Научная статья на тему 'Структура и содержание магистерской программы «Экология»'

Структура и содержание магистерской программы «Экология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / МАГИСТРАТУРА / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / MASTER'S DEGREE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Александр Алексеевич, Соловьева Вера Валентиновна

В статье описана структура и содержание магистерской программы «Экология», успешно реализующейся на естественно-географическом факультете Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Александр Алексеевич, Соловьева Вера Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF MASTER''S PROGRAM «ECOLOGY»

The article displays the structure and content of master's program "Ecology", successfully implemented at Faculty of Natural Sciences and Geography, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание магистерской программы «Экология»»

C.B. Сафоненко

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ...

3. Краевский В.В., Высоцкая С.И., Кубинский В.С. Умения и навыки как компоненты содержания общего и среднего образования. // Педагогика, 1991. № 10. С. 23-41.

4. Илюшин Л.С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1995. 24 с.

5. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / под ред. М.П. Скаткина, В.В. Краевского. М. : Педагогика, 1978. 208 с.

6. Емельянцев С.Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников. СПб. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1999. 172 с.

7. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений как средство аттестации учащихся. СПб. : Евразия, 1996. 295 с.

8. Сластенин В.А. Формирование личности учителя школы в процессе его профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 34 с.

9. Джамгаров Т.Т., Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. М. : Физкультура и спорт, 1999. 245 с.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с.

11. Сафоненко С.В. Анализ педагогических условий, обеспечивающих формирование стремления к личностным достижениям в ФСД (физкультурно-спор-тивной деятельности) // Самарский научный вестник.

2013. № 1 (2). С. 40-42.

12. Жуковский Е.И. Понятия «физическая культура» и «физкультурно-оздоровительная деятельность» в педагогической науке: содержательный аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 113-115.

13. Колодезников К.С., Колодезникова М.Г., Колодезникова С.И. Профессионально-ориентированная подготовка будущих учителей школ к физкультурно-оздоровительной работе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 143-146.

14. Цакоев А.А. Актуальные проблемы подготовки специалистов в области физической культуры для спортивного клуба // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 308-311.

15. Тарабрина Т.Б. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 142-148.

16. Мешков Н.И., Садовникова Н.Е. Ценностный подход к проблеме мотивации учебной деятельности студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 199-201.

STUDENTS' MOTIVATION DEVELOPMENT IN PHYSICAL AND SPORTS TRAINING

©2014

S.V. Safonenko, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of Sport

Disciplines

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation-. This paper presents the conditions under which middle school students would be more motivated and determined at personal records in physical and sports activities, as well as the impact of these conditions on the students' values, fitness level, character types.

Keywords: personal achievements; ambition; pedagogical conditions; motivation; need for success; self-esteem.

УДК 378.14

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛОГИЯ»

© 2014

А.А. Семенов, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования В.В. Соловьева, доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье описана структура и содержание магистерской программы «Экология», успешно реализующейся на естественно-географическом факультете Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Ключевые слова: профессиональное образование; магистратура; экология.

В 2012 году на естественно-географическом факультете Поволжской государственной социально-гуманитарной академии была открыта магистратура по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология». ЕГФ - старейший факультет данного профиля в Самарской области. В 2014 году ему исполняется 85 лет. За годы его существования подготовлены тысячи учителей биологии. Выпускники факультета успешно работают и в других областях профессиональной деятельности, в том числе в сфере экологии и природопользования. На факультете накоплен значительный опыт подготовки специалистов, имеются высококвалифицированные научно-педагогические кадры, создана необходимая материально-техническая база и инфраструктура.

Работа магистратуры осуществляется согласно

ФГОС ВПО, утвержденному приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 100 [1]. На основании стандарта была разработана основная образовательная программа, которая представляет собой комплект нормативных и учебно-методических документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения и воспитания, а также оценку качества подготовки выпускника. Руководит магистерской программой доктор биологических наук, профессор В.В. Соловьева.

Целью магистерской программы «Экология» является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Магистерская программа включает ряд учебных

А.А. Семенов, B.B. Соловьева

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ...

циклов и разделов. Общенаучный учебный цикл объединяет в себе гуманитарные, социальные, экономические, а также математические и естественнонаучные дисциплины. Его базовую часть составляют такие дисциплины, как «Философские проблемы естествознания», «Иностранный язык», «Экономика и менеджмент высоких технологий», «Математическое моделирование биологических процессов», «Компьютерные технологии в биологии», «Спецглавы физических и химических наук». Вариативная часть цикла состоит из обязательных дисциплин и курсов по выбору студентов. К обязательным дисциплинам относится «Экологическое право», к дисциплинам по выбору -«Деловой иностранный язык»/«Теория и практика профессионально-ориентированного перевода»; «История экологии»/«Экологические организации и движения»; «Экологическая генетика»/«Факторы среды и генетическое здоровье человека».

Базовая часть профессионального учебного цикла включает дисциплины «Современные проблемы биологии. История и методология биологии», «Учение о биосфере. Современная экология и глобальные экологические проблемы». Вариативная обязательная часть

- «Общую экологию», а также «Прикладную и частную экологию». Последняя дисциплина представляет собой модуль, который объединяет близкие по смыслу дисциплины: «Экология микроорганизмов», «Экология растений и грибов», «Экология животных», «Экология человека», «Экологическая биотехнология». Вариативную часть по выбору студентов составляют такие группы дисциплин, как «Техногенные воздействия и экологический риск»/«Экологический менеджмент и аудит»; «Биоиндикация и биотестирование загрязнений природной среды»/«Эволюционная экология»; «Экологический мониторинг и экспертиза»/«Экономика рационального природопользования»; «Методология и методы биоэкологических исследований»/«Современные проблемы биоэкологического образования в России».

Фактическая доля дисциплин по выбору студентов в учебном плане составляет 45,7%. Их выбор определяется соответствующим Положением, утвержденным в ПГСГА. Решение о выборе дисциплин подтверждается личными заявлениями студентов.

Раздел «Практики и научно-исследовательская работа» включает научно-исследовательскую и педагогическую практики, а также научно-исследовательскую работу. Все виды практик и НИР студентов проводятся на биологических кафедрах факультета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Раздел «Итоговая государственная аттестация» предполагает защиту выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации. Государственный экзамен не предусмотрен.

По всем дисциплинам и практикам разработаны рабочие программы. Они ежегодно обновляются и находятся в открытом доступе на сайте выпускающей кафедры. В них обозначены конечные результаты обучения

- знания, умения, навыки, общекультурные и профессиональные компетенции.

С целью реализации компетентностного подхода в учебном процессе находят широкое применение информационно-коммуникационные технологии, модульное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, кейс-метод и др. [2; 3]. Процент занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, составляет 40,2%.

Максимальный объем нагрузки составляет 54 академических часа в неделю, из них 18 часов аудиторных и 36 часов - самостоятельная работа. Обучение очное, занятия проводятся во вторую смену, так как все магистранты работают. Объем лекционных занятий не превышает 30% от общего количества аудиторных занятий. ООП включает лабораторные практикумы и

практические занятия по дисциплинам «Иностранный язык», «Компьютерные технологии в биологии», «Математическое моделирование биологических процессов», «Спецглавы физических и химических наук», различным видам практической и научно-исследовательской работы.

Освоение учебных дисциплин базируется на модуль-но-рейтинговой системе подготовки студентов, в основе которой лежит балльно-рейтинговая оценка образовательных результатов.

Все виды занятий по дисциплинам учебного плана обеспечены учебно-методической документацией.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам всех циклов магистерской программы в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В учебном процессе находят широкое применение научные и учебно-методические издания, написанные преподавателями вуза [4; 5].

Каждому студенту обеспечен доступ к электронно-библиотечной системе вуза, которая сформирована на основании прямых договоров с правообладателями и содержит издания по основным изучаемым дисциплинам. Доступ к ней осуществляется с компьютеров, установленных в компьютерных классах или в читальном зале библиотеки.

Реализация магистерской программы осуществляется научно-педагогическими кадрами с базовым образованием, соответствующим профилю преподаваемых дисциплин. 94% преподавателей имеют ученую степень и ученое звание, 18% из них являются докторами наук. К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Среди них директор Института биофизики и нейрокибернетики Сургутского государственного университета, доктор биологических и физико-математических наук В.М. Еськов; старший научный сотрудник Института экологии Волжского бассейна РАН, кандидат биологических наук, доцент Т.М. Лысенко; адвокат в сфере экологии и природопользования Д.В. Медведев; председатель Самарского регионального экологического общества, кандидат биологических наук А.В. Виноградов.

Для реализации магистерской программы по экологии имеется необходимая материально-техническая база. Она включает в себя учебно-исследовательские лаборатории и кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием, зоологический музей, фундаментальный гербарий, антропологическую лабораторию и агробиологическую станцию.

В 2013 году состоялась аккредитация магистерской программы «Экология», которая подтвердила полное соответствие содержания и качества подготовки магистров ФГОС ВПО. В числе замечаний и рекомендаций отметим следующие:

1) продолжить работу по написанию учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций по дисциплинам профессионального цикла и увеличить количество публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК с высоким индексом цитирования;

2) улучшить оснащение преподаваемых дисциплин и практик лицензионным программным обеспечением и современным оборудованием;

3) совершенствовать фонды оценочных средств с целью более полной и адекватной проверки качества сформированных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (квалификация (степень) «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 февраля

^А ^А Семенов ^Соловьева СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ...

2010 г. № 100 [Электронный ресурс]. URL: http://www. edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m100.htmi.

2. Роль презентационных технологий в повышении интереса студентов к лекционному курсу // Фундаментальные исследования. 2007. № 12-1. С. 82.

3. Наливайко И.В. Интегративно-модульное обучение студентов педагогического университета при подготовке к здоровому образу жизни (на примере биохимии) :

дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Самара, 2004. 248 с. 4. Семенов А.А., Макарова Е.А. Курс лекций по биологии с основами экологии : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. Самара : СГПУ, 2008. 104 с.

5. Биотехнология: вопросы теории и практики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / сост. Н.Г. Боброва. Самара : ПГСГА, 2010. 220 с.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF MASTER'S PROGRAM «ECOLOGY»

© 2014

А.А. Semyonov, Candidate of biological sciences, associate professor, head of Department of Botany,

General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education V.V. Solovyova, Doctor of biological sciences, associate professor, professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article displays the structure and content of master's program "Ecology", successfully implemented at Faculty of Natural Sciences and Geography, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities. Keywords: vocational education; master's degree program; ecology.

УДК 37.012

ОППОЗИТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

(НА ПРИМЕРЕ СКАЗУЕМОГО)

© 2014

Н.Н. Сидорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания И.В. Гурова, старший преподаватель кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье обосновывается необходимость формирования научных понятий в вузе и школе на теоретической основе с применением оппозитивного метода обучения. Авторы работы включают и частично обосновывают идею, которую можно назвать трансцендентальной, следуя Канту, необходимой для систематического упорядочения понятий и терминов в обучении синтаксису.

Ключевые слова: лингвистическое научное понятие; типы сказуемых: простое - составное; составное - глагольное; составное - именное; бинарная оппозиция; привативная - непривативная оппозиция; оппозитивный метод.

Усвоение определенного круга научных понятий обусловливает понимание системности языка, сути языковых категорий, формирование соответствующих речевых умений. Результативность обучения в значительной степени предопределена методами обучения, адекватными сути предмета и психике обучающегося. Таким методом считаем оппозитивный - диалектико-логический метод противопоставления на основе оппозиции, адекватный сущности и устройству языка, соответствующий психической организации человека.

Аксиомно утверждение, что оппозиция (от лат. oppo-sitio - противопоставление) - одно из распространенных проявлений системных связей, существующих в структуре языка; противопоставление единиц, находящихся на одном и разных уровнях языка.

Представители когнитивной лингвистики (Д. Лакофф, А.Ф. Лосев, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, В.А. Маслова, И.Г. Рузин, В.Б. Касевич, Н.С. Новиков, Е.Н. Кучер, Н.А. Илюхина, В.М. Герасимов, Л.А. Шестак и др.) справедливо считают, что язык обеспечивает естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам, образуя речемыслительную основу любой человеческой деятельности. В языке формируются понятия, а без сформированных понятий не может быть ни теории, ни практики.

Идея противопоставленности, взаимной соотносительности грамматических единиц существует с самого возникновения грамматики как научной дисциплины.

В процессе формирования лингвистических понятий у младших школьников оппозитивным методом используем бинарную явную привативную - неприва-тивную оппозицию. Понятие противоположности (или

оппозиции) отражает общий закон познания, сущность которого определяется как раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и определение отношений между ними. «В грамматике, как и в лексике, и в фонетике, действует принцип оппозиции, и полное название категории должно быть оппозитивным, то есть двойным», - утверждает Ю.С. Степанов [1, с. 123].

Сформулируем комплекс основных понятий в соответствии с нашей методической задачей.

Под бинарной оппозицией понимаем противопоставление; основанием для классификации «выступают в этом случае логические отношения между двумя членами оппозиции» [1, с. 213].

Под явной оппозицией (рабочее определение) понимаем такую организацию материала, когда приводятся одновременно термины-оппозиты с указанием основания для противопоставления элементов оппозитивной пары. Например, сказуемое: простое - составное; составное сказуемое: глагольное - именное. Или: скрытая оппозиция наблюдается в том случае, если приводится один из членов оппозиционной пары, а другой «умалчивается» [2, с. 159].

Члены привативной оппозиции соотнесены по принципу наличия признака (маркированный член) и его отсутствия (немаркированный член): полное - неполное предложение. Противопоставление же разнокорневых элементов оппозитивной пары - это непривативная оппозиция: простое - составное сказуемое; составное: глагольное или именное сказуемое.

Однако следует помнить, что полярность утверждения и отрицания относительна. Положительное и отрицательное имеют смысл не каждое само по себе, а в сво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.