Научная статья на тему 'Структура и содержание дисциплинарного блога как учебной среды'

Структура и содержание дисциплинарного блога как учебной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ СРЕДЫ / БЛОГИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENTS / BLOGS / TRAINING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Иванова Вера Валентиновна

Представлена гипотеза о возможности конвертирования блогов — сервисов Интернета, созданных для обеспечения межличностной коммуникации и открытой полемики, в сетевую учебную среду, обеспечивающую полноту дидактического цикла преподавания и изучения конкретной дисциплины образовательной программы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Иванова Вера Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and content of the disciplinary blog as a learning environment

The work is based on the hypothesis of the possibility to convert Internet services designed to ensure open communication and interpersonal debate in network learning environment that ensures the complete didactic cycle of teaching and learning for the specific discipline of the University educational programs.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание дисциплинарного блога как учебной среды»

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.147

В.А. Стародубцев, доктор пед. наук В.В. Иванова

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО БЛОГА КАК УЧЕБНОЙ СРЕДЫ

В работе А.А. Андреева1 поставлена актуальная проблема педагогического проектирования состава и структуры учебно-методического комплекса (УМК) дисциплин образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Возникла необходимость обновления содержания традиционного УМК дисциплины с учетом появления в Интернете блогосферы и социальных сетей, а также сервисов размещения и свободного доступа к текстовой и мультимедийной информации, поставляемой как рядовыми пользователями всемирной сети, так и образовательными учреждениями.

Для эффективной (с большим результатом при меньших затратах времени и энергии учащихся) образовательной деятельности, с одной стороны, необходимы адекватные средства деятельности, с другой — появление новых инструментов изменяет саму образовательную деятельность. Достаточно обратиться к изменениям в ДОТ: от электронного обучения (e-learning) совершается переход к мобильному (m-learning), в ряде стран реализу-

1 Андреев, А.А. Учебно-методический комплекс: проблемы структуры и проектирования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://math.elitno. net/books/Andreev.doc

96

ется концепция u-learning (ubiquitous learning — всеохватывающее, всепроникающее и повсеместное электронное обучение) и в перспективе намечается становление интеллектуального обучения (smart e-learning).

Целью статьи является поиск новых форм и средств педагогического взаимодействия, основанных на развитии информационной среды современного общества, в которой быстро обновляются знания и которая обеспечивает возможность пространственного совмещения места обучения (или профессиональной деятельности) и места проживания индивида за счет удаленного университета (или виртуального офиса).

Отправной точкой служит понятийный аппарат, предложенный А.А. Андреевым2. В частности, по аналогии с определением электронного учебника, здесь дано следующее определение электронного УМК: это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Она предоставляет теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной

2 Там же.

визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

В данном определении нет указаний на конкретный материальный носитель УМК, что предполагает свободу его выбора преподавателем и (или) образовательным учреждением.

Согласно рекомендациям British Open University, состав УМК (в кейсовом варианте ДОТ) должен включать следующие компоненты1:

1. Описание дисциплины (общие сведения по дисциплине).

2. Метаданные (набор ключевых слов и информации о дисциплине и авторе).

3. Календарный план (guide-study, последовательность изучения дисциплины).

4. Хрестоматия (текст обязательных и дополнительных материалов для чтения по каждой теме дисциплины).

5. Дополнительные источники (список обязательных и дополнительных материалов для чтения и ссылок на источники материалов для чтения по каждой теме дисциплины).

6. Презентации (обзорная по дисциплине, подробная по каждой теме дисциплины).

7. Тесты (для самопроверки по каждой теме дисциплины).

8. Вопросы для дискуссий (список вопросов для обсуждения на форумах по каждой теме дисциплины).

9. Задания (для самостоятельного или группового выполнения, например, лабораторные, контрольные или курсовые работы, практикумы, доклады, рефераты, эссе, отчеты, расчеты, задачи и т. п.).

10. Итоговый контроль (описание экзаменационного мероприятия и критериев оценки работы учащегося).

11. Словарь (глоссарий).

12. Список программного обеспечения (описание программного обеспечения, используемого в учебных целях по дисциплине).

13. Клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий).

14. Мультимедиа (набор видео- и аудиоматериалов на локальных носителях, анимированных электронных тренажеров и компьютерных симуляций по дисциплине).

А.А. Андреев предлагает включить в дополнительный состав УМК:

• пакет анкет (для знакомства с потенциальными учащимися и определения начального уровня знаний по темам дисциплины, итоговая ан-

кета для оценки учащимися дисциплины и деятельности преподавателя);

• тексты психологического настроя (для эффективной учебы, в том числе эпиграфы тем дисциплины);

• трудоемкость изучения (разделов, тем);

• часто задаваемые вопросы (с ответами);

• практикум с примерами решений (решебник);

• коллекцию работ студентов (проекты, рефераты, отчеты).

В отличие от приведенных списков рекомендации стандарта Томского политехнического университета к составу УМК дисциплины (таблица) разделены на функциональные блоки и учитывают форму обучения [1].

Приведенные рекомендации следует использовать в качестве основы при педагогическом проектировании дисциплинарного блога как электронной учебной среды.

Для размещения УМК в локальной (корпоративной) сети образовательного учреждения или в Интернете используются такие системы управления процессом обучения (Learning Management System, LMS), как Прометей, Батисфера, Black Board, Web Tutor, MOODLE и другие. Определяющей характеристикой таких систем является предоставление разработчикам УМК единого для данного образовательного учреждения (но и единственного!) варианта структуры комплекса в виде заданных электронных шаблонов, которые заполняются разработчиками. В итоге УМК различных по содержанию и назначению дисциплин выглядят «близкими родственниками» с одинаковым интерфейсом, создающим впечатление тиража одной модели.

Альтернативные варианты начали появляться сравнительно недавно. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании опубликовал аналитическую записку с символическим названием: «Социальные медиа в обучении с применением ИКТ»2. В ней отмечено, что из многих сервисов социальных медиа в образовании в первую очередь начали использовать блоги, особенно школьные учителя. По-видимому, это объясняется просто — во многих школах нет возможности установки сервера для LMS или денег на ее приобретение, тогда как создание блога больших трудностей не представляет.

Вузовские преподаватели только начинают осваивать блоги, организуя их по преимуществу в социальных сетях. Более того, появились предложения использовать социальные сети в каче-

1 Андреев, А.А. Учебно-методический комплекс: проблемы структуры и проектирования. [Электрон-

ный ресурс]. — Режим доступа: Ь^р://таШ.еШпо. net/books/Andreev.doc

2 Коммерс, П. Социальные медиа в обучении с применением ИКТ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/files/policy_briefs/pdf/ru/social_ media.pdf

97

Структура и состав учебно-методического комплекса дисциплины

Состав УМК

Структурный Компонент блока Наличие в системе

блок электронного обучения

1. Инфор- 1.1. Рабочая программа дисциплины Обязательно +

мационно- 1.2. Аннотация дисциплины Обязательно +

организационный блок 1.3. Календарный рейтинг-план изучения дисциплины Обязательно +

1.4. Календарный рейтинг-план выполнения курсового про- Обязательно +

екта/работы

1.5. Руководство по изучению дисциплины Обязательно +

1.6. Сценарии учебных занятий по дисциплине Рекомендуется / Обязательно* +

2. Учебно- 2.1. Учебники и учебные пособия по дисциплине (основные) Рекомендуется + (структу-

методиче- рированные

ский блок по разделам, файлы html или pdf)

2.2. Презентации для проведения учебных занятий (структуриро- Рекомендуется / +

ванные по разделам дисциплины) Обязательно*

2.3. Банк актуальных российских и зарубежных статей по тематике Обязательно +

дисциплины (не менее 5 статей, за последние 10 лет) для дисциплин циклов Б.3, С.3, М.1, М.2

2.4. Практикумы или практическое пособие по дисциплине Рекомендуется / Обязательно* +

2.5. Комплект индивидуальных домашних заданий по дисциплине Обязательно +

2.6. Тематика курсовых работ/проектов по дисциплине Обязательно +

2.7. Методические указания по выполнению: индивидуальных Обязательно +

домашних заданий / лабораторных работ / курсовых проектов

(работ)

2.8. Виртуальные лабораторные комплексы Рекомендуется / Обязательно* +

2.9. Видеоресурсы по дисциплине (видеолекции, видеопособия, Рекомендуется / +

учебные видеофильмы) Обязательно*

3. Кон- Банк контролирующих материалов (тестов, задач, творч. заданий

трольно-из- и т. д.):

мерительный блок 3.1. Входного контроля Рекомендуется +

3.2. Текущего контроля Обязательно +

3.3. Рубежного контроля Обязательно +

3.4. Итогового контроля (перечень вопросов, выносимых на экза- Обязательно +

мен/зачет)

3.5 Самоконтроля Рекомендуется / Обязательно* +

4. Блок 4.1. Дополнительная учебная литература (пособия, энциклопедии, Рекомендуется +

дополни- справочники и т. д.)

тельных 4.2. Ссылки на интернет-ресурсы (сайты, курсы, книги, статьи Рекомендуется +

материалов и т. д.)

4.3. Дополнительный дидактический материал (графика, фото, Рекомендуется +

видео и т. д.)

4.4. Глоссарий дисциплины Рекомендуется +

4.5. Образцы студенческой продукции Рекомендуется +

* Для форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

стве площадки для размещения учебных материалов и проведения сетевой образовательной деятельности. Аргументация проста: раз уж в социальных сетях молодое поколение проводит достаточно

98

большое время, то следует этим воспользоваться и «выложить» в социальной сети учебные материалы. Такой подход не правомерен. Учитель/преподаватель, настойчиво желающий обучать в соци-

альных сетях, предназначенных совсем для других целей коммуникации, выглядит «персоной нон грата». Другое дело, если преподаватель создает специализированный блог на одном из многочисленных сервисов в Интернете и приглашает учащихся и коллег использовать его контент в учебно-познавательных целях.

С позиций повышения эффективности ДОТ в образовании использование блогов в учебном процессе имеет, по мнению авторов, следующие преимущества перед LMS:

• нет необходимости наращивать объем серверного обеспечения хранения баз данных университета. Аналогично тому, как хранение личных ресурсов переносится с персональных компьютеров в Интернет на сайты-депозитарии, так и здесь можно задействовать бесплатные сторонние услуги по размещению учебного контента;

• процесс создания и применения блога носит креативный (творческий), нестандартный характер. Вместо шаблонной формы есть варианты, и многое определяет личность создателя блога. А это чрезвычайно важно для персональных коммуникаций между преподавателем и студентами;

• повышается оперативность обратной связи — на каждой странице блога есть поле для комментариев. Нет необходимости искать на портале образовательного учреждения общий форум, а на нем еще и раздел нужного преподавателя;

• нет необходимости для роста штата высококвалифицированных программистов, создающих университетскую информационно-образовательную среду;

• создание блога вовлекает преподавателя в виртуальную среду глобального образовательного пространства, повышает его социально-коммуникационную компетентность, способствует личностному и профессиональному развитию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• блог (или облако блогов) объективно становится центром персональной учебной среды преподавателя.

Согласно С.Ф. Сергееву [2], средства обучения составляют среду обучения, при включении в которую педагога и учащихся возникает обучающая среда. Среда должна обеспечивать достижение учебных целей, служить местом реализации учебных действий, на базе которых формируется учебная деятельность, ведущая к развитию личности ученика. При этом учащийся познает не только учебное содержание обучающей среды, но и себя в обучающей среде. Аналогично этому и педагог/преподаватель познает себя в социальных коммуникациях, управляющих учебным процессом.

Согласно данным американских исследователей, почти две трети пользователей Интернета точно не знают, что такое блог. Нет оснований считать, что положение у нас в стране иное [3]. Согласно Википедии блог (англ. blog от web log) — это интернет-журнал событий, интернет-дневник, основное содержимое которого регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Фактически, это развитие сетевого эпистолярного жанра, сопровождаемого авторскими фото- и видеоматериалами1. Как правило, они размещаются в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Иначе говоря, отличия блога от традиционного письменного персонального дневника обусловливаются самой средой: блоги обычно предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором в комментарии к блогозаписи или в своих блогах.

Это делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Людей, ведущих блог, называют блогерами, совокупность всех блогов Интернет принято называть блогосферой. Отметим некоторые функции блогов.

Самопрезентация. Существует целый класс блогов, предназначенных для публикации и обсуждения произведений автора: прозы, стихов, публицистики, фотографий, рисунков и других творческих результатов своей деятельности, с которыми авторы хотели бы поделиться с другими. Помимо информации о личности автора, в ряде случаев это связано с поиском работы, с предложением услуг, с информацией о готовящихся событиях с участием автора (например, блоги звезд шоу-бизнеса).

Саморазвитие и (или) рефлексия. Эта функция связана с тем, что блог предоставляет возможность авторам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. При этом подлинная фамилия и имя учредителя дневника могут быть скрыты под псевдонимом («ником» по терминологии пользователей Интернет).

Функция мемуаров. Как и традиционный бумажный дневник, блог может осознаваться как место для записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни. Иными словами, авторы создают нечто вроде отложенной коммуникации с самим собой.

Коммуникативная функция. Большинство бло-геров говорят, что ведут или читают блоги ради общения с интересными им людьми. В первую очередь это возможность сказать что-то один раз так,

1 Блоги. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог

00

чтобы это услышали многие. Как для «читателей», так и для «писателей» можно выделить два направления коммуникативной мотивации в использовании блогов — общение со знакомыми и расширение круга общения. В то время как одни люди заводят блог для удобства коммуникации с имеющимися знакомыми, другие заводят блог для того, чтобы познакомиться с новыми людьми, для расширения своей аудитории (одним нужны друзья, другим — читатели).

По мнению авторов, именно эта функция является ведущей для создания учебного блога, опосредующего педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов.

Во многих случаях блоги образовательных учреждений являются коллективными. Прежде всего, это открытое средство информирования учащихся, персонала, родителей о текущей жизни образовательного учреждения:

• источник внутренних новостей;

• размещение учебных и дополнительных материалов;

• обратная связь в комментариях. Образовательные блоги могут использоваться

как отдельными учителями, так и администрацией учебного заведения для сообщения заинтересованным лицам обновляемой информации: объявлений о встречах, родительских собраниях, классных и школьных событиях, отчетов об уже проведенных мероприятиях и т. п. Учителя и преподаватели вузов также нередко размещают в блогах обязательные для изучения или дополнительные материалы для самостоятельной работы учащихся. Подобную информацию можно размещать и на сайтах школ, однако блоги имеют перед сайтами то преимущество, что обеспечивают возможность обратной связи через комментирование блогозаписей или создание собственных, «дочерних», блогов.

Важной функцией блогов, используемых в качестве образовательной среды, является обеспечение/сопровождение учебного процесса:

• обсуждение спорных вопросов и актуальных проблем, важных для учащихся (асинхронный диалог и полилог);

• обсуждение учебного материала (чтобы побудить учащихся письменно выражать свое мнение);

• совместная работа учащихся в рамках сетевых проектов (в том числе разных классов или групп, курсов студентов);

• мониторинг выполнения проектов (совместных или индивидуальных);

• контроль прохождения производственной практики (по определению сопровождающейся заполнением дневника практики). Отмеченные характеристики блогов позволяют использовать их инфраструктуру для размеще-

100

ния УМК в соответствии с рекомендациями, приведенными в начале статьи.

Теперь конкретный пример процедуры создания учебного блога, а также — его структуры и содержания страниц. В качестве программно-технической основы используем возможности сервиса Wordpress.com. Выбор данной платформы из большого числа потенциально доступных сервисов для создания и ведения блогов (Blog.ru, Bloground.ru, Blogbuster.ru, Blogonline.ru, Diary.ru, Journals.ru, LiveInternet.ru, LiveJournal.ru, Mylivepage.ru, Privet. ru, Webblog.ru, Я.т и др.) аргументирован тем, что русифицированный сервис Wordpress.com имеет возможность встраивания большого количества так называемых плагинов, расширяющих функциональные возможности создаваемых здесь блогов. Важным преимуществом является также то, что многие сервисы социальных медиа, например YouTube.com, SlideShare.net, Vimeo.com и другие, имеют специальные настройки для облегчения пользователям процедуры переноса материалов на блоги Wordpress.com. Инструменты, предлагаемые сервисом ^kbox.com1, позволяют дополнить УМК, размещенный на базе Wordpress.com, возможностью аудиовизуального общения, что ценно с точки зрения организации очной связи преподавателя со студентами. Есть также возможность записи на блоге видеосообщений посетителей в асинхронном режиме. Кроме того, программное обеспечение Wordрress может быть легитимно внедрено на портал образовательного учреждения. Это, в частности, сделано на портале Института дистанционного образования ТПУ.

Рассмотрим алгоритм создания учебного блога по теории вероятности и математической статистике (рис. 1)2.

Первым шагом будет получение аккаунта на сервисе и заполнение полей формы регистрации блога. Регистрируемое доменное имя должно соответствовать тематике создаваемого блога и быть, по возможности, лаконичным. В рассматриваемом случае было выбрано доменное имя «tvims», которое соответствует часто употребляемому сокращенному названию данной дисциплины (ТВ и МС). Название учебного блога также дается при заполнении регистрационной формы (позднее может быть изменено).

Следующий шаг связан с действиями по выбору дизайна блога, которые производятся при первом открытии зарегистрированного блога. Этот шаг важен, во-первых, потому что он определит

1 OpenTok platform. Live video apps for your site or blog. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. tokbox.com/

2 Иванова, В.В. Теория вероятности и математическая статистика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tvims.wordpress.com

Рис. 1. Вид блога с открытым меню содержания одной из страниц

«лицо» блога и производимое им первое впечатление. Во-вторых, набор вспомогательных программ блога (они называются виджетами, рис. 2) зависит от выбора темы (программного шаблона оформления). Виджеты помогают сделать удобной пользователю навигацию, управлять размещением и удалением фрагментов блога.

Для выбора темы необходимо кликнуть мышкой на название блога и выбирать раздел Консоль.

В открывшемся боковом меню необходимо перейти в раздел Внешний вид — Темы (см. рис. 2). Откроется окно, в котором будет представлено большое число возможных дизайнерских решений, предоставляемых безвозмездно или за абонентскую плату.

Выбор шаблона производят исходя из предлагаемого темой набора параметров (цвет фона, вид шрифта, число окон, их расположение на экране, количество виджетов и т. д.). Кликнув на понравившийся шаблон, вы сможете увидеть, как будет выглядеть в будущем ваш блог. Выбранную тему необходимо сохранить (командой Активировать).

В рассматриваемом примере выбрана тема Coraline, позволяющая расположить окна блога в две или три колонки, имеющая четыре виджета. Здесь также можно выбрать (или импортировать с компьютера создателя блога) изображение в заголовке сайта, в стандартном варианте имеют------------------------------------ Вестник ФГОУ ВПО

ся три картинки. В данную тему было импортировано новое изображение, акцентирующее внимание на том, что это именно учебный блог, изменен цвет фона и выбрано расположение окон блога в три колонки. В крайних колонках размещен слайдбар, который не изменяется при переходе между страницами и традиционно исполняет навигационные функции. Основное меню расположено горизонтально сразу же после названия блога с вертикально выпадающим меню для подразделов (см. рис. 1).

Как видно на рис. 2, активируя Консоль, можно затем переходить по списку меню в настройки блога (в частности, регулировать здесь доступ к блогу), на редактирование страниц, создание записей на страницах, создание опросов и т. д. Выбрав раздел Страницы, можно создавать в необходимом числе новые страницы, называя каждую в соответствии с ее контентом. Используя иконки редактора, можно импортировать на страницу рисунки, медиафайлы, создавать гиперссылки, размещать текст и т. д. При сохранении страницы (по команде Обновить) ее название появляется в заголовке блога, отражающем горизонтальную структуру содержания блога.

При желании можно также организовать вертикальную структуру подразделов отдельных страниц. Для этого необходимо создать страницу, которая будет затем трансформирована в подраздел для

МГАУ № 4/1'2012 --------- ---------------------101

Учетная запись * Мои блоги 1

Информация о блоге * Subscnbe * Добавить 4

(£} Консоль

Платные

услуги

Записи Медиафайлы $ Ссылки (Р Страницы ^ Комментарии @ Отзывы (ф/ Опросы Рейтинги

Темы

Виджеты

Меню

Фон

Custom Design

® Мой блог

||П| Управление темами

Новая тема активирована Перейти на сайт

Текущая тема

Neutra от Artmov

Gnd-based wrth a focus on typography and simplicity. A simple and elegant theme. Read more about Neutra — НАСТРОЙКИ Виджеты I Меню | Фон | Custom Design | iPad | Дополнения

ms. right-sidebar. custom-menu. fixed-width. sticky-post custom-background. rtHangi

Метки: white, light minimal

t

Выбор Тем

Случайно | A-Z | Популярные | Недавно добавпенные | Premium | Друзья WP.com

Показывается 15 случайных тем из 128 Обновить

Рис. 2. Вид окна редактирования внешнего вида блога

одной из уже созданных страниц, указать в окне редактирования страниц название этой страницы в пункте Родительская и изменить Порядок с нулевого на первый. Следующий подраздел будет иметь Порядок второй и т. д.

Рассмотрим далее назначение и содержание страниц созданного блога. На главной странице размещена анкета, позволяющая составить входной «портрет» потока студентов, приступающих к изучению дисциплины. Главная страница блога содержит также новостную ленту для решения организационно-административных задач, поле для подписки на публикуемые в блоге новости и интересные, по мнению авторов, ссылки на Интернет-ресурсы. В настоящее время рубрика «Интересные факты» содержит ссылки на парадоксы-истины теории вероятности, на одну из известных задач, решение которой на первый взгляд противоречит здравому смыслу и на сайт, где автор рассматривает основные ошибки, возникающие при решении задач по курсу ТВ и МС. Ознакомление пользователей с материалом рубрики, по мнению авторов, может привлечь внимание студентов и способствовать мотивации к изучению дисциплины.

В разделе «О пособии» размещена общая информация о блоге и даны методические рекомендации пользователям по работе с ним. Страница «Информация о курсе» содержит аннотацию, рабочую программу дисциплины и информацию о преподавателе. При кликании мышкой на фамилию преподавателя по гиперссылке откроется его персональный сайт на корпоративном портале ТПУ, этим обеспечивается взаимосвязь блога с порталом образовательного учреждения.

102

На странице «Все, что нужно знать» находятся учебно-методические материалы, ознакомление с которыми позволяет студентам самостоятельно осваивать данный курс. Она содержит видеоуроки, комплект лекционных презентаций и примеры решения задач. Все эти материалы равноценны с точки зрения содержания курса, но их многообразие призвано обеспечить учащимся с разным типом восприятия информации возможность выбора наиболее приемлемого для них способа освоения учебного материала.

Раздел «История развития теории вероятности» представлен в виде презентации, кратких высказываний и очерка по данной теме. Раздел «Литература» включает в себя основную и дополнительную литературу по дисциплине, доступную студентам для скачивания в формате PDF. О последних достижениях в области теории вероятностей и математической статистики можно узнать в разделе «Современные достижения», в разделе «Приложения дисциплины» можно ознакомиться с информацией о прикладной теории вероятности и математической статистике, а также о роли данной дисциплины в других курсах образовательной программы.

Страница «Проверка знаний» включает основные виды контроля, предусмотренные по дисциплине. Здесь представлен фонд оценочных средств (с содержанием кодификатора и спецификации теста) в виде online-теста, разработанного на основе Google-документов (для реализации входного контроля), вопросы для подготовки к коллоквиуму, база тестов по курсу (для подготовки к семестровой аттестации) и демонстрационный вариант экзаменационной работы по дисциплине. Обратная связь осуществляется в разделе «Online-консульта-

ция». На данной странице студенты могут опубликовать вопрос преподавателю, в перспективе здесь возможна организация видео коммуникации с использованием средств OpenTok1.

Таким образом, в содержание учебного блога вошли многие разделы УМК дисциплины, предлагаемые как международными, так и отечественными рекомендациями. Реализовано единство формы и содержания учебно-методического комплекса, нелинейная (горизонтальная и вертикальная) иерархия размещения составляющих УМК в блоге создает для учащихся комфортную среду обучения. Широкий спектр интерактивных учебно-познавательных действий, включая очную дистанционную связь с преподавателем, обеспечивает полноту цикла обучения. Новизна технологии предъявления информации является мотивирующим фактором к изучению дисциплины. Описанный блог стал одним из победителей конкурса научно-методических работ ТПУ в 2012 г.

Выводы

1. Возможность интеграции с различными сервисами и внедрения мультимедийных объектов, предоставление основных инструментов на безвозмездной основе, простота использования — все это определяет ценность блога как инструмента создания электронной учебной среды и размещения в ней УМК дисциплины. Использование мультимедиа и аудиовизуальных средств коммуникации расширяет дидактические возможности УМК, размещенного на блоге, повышает его привлекательность, однако требует определенного профессионализма и квалификации у преподавателя.

2. Достоинствами блогов как сетевых образовательных сред являются доступность и относительная простота публикации учебной информации в авторской редакции, отсутствие пространственных и временных ограничений на активные коммуникации с другими: в удобное время, в удобном месте.

3. Блоги создают среду практической совместной и равноправной деятельности, в которой педагог не доминирует, и она способствует преодолению пассивности учащихся, их вовлечению в жизнь образовательного учреждения. Они реализуют возможность попутного, контекстного воспитательного воздействия совместной практически ориентированной деятельности, наряду с учебно-познавательной, предметной и межпредметной.

1 Иванова, В.В. Теория вероятности и математическая статистика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tvims.wordpress.com

4. Программное обеспечение некоторых сервисов позволяет организовать непосредственное документирование деятельности участников как педагога, так и его учеников (фиксируются даты всех обращений и действий в блоге), что позволяет произвести открытую оценку деятельности самими участниками и (или) администрацией образовательного учреждения.

5. Учебный процесс, строящийся с опорой на образовательные блоги, предоставляет студентам возможность формирования ряда компетенций, определяемых многими ФГОС ВПО:

• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

• способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач;

• способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

• способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями;

• готовность к самостоятельной работе.

6. Создание учебных блогов способствует становлению личного информационного и коммуникационного пространства преподавателя2. В свете рекомендаций по оценке уровня профессиональной компетентности педагога, блог может рассматриваться как его электронное портфолио, представляющее часть виртуального образовательного пространств, как самого преподавателя (учителя), так и учреждения, в котором он работает.

Список литературы

1. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского университета / Под ред. А.И. Чучали-на. — 3-е изд.; Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. — 204 с.

2. Сергеев, С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред / С.Ф. Сергеев // Школьные технологии. — 2010. — № 6. — С. 32—40.

3. Стародубцев, В.А. Блоги в учебном процессе /

В.А. Стародубцев, Л.А. Горохова, А.А. Киселева // Народное образование. — 2011. — № 4. — С. 232-240.

2 Иванова, В.В. Теория вероятности и математическая статистика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tvims.wordpress.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.