Научная статья на тему 'Структура индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов начального образования'

Структура индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FUTURE TEACHERS OF PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неженская Т.В.

В статье выделено рабочее определение понятия «индивидуальный образовательный маршрут», рассмотрены виды индивидуальных образовательных маршрутов и их компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неженская Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES OF FUTURE TEACHERS OF PRIMARY EDUCATION

This article discusses the features of individual educational routes of future teachers of primary education. According to the State program of the Russian Federation "Development of science and technology”, 2013-2020 individual educational route is considered as an educational program to achieve educational standards, where the choice of the way of implementation of the standard depends on individual characteristics of the student. Individual educational route is a personal way of realizing the personal potential of future teacher of primary education in the process of professional training in higher education according to his / her individual preferences, needs and social order of society. The structure of individual educational routes of future teachers of primary education has the following components: objective, diagnostic, organizational, pedagogical, content, technological, productive. Students of direction of training 44.03.01 “Teacher education” have the option of individual educational routes in the process of professional training, based on their preferences, motives of learning. The content of each of these components will vary depending on the type of the selected individual educational route. Doctor The success of the training lies in the ability of the formation and continuous expansion of individual educational space by not only the awareness of personal and professional route (trajectory), but with the help of learning mechanisms on the development of his changes. It should be noted that special attention in the construction of routes is given to the autonomy of students. The degree of autonomy and readiness for such activities the future teacher defines the amount of teacher participation in the development and implementation of individual educational routes. This activity requires special training of all participants of educational process and corresponding organization of educational space.

Текст научной работы на тему «Структура индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов начального образования»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 133-137

УДК 371.13:373.3

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Неженская Т. В.

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым

E-mail: kmndo@mail.ru

В статье выделено рабочее определение понятия «индивидуальный образовательный маршрут», рассмотрены виды индивидуальных образовательных маршрутов и их компонентов.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, будущие педагоги начального образования.

ВВЕДЕНИЕ.

Современный этап развития образования предусматривает внедрение в образовательный процесс индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в рамках профессиональной подготовки направлено на: изучение личностных характеристик и уровней готовности обучающихся к получению образования по индивидуальной образовательной программе; обеспечение полноты усвоения материала, качества выполнения задач; учет индивидуальных особенностей и интересов (запросов); расширение и углубление программного материала; развитие и формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; изменение роли педагога (педагог - сопровождающий, тьютор, консультант, координатор); сопровождение творческого развития обучающегося.

В рамках данной статьи были рассмотрены различные позиции авторов (Александрова Е. А., Андреева Е. А., Бухтиярова И. Н., Горбачева Г. Г., Дычкивская И. Н., Игнатович С. С., Кармазина Н. В., Климов Е. А., Маркова А. К., Савицкая А. В., Сластенин В. А., Фролова С. В., Шапошникова Н. Ю.), рассматривающих понятие «индивидуальный образовательный маршрут», этапы его проектирования, компоненты индивидуальных образовательных маршрутов.

Цель данной статьи: рассмотреть структурные компоненты индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов начального образования в процессе профессиональной подготовки.

130

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы, индивидуальный образовательный маршрут рассматривается как «образовательная программа достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося» [2]. С. В. Фролова трактует данный термин как «персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, творческого, духовно-нравственного потенциала студента в образовательном процессе в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями и социальным заказом общества» [4]. По мнению А. В. Савицкой, индивидуальный образовательный маршрут - это «соответствующая последовательность элементов учебной деятельности каждого обучающегося по реализации собственных образовательных целей, основанная на их способностях, возможностях, мотивации, интересах, которая осуществляется при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями» [3]. Таким образом, исходя из приведенных трактовок понятия «индивидуальный образовательный маршрут», приходим к выводу, что единого определения термина не существует, поэтому сформулируем рабочее определение рассматриваемого понятия.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала будущего педагога начального образования в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении в соответствии с его индивидуальными предпочтениями, потребностями и социальным заказом общества.

В рамках профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования могут быть предложены следующие индивидуальные образовательные маршруты:

- Я-центрированный образовательный маршрут. В его основе - сам студент. Все сосредоточено на нем, все ориентировано на него. Данный маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность;

- индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на получение знаний, главная цель маршрута связана с получением теоретических знаний;

- индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на формирование студентом себя как образованного человека;

- индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на формирование студентом себя как будущего специалиста;

- индивидуальный образовательный маршрут, направленный на формирование студентом себя как учителя. В основе данного маршрута лежит четкая цель - стать учителем.

- индивидуальный образовательный маршрут, связанный с ориентацией студента на научно-исследовательскую деятельность.

Структура индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов начального образования содержит такие компоненты: целевой, диагностический,

131

Неженская Т. В.

организационно-педагогический, содержательный, технологический,

результативный.

Целевой компонент предполагает постановку целей получения высшего образования, сформулированных на основе требований ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, требований работодателей, мотивов и потребностей самих обучающихся.

Диагностический компонент индивидуального образовательного маршрута обучающегося предполагает определение системы диагностического сопровождения процесса профессиональной подготовки (подбор методик для диагностики уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающихся).

Организационно-педагогический компонент подразумевает выделение условий и путей достижения педагогических и индивидуальных целей.

Содержательный компонент раскрывается через выбор учебных дисциплин, модулей, их систематизацию.

Технологический компонент реализуется в рамках профессиональной подготовки в общем (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) и учебной дисциплины в частности (построение технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута по дисциплине).

Результативный компонент - формулирование ожидаемых результатов, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий.

Обучающиеся направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование имеют возможность выбора разных индивидуальных образовательных маршрутов в процессе профессиональной подготовки, опираясь на свои предпочтения, мотивы обучения. Содержание каждого из рассматриваемых компонентов будет варьироваться в зависимости от вида выбранного индивидуального образовательного маршрута. Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Глузман подчеркивает, что «успешность профессиональной подготовки заключается в способности формирования и постоянного расширения индивидуального образовательного пространства за счет не только осознания личностно-профессионального маршрута (траектории), но и с помощью овладения механизмами, относительно проектирования его изменения» [1].

Кроме того, стоит отметить, что особое внимание при построении маршрутов отводится самостоятельности обучающихся. Степень самостоятельности и готовности к подобной деятельности будущего педагога определяет долю педагогического участия в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Данная деятельность требует специальной подготовки всех участников учебного процесса, а также соответствующей организации образовательного пространства.

132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Процесс разработки индивидуальных образовательных маршрутов сложен и многогранен, включает в себя взаимодействие всех сфер и видов деятельности обучающихся. Определение видов и структуры индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов начального образования позволит сделать процесс проектирования более эффективным и даст возможность дальнейшего построения модели личностно-ориентированной технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования.

Список литературы.

1. Глузман, Н. А. Образовательное пространство педагогического учебного заведения как социально-педагогическая категория / Н. А. Глузман // Международная научно-практическая конференция «Профессиональная деятельность и карьера педагога: возможности, условия, риски» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/9561.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 -2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2966 -Заглавие с экрана - (дата обращения: 10.04.2014).

3. Савицкая, А. В. Роль элективных курсов в индивидуальном образовательном маршруте учащихся технологического профиля обучения / А. В. Савицкая // Сборник научных трудов Уманского государственного педагогического университета. - 2013. - Ч. 3. - С. 254-259.

4. Фролова, С. В. Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе / С. В. Фролова // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 418420.

UDC 371.13:373.3

THE STRUCTURE OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES OF FUTURE TEACHERS OF PRIMARY EDUCATION

Nezhenskaya T. V.

Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea

E-mail: kmndo@)maiLru

This article discusses the features of individual educational routes of future teachers of primary education. According to the State program of the Russian Federation "Development of science and technology", 2013-2020 individual educational route is considered as an educational program to achieve educational standards, where the choice of the way of implementation of the standard depends on individual characteristics of the student. Individual educational route is a personal way of realizing the personal potential

133

HexeHCKaa T. B.

of future teacher of primary education in the process of professional training in higher education according to his / her individual preferences, needs and social order of society. The structure of individual educational routes of future teachers of primary education has the following components: objective, diagnostic, organizational, pedagogical, content, technological, productive.

Students of direction of training 44.03.01 "Teacher education" have the option of individual educational routes in the process of professional training, based on their preferences, motives of learning. The content of each of these components will vary depending on the type of the selected individual educational route. Doctor The success of the training lies in the ability of the formation and continuous expansion of individual educational space by not only the awareness of personal and professional route (trajectory), but with the help of learning mechanisms on the development of his changes.

It should be noted that special attention in the construction of routes is given to the autonomy of students. The degree of autonomy and readiness for such activities the future teacher defines the amount of teacher participation in the development and implementation of individual educational routes. This activity requires special training of all participants of educational process and corresponding organization of educational space.

Keywords: individual educational routes, the future teachers of primary education.

References.

1. Gluzman N.A. Educational Space of Pedagogical Educational Institution as a Social and Pedagogical Category / N.A. Gluzman // International Scientific-practical Conference "Professional Experience and Career of a Teacher: Opportunities, Conditions, Risks". - Access: http://econf.rae.ru/article/9561.

2. State Program of the Russian Federation "Development of Science and Technology" for 2013-2020 [electronic resource]. - Mode of Access: http: //minobrnauki.rf/dokumenty/2966 - Title Screen -(access date: 04.10.2014).

3. Savitskaya A.V. The Role of Elective Courses in the Individual Educational Routes of Students of Technological Profile of Training / A.V. Savitskaya // Collected Scientific Works of Uman State Pedagogical University. - 2013 -- Part 3. - P. 254-259.

4. Frolov S.V. An Individual Educational Route as a Way of Individualization of Educational Process in High School / S.V. Frolova // The Young Scientist. - 2013. - №9. - P. 418-420.

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.