Научная статья на тему 'Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку'

Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5701
734
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / INTEGRATIVE APPROACH / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщева О. В.

В статье обосновываются актуальность интегративного подхода и его функции, представляются компоненты структуры интегративного подхода. Выделяются аспекты, функции, принципы и цели интегративного подхода к обучению иностранному языку. Также автором описаны методы, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на основе интегративного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the integrative approach to teaching foreign languages. The components of its structure are presented as well as its aspects, functions, principles, and goals in the practice of teaching languages. The author dwells on the methods that can be used in teaching a foreign language based on the integrative approach.

Текст научной работы на тему «Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку»

Актуальные проблемы педагогики

Борщева О.В.

Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку

В статье обосновывается актуальность интегративного подхода и его функции, представляются компоненты структуры интегративного подхода. Выделяются аспекты, функции, принципы и цели интегративного подхода к обучению иностранного языка. Также автором описаны методы, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на основе интегративного подхода.

Ключевые слова: интегративный подход, обучение иностранному языку, методы обучения иностранному языку.

В настоящий момент происходят изменения в российской системе образования: она становится ориентированнной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одной из самых главных тенденций развития высшего образования XXI в. является интенсификация интеграционных процессов на всех уровнях, от личностного до межгосударственного. Интеграция является сегодня одним из самых значительных инновационных явлений в образовании. Она превосходит все другие явления «по широте экспериментального воплощения, глубине творческого замысла, продолжительности и диалектичности исторического развития» [2, с. 26]. Главной функцией интеграционных процессов является достижение синергетического эффекта на основе кооперации и сотрудничества, которые преобладают над дифференциацией и обособлением. Интеграционные процессы ведут к формированию новых элементов, меняя, преобразовывая текущие в более эффективные.

Актуальные проблемы педагогики

Процессы глобализации, изменения во всех сферах человеческой деятельности меняют требования к высшему профессиональному образованию. Система образования должна отвечать новым требованиям общества. Как правило, преподаватель обучает лишь своему предмету, изолированно от всех других. Но данный подход не формирует комплекс знаний, которым должны овладеть учащиеся для успешной профессиональной деятельности.

Поэтому необходимы новые подходы в обучении. Учеными подтверждена необходимость создания фундаментальных педагогических структур, задачей которых будет формирование общей культуры учащихся, подготовка к успешной профессиональной деятельности и развитие целостного мировоззрения. Интегративный подход, сформиров-шийся в отечественной и зарубежной методике, представляется в этой связи наиболее продуктивным и эффективным. Он может решать задачу целостной подготовки будущих специалистов благодаря не только интегрированию дисциплин, но и слиянию методов, форм и организации учебного процесса. Как справедливо отмечает В.Ф. Тенищева, «интеграция обеспечивает движение педагогической системы к ее большей целостности и, как результат, приводит к повышению уровня образовательного процесса, что выражается в формировании необходимых компетенций/ компетентностей обучающихся» [3, с. 69].

Согласно И.А. Зимней и Е.В. Земцовой, интегративный подход - это «целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью как минимум одной из характеристик, в результате чего создается его новое качество» [1, с. 14-19].

Итак, рассмотрим структуру интегративного подхода к обучению иностранному языку. Она включает в себя аспекты, принципы, цели и результат. Рассмотрим компоненты интегративного подхода: методический, организационно-деятельностный и содержательный.

Методический аспект включает в себя интегрирование методик обучения различных дисциплин. Например, следует использовать такие педагогические технологии, как метод проектов, ролевые игры, кейс-технологии. Особое значение, по нашему мнению, имеют проблемные задания, благодаря анализу которых учащиеся пытаются глубже понять суть явлений, что ведет к более глубокому пониманию себя. А понимая себя, зная свои потребности, учащиеся еще больше стремятся к саморазвитию.

Организационно-деятельностный компонент предполагает интеграцию форм обучения различных предметов, что будет способствовать использованию большего количества творческих заданий,

направленных на формирование креативности и разрушение стереотипов учащихся.

Содержательный компонент включает в себя учебную деятельность (использование методов, описанных выше, качественный отбор материала, способствующего достижению целей интегративного курса) и внеучебную деятельность (межкультурное взаимодействие, самостоятельное изучение материала).

Можно выделить следующие основные принципы интегративного подхода при обучении иностранному языку:

- принцип культуросообразности;

- принцип креативности;

- принцип ориентации на саморазвитие и самообразование;

- принцип вариативности;

- принцип поликультурного самоопределения и самоактуализации личности;

- принцип толерантности;

- принцип диалога культур.

Среди основных целей интегративного подхода при обучении иностранному языку нам представляется важным выделить следующие:

- формирование целостной картины мира (учащиеся глубже понимают цель изучения предметов, осознавая связь между ними, таким образом повышается мотивация к процессу изучения);

- формирование новых навыков и умений благодаря взаимопроникновению и взаимообогащению системы элементами различных систем (благодаря этому расширяются возможности учащихся);

- становление нового типа личности, свободного от стереотипов и свободного в выборе действий, что является немаловажным в связи с формированием личности, готовой к конструктивному межкультурному общению;

- формирование толерантной личности, что на данном этапе развития общества является одной из приоритетных задач образовательной системы; формирование (путем создания проблемных ситуаций) творческой личности, готовой к поиску решений в нестандартных ситуациях;

- формирование нравственных ценностей учащихся (включение материала нравственного характера); формирование ключевых компетенций (коммуникативной, социокультурной, учебно-познавательной). Результатом применения интегративного подхода при обучении

иностранному языку является: интенсификация процесса обучения, систематизация учебно-познавательной деятельности, формирование

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

ключевых компетенций, формирование личности, готовой к эффективной межкультурной коммуникации, формирование профессиональных навыков учащихся, всесторонне развитие личности, формирование вариативности мышления, становление нового типа личности учащегося.

В результате анализа научно-исследовательской литературы нами были выделены три группы методов при обучении иностранному языку: 1) познавательно-исследовательские (исследовательский, метод формирования культурного самоопределения, рефераты, метод проекта); 2) коммуникативно-проблемные (культуроведчески-ориентиро-ванные дискуссии проблемного характера, культуроведчески-ориен-тированные ролевые игры, деловые игры); 3) проблемно-поисковые (использование информационных технологий: слайд-презентации, веб-квесты, блоги).

Проведенное нами исследование в практике обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза подтверждает эффективность выбранных методов. Таким образом, нами был сделан вывод, что использование данного комплекса методов дает возможность выполнения всех задач и целей интегративного обучения.

Итак, благодаря интегративному подходу появляется возможность самореализации и самоидентификации личности учащегося. Меняется мышление учащихся, привыкших мыслить по одной схеме. Также особенно важным направлением, которое необходимо отметить, является активизация нравственной сферы сознания. За счет интеграции знаний возможно формирование новых образовательных курсов, удовлетворяющих потребностям современного общества.

Библиографический список

1. Зимняя И. А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19.

2. Каримов З.Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2009.

3. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.