритм работы может отличаться. В обобщенной универсальной форме, свойственной коллективной деятельности при работе с кейс-заданиями, алгоритм работы имеет следующие этапы:

1. Ознакомление. Учащиеся знакомятся с содержанием задания и вопросами к нему.

2. Анализ. После знакомства с текстом кейса выявляется цель задания, определяется степень сложности и то, какими способами можно решить данную проблему.

3. Обсуждение. Если работа происходит в группе, то учащиеся делятся своим мнением касательно вопроса, предлагаются решения.

4. Дискуссия. После того, как все учащиеся поделились своим мнением, происходит процесс обсуждения и принятия конечного решения, которое будет озвучено на следующем этапе.

5. Презентация. Собственно, оглашение принятого в ходе дискуссии решения.

6. Оценка. Учащиеся оценивают проделанную работу, анализируя не только свой вклад в решение проблему, но и коллектива в целом.

7. Итоги. Подводятся итоги работы с кейс-заданием, делаются выводы и учитываются ошибки и упущения.

В качестве примеров в данной работе представлены кейс-задания, предлагаемые учащимся МОУ СОШ № 9 г. Павловский Посад Московской области, выполненные как во внеурочной деятельности, так и в ходе проведения урока. Задания отличаются направленностью внутри предмета: экологические, анатомические, зоологические, ботанические, генетические и другие. Это говорит о том, что кейс можно разработать для любой темы внутри предмета.

Примеры кейс-заданий:

1. Несколько ученых-биологов провели интересный опыт с кроликом. Эксперимент включал в себя два похожих действия. В первом случае на кролика надевали специальный колпак, куда поступал воздух, зараженный бактериями. В результате наблюдений выяснилось, что бактерии не оказали на кролика никакого влияния. Во втором случае провели такой же опыт, но кролику вставили в нос стеклянные трубочки, которые не позволяли слизистой носа контактировать с воздушной средой. В результате кролик заболел и погиб.

Вопросы: Почему кролик заболел в ходе второго эксперимента? В какое время года длинный нос полезнее короткого и почему?

2. В многоквартирном панельном доме установили металлопластиковые окна и провели герметизацию стен. В результате улучшилось энергоснабжение, снизился уровень шума, но значительно ухудшилась экологическая обстановка в квартирах. Вопросы: Почему так произошло? Обоснуйте ответ. Как можно решить данную проблему?

3. У Российского императора Николая II и немецкой принцессы Алисы родился сын Алексей. Вскоре после его рождения выяснилось, что у мальчика серьезное заболевание. Мало кто доживает до зрелого возраста с такой болезнью, так как любая незначительная травма может стать причиной смерти. Вопросы: Какое заболевание было у царевича Алексея? Какие особенности наследования есть у этого заболевания?

Данные примерны относительно просты и могут предлагаться учащимся на этапе контроля знаний по теме, так как не требуют больших затрат времени, а ответы на поставленные вопросы зачастую находятся в основном материале урока. Также они отлично подходят для индивидуальной работы с кейсом.

Если же требуется организовать групповую работу, то кейс-задание следует несколько расширить, чтобы группа могла свободно себя чувствовать при работе с контекстом. В качестве такого кейс-задания для коллективной работы, можно привести в пример кейса, разработанный для учащихся восьмого класса по тебе «Барьерная роль печени», которая рассматривается в разделе «Пищеварение».

Проблемная ситуация:

Прошли новогодние праздники, и у Виктора появились некоторые проблемы со здоровьем. Из симптомов можно выделить общую слабость, горький привкус во рту и рвоту.

Контекст:

Празднуя Новый год с кругу друзей, Виктор занимался сервировкой стола и разработкой меню. Для новогоднего стола он приготовил следующие блюда:

Бутерброды с икрой мойвы (состав: хлеб черный, икра мойвы, огурец соленый, крабовые палочки, оливки черные без косточек, укроп свежий).

Заливное из языка (состав: язык говяжий, морковь, яйца, маслины, желатин быстрорастворимый, соль, зелень).

Курица, запеченная целиком в духовке с апельсинами (состав: курица, апельсины, соевый соус, карри, мед натуральный, смесь перцев).

Новогодний десерт с киви (состав: сметана, зефир, киви, шоколад для украшения).

Напитки (морс из клюквы, газировка, чай).

Вопросы и задания:

Ознакомившись с новогодним меню, определить причину возникновения неприятных симптомов у Виктора. Работа какого органа была нарушена? Почему? Что не учел Виктор, составляя новогоднее меню? Обоснуйте.

Предполагается, что учащиеся предоставят в качестве решения кейс-задания не только ответы на поставленные вопросы, но и дадут рекомендации по правильному питанию, измененный вариант новогоднего меню, а также другие варианты, которые возникли в результате коллективной деятельности при работе с заданиями.

Кейс-технология в ходе своей реализации предлагает всем участникам образовательного процесса разные способы взаимодействия:

• «Перекрестный допрос». Проводится в форме дискуссии между учителем и учеником. Ученик в процессе диалога высказывает свою точку зрения в поставленном вопросе и делится мнением касательно проблемы. Задача учителя через ряд вопросов исследовать логику утверждений ученика и помочь ему таким образом углубить свои знания в данной теме.

• «Адвокат». Как и в «Перекрестном допросе», происходит в форме дискуссии между учителем и учеником, но при этом остальной класс можно принимать участие в беседе. Любой ученик может примерить на себя роль адвоката, помогая отвечающему защитить свою точку зрения и позицию в вопросе. В ходе такой работы с кейсом «адвокат» учится быстро ориентировать в аргументах, рассуждать и применять свои знания на практике.

• «Гипотетический формат». Проводится также в формате дискуссии, но со значительным отличием — учитель предлагает гипотетическую ситуацию, которая не укладывается в рамки позиции ученика. Это

побуждает к активной креативной и мыслительной деятельности, учит искать выход из новой проблемной ситуации и проводить коррекцию ранее приведенных аргументов.

• «Конфронтация и/или кооперация». При данной работе с кейсами дискуссия ведется уже непосредственно между учащимися, а учителю отводится роль наблюдателя. Цель такого способа взаимодействия заключается в том, чтобы учащиеся научились и сотрудничеству, и конфронтации. Важно выработать умение правильно оспаривать чужую точку зрения, защищать свою позицию и приводить аргументы.

• «Играть роль». Формат такого взаимодействия напоминает ролевую игру. Учитель распределяет между классом определенные роли, а учащиеся, примерив их на себя, стараются взаимодействовать друг с другом. Определенный образ, предписанный сюжетной ролью, позволяет рассмотреть проблему с чужой позиции и найти новое, непривычное для себя решение.

• «Безмолвный формат». Взаимодействие происходить между учителем и всем классом. Учитель задает вопрос ученику и, если тот не в силах ответить, его вопрос переходит к другому. Такая форма работы позволяет выявить пробелы знаний, а также учит быстро ориентироваться, чтобы не упустить вопрос.

Работа с кейс-технологией позволяет выработать и совершенствовать важнейшие навыки учащихся, которые будут необходимы в предстоящей самореализации в будущей профессии, а именно:

1. Аналитические навыки. Умение работать с информацией и источниками всегда актуально: выделять существенное и несущественное, проводить анализ, классифицировать, представлять и добывать информацию, находить пробелы и восстанавливать их.

2. Практические навыки. Работая с проблемными ситуациями, предлагаемыми кейсами, учащиеся вырабатывают систему алгоритмов действия, которые успешно применяют на практике.

3. Творческие навыки. Задания кейсов построены таким образом, что творческий подход всегда уместен и нередко помогает найти верное решение проблемы, что закрепляет у учащихся положительным моментом — нестандартный подход не осуждается, а приветствуется.

4. Коммуникативные навыки. Кейсы преимущественно направлены на работу в группах, что влечет за собой развитие коммуникативных навыков: умение вести дискуссию, излагать свою позицию, учитывать мнение других участников процесса, работать в группе, умение убеждать и презентовать свой ответ.

5. Социальные навыки. Работа в группе также оказывает положительное влияние на социальное взаимодействие: умение оценивать себя и других, умение слушать и понимать, приводить аргументы и умение контролировать себя.

6. Самоанализ. В ходе дискуссий и обсуждений в процессе работы у учащихся появляется сознание своей позиции, возникают моральные и этические вопросы, которые требуют социальных навыков [3].

Выводы. Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что кейс-технология как метод обучения позволяет раскрыть теоретический материал с позиции реальных событий. Благодаря проблемной ситуации у учащихся возникает интерес к учебному процессу, к активному усвоению знаний, умений и навыков. Метод кейсов ориентирован на формирование практических умений и навыков. Поэтому его целесообразно применять на этапе контроля знаний.

Применение кейс-технологий предоставляет учителю возможность реализовать некоторые элементы учебного процесса во внеурочное время. Творческое применение интерактивных форм и средств обучения, которыми располагает учитель, дает ему возможность выработать собственный стиль работы, достичь настоящего мастерства [5]. Кейс-технологии внедряются в учебный процесс в связи с новыми требованиями к будущим специалистам как профессионалам в своей сфере деятельности.

Литература:

1. Абилдина А.С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании // Педагогическая наука и практика, 2019, №. 3 (25), С. 50-52.

2. Зыков И.Е., Ющенко Ю.А., Шурыгина А.И. Виртуальная экскурсия как вид проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020, № 66-3, С. 81-85.

3. Красникова А.В. Особенности использования кейс-технологии в образовательном процессе // Вестник науки и образования, 2020, №. 4-1 (82), С. 88-91.

4. Раджабалиев Г.П., Нурмагомедова Н.Х. Кейс-технологии в образовании // Вестник Социально-педагогического института, 2015, №. 2 (14), С. 58-63.

5. Хотулёва О.В., Воронин Д.М., Завальцева О.А. Использование инновационных образовательных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологий в процессе обучения биологии в школе // Проблемы современного педагогического образования,

2018, № 60-1, С. 357-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.