УДК 76.085 ББК 641
Матюхов Дмитрий Михайлович
аспирант
кафедра теории и методики легкой атлетики Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск Мелихова Татьяна Михайловна кандидат педагогических наук, профессор
кафедра теории и методики конькобежного спорта Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск Matyukhov Dmitry Mikhailovich Post-graduate
Chair of Theory and Methodology of Field-and-Track Athletics Ural State University of Physical Training Chelyabinsk
Melikhova Tatiana Mikhailovna Candidate of Pedagogics,
Professor
Chair of Theory and Methodology of Speed Skating Ural State University of Physical Training Chelyabinsk
Структура и содержание методики тренировки юношей на этапе начальной подготовки в спортивной ходьбе Structure and content of training methods for youth initial training in rase
walking
В статье рассмотрены структура и содержание методики тренировочного процесса, посвященная комплексному применению средств общей и специальной физической подготовки в работе с юными скороходами, при которой учитывается специфика спортивной ходьбы, что обеспечивает преемственность этапов многолетней тренировки
The article considers the structure and the content of the training process methodology on the integrated usage of general and special physical training in working with young heel-and-toe speedsters, taking into account the specificity of race walking, which ensures the continuity of long-term stages of training.
Ключевые слова: спортивная ходьба, юные скороходы, специальноразвивающие и специально-подготовительные упражнения, преемственность Key words: race walking, young heel-and-toe speedsters, specially developing and training exercises, continuity.
Актуальность. Современное развитие спортивной ходьбы на этапе высшего спортивного мастерства заставляет совершенствовать тренировочный
процесс юных скороходов. В настоящее время наблюдается снижение возраста достижения наивысших результатов. Следовательно, возрастают требования к рациональному построению тренировочного процесса юных скороходов. В спортивной ходьбе необходим поиск оптимальных средств и методов уже на первых этапах многолетней тренировки, которые позволят полно раскрыть потенциал юного скорохода в дальнейшем.
Спортивная тренировка определяется как специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений. В теории и методике спорта термином «упражнение» принято называть регулярное воспроизведение целесообразных действий (избирательно или комплексно), упорядоченных по принципам достижения эффекта подготовительной деятельности [1].
При систематизации массы упражнений, используемых в качестве средств подготовки, важно учитывать ряд признаков, выражающих особенности их содержания и форм, принадлежность к различным разделам подготовки, специфику воздействия на прогрессирование в избранной спортивной специализации.
В настоящее время в спортивной ходьбе необходим поиск оптимальных средств и методов уже на начальном этапе тренировки, которые предполагают строгую преемственность этапов многолетней подготовки, ее преимущественную направленность, состав и особенностей построения.
Процесс общей физической подготовки юных скороходов должен быть оптимально построенным и направленным на разностороннее и в то же время пропорциональное развитие двигательных качеств [3;4]. При этом всегда необходимо учитывать, что высокие показатели двигательных качеств, достигнутые в ходе общей физической подготовки скороходов, служат функциональной основой для развития у них специальных качеств, высокоэффективного совершенствования технической подготовленности, повышения тактической и психологической готовности [5].
Таким образом, для формирования основ специальной подготовленности служили специально-развивающие упражнения (ГНП 1-3). Они использовались
с целью освоения спортивной техники путем выполнения более простых двигательных действий, которые обеспечивают основное движение в спортивной ходьбе. Для дальнейшего совершенствования техники спортивной ходьбы в течение второго и третьего годов начальной подготовки применялись специально-подготовительные упражнения и спортивная ходьба. При этом эти упражнения выполнялись в сочетании со средствами общей физической подготовки комплексно-вариативным методом.
Организация исследования: В исследовании на протяжении трех лет начальной подготовки принимали участие 40 юных скороходов. В начале опытно -экспериментальной работы было организовано две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 20 юношей в каждой, занимающихся в СДЮСШОР гг. Челябинска, Магнитогорска, Троицка и Асбеста. Группы достоверно не отличались и имели средний уровень развития двигательных качеств (согласно результатам контрольных нормативов при отборе в группы ГНП).
Контрольная группа тренировалась согласно рекомендациям Г. И. Королева. При этом недельный объём спортивной ходьбы в течение года составлял 3 - 5 км, ходьба прогулочным шагом 6 - 8 км в неделю. Кроссами и прочей беговой работой преодолевалось за неделю 4 - 6 км, спортивные игры занимали 1 -1,5 часа в неделю. Столько же времени в целом уходило на прыжки, метания и барьерную гимнастику. В течение годичного цикла направленность тренировки изменялась незначительно и использовались одни и те же средства. Изменялось лишь их соотношение.
Экспериментальная группа тренировалась по разработанной методике, где в первый год занятий применялся широкий круг специально-развивающих упражнений и специально-подготовительных в течение второго и третьего годов. Все упражнения выполнялись методом круговой и комплексновариативной тренировки в сочетании со средствами ОФП. Таким образом, нами решались следующие задачи: 1 Приобретение и становление правильной по своей основе спортивной техники ходьбы; 2 Воспитание требуемых волевых качеств; 3 Формирование специфических изменений (морфологических, фи-
зиологических, психологических), которые вносятся в общий ход становления и развития организма юных скороходов согласно специализации.
Условная схема экспериментальной методики представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Условная схема структуры экспериментальной методики юношей на этапе начальной подготовки в спортивной ходьбе
Контроль за развитием двигательных качеств юных скороходов осуществлялся с помощью семи тестов: прыжок в длину с места, наклон туловища вперед из положения сед на полу, сгибание-разгибание туловища за 1 минуту, тест Купера, челночный бег 3Х10 м, бросок набивного мяча 1 кг, бег на 30м с/х; за функциональным состоянием с помощью модифицированного теста PWC170, проб Штанге и Г енчи, ортостатической пробы, теста Руфье.
Результаты и их обсуждение: Результаты тестирования физического развития юных скороходов КГ и ЭГ по семи тестам после трех лет исследования представлены на рисунке 2.
длина гибкость пресс бр. мяча 30 м 3x10м т. Купера
Рисунок 2 - средние показатели физического развития юных скороходов в конце этапа начальной подготовки ( при р< 0,05)
Из рисунка 2 видно, что достоверный прирост результатов у спортсменов в ЭГ произошел по семи тестам, о чем свидетельствуют их показатели. Наибольший прирост наблюдался в тесте Купера, наклоне вперед (гибкость), беге на 30 м с/х. В КГ спортсмены показали наибольший прирост показателей в тесте Купера. Это связано с методикой тренировки в этой группе, которая была направлена на развитие общей и специальной выносливости юных спортсменов.
Функциональное состояния организма юных спортсменов обеих групп достоверно улучшились в течение ОЭР. Положительная динамика результатов проб Штанге и Г енчи свидетельствует об улучшении нервной регуляции дыхательной системы, а также об улучшении способности противостоять закисле-нию организма. Результаты в ортостатической пробе за время ОЭР достоверно улучшились в контрольной и экспериментальной группах. Это говорит о том, что различия в методике тренировок не отразились на регуляции тонуса кровеносных сосудов.
Данные пробы Руфье, также имели достоверное улучшение в обеих группах. При этом отмечено, что прирост результата в ЭГ достоверно лучше, чем в КГ. Таким образом, реакция сердечнососудистой системы на стандартную нагрузку в ЭГ улучшилась значительнее, чем в КГ. Кроме того, отмечается достоверный прирост в обеих группах специальной работоспособности, определяемой по модифицированному тесту PWC170.
Следствием использования в экспериментальной группе предлагаемого нами сочетания средств ОФП и СФП стал более существенный прирост результатов в течение трех лет исследования в соревнованиях по спортивной ходьбе, динамика показателей которых представлена в таблице 1.
Соревно- вательная дистан- ция Гру ппы первый год (Х1±т1) второй год третий год (Х2±т2) W % Различия между группами
2000 м, с КГ 725,5±0,21 678,5±0,35 * 605,8±0,35* 19,7 Р>0,05
ЭГ 753,3±0,31 701,4±0,4* 613,43±0,38* 22
3000 м, с КГ 1075,24±0,5 1 968,7±0,4* 918,4±0,42* 17,1 Р>0,05
ЭГ 1103,3±0,35 993,5±0,45 * 920,2±0,4* 19,8
Примечания - ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; Р - достоверность различий исходных и конечных данных в группах; ; * - различия недостоверны (при Р>0,05), Р1-2 - достоверность различий между группами в конце исследования; Х1 и Х2 - средние арифметические значения показателей до и после педагогического эксперимента; т1 и т2 - ошибка средних арифметических значений показателей до и после педагогического эксперимента. Контрольные соревнования проводились по окончании каждого этапа начальной подготовки (летний сезон, май месяц)
Заключение: Экспериментальная методика спортивной тренировки юношей на этапе начальной подготовки в спортивной ходьбе отличается многофункциональностью своих воздействий. Нагрузки характерны применением разных вариаций, состоящих из порций упражнений. Они подобранны для отдельного тренировочного занятия в комплексном сочетании ради целевого, специализированного назначения. Такой подход в работе с юными скорохода-
ми позволяет формировать у них специфические универсальные двигательные навыки и умения, которые в дальнейшем позволят быстро и без ущерба здоровью адаптироваться к спортивной деятельности, выбранной для спортивной специализации.
Библиографический список
1. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. - М.: Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.
2. Королёв, Г.И. Спортивная ходьба (отбор и подготовка резерва) / Г.И. Королев//Лёгкая атлетика. □ 1986 □ №7. □ С. 11-13.
3. Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера / С.А. Локтев. - М.: Советский спорт, 2007. - 404 с.
4. Основы управления подготовкой юных спортсменов // под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
5. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические применение / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература,2004. - 808 с.
Bibliography
1. Bondarchuk, A.P. High-Class Athletes’ Training Process Management / A.P Bondarchuk. - Moscow: Olympia Press, 2007. - 272 p.
2. Essentials of the Young Athletes’ Training Management // Ed. by M.Ya. Nabatnikova. - Moscow: Physical Training and Sport, 1982. - 280 p.
3. Korolev, G.I. Jogging (Reserve’s Selection and Training) / G.I. Korolev // Ath-letics.-1986 - №7. - P.11-13.
4. Loktev, S.A. Athletics in Childhood and Adolescence: Practical Guide for a Trainer / S.A. Loktev. - Moscow: Soviet Sport, 2007. - 404 p.
5. Platonov, V.N. The System of Training Athletes in Olympic Sports. General Theory and Its Practical Application / V.N. Platonov. - Kiev: Olympic Literature, 2004. - 808 p.