НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО
Р. Г. Стронгин, С. Н. Гурбатов
СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНЫМ ЦЕНТРОМ «ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ». ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
R. G. Strongin, S. N. Gurbatov
Structure and management by educational-scientific center «Informative telecommunicational systems: physics foundations and mathematics provision».
The Innovative Education Programm
Введение
современных условиях важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности как одному из решающих факторов развития экономики и общества, основанных на знаниях. Актуальность этой проблемы отмечается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, где прямо отмечается необходимость «дальше интегрировать образование и научную деятельность. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей» [1]. В существующих российских условиях решение задачи интеграции образования и науки означает налаживание эффективного и устойчивого взаимодействия университетов с исследовательскими институтами Российской академии наук, с исследовательскими центрами отраслевой направленности, а также с предприятиями, выпускающими наукоемкую и высокотехнологичную продукцию.
Инновационная образовательная программа Нижегородского государственного университе-
© Р. Г. Стронгин, С. Н. Гурбатов, 2007
та им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) «Образовательно-научный центр "Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение"» вошла в число победителей конкурса инновационных образовательных программ, проведенного в 2006 г. в рамках национального проекта «Образование». Формирование программы определялось как исторически сложившейся в ННГУ успешной учебно-научной работой по широкому кругу направлений, обозначаемому сегодня как информационно-телекоммуникационные системы, так и многолетней традицией интеграции деятельности с академическими и отраслевыми научными структурами [2-7]. Проект позволил оснастить высококлассным (в том числе уникальным) оборудованием и современными математическими средствами все направления, входящие в комплекс ННГУ в области информационно-телекоммуникационных систем.
Вовлеченность в выполнение проекта разных структурных подразделений университета требует новых форм управления. Основополагающий подход для организационной поддержки
успешного выполнения проекта базируется на инновационной стратегии развития системы управления ННГУ, в соответствии с которой в университете наряду с существованием классической вертикальной системы управления (университет — факультет — кафедра — лаборатория) для решения комплексных учебно-научных задач осуществляется создание горизонтальных организационных структур. Предусмотренное проектом создание лабораторной базы в форме тематических центров коллективного пользования обеспечивает возможности ее эффективного использования партнерами университета в регионе и округе. Одновременно расширятся возможности прохождения в ННГУ послевузовской целевой подготовки. Все это усиливает системообразующую роль описываемой инновационной программы.
Общая характеристика ННГУ
Роль вуза сформулирована в его миссии [7]. Нижегородский государственный университет был создан в 1916 г. как народный университет. Он на долгие годы определил развитие системы высшего образования и фундаментальной науки в Нижегородской области. В миссии университета сформулированы задачи, которые решает университет в сфере образования и науки, регионального развития, международной деятельности, а также намечены пути решения указанных задач.
В настоящее время ННГУ является одним из ведущих университетов России и представляет собой крупнейший учебно-научный комплекс. В составе университета: 19 факультетов, 136 кафедр, 6 научно-исследовательских институтов, 9 филиалов в Нижегородской области, ряд образовательных и научных центров, в том числе инновационно-технологический центр, научно-исследовательский и образовательный центр «Физика твердотельных наноструктур», Нижегородский региональный центр информатизации, фундаментальная библиотека с фондом более 2 млн. единиц хранения, издательство и типография, комплекс музеев — зоологический (входит в 5 лучших в России), археологический, этнографический, истории университета (с художественной галереей), мемориальный музей нижегородской радиолаборатории.
Нижегородские институты РАН: Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт химии высокочистых веществ, Институт металлоорганической химии —
«генетически» связаны с университетом — все они в свое время сформировались на основе лабораторий ННГУ и его НИИ, имеют постоянную кадровую поддержку со стороны университета. За период 1950-1960 гг. в Нижнем Новгороде был создан ряд крупнейших отраслевых научно-исследовательских институтов в области радиоэлектроники, а в последнее десятилетие в регионе было создано несколько крупных ИТ-фирм. Эти институты и фирмы, также завоевавшие передовые позиции в стране и за рубежом своими научными достижениями в области информационных технологий, радиофизики и смежных наук, сохраняют тесные научно-педагогические связи с университетом.
Сам по себе университет имеет сложную современную структуру, включающую факультеты, НИИ, научно-образовательные центры, институт аспирантуры и докторантуры и систему диссертационных советов, центры коллективного пользования оборудованием, инновационно-технологический центр, центр довузовской подготовки, факультет повышения квалификации. Наряду с горизонтальными связями внутри университета, все эти структуры и университет в целом имеют множественные связи с внешними организациями. Сети взаимодействия университета включают органы государственной власти и их структуры, академические и отраслевые институты, промышленные предприятия и наукоемкие фирмы, организации банковской системы, вузы, школы и техникумы, организации культуры. Университетская сеть развернута на территории Нижегородской области. По ряду международных проектов и программ, в частности в области информационных и коммуникационных технологий, Нижегородский университет является интегратором в Приволжском федеральном округе. Университетская сеть на территории региона охватывает местные административные структуры, школы, техникумы и предприятия.
Нижегородский государственный университет и институты РАН, расположенные в Нижнем Новгороде, многие годы ведут совместную работу в области образования, науки и трансфера технологий. С целью ее координации в 2001 г. организован Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН. Его создание было согласовано с министром образования РФ, президентом РАН и губернатором Нижегородской области. В институтах РАН работают 12 филиалов кафедр ННГУ и межфакультетские базовые кафедры [8, 9]. Ди-ректоры всех нижегородских институтов РАН
Объединенный УНЦ, ЦКП
ИНТЕЛ
ТЭЛМА
Ассоциация промышленников и предпринимателей
Предприятия
НИИИС
Органы государственной власти и их структуры
Прокуратура, Судебная система, ГУВД,
Налоговая служба,
МИД,
Таможня,
Госбанк
Организации культуры, творческие союзы, музеи
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Факультеты Научно-образовательные центры НИИ ННГУ
Центры коллективного пользования
Центр довузовской подготовки
Инновационно-технологический центр
Информационные центры
Вузы
ННГУ
Т
Совет ректоров Нижегородской области
Филиалы
Бор
I
ПЭБПОБО
Администрации районов области
5
Школы, техникумы
Механизм ® Договоры ( Целевая подготовка + Совместная деятельность)
РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров)
ПОЛЕТ
Институт аспирантуры и докторантуры, диссертационные советы
Региональные органы управления образованием
Экспорт технологий
Университетские сети на территории округа
Международные проекты, программы и сети
РИУ
Олимпиады и конкурсы
Информационная среда
РФУ
О ч ■с
о
р Н
■с
о\
ш ч
о р
о ч
■с ч
<
■с
ш <
э ■с
ш л
Й
ф
X
Ф
О X
.с
от
Рис. 1. Университет — центр интеграции. Сети взаимодействий университета
Се)
заведуют кафедрами в ННГУ. В Институте прикладной физики на правах факультета ННГУ действует высшая школа общей и прикладной физики, представляющая собой пример предельно тесной интеграции академической науки и высшего образования.
ННГУ входит в Совет Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) и имеет договоры о целевой подготовке кадров как с НАПП, так и с ведущими организациями и предприятиями Нижнего Новгорода и Нижегородской области, с новыми российскими компаниями, представляющими известные западные фирмы (Intel, IBM, Microsoft, Motorola и др.). На конгрессе по супервычислениям (США, 2005 г.) руководитель компании Microsoft назвал ННГУ в числе 10 университетов мира, с которыми активно сотрудничает эта компания. В 2006 г. руководитель корпорации Intel вручил ректору ННГУ почетный диплом «В признание выдающегося вклада в подготовку кадров высшей квалификации в области информационных технологий» (всего такими дипломами награждены три российских вуза).
Инновационная образовательная программа ННГУ
В рамках конкурса инновационных образовательных программ 2006 г. Нижегородский государственный университет стал одним из 17 победителей. ННГУ выдвинул на конкурс инновационную образовательную программу с названием: «Образовательно-научный центр "Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение"». Подзаголовок этой программы — «Повышение качества и увеличение масштабов подготовки специалистов на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности» отражает как основные цели, так и пути реализации программы [4, 6].
Программа охватывает всю цепочку информационных технологий: от создания отдельных компонентов до стадии практической реализации. Это физика, химия материалов, из которых производятся компьютеры, системы связи, физические основы приборов, которые используются в информационных технологиях, а также математическое и программное обеспечение. И конечно же, применение информационных технологий в разных областях — физике, химии, биологии. Это именно та область науки, в которой достижения ННГУ наиболее известны и в
которой у университета налажены очень тесные и устойчивые связи с академическими институтами, предприятиями промышленного комплекса и наукоемкими фирмами.
Цель реализации инновационной образовательной программы
Реализация инновационной образовательной программы, предлагаемой ННГУ, позволит обеспечить потребность высокотехнологических фирм, предприятий, НИИ и вузов региона в высококвалифицированных специалистах и проведение научных исследований по всему спектру проблематики информационно-телекоммуникационных систем. При этом будут созданы следующие условия, которые к 2010 г. обеспечат увеличение количества квалифицированных кадров в указанной области в три раза:
— повышение качества подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на основе интеграции передовой науки, образования и инновационной деятельности
— повышение конкурентоспособности выпускников ННГУ на региональном и российском рынке труда;
— реализация системы непрерывной подготовки специалистов в области ИКТ, от абитуриента до доктора наук для работы по приоритетным направлениям развития науки и техники;
— расширение участия работодателей в формировании материально-технической базы образования и реализации профессиональных образовательных программ;
— развитие и модернизация организационной и управленческой структуры, а также материально-технической базы учебного процесса и научных исследований;
— усиление интеграции Нижегородского университета с другими образовательными учреждениями, академическими и отраслевыми институтами, реальным сектором экономики;
— проведение научных исследований с целью создания перспективных технологий для современных информационных систем.
В рамках инновационной программы в университете реализуются образовательные и научные задачи.
Образовательные задачи и инновационные образовательные проекты
• Развитие существующей в ННГУ с 1993 г. многоуровневой системы подготовки высококвалифицированных специалистов, включающей
бакалавриат и магистратуру. Расширение системы обучения иностранных студентов в области ИКТ. Развитие рынка второго высшего образования.
• Расширение системы подготовки кадров высшей квалификации в области ИКТ, более широкое внедрение двойной аспирантуры с ведущими зарубежными университетами.
• Создание системы подготовки ИТ-специалистов начального уровня. Развитие системы повышения квалификации преподавателей средних общеобразовательных школ в области ИТ.
• Формирование системы дополнительной подготовки ИТ-специалистов. Расширение системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в области ИКТ для российских вузов и стран СНГ.
Научные задачи, инновационные научно-производственные и научно-исследовательские проекты
• Качественное изменение уровня фундаментальных и прикладных исследований и внедрения их результатов, проводимых совместно университетом, академическими и отраслевыми НИИ.
• Оснащение учебного процесса и научных исследований ННГУ современным технологическим оборудованием. Существенное расширение использования экспериментальной базы НИИ для учебного процесса и научно-лабораторной базы ННГУ для научной работы сотрудников НИИ.
• Существенное увеличение участия студентов в разработке реальных проектов в области ИКТ для фирм, предприятий и НИИ.
• Углубление международной кооперации по подготовке кадров высшей квалификации и проведению совместных научных исследований в области ИКТ.
В 2006 г. в ходе выполнения инновационной образовательной программы осуществлены инновационные образовательные, научно-производственные и научно-исследовательские проекты. Совместно с коллективами исследовательских институтов РАН и отраслевых НИИ коллективом университета на высоком научном уровне проводились фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям науки и техники: «Информационно-телекоммуникационные системы», «Космические и авиационные технологии», «Индустрия нано-систем и материалы», «Живые системы», «Ра-
циональное природопользование», «Энергетика и энергосбережение», «Безопасность и противодействие терроризму». Исследования велись по трем следующим научным направлениям информационно-телекоммуникационных технологий:
— физические и химические основы создания новых многофункциональных нанострукту-рированных материалов и наносистем для ИКТ;
— физико-технические основы построения, функционирования и использования ИКТ;
— математическое моделирование, математические методы и программные средства, разработка и применение ИКТ.
В рамках национального проекта «Образование» выполнялись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основе заключения гражданско-правовых договоров с партнерами — предприятиями и НИИ. Основные договоры выполнялись с предприятиями в рамках научно-технических программ Агентства по атомной энергии, с предприятиями радиоэлектронного и оборонного комплекса, с высокотехнологическими ИТ-фирмами.
При реализации инновационных научно-исследовательских проектов основной задачей являлось проведение ведущими научными и научно-педагогическими школами ННГУ, ведущими научными школами организаций-партнеров фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. В 2006 г. гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации получили 16 коллективов. Руководители многих из них, являясь сотрудниками институтов РАН и организаций-партнеров, одновременно заведуют кафедрами и ведут педагогическую работу в ННГУ.
Счрукчура образовачельно-научного ценчра
Основополагающий подход для организационной поддержки успешного выполнения проекта базируется на инновационной стратегии развития системы управления ННГУ, в соответствии с которой в университете наряду с существованием классической вертикальной системы управления (университет — факультет — кафедра — лаборатория) для решения комплексных учебно-научных задач осуществляется создание горизонтальных организационных структур. Создание таких объединений и центров позволяет,
не нарушая традиционной структуры университета, аккумулировать усилия преподавателей, ученых и специалистов из многих подразделений ННГУ, других научно-исследовательских институтов и научно-производственных объединений, предприятий и фирм для решения самых сложных научно-образовательных проблем современного динамичного общества.
В рамках инновационной программы создан ряд новых структур, что позволяет усилить интеграционные процессы для уже существующих подразделений университета. Взаимодействие традиционных факультетов и новых подразделений носит матричный характер. Специализированные центры и лаборатории, созданные на одном из факультетов, должны обеспечивать выполнение образовательных программ и проведение научных исследований студентами и сотрудниками как этого, так и других факультетов. В свою очередь, для реализации образовательных программ, проводимых тем или иным факультетом, могут быть привлечены педагогические кадры и оборудование других структур.
В соответствии с целями программы в 2006 г. в ННГУ создан образовательно-научный центр (ОНЦ) «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение». В его структуру входят три учебно-научных инновационных комплекса (УНИК), которые координируют, организуют и объединяют деятельность факультетов и НИИ Нижегородского университета, академических институтов, фирм и предприятий по подготовке специалистов и проведению научных исследований по следующим направлениям информационно-коммуникационных технологий:
— физические и химические основы создания новых многофункциональных нанострукту-рированных материалов и наносистем для ИКТ (УНИК-1: «Новые многофункциональные материалы и нанотехнологии»);
— физико-технические основы построения, функционирования и использования ИКТ (УНИК-2: «Физические основы информационно-телекоммуникационных систем»);
— математическое моделирование, математические методы и программные средства, разработка и применение ИКТ (УНИК-3: «Модели, методы и программные средства»).
В составе указанных комплексов участвуют все 7 естественно-научных факультетов (52 кафедры) и все НИИ ННГУ (табл. 1).
Многие направления исследований и образовательные программы, предусмотренные проектом, являются междисциплинарными. В связи с этим в составе УНИК образовательно-научного центра ННГУ создаются межфакультетские лабораторные комплексы. Число междисциплинарных лабораторий, оборудование которых в зависимости от его назначения вводится в состав различных подразделений, является значительным (24 лаборатории из 47 являются междисциплинарными). При этом сами учебно-научные инновационные комплексы, межфакультетские лабораторные комплексы и учебно-научные объединения коллективного пользования объединяют деятельность кафедр и лабораторий, административно входящих в состав различных факультетов и НИИ ННГУ.
С целью наиболее эффективного использования оборудования его приобретение, установка и эксплуатация координируются именно учебно-научными инновационными комплексами. Опишем более подробно лишь один из них.
УНИК «Новые многофункциональные материалы и нанотехнологии»
Основное направление образовательной и научной деятельности: физические и химические основы создания новых многофункциональных наноструктурированных материалов и на-носистем для ИКТ и применение ИКТ в научных исследованиях. Основные участники: в
Таблица 1
Подразделения ННГУ Учебно научные инновационные комплексы
УНИК-1 УНИК-2 УНИК-3
Факультеты НИИ Физический; химический Физико-технический; химический Радиофизический; биологический; высшая школа общей и прикладной физики Микробиологии и региональной экологии Вычислительной математики и кибернетики; механико-математический Прикладной математики; механики
ННГУ — физический и химический факультеты, научно исследовательские институты — физико-технический и химический, а также институты РАН — ИФМ РАН, ИХМ РАН, ИХВВ РАН. Основными структурными единицами являются межфакультетские лабораторные комплексы «Нанотехнологии» и «Химия и технология материалов для микроэлектроники», которые, в свою очередь, включают ряд лабораторий. Так, в лабораторном комплексе «Нанотех-нологии» создаются лаборатории «Технология материалов», «Структурные и аналитические методы исследования», «Моделирование свойств наноструктурированных материалов», «Физика наноструктур и наноэлектроника».
Схема управления реализацией инновационной образовачельной программы
Для руководства программой использована схема проектного управления. Следует отметить,
что использование принципов проектного управления в реализации проекта существенно облегчалось значительным опытом исследовательской и практической работы ННГУ по этой тематике. Университет успешно выполнил проект европейской программы Темпус-ТАСИС «На пути к предпринимательскому университету» (контракт иМ-|БР-22240-2001). При этом европейскими партнерами ННГУ выступили Лондонский столичный университет и Европейский центр по стратегическому управлению университетами (Брюссель). В ходе выполнения проекта в ННГУ создан центр проблем университетского управления, разработан учебный курс, проведена переподготовка управленческого состава, выработан и принят документ «Миссия ННГУ».
Для руководства программой использована схема проектного управления (рис. 2). В соответствии с этой схемой:
• Во главе междисциплинарной лаборатории ставится научный руководитель из числа ведущих специалистов. Научный руководитель каж-
Совет проекта
Группа закупок
Руководитель проекта — ректор ННГУ ■ 1
1 1
Дирекция проекта | Ректорат |
Наблюдательный совет
X
I УНИК
Координатор УНИК-1
I
Координатор УНИК-2
Совет УНИК-1
□
Научные руководители
Руководители образовательных программ
Руководители
повышения квалификации
1
Координатор УНИК-3
Совет УНИК-2
Научные руководители
Руководители образовательных программ
Руководители
повышения квалификации
Совет УНИК-3
Научные руководители
Руководители образовательных программ
Руководители повышения квалификации
Учебно-научные лаборатории и центры коллективного пользования
Учебно-научные лаборатории и центры коллективного пользования
Учебно-научные лаборатории и центры коллективного пользования
Рис. 2. Структура управления проектом
дой лаборатории непосредственно подчинен руководителю — координатору соответствующего УНИК.
• Задачей руководителя лаборатории является реализация плана учебно-научной работы, утверждаемого советом УНИК, в состав которого входят все деканы факультетов, директора НИИ и ведущие специалисты УНИК.
• Указанный совет определяет и план работы самого учебно-научного инновационного комплекса, за реализацию которого отвечает руководитель УНИК, назначаемый из числа руководителей факультетов и институтов, входящих в комплекс.
• Председателем совета УНИК является «профильный» проректор — куратор УНИК, подчиненный ректору университета (руководителю программы). Это позволяет административно разрешать затруднения (и конфликты интересов), которые могут возникать при реализации плана, коллегиально принятого советом.
• Управление программой, т. е. ее реализация и руководство образовательно-научным центром, осуществляется советом образовательного центра, возглавляемым ректором университета Р. Г. Стронгиным. В совет ОНЦ вошли проректоры ННГУ, деканы факультетов и директоры НИИ, участвующих в программе. Общее управление учебно-научными инновационными комплексами осуществляется советами комплексов, которые возглавляются проректорами ННГУ.
• Для решения стратегических вопросов взаимодействия партнеров создан наблюдательный совет, в состав которого вошли представители университета и партнеров, оказывающих финансовую и организационную поддержку деятельности образовательно-научного центра. Совет возглавляют сопредседатели — крупные руководители, представляющие Российскую академию наук, отраслевую науку и промышленность: академик А. Г. Литвак — директор Института прикладной физики РАН и канд. техн. наук В. Е. Костюков — директор НИИИС им. Ю. Е. Седако-ва, вице-президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей.
• Оперативное управление выполнением инновационной образовательной программы осуществляет исполнительная дирекция (исполнительный директор — проректор С. Н. Гурбатов). Координацию взаимодействия структурных подразделений университета и внешних партнеров осуществляет центр сетевой интеграции. Для обеспечения координации закупки, монтажа, инсталляции, ввода в эксплуатацию закупаемо-
го оборудования и его обслуживания создана рабочая группа (руководитель — проректор Л. Ю. Ротков).
Приказами ректора о базовых подразделениях проекта по инновационной образовательной программе ННГУ утвержден перечень структурных подразделений университета, обеспечивающих выполнение заданий проекта по модернизации материально-технической базы и освоению нового программного обеспечения в рамках учебно-научных и инновационных комплексов, и утверждена структура и задачи УНИК.
Заключение
В числе наиболее значимых результатов программы — ее вклад в формирование кадрового потенциала вуза, отраслей, научно-инновационной системы региона. Так, в 2006 г. резко повысилась вовлеченность сотрудников ННГУ в научные и образовательные проекты, реализуемые в университете и регионе. В непосредственное управление и выполнение инновационной образовательной программы вовлечен практически весь состав естественно-научных факультетов, НИИ, кафедр и лабораторий, участвующих в программе. В частности, это заведующие 52 кафедр ННГУ.
Большое количество сотрудников факультетов и НИИ было привлечено к работе над проектом уже на стадии написания заявки. Сотрудниками факультетов, институтов ННГУ была продела гигантская работа по составлению списка оборудования, приобретаемого в соответствии с целями инновационной образовательной программы. Было определено, какое оборудование будет приобретаться, составлены графики приобретения оборудования и ремонта и модернизации помещений, где оно будет расположено.
Наличие лучшего оборудования, аналогичного используемому ведущими отечественными и зарубежными компаниями, работающими в области создания программного и аппаратного обеспечения для информационных систем, выводит образовательный процесс на новый уровень, устранив разрыв в оснащении вуза и передовых предприятий, что, в свою очередь, обеспечивает полноту цепочки подготовки выпускников, востребованных современной промышленностью.
Реализация проекта позволила оснастить высококлассным (в том числе уникальным) оборудованием и современными математическими средствами все направления, входящие в комп-
лекс ННГУ в области информационно-телекоммуникационных систем. Организация создаваемой лабораторной базы в форме тематических центров коллективного пользования обеспечивает возможности ее эффективного использования партнерами университета в регионе и округе. Одновременно расширяются возможности прохождения в ННГУ послевузовской целевой подготовки. Все это усиливает системообразующую роль инновационной образовательной программы ННГУ.
Обеспечение современной технической и программно-методической базой позволяет поддерживать и развивать на качественно новом уровне имеющиеся в вузах научные школы мирового уровня, а также продвинуть развитие на базе вузов и научно-исследовательских институтов опытных производств по созданию информационного, методического, программного и технологического обеспечения, превосходящего зарубежные аналоги или не имеющего аналогов.
В целом выполнение проекта улучшает инновационную привлекательность г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области и в конечном итоге усиливает роль Нижегородского региона как одного из ведущих ИТ-центров Российской Федерации.
Литература
1. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 26 мая 2004 г. // Росс. газ. 2004. № 109.
2. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского: черты нового / Рук. авт. коллектива Р. Г. Стронгин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
3. Стронгин Р. Г., Максимов Г. А. Интеграция образования и науки: опыт Нижегородского университета. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005.
4. Стронгин Р. Г., Гурбатов С. Н. По пути инноваций: традиции и современность. Инновационная образовательная программа Нижегородского государственного университета // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 5-11.
5. Стронгин Р. Г., Гурбатов С. Н., Петров А. В. Интеграция как путь повышения качества и востребованности высшего образования. Пример Нижегородского государственного университета // Вопр. высшего образования. 2006. № 11. С. 15-26.
6. Стронгин Р. Г., Гурбатов С. Н., Петров А. В. Взаимодействие с работодателями. Интегрирующая роль университета. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2006.
7. Стронгин Р. Г., Грудзинский А. О. Миссия Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского// Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 21-26.
8. Гурбатов С. Н., Красильник 3. Ф. Межфакультетская базовая кафедра «Физика наноструктур и наноэ-лектроника» // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Инновации в образовании. 2006. Вып. 1(6). С. 38.
9. Казанцев В. Б., Семьянов А. В. Новый центр ней-ронауки // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 12-14.