Научная статья на тему 'Структура источников финансирования высшего образования'

Структура источников финансирования высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1188
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / NONPROFIT COMPANY / INSTITUTE / HIGHER EDUCATION / SOURCES OF FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Финагенова Юлия Борисовна

В статье дано определение понятию учреждение, проведен анализ источников финансирования высшего образования в зависимости от типа учреждения казенное, автономное и бюджетное. В статье рассмотрены основные различия между бюджетными и автономными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF SOURCES OF FINANCING OF HIGHER EDUCATION

The notion of institution is given in the article. The article reviews the structure of sources of financing of higher education according to type of institution. The article reviews the base differences between budgetary and autonomous institutions.

Текст научной работы на тему «Структура источников финансирования высшего образования»

Финагенова Ю.Б.

СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье дано определение понятию учреждение, проведен анализ источников финансирования высшего образования в зависимости от типа учреждения - казенное, автономное и бюджетное. В статье рассмотрены основные различия между бюджетными и автономными учреждениями.

Ключевые слова. Некоммерческая организация, учреждение, высшее образование, источники финансирования.

FinagenovaY.B.

THE STRUCTURE OF SOURCES OF FINANCING OF HIGHER EDUCATION

Abstract. The notion of institution is given in the article. The article reviews the structure of sources of financing of higher éducation according to type of institution. The article reviews the base différences between budgetary and autonomous institutions.

Keywords. Nonprofit company, institute, higher éducation, sources of financing.

Источники финансирования высшего образования зависят от формы организации высшего образования. Так, организации высшего образования могут быть государственными и частными. В силу своей специфики (удовлетворение конституционного права на образование), организации высшего образования - некоммерческие организации. Некоммерческая организация - это юридическое лицо, созданное не для извлечения прибыли, а для удовлетворения материальных и нематериальных потребностей своих участников, достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей, осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Деятельность некоммерческих организаций законодательно определена Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Большинство организаций высшего образования в современной Российской Федерации - государственные (530 государственных и муниципальных организаций против 366 частных образовательных организаций) [2], поэтому акцент в исследовании будет сделан именно на государственные организации высшего образования. Государственные и муниципальные организации высшего образования создаются в форме учреждений. Учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (см. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»). Особенностью учреждения является закрепление имущества не на праве собственности, а на праве оперативного управления.

Если анализировать источники финансирования учреждений согласно видам финансового обеспечения, то можно выделить: 1 - средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации; 2 - средства от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения); 3 - средства во временном распоряжении; 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; 5 - субсидии на иные цели; 6 - субсидии на цели осуществления капитальных вложений [3].

ГРНТИ 06.73.15 О Финагенова Ю.Б., 2017

Юлия Борисовна Финагенова — соискатель кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya Str., 21). Тел.: 8 (812) 458-97-28. E-mail: [email protected].

С 01 января 2011 года существует три типа учреждений - казенные, бюджетные и автономные. Проанализируем источники финансирования учреждений в соответствии с их типом.

Казенные образовательные учреждения довольно распространены в России (например, ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» и др.). Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется в рамках бюджетной сметы, казенное учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться средствами, полученными из внебюджетных источников. Согласно классификации видов финансового обеспечения, все средства казенного учреждения являются средствами соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

При осуществлении своей деятельности казенные учреждения следуют четко законодательно регламентированному порядку. Документом, устанавливающим порядок функционирования казенных учреждений, является Бюджетный кодекс РФ. Планирование деятельности казанных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы, но может быть сформировано и государственное (муниципальное) задание. Казенные учреждения могут открывать лицевые счета в органах Казначейства России, финансовых органах и органе управления государственным внебюджетным фондом РФ. Казенные учреждения также вправе открывать счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций. Денежные средства, зачисленные на валютные счета от приносящей доход деятельности, после конвертации в валюту РФ перечисляются в доходы соответствующего бюджета.

Права казенного учреждения очень ограничены, над их деятельностью осуществляется постоянный контроль. Внешний государственный (муниципальный) контроль осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в зависимости от учредителя учреждения. Внутренний контроль осуществляет Росфиннадзор и органы финансового контроля субъектов РФ, местных администраций и Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований). Помимо последующего контроля, осуществляется и текущий контроль. Так, санкционирование оплаты казенных учреждений осуществляется только после проверки документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства. Также казенные учреждения не вправе: отчуждать и другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника; совершать крупные сделки; выступать учредителем (участником) других организаций; предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги; применять упрощенную систему налогообложения и переходить на оплату единого сельскохозяйственного налога.

Если рассмотреть вопрос ответственности учреждения по своим обязательствам, то в соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ и п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенные учреждения отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении (в пределах лимитов бюджетных обязательств). При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по этим обязательствам несет главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС).

Порядок проведения закупок товаров (работ, услуг) для казенных учреждений установлен Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контракты казенных учреждений заключаются от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Казенные учреждения ведут бюджетный учет и составляют бюджетную отчетность. Согласно законодательства, казенные учреждения обеспечивают открытость сведений, содержащихся в следующих документах: учредительные документы (в т.ч. внесенные изменения); свидетельство о государственной регистрации; решение учредителя о создании учреждения; решение учредителя о назначении руководителя; положения о филиалах и представительствах; сведения о проведенных в отношении учреждений контрольных мероприятиях и их результатах; государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ); отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества.

Таким образом, казенные учреждения финансируются в рамках бюджетной сметы, не имеют собственных доходов и, следовательно, анализ эффективности деятельности казенных учреждений с точки зрения финансового менеджмента практически не имеет смысла.

Автономным учреждениям в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального)

160

Финагенова Ю.Б.

задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания устанавливаются: Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией [1]. Также из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии на иные цели, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у автономных учреждений. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии.

Финансовое обеспечение осуществления автономными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в порядке, установленном, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Денежные средства, поступающие на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, не являются источником финансирования образовательных учреждений.

Документы, на основании которых автономные учреждения осуществляют свою деятельность, это - план финансово-хозяйственной деятельности и государственное (муниципальное задание). Собственные доходы автономных учреждений, в отличие от казенных учреждений, поступают в их самостоятельное распоряжение и используются ими для достижения целей, ради которых они созданы.

Автономные учреждения самостоятельно содержат недвижимое и особо ценное движимое имущество, переданное в аренду. Автономные учреждения вправе открывать лицевые счета в органах Казначейства России и счета в кредитных организациях (в т.ч. в иностранной валюте для осуществления валютных операций); санкционирование оплаты (если лицевой счет открыт в Казначействе России) осуществляется после проверки документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, только по оплатам за счет субсидии на иные цели и капвложения. В отношении прав распоряжаться имуществом, законодательством закреплено право автономного учреждения распоряжаться имуществом без согласия учредителя. Исключение составляет право распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которые закреплены за учреждением или приобретены за счет средств, выделенных учредителем, или приобретены за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения - такие сделки могут совершаться только с согласия учредителя, как и крупные сделки.

Автономные учреждения, в отличие от казенных учреждений, вправе выступать учредителями (участниками) других организаций, предоставлять займы (ссуды). Для участия в других организациях недвижимым и особо ценным движимым имуществом необходимо согласие учредителя, при предоставлении займа также целесообразно согласование учредителя. Большие права автономных учреждений предполагают и большую ответственность. Так, автономные учреждения отвечают по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое и особо ценное движимое имущество, которое закреплено за автономным учреждением учредителем (приобретено за счет средств, выделенных учредителем). Учредитель, в свою очередь, не несет ответственности по обязательствам учреждения. Контроль деятельности автономных учреждений осуществляет учредитель. Вопросы о проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности рассматривает наблюдательный совет автономного учреждения.

Закупки автономные учреждения, в случае соблюдения обязательных условий, осуществляют в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», контракты и договоры заключают от своего имени. Автономные учреждения ведут бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую отчетность. Автономные учреждения, как и казенные учреждения, обеспечивают открытость и доступность сведений. Дополнительно, автономные учреждения, обеспечивают открытость сведений, содержащихся в следующих документах: план

финансово-хозяйственной деятельности; годовая бухгалтерская отчетность; документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета. Автономные учреждения вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Из всего вышеизложенного следует, что деятельность автономных учреждений, с одной стороны, технико-практически приближена к деятельности коммерческой организации (счета в кредитных организациях, аудит, упрощенная система налогообложения), а, с другой стороны, находится «под опекой» и надзором учредителя. Оценка эффективности деятельности и оценка эффективности финансового менеджмента автономных учреждений имеет практический смысл и научный интерес.

Третий тип учреждений - бюджетные учреждения. По своим характеристикам бюджетные учреждения приближены к автономным учреждениям. Основным нормативным документом, который устанавливает порядок функционирования бюджетных учреждений, является Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Источники финансирования бюджетного учреждения аналогичны источникам финансирования автономного учреждения.

Проанализируем основные отличительные черты бюджетных учреждений от автономных. Бюджетные учреждения, в отличие от автономных, вправе открывать лицевые счета только в органах Казначейства России и счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций [4]. Бюджетные учреждения вправе совершать крупные сделки только с согласия учредителя. В отличие от автономных учреждений, бюджетные не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, совершать сделки с ценными бумагами (если иное не предусмотрено федеральными законами), а также предоставлять займы.

Бюджетные учреждения проводят закупки товаров, работ, услуг преимущественно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В части некоторых закупок бюджетные учреждения, как и автономные, могут руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения, также не требуется проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности.

Из всего вышесказанного следует, что бюджетные учреждения, имея свои отличительные особенности, с точки зрения финансового менеджмента приближены к автономным учреждениям.

Таким образом, ввиду преобладания государственных учебных заведений высшего образования, особый интерес представляет анализ структуры источников финансирования именно государственных (муниципальных) учреждений. Каждый вид учреждения имеет свои особенности и отличия, в том числе и по источникам их финансирования, и по праву распоряжения финансовыми ресурсами. С точки зрения финансов организаций и финансового менеджмента особый интерес представляют бюджетные и автономные учреждения. Исследование составляющих (методов и форм) как государственного, так и частного финансирования высшего образования также остается актуальным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ra/ 12112604 (дата обращения 25.01.2017).

2. Образование в 2015 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-51а1_таш/го551а1/ги/51ай5ЙС5/рори1аИоп/ес1иса1юп/# (дата обращения: 27.03.2016).

3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

4. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.