УДК 343.1 ББК 67.410.2 CS9
T.A. SULEYMANOV*
STRUCTURE AND CONTENT OF CRIMINAL PROCEDURE ACTIVITY IN THE PENAL SYSTEM
Аннотация: в статье раскрываются основные виды и содержание уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой в УИС.
Ключевые слова: уголовно-процессуальная деятельность, уголовно-исполнительная система.
TAËET АЛИЕВИЧ СУЛЕЙМАНОВ*
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УИС
Annotation: in the article the author describes the main types and the content of criminal procedure activity in the penal system.
Key words: criminal procedure activity, penal system.
Актуальность вопроса уголовно-процессуальной деятельности УИС определяется рядом обстоятельств: во-первых, на современном этапе необходим научный анализ изменения и развития уголовно-процессуальной деятельности УИС в связи с тем, что продолжающаяся «волнообразная» реформа исполнения наказаний влечет за собой корректировку полномочий учреждений и органов, исполняющих наказания, во-вторых, мы нуждаемся в получении новых знаний для нашей профессиональной сферы деятельности, так как постоянное изменение законодательства и организационно-правовых основ деятельности уголовно-исполнительной системы не позволяет выработать единые подходы к содержанию уголовно-процессуальной деятельности УИС, в-третьих, необходимо определить дальнейшие векторы развития с учетом потребностей практики. Уголовно-процессуальная деятельность является одним из функциональных компонентов УИС и включает в себя два основных направления: производство неотложных следственных действий и разрешение процессуальных вопросов на стадии исполнения приговора. Уголовно-процессуальная деятельность УИС - это установленная уголовно-процессуальным законом система отношений между учреждениями и органами УИС с одной стороны и государственными органами и гражданами - с другой, в связи с выполнением задач уголовного судопроизводства. Осуществляя уголовно-процессуальную деятельность в пределах своей компетенции, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы приобретают статус органа дознания. Учреждения и органы УИС, являющиеся органами исполнительной власти и имеющие в своей структуре оперативные
* Кандидат юридических наук, доцент,
профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики (Академия ФСИН России) E-mail: editor62@yandex.ru.
s
CD
0
1
CD ï С CD
ï Ш
s
Со Ш ï С CD i
С
О
ü
а>
s
CD ï С CD
Q)
I
Q)
5
ГО
6
0
I
CD
1 ГО
СО
s
ГО l
<D
l
<D
I
О
<D £
подразделения, являются органами дознания, а следовательно, уполномочены на уголовно-процессуальную деятельность, осуществляя которую они, собственно, и приобретают статус участника уголовного судопроизводства.
Процессуальный статус учреждений и органов УИС и сама возможность осуществления ими уголовно-процессуальной деятельности вызывают многочисленные споры в научной среде и на практике. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, вступают в уголовно-процессуальные правоотношения при производстве неотложных следственных действий и на стадии исполнения приговора. Вместе с тем их правовое положение остается не урегулированным в УПК РФ, что вызывает научные дискуссии и трудности в правоприменительной практике учреждений и органов УИС. Однако действующие нормативно-правовые акты (например, ст. 38, 157 УПК РФ) обязывают учреждения и органы уголовно-исполнительной системы осуществлять прием и проверку сообщений о любых, совершенных или готовящихся преступлениях, принимать по результатам такой проверки в пределах своей компетенции уголовно-процессуальные решения, исполнять поручения следователя; предоставляют в неотложной ситуации полномочие возбудить уголовное дело о преступлении, подследственном следователю, и произвести по нему неотложные следственные действия. Указанное свидетельствует о том, что учреждения и органы УИС уполномочены на осуществление уголовно-процессуальной деятельности и, естественно, осуществляя указанную деятельность, они приобретают статус участника уголовного судопроизводства.
Исследования Л. Г. Горшенина, Ю. Г. Карпухина, М. А. Петуховского, П. А. Лупинской, М. К. Салмадыкова относятся к концу прошлого века, когда общественный строй, политический режим, состав и структура осужденных и профессиональная подготовка сотрудников исправительных учреждений, разумеется, существенно отличались от реалий сегодняшних дней.
Научные исследования О. П. Александровой, С. А. Бирмамитовой, А. А. Крымова, Е. Р. Пу-дакова, Л. А. Шаболиной затрагивают отдельные аспекты уголовно-процессуальной деятельности УИС: процедуру принятия, рассмотрения заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в исправительных учреждениях, порядок производства неотложных следственных действий, и вполне обоснованно не охватывают всех аспектов обсуждае-
мой проблемы, где по ряду вопросов требуется проведение конструктивного научного диалога.
Научное обсуждение комплекса проблем, связанных с уголовно-процессуальной деятельностью УИС, становится еще более актуальным ввиду недостаточного количества работ, которые разрабатываются по данной проблеме, но широкого применения в деятельности сотрудников соответствующих подразделений пока не находят. В связи с этим мы надеемся привлечь к этой проблемной дискуссии ведущих ученых и практиков в области уголовно-процессуального права, таких как Б. Я. Гаври-лов, А. А. Крымов, А. С. Шаталов, Н. Г. Шу-рухнов, Е. Р. Пудаков, А. С. Есина, М. Маго-медрасулов, С. В. Легостаев.
Главная цель нашей статьи - это расширение границ представлений об объеме, содержании и структуре уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой в системе УИС России и у наших партнеров за рубежом.
Уголовно-процессуальная деятельность в УИС осложнена как едиными проблемами производства неотложных следственных действий и разрешения вопросов на стадии исполнения приговора, так и наличием ряда причин. Во-первых, УПК РФ не предусматривает процессуальных полномочий не только органа дознания уголовно-исполнительной системы, но и начальника учреждения, иных должностных лиц, осуществляющих процессуальную деятельность. Во-вторых, деятельность учреждений и органов УИС характеризуется своими целями и задачами, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством, в связи с которыми задача предупреждения преступлений преобладает над их выявлением и раскрытием. В-третьих, в силу объективных причин учреждения УИС часто являются градообразующими и организующими снабжение жизнедеятельности отдельных населенных пунктов на многих территориях субъектов РФ. В связи с этим учреждения и органы УИС из-за отсутствия органов исполнительной власти на местах выполняют широкий спектр задач, выходящих за рамки полномочий учреждений УИС, в том числе осуществляют функцию правоохранительного органа не только на режимной территории, но и за пределами территории учреждений.
Анализ практики деятельности органов и учреждений УИС при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности свидетельствует о том, что это направление их функционирования носит противоречивый характер, а должностные лица УИС при выполнении своих
полномочий испытывают множество трудностей в принятии решений о возбуждении уголовного дела, его передаче по подследственности, производстве неотложных следственных действий, взаимодействии со следователем, использовании результатов оперативно-розыскной деятельности и режимных мероприятий в процессе доказывания.
Действующий в российском законодательстве институт неотложных следственных действий, осуществляемый органами дознания по делам, им неподследственным, ограничивает деятельность рассматриваемых органов чрезмерно узкими рамками, что негативно сказывается на его эффективности.
По состоянию на 1 ноября 2013 г. в учреждениях УИС содержалось 681,05 тыс. человек, в том числе: в 733 исправительных колониях отбывали наказание 564,07 тыс. человек. Растет число лиц, отбывающих наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (доля таких осужденных по состоянию на начало 2012 г. превысила 80 %). Так, в 2007 г. за совершение убийства были осуждены 122 393 челловека, а в 2011 г. - уже 140 480; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 81 190 и 124 747 соответственно. В настоящее время каждый четвертый осужденный отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбой или грабеж, более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина -отбывают наказание второй раз и более1.
Возросла активность криминальных лидеров, пытающихся координировать противоправные действия осужденных. Проводимые экономические реформы существенно увеличили финансовые возможности элиты криминального мира, способствовали продвижению ее представителей в органы власти и управления, в легальный бизнес. Эти условия значительно расширили возможности лидеров криминальной среды воздействовать на оперативную обстановку в местах лишения свободы.
Относительно органов и учреждений ФСИН России как участника уголовно-процессуальной деятельности целесообразно отметить то, что указанная активность не является для них приоритетной, но без ее осуществления невозможна реализация стоящих перед УИС задач.
С учетом действующего законодательства допустимо вести речь о следующих проявлениях уголовно-процессуальной деятельности органов и учреждений ФСИН России:
1) выполнение функций органа дознания при производстве неотложных следственных действий;
2) участие в разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора.
Что касается первого направления уголовно-процессуальной деятельности, то оно реализуется посредством осуществления органами и учреждениями ФСИН России неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. Являясь одной из форм предварительного расследования по уголовному делу, дознание в исправительных учреждениях, как таковое, отсутствует: в исправительных учреждениях (ИУ) нет органов дознания, которые имеются в органах внутренних дел, функции органов дознания выполняют начальники исправительных учреждений, надзор за производством дознания в ИУ осуществляют, как правило, специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ.
Анализ правоприменительной практики показывает крайне редкие случаи производства органами дознания ФСИН России неотложных следственных действий, обусловленные рядом объективных и субъективных причин. Выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым должно проводиться предварительное следствие, как правило, осуществляют следователи ОВД или СК РФ.
Под уголовно-процессуальной деятельностью учреждений и органов УИС мы понимаем предусмотренную нормами уголовно-процессуального законодательства систему целенаправленных процессуальных действий должностных лиц УИС, реализуемую в процессуальном порядке, документируемую в уголовно-процессуальных актах и имеющую своим назначением достижение целей уголовного судопроизводства, а также призванную обеспечить полное, безусловное и реальное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда и актов других юрисдикционных органов, поступивших в учреждения и органы УИС.
«Фактические уголовно-процессуальные отношения, а равно и фактическая уголовно-процессуальная деятельность намного разнообразнее и богаче, чем та, которая предусмотрена нормами права»2. ФСИН России осуществляет уголовно-процессуальные функции в пределах предоставленных учреждениям и органам ФСИН России полномочий.
§
CD О
!
CD
С CD
5 Ш
2
Со Ш
С CD
I
С
О ■§
ш §
CD
С CD
Q)
I
Q)
5
ГО
6
0
I
CD
1 ГО
со
S
го I
<D
l
<D
I
О
<D £
В рамках разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, на учреждения и органы УИС возлагается обязанность по реализации судебного решения и разрешения вопросов, возникающих при исполнении приговора.
На сегодняшний день проблемными аспектами по вопросу уголовно-процессуальной деятельности являются:
1) отсутствие законодательного закрепления понятий «уголовно-процессуальная деятельность», «участники уголовно-процессуальной деятельности». Именно поэтому администрация места содержания под стражей (ст. 126, 394, 463 УПК РФ), территориальный орган уголовно-исполнительной системы (ст. 399), учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания (ст. 399), учреждение (орган) уголовно-исполнительной системы по месту задержания осужденного (ст. 399), осужденный (ст. 399), реабилитированный (ст. 399), учреждение или орган, исполняющий наказание (ст. 399 УПК РФ), остаются фактически на данный момент вне правового поля, созданного для участников уголовного судопроизводства, так как не признаются в качестве таковых;
2) исполнение приговора в ИУ возлагается на специальные отделы (группы). При этом подготовка специалистов для спецотделов никогда не проводилась в ведомственных учебных заведениях. Видимо, название службы «специальный учет» не побуждает руководство уголовно-исполнительной системы обратить внимание на то, что данная служба, помимо персонального и количественного учета, контролирует законность нахождения осужденного в ИУ, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов осужденных в части доступа к правосудию и защите своих прав
другими законными способами, несет ответственность за своевременное освобождение осужденных из ИУ, проводит юридическую оценку поступающих судебных решений из судов и реализует их.
3. УПК РФ не предусматривает конкретной статьи, которая регламентировала бы уголовно-процессуальный статус начальника органа дознания ИУ. В структуре ФСИН России должность штатного дознавателя не предусмотрена. Начальник учреждения или органа ФСИН России, уполномоченный на производство неотложных следственных действий, в силу ряда объективных причин не будет непосредственно заниматься расследованием преступлений. Он, как показывает практика, поручает производство неотложных следственных действий наиболее подготовленному в правовом отношении сотруднику своего учреждения или органа. В соответствии с действующим законодательством начальник ИУ является начальником органа дознания и согласно с п. 17 ст. 5 УПК РФ уполномочен давать поручения о производстве неотложных следственных действий. При этом, на наш взгляд, он должен руководствоваться следующим. Как уже отмечалось, законодатель в качестве основного признака органа дознания определил полномочия по проведению ОРД. Этому признаку должны соответствовать и сотрудники, которым может быть поручено производство неотложных следственных действий. Таковыми, как правило, являются сотрудники оперативных подразделений. К тому же характер их работы наиболее близок к процессуальной деятельности. Реализация предложенных рекомендаций окажет положительное влияние на процесс расследования преступлений, совершаемых на территории ИУ.
Список использованной литературы
1 См.: Кудрявцев А. В. Теоретические и прикладные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2012. С. 4.
2 Пудаков Е. Р. Уголовно-процессуальная деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России. М., 2008, С. 74.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 21 февраля 2014 г. № 2.