Научная статья на тему 'Структура и взаимодействие элементов системы обеспечения конкурентоспособности для предприятий отрасли воздушного транспорта'

Структура и взаимодействие элементов системы обеспечения конкурентоспособности для предприятий отрасли воздушного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАКОМПАНИЯ / АЭРОПОРТ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / AIRPORT / AIRLINE / AIR TRANSPORT / COMPETITIVENESS / PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Александр Вадимович

В статье определены и исследованы слагаемые системы обеспечения конкурентоспособности для предприятий отрасли воздушного транспорта. Автором систематизированы элементы конкурентного потенциала бизнес системы и конкурентоспособности продукции предприятия отрасли ВТ как подсистем, формирующих его общую конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND INTERACTION OF ELEMENTS OF AIR TRANSPORT INDUSTRY ENTERPRISE COMPETIVENESS ENSURING SYSTEM

In this article the summands of competiveness ensuring system for air transport industry enterprises are defined and elaborated. The elements of competitive potential and product competitiveness as sub systems, forming competitiveness of air transport industry enterprise in general are systematized by author as well.

Текст научной работы на тему «Структура и взаимодействие элементов системы обеспечения конкурентоспособности для предприятий отрасли воздушного транспорта»

УДК 656.7.025

СТРУКТУРА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

А.В. АНДРЕЕВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.

В статье определены и исследованы слагаемые системы обеспечения конкурентоспособности для предприятий отрасли воздушного транспорта. Автором систематизированы элементы конкурентного потенциала бизнес системы и конкурентоспособности продукции предприятия отрасли ВТ как подсистем, формирующих его общую конкурентоспособность.

Ключевые слова: авиакомпания, аэропорт, воздушный транспорт, конкурентоспособность, показатели.

Усиление конкуренции на авиатранспортном рынке определяет усложнение механизмов и повышает актуальность разработки и применения современных адаптивных систем управления конкурентоспособностью (КС) предприятий отрасли воздушного транспорта (ПВТ). Факторы внешней и внутренней среды, воздействующие на участников отраслевого рынка, характеризуются многочисленностью и высоким динамизмом, а управление КС, в свою очередь, выступает одной из главных задач менеджмента. С целью совершенствования научно - методического обеспечения управления на воздушном транспорте автором предлагается методология формирования системы обеспечения КС для предприятий отрасли ВТ. При этом основными составными элементами (подсистемами) КС предприятия отрасли ВТ (ПВТ) являются его конкурентный потенциал и производство конкурентоспособной продукции. Экономической основой системы обеспечения КС выступает достижение достаточных значений показателей КС на основе реализации конкурентных преимуществ, возникающих вследствие трансформирования элементов имеющегося конкурентного потенциала в показатели КС его продукции. Таким образом, конкурентное преимущество является комплексной величиной, связывающей КС ПВТ в целом с его составными элементами - показателями КП и КСП в виде их интегральной функции, в которую показатели КС входят как расчетные параметры (рис. 1).

Рис. 1. Структура и порядок взаимодействия элементов системы обеспечения конкурентоспособности предприятия отрасли воздушного транспорта

Совокупность элементов конкурентного потенциала ПВТ и соответственно обуславливаемых ими конкурентных преимуществ подразделена на три категории: ресурсные, операционные и программно-стратегические. При этом, по мнению автора, именно категория операционных конкурентных преимуществ оказывает непосредственное воздействие как на качественные показатели КС продукции ПВТ, в свою очередь подразделяемые на группы надежности, качества и добавленной потребительской стоимости, так и на группу ценовых показателей конкурентоспособности его продукции.

Конкурентный потенциал предприятия ВТ (КП). Наличие у ПВТ конкурентного потенциала является базисом для достижения им конкурентоспособности. Под конкурентным потенциалом предприятия ВТ понимается наличие у него объективной возможности поддерживать или наращивать КС в долгосрочном периоде. Конкурентный потенциал обуславливает производство конкурентоспособной продукции, обеспечивает эффективную реализацию конкурентной стратегии, что способствует сохранению или увеличению доли рынка, а также создает условия для развития и улучшения его конкурентной позиции в будущем. Структура основных элементов конкурентного потенциала является различной для различных типов ПВТ - авиакомпании, аэропорта и операторов по наземному обслуживанию и т.д. Конкурентный потенциал ПВТ может быть реализован посредством управленческих воздействий, осуществляемых менеджментом, через совокупность конкурентных преимуществ. Конкурентным преимуществом может быть названа какая-либо эксклюзивная ценность продукции ПВТ, дающая ему превосходство перед конкурентами [4]. Таким образом, конкурентное преимущество является интегральной величиной, связывающей конкурентоспособность ПВТ вообще, показатели его конкурентного потенциала и конкурентоспособности продукции в виде их аддитивной функции, в которую расчетные параметры входят с весовыми коэффициентами [6]. Суммарное значение КС, по мнению автора, может равняться сумме значений интегрального показателя конкурентоспособности продукции и интегрального показателя конкурентного потенциала. Данная сумма должна учитывать степень реализации конкурентных преимуществ.

Ккс = а*Кп + (1-а)*Кпр , (1)

где Ккс - интегральный показатель конкурентоспособности предприятия ВТ; Кп - интегральный показатель конкурентного потенциала; Кпр - интегральный показатель конкурентоспособности продукции ПВТ; а - весовой коэффициент, фактическая степень реализации к/преимуществ (от 0,1 до 1).

Предприятие отрасли ВТ может завоевать лидирующую позицию на рынке, если обладает устойчивыми конкурентными преимуществами, которые могут иметь разнообразные формы в зависимости от циклических колебаний в отрасли, конъюнктуры рынков авиаперевозок, а также требований к продукции, предъявляемых потребителями.

Всю совокупность конкурентных преимуществ и элементов конкурентного потенциала можно подразделить на три группы (рис. 1.):

- ресурсные - обладание ресурсами особого качества или количества (природные или приобретенные);

- операционные - эффективное использование имеющихся ресурсов;

- программно-стратегические - стратегия развития субъекта (носителя конкурентных преимуществ) и качество её реализации [5].

Определение и последующая реализация конкурентных преимуществ, обусловленных имеющимся конкурентным потенциалом ПВТ, должны являться основными задачами его высшего руководства. Конкурентный потенциал и конкурентоспособность продукции находятся в тесной взаимосвязи. Структура многоуровневой системы показателей конкурентного потенциала ПВТ на примере аэропорта представлена на рис. 2.

УРОВЕНЬ IV

УРОВЕНЬ

УРОВЕНЬ

УРОВЕНЬ I

3 Группы показателей 12 Групп показателей

48 Групп показателей

192 единичных показателя

Q.

£ I

S

а1

х

о

I-

о

с

>S СО

Аэродром и СТ

Аэровокзальный

комплекс

Расположение

аэропорта

Интенсивность

загрузки

Объемы услуг

Авиакомпании - партнеры

Финансово -

экономические

показатели

Сеть маршрутов аэропорта

Бизнес модель аэропорта

Рыночный

потенциал

Конкурентная

позиция

Инд. конкурентны преимущества

“Характеристики действующей структуры ИВПП (класс ИВПП )

-Хар - ки аэродромной инфраструктуры (вкл. кат. минимумы ИКАО) -Характеристики действующей системы ОВД, (кат. ИКАО)

-Степень модернизации объектов ТОиР ВС

-Хар - ки терминалов (кол-во, пропускная способность, класс АСІ) -Структура (кол-во и конфигурация) мест стоянок ВС (зоны, типы) -Степень модернизации терминального (пасс. и груз) оборудования -Хар -ки структуры меж терминального сообщения и паркингов

-Количество аэропортов в городе (пункте) базирования и авиа узле -Количество населения в городе (пункте) базирования и авиа узле -Характеристики типов транспортных сообщений с аэровокзалом -Удаленность от города и магистральных трасс

“Интенсивность загрузки терминалов (пассажирских и грузовых) "Интенсивность загрузки (использования) ИВПП -Интенсивность использования системы ОВД (УВД) -Интенсивность использования перронов и стоянок ВС

Кол-во и структура обслуженных рейсов и ВС (за целевой период) -Пассажирооборот (структура и значение за целевой период)

-Грузооборот (структура и значение за целевой период)

-Операции по наземному обслуживанию (стр - ра и знач. за период )

-Количество обслуживаемых (вып. рейсы в а/п) а/к по стр. группам -Характеристики базирующихся в а/п авиакомпаний по стр. группам -Динамика изменений структуры обслуж. а/к - партнеров (за период) Стр - ра ограничений по типам ВС и расписанию для а/к - партнеров -Структура доходов от «авиационной» деятельности аэропорта -Структура доходов от «неавиационной» деятельности аэропорта Структура и характеристики основных групп расходов аэропорта Структура и размер операционной прибыли (за целевой период) -Конфигурация сети маршрутов а/п (география, МВЛ/ВВЛ, ДМС/БМС) -«Ширина» сети маршрутов аэропорта (кол - во направлений) -«Глубина» сети маршрутов (хар - ки частот выполнения рейсов) Коэффициент стыкуемости рейсов по аэропорту (МСТ аэропорта)

—Структура конкурентной среды в а/п (для а/комп. и операторов НО) -Система управления бизнес - процессами Система выделения / распределения слотов авиакомпаниям -Система регулирования и контроля деятельности операторов по НО

- Потенциал в области пассажирских авиаперевозок

- Потенциал в области грузовых (мультимодальных) перевозок

- Транзитный / трансферный потенциал а/порта и авиа узла -Динамика конъюнктуры целевого рынка (АП и авиа узла)

-Доля аэропорта в общем объеме перевозок авиа узла -Целевое позиционирование на рынке авиа узла («а/п - хаб» и т.д.) -Наличие/присутствие «прямых» конкурентов в рамках СГ конкуренци -Инвестиционная привлекательность а/порта (бизнес - среда и др.) -Лояльность авиакомпаний и пассажиров к АП

-Система управления персоналом (HR)

-Стандарты и технологии («know how», ресурсо оснащенность SGHA -Бренд аэропорта

.s g

Н

И

5 о ^ с

с Р

0 о Е 2

X >s 2 S> х Б

s 2

1 * Is

1S Н

S х і_ о

О It О

55 £

ф X

I S?

I ° с *

* >s л о

н

У

о ГС

* а ® 8

(5

»5 |

S I

О X о. .

Si g

" S Р І

8 о

* S

т >s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 п

Ч Ц

О СО ГС

“ н

<D U О О

Рис. 2. Структура многоуровневой системы показателей конкурентного потенциала предприятия отрасли воздушного транспорта (на примере аэропорта)

Конкурентоспособность продукции предприятия ВТ. Конкурентоспособная продукция, с одной стороны, является необходимым условием формирования КС ПВТ в целом, с другой стороны, результатом управления реализацией конкурентных преимуществ, вытекающих из его конкурентного потенциала. Характеристики, используемые для оценки КС продукции ПВТ, подразделяются на ценовые (тариф на авиаперевозку) и качественные (сервис на борту ВС, удобство расписания и др.). Указанные характеристики обуславливают соответствующие формы конкуренции - ценовую и качественную.

Ценовая конкуренция - это соперничество за извлечение дополнительной прибыли, достигаемое за счет стимулирования объемов продаж (увеличения общей суммы выручки), при снижении цены на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества, что делает необходимым сокращение издержек. Основой ценовой конкуренции выступает тарифная политика авиапредприятия. Так, для авиакомпании цена продажи перевозки для конкретной авиалинии представляет собой сумму себестоимости предоставляемой продукции и доходной ставки, варьирующейся в зависимости от конъюнктуры целевого рынка. Показатель ценовой конкуренции может быть определён по формуле В.Г. Афанасьева (2) [3], он характеризует уровень предоставляемых скидок, льгот, отсроченных платежей при продаже в кредит и т.д.

Цп = Т * (1 - Кл), (2)

где Цп - цена продажи пассажироместа; Т - тариф на авиаперевозку; Кл - коэффициент льгот (от 0, 1 до 0,5), зависит от конъюнктурных факторов.

Неценовая конкуренция направлена на производство продукции (оказание услуги) с качественно новыми свойствами, удовлетворение наиболее значимых потребностей рынка, расширение ассортимента сопутствующих услуг. Уровень цен при этом может существенно не изменяться. Текущий этап развития авиатранспортного рынка характеризуется преобладанием неценовых методов конкуренции над ценовыми - с макроэкономической точки зрения период ценовых войн заканчивается. Вместе с тем, тарифная политика продолжает оставаться одним из определяющих аргументов в борьбе аэропортов за авиакомпании, а авиакомпаний - за пассажиров и грузовладельцев.

Слагаемыми неценовой конкуренции для всех типов предприятий ВТ выступают:

1. Надежность продукции как комплексный показатель, содержащий в себе показатели безопасности и регулярности полетов, авиационной безопасности, сохранности вверенного на период перевозки имущества и т. д.;

2. Качество обслуживания потребителей на всех этапах цикла воздушной перевозки - как при наземном обслуживании, так и на борту ВС;

3. Добавленная потребительская стоимость продукции, т.е. эффективность взаимодействия с потребителями, обслуживания пассажиров и т.д.

Улучшение качественных характеристик продукции выступает одним из важнейших направлений развития всех типов предприятий отрасли ВТ, т.к. конкретный потребитель продукции ПВТ оценивает его деятельность именно по конечным качественным показателям. Показатель неценовой конкуренции может быть определён по предлагаемой автором формуле (3)

Кнц = а*Пн +Ь*Пк+с*Пдс, (3)

где Кнц - комплексный показатель неценовой конкуренции; Пн - комплексный показатель надежности продукции предприятия ВТ; Пк - комплексный показатель качества продукции предприятия ВТ; Пдс - комплексный показатель добавленной потребительской стоимости продукции ПВТ; а,Ь,с - весовые коэффициенты, значение которых дифференцируется в зависимости от значимости для потребителей в заданный период времени (от 0,1 до 1).

Структура многоуровневой системы показателей конкурентоспособности продукции ПВТ на примере авиакомпании представлена на рис. 3.

УРОВЕНЬ IV

УРОВЕНЬ

УРОВЕНЬ

УРОВЕНЬ I

3 Группы показателей 13 Групп показателей

Надежность

Регулярность и пунктуальность’

Качество обслуж клиентуры**

Стабильность

предоставлени

Комфортабельн салонов ВС

Программа ЧЛП (FFP)

Программа компенсаций при несоответствиях

Система обратной ' связи с клиентами

(СРМ)

Имидж компании

Система ценообразования

Собственные

продажи

Продажи через агентов

___АСУ продаж

52 Группы показателей -Безопасность полетов

“Транспортная безопасность (включая авиационую) -Эксплуатационная безопасность ( вкл. ЭвК)

-Сохранность багажа, грузов и почты —Регулярность отправления рейсов из базового а/порта —Регулярность прибытия рейсов в базовый аэропорт -Пунктуальность отправления рейсов из базового а/порта —Пунктуальность прибытия рейсов в базовый аэропорт

— Удобство расписания (вылет, прилет, стыковки)

—Сервис в аэропорту (в базовом и вне базового аэропорта) —Сервис на борту ВС

— Доп. услуги для целевых и специальных категорий клиентуры

208 единичных показателей

-Характеристики программы управления сбойными ситуациями “Управление сбойными ситуациями в базовом аэропорту -Управление сбойными ситуациями на борту ВС -Управление сбойными ситуациями в а/портах сети маршрутов “Компоновка салонов (шаг и удобство кресел)

-Оснащенность и качество аудио / видео оборудования -Качество инд. средств комфорта и экипировки пассажиров -Исправность салонного (кабинного) оборудования

-Характеристики ЧЛП и системы коммуникации с участниками -Количественные показатели клиентов - участников за период -Характеристики стимулирующих пакетов услуг -Интеграция системы реализации льгот с партнерами

Характеристики (наличие) программы компенсаций Результативность (эффективность и простота) применения Типы и количество инструментов компенсаций -Интеграция с программами авиакомпаний - партнеров

-Хар-ки (наличие) CRM и системы коммуникации с участниками -Количественные показатели клиентов - участников за период -Наличие и характеристики стимулирующих пакетов услуг -Интеграция с программами авиакомпаний - партнеров

-Уровень осведомленности о бренде среди целевой аудитории -Уровень лояльности потребителей к торговой марке Уровень позитивного восприятия торг. марки потребителями Характеристики интернет - сайта авиакомпании

-Степень удовлетворения спроса применяемыми тарифами -Характеристики используемых стимулирующих программ Структура пороговых тарифов -Доходные ставки (по типам и рынкам)

-Региональные продажи Продажи через интернет Продажи через центральный офис

- Продажи через колл - центр Свободные продажи

- Блоки -BSP

-Структура клиентов (тур.агенты, консолидаторы, а/компании)

-Система бронирования/мониторинга (пассажиры) “Система бронирования/мониторинга (грузы) “Характеристики АСУ колл - центра “Характеристики АСУ трекинга на интернет - сайте

s

S

З1

*

>

ч

о

а

&

со с £ Ч * й і &

2 О

Л л

Ї Si

У

S&

* 2 <0 с

>s

о

00

§ I

= г

к >

5 5

со ^

81 I Е

Ї ю

і" X о

s о

Ч о

о

<0

Рис. 3. Структура многоуровневой системы показателей конкурентоспособности продукции предприятия отрасли воздушного транспорта (на примере авиакомпании)

Интегральный показатель конкурентоспособности - это обобщенный показатель, использование которого позволяет принимать решения о степени конкурентоспособности. При этом КС продукции на рынке в большинстве случаев является следствием фактического конкурентного потенциала предприятия. Интегральный показатель КС ПВТ предлагается определять декомпозиционно - агрегатным методом с учетом весовых коэффициентов, рассчитанных по методу анализа иерархий, по формуле (4):

n

K, = Ё P.X, (4)

i=1

где P - комплексный показатель конкурентоспособности i-й группы; X - весовой коэффициент i-й группы показателей КС (определяется по методу анализа иерархий - МАИ).

Вывод. Объектами анализа при использовании представленной модели могут выступать конкурентный потенциал предприятия ВТ, конкурентоспособность его продукции и КС бизнес системы в целом. Исследование системы обеспечения КС и её элементов позволяет разработать и реализовать мероприятия по усилению конкурентной позиции ПВТ на рынке. Таким образом, предлагаемая модель выступает актуальным научно - методическим инструментом анализа конкурентоспособности предприятий отрасли ВТ и реализации его стратегии на различных сегментах авиатранспортного рынка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.В. Актуальные вопросы формирования конкурентоспособных хабов на базе российских предприятий отрасли воздушного транспорта // Вестник ГУУ. - 2011. - № 23.

2. Андреев А.В. Организационно - экономические механизмы развития стратегического управления конкурентоспособностью продукции авиакомпании: дисс. ... канд. экон. наук. - М.: МГТУ ГА, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Афанасьев В.Г. Коммерческая эксплуатация международных воздушных линий. - М.: Транспорт, 1987.

4. Гельвановский М.А. Конкурентоспособность: микро-, мезо- и макроуровни. Вопросы методологии // Высшее образование в России. - 2006. - № 10.

5. Гельвановский М.А. Что такое конкурентоспособность? http://www.eifgaz.ru/gelvanovsky.htm

6. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. - М: Юрайт-издат, 2009.

STRUCTURE AND INTERACTION OF ELEMENTS OF AIR TRANSPORT INDUSTRY ENTERPRISE COMPETIVENESS ENSURING SYSTEM

Andreev A.V.

In this article the summands of competiveness ensuring system for air transport industry enterprises are defined and elaborated. The elements of competitive potential and product competitiveness as sub - systems, forming competitiveness of air transport industry enterprise in general are systematized by author as well.

Key words: airport; airline, air transport, competitiveness, performance indicators.

Сведения об авторе

Андреев Александр Вадимович, 1972 г.р., окончил Санкт-Петербургскую академию ГА (1996), кандидат экономических наук, докторант Московского государственного университета управления, автор 38 научных работ, область научных интересов - экономика и управление конкурентоспособностью на воздушном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.