Научная статья на тему 'Структура информационной образовательной среды'

Структура информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
I-methods
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MODEL / FORMATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / VALUE-TARGET DETERMINANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюк Анатолий Владимирович, Бабошин Владимир Александрович

Обоснована необходимость развития информационного обеспечения образовательного процесса военной образовательной организации высшего образования и создание одной из ее важнейших составляющих-информационно-образовательной среды. Cформулированы принципы и порядок построения информационно-образовательной среды, рассмотрены ценностно-целевые детерминанты её проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюк Анатолий Владимирович, Бабошин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The necessity of development of information support of the educational process of military educational organization of higher education and the creation of one of its most important components information and educational environment (IOS). The principles and order of construction of IOS are formulated, value-target determinants of design of the information educational environment are considered.

Текст научной работы на тему «Структура информационной образовательной среды»

i-methods

том 11. № 3. 2019 http://intech-spb.com/i-methods/

Структура информационной образовательной среды

Костюк Анатолий Владимирович,

к.т.н., доцент, профессор кафедры Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, Россия, kostyuk.anatoliy2015@mail.ru

Бабошин Владимир Александрович,

к.т.н., доцент, доцент кафедры Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, Россия, boboberst@mail.ru

Обоснована необходимость развития информационного обеспечения образовательного процесса военной образовательной организации высшего образования и создание одной из ее важнейших составляющих-ин-формационно-образовательной среды. Сформулированы принципы и порядок построения информационно-образовательной среды, рассмотрены ценностно-целевые детерминанты её проектирования.

АННОТАЦИЯ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-образовательная среда; модель; формирование образовательной среды; ценностно-целевые детерминанты.

Разработка и накопление образовательных ресурсов и других информационных ресурсов создает ряд проблем педагогического характера, поскольку отсутствуют единые принципы структурирования разрабатываемых образовательных материалов, их объединения и использования в образовательной деятельности.

В основном, создаваемые образовательные ресурсы не имеют логических причинно-следственных связей, зачастую дублируют одинаковую информацию. Вместе с тем принципы, которые положены в основу использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной деятельности, свидетельствуют об обратном [1]. Следствием такого положения является потребность дополнительной подготовки обучающихся, что требует лишних временных затрат.

Кроме того, наблюдающаяся в настоящее время сумбурность в структурной разработке и использовании в образовательном процессе, как информационных ресурсов, так и ИКТ затрудняет подготовку преподавателей, которые были бы способны комплексно использовать достоинства средств ИКТ в разных видах образовательной деятельности [2].

Отмеченные недостатки свидетельствуют о необходимости объединения применяемых информационных ресурсов и технологий в единую унифицированную систему, которую следует дополнить общими рекомендациями и методологическими требованиями.

Использование быстро развивающихся ИКТ сформировало в образовательных организаций (ОО) основу для нового этапа развития, который по большей части связан с созданием информационной образовательной среды. Необходимо отметить, что формирование и развитие информационной образовательной среды (ИОС) является технически сложной и затратной задачей. Тем не менее, она предоставляет возможность системе образования существенным образом улучшить свой технологический базис, и реализовать переход к открытой образовательной системе, которая отвечает современным требованиям.

Ключевыми целями разработки ИОС являются следующие [2-3]:

- реализация индивидуального обучения, в том числе и по индивидуальным «образовательным траекториям», на разных уровнях и формах обучения, соблюдая основные требования к качеству обучения в соответствии с образовательными стандартами;

- обеспечение роста качества и эффективности образовательного процесса путем методически обоснованного использования ИТ в образовательной деятельности;

- реализация взаимодействия с другими образовательными организациями;

- обеспечение роста качества управления образовательной деятельности в рамках ОО эффективного использования человеческого фактора и материальных ресурсов.

В настоящее время попытки создания ИОС, в основном, сводятся к техническому объединению некоторых компьютерных и коммуникационных средств и технологий информатизации. Поэтому формируемую информационно-образовательную среду можно трактовать как организованную систему компьютерных средств, информационных образовательных ресурсов и способов работы с ними, которые применяются для ведения образовательной деятельности [4-5].

В соответствии с [ГОСТ Р 53620-2009] информационно-образовательная среда — это «система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий»1.

'ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.

В Федеральном законе понятие ИОС детализируется и определяется как среда, «включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся»2.

Принимая во внимание существующие особенности ОО, связанные как со структурой, решаемыми задачами, так и информационным обеспечением можно утверждать, что одним из первых шагов в формировании информационно-образовательной среды является разработка ее модели, конкретизация ее содержания и порядка построения [6].

В современных условиях аппаратно-программным фундаментом для информационно-образовательной среды является программно-телекоммуникационная среда, которая способствует реализации информационного обеспечения участников образовательной деятельности.

Информационная образовательная среда в своем типовом построении должна содержать организационно-методические, технические и программные средства, обеспечивающие хранение, обработку, передачу информации, реализующие коммуникации и быстрый доступ к педагогически значимой информации. Важным является реализация «бумажного» документооборота [2].

Следовательно, ИОС является интегрированной многокомпонентной системой, которая должна содержать компоненты, соответствующие различным видам деятельности образовательной организации.

Структуру современной ИОС, с точки зрения ее последующей реализации, целесообразно представить в виде слоев, соответствующих уровням организации образовательного пространства (рис. 1):

- уровню аппаратных средств ИОС;

- уровню программных средств и информационных систем;

- уровню коммуникационных технологий;

- уровню технологий образования;

- уровню организационно/функциональному (формы проведения учебных и внеучеб-ных занятий, управление образовательным процессом);

уровню ресурсному (накопление, хранение и предоставление ресурсов).

На уровне аппаратных средств ИОС представляется в виде совокупности аппаратных средств информатизации, которые установлены в образовательной организации и реализуют процедуры ввода, вывода и хранения данных; поддерживают работу программного обеспечения и реализуют выбранные коммуникационные технологии.

На уровне программных средств и информационных систем ИОС представляет собой набор системных и прикладных программ, автоматизированных информационных систем, которые обеспечивают пользователям образовательной среды решение прикладных задач с применением аппаратных средств первого уровня.

На уровне коммуникационных технологий ИОС представляется в виде совокупности коммуникационных технологий, которые доступны пользователям образовательной организации для личного общения и взаимодействия.

2Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. Ш73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Структура информационно-образовательной среды

На уровне технологий образования ИОС описывается в виде совокупности образовательных технологий, которые используются преподавателями для организации и ведения образовательного процесса.

На уровне организационно/функциональном ИОС описывается в виде совокупности различных регламентов, описывающих действия пользователей среды по использованию преимуществ и возможностей аппаратного, программного, коммуникационного уровней в соответствии с возможностями уровня технологий образования.

На ресурсном уровне ИОС описывается в виде совокупности регламентов по хранению, накоплению и предоставлению доступа пользователей к образовательной среде, информационно-образовательным ресурсам (ЭОР), данным контроля образовательного процесса и т. п.

Представление ИОС в виде многослойной структуры и описание каждого уровня способствует проектированию деятельности субъектов образовательной организации с учетом всех факторов, которые влияют на работу организации в условиях современной парадигмы тиражирования знаний.

Проведенный анализ достоинств и недостатков применения ИКТ и ИОР в образовании, позволили сформулировать принципы, на которых должна строиться модель образовательной системы:

- многокомпонентность — включение необходимых компонентов для решения задач, связанных с образовательной деятельностью;

- комплексность и информационность — информационная составляющая должна сочетать в себе требуемую совокупность базовых знаний в профессиональной деятельности

и дополнительные учебные материалы, позволяющие углублять и детализировать знания, а также должна учитывать междисциплинарные связи;

- расредоточенность — рациональное размещение ресурсов для наилучшего обеспечения образовательной деятельности;

- адаптивность — возможность трансформации при изменении уровня развития науки и техники;

- единство — возможность устойчивого взаимодействия создаваемой среды и существующих процессов;

- фундаментальность — объединение существующего опыта, научных достижений и потенциала преподавателей;

- защищенность — регламентированный доступ к ИОС, обеспечение безопасности информации, ее резервирование, надежность работы системы.

В разработке информационно-образовательной среды можно выделить следующие направления:

- инструментально-технологическое и программно-аппаратная организация, связанное с созданием возможности использования средств ИКТ и ЭОР в образовательной деятельности;

- содержательное, связанное с определением унифицированных требований к разработке и применению ИКТ и ЭОР, созданию электронного учебно-методического комплекса и информационного банка данных;

- функциональное, связанное с информационной культурой и организацией деятельности участников ИОС, а также их взаимодействия;

- методологическое, связанное с разработкой теоретических основ применения ИОС в образовательной деятельности.

Литература

1. Костюк А. В. Использование информационно-коммуникационных технологий для подготовки офицеров национальной гвардии // Сборник научных статей VIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии российской федерации» (Новосибирск, 29 декабря 2016 г.). Новосибирск: Изд-во Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. С. 462-466.

2. Костюк А. В., Бобонец С. А. Использование информационных технологий как условие совершенствования образовательного процесса в образовательных организациях внутренних войск МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67). С. 137-140.

3. Шайдуров А. А. Информатизация образования // Теория и практика профессионального образования: поиск, инновации, перспективы. 2012. № 13. С. 131-137.

4. Якунин В. А. Обучение как процесс управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 159 с.

5. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. 345 с.

6. Костюк А. В. Технологичность обучения в условиях информатизации общества // Сборник научных трудов научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного

института войск национальной гвардии «Современные проблемы науки и образования в войсках национальной гвардии российской федерации». СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, 2016. С. 162-165.

7. Костюк А. В. Применение информационных технологий для формирования профессиональных навыков курсантов // Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции «Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России». (Новосибирск, 28 декабря 2015 г.) Новосибирск: Изд-во Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации 2016. С. 227-230.

8. Новгородова Н. Г., Редькина Б. А. Автоматизация образовательной деятельности профессионально-педагогического ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. 2004. № 3-2. C. 15-17.

9. Зубенко Д. П., Зубренкова О. А. Направления автоматизации образовательной деятельности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12(67). С. 7-11.

10. Федякова Н. Н. Совершенствование систем управления вузом // Интеграция образования. 2016 Т. 20. № 2. С. 198-210.

11. Anisimova T. I., Krasnova L. A. Interactive technologies in electronic educational resources // International Education Studies. 2015. Vol. 8. No. 2. Pp. 186-194.

12. Шайдуров А. А. Проблемы автоматизации деятельности высшего учебного заведения // Материалы IX международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 15-18 марта 2016 г.). Екатеринбург, 2016. С.198-201.

13. Фишер Н. В. Инновационные технологии в профессиональном образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010.№ 1. C. 113-118.

STRUCTURE OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

ANATOLY V. KOSTYUK

St. Petersburg, Russia, kostyuk.anatoliy.2015@mail.ru

VLADIMIR A. BABOSHIN

St. Petersburg, Russia, boboberst@mail.ru

PhD, Docent, Professor at the Department of Informatics and mathematics, St. Petersburg military Institute of national guard troops,

PhD, Docent, Associate Professor at the Department of Informatics and mathematics, St. Petersburg military Institute of national guard troops

ABSTRACT

The necessity of development of information support of the educational process of military educational organization of higher education and the creation of one of its most important components - information and educational environment (IOS). The principles and order of construction of IOS are formulated, value-target determinants of design of the information educational environment are considered.

Keywords: information and educational environment; model; formation of educational environment; value-target determinants.

REFERENCES

1. Kostyuk A. V. The use of information and communication technologies for the training of national guard officers. Sborniknauchnykh statey VIII Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh voysk natsional'noy gvardii rossiyskoy federatsii» [Proc. of the VIII Interuniversity scientific and practical conference with international participation "Directions and prospects of education in military institutions of the national guard of the Russian Federation", Novosibirsk, December 29, 2016]. Novosibirsk: Novosibirsk military Institute named after General of the army I. K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation Publ., 2017. Pp. 462-466. (In Russian)

2. Kostyuk A. V. Bobonets S. A. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologiy kak uslovie sovershenstvovaniya obrazovatel'nogo protses-sa v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vnutrennikh voysk MVD Rossii [Use of information technologies as a condition of improvement of educational process in the educational organizations of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2015. No. 3 (67). Pp. 137-140. (In Russian)

3. Shaidurov A. A. Informatizaciya obrazovaniya [Informatization of education]. Teoriya ipraktika professional'nogo obrazovaniya: poisk, innovacii, perspektivy' [Theory and practice of vocational education: search, innovation, prospects]. 2012. No. 13. Pp. 131137. (In Russian)

4. Yakunin V. A. Obuchenie kak process upravleniya [Learning as a management process]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 1988 159 p. (In Russian)

5. Talyzina N. F. Upravlenieprocessom usvoeniyaznanij [Managing the process of learning]. Moscow: Moscow State University Publ., 1984 345 p. (In Russian)

6. Kostyuk A. V. Tekhnologichnost' obucheniya v usloviyakh informatizatsii obshchestva [Adaptability of training in conditions of Informatization of society]. Cborniknauchnykh trudovnauchno-pedagogicheskogo sostava Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta voysk natsional'noy gvardii "Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya v voyskakh natsional'noy gvardii rossiyskoy federatsii" [Collection of scientific works scientific-pedagogical staff of the Saint-Petersburg military Institute of national guard troops "Modern problems of science and education in the army national guard of the Russian Federation"]. St. Petersburg: St. Petersburg military Institute of the national guard of the Russian Federation Publ., 2016. Pp. 162-165. (In Russian)

7. Kostyuk A. V. The application of information technologies for formation of professional skills of students. Sbornik nauchnykh statey VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Napravleniya iperspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh insti-tutakh vnutrennikh voysk mvd rossii" [Proc. of the VII International scientific and practical conference "Directions and prospects of education in military institutions of the interior Ministry of Russia." (Novosibirsk, 28 December 2015)]. Novosibirsk: Novosibirsk military Institute named after General of the army I. K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation Publ., 2016. Pp. 227-230. (In Russian)

8. Novgorodova N. G., Redkina B. A. Automation educational activity vocational pedagogical of high school. Mezhdunarodny'jzhur-nal e'ksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2004. No. 3-2. Pp. 15-17. (In Russian)

9. Zubenko D. P., Zubrenkova O. A. The direction of the automation of educational activities. VestnikNGIE'I [Bulletin of NIERI]. 2016 No. 12(67). Pp. 7-11. (In Russian)

10. Fedyakova N. N. Sovershenstvovanie sistem upravleniya vuzom [Improving university management systems]. Integraciya obrazovaniya [Integration of Education]. 2016 Vol. 20. No. 2. Pp.198-210. (In Russian)

11. Anisimova T. I., Krasnova L. A. Interactive Technologies in Electronic Educational Resources. International Education Studies. 2015. Vol. 8. No. 2. C. 186-194.

12. Shajdurov A. A. Problems of automation of activity of higher educational institutions. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii" [Proceedings of the IX international scientific and practical conference "New information technologies in education", Ekaterinburg, 15-18 March 2016]. Ekaterinburg, 2016. Pp. 198-201. (In Russian)

13. Fischer N. V. Innovative Technologies in Professional Education. Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogics and Psychology. 2010. No. 1. Pp. 113-118. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.