Научная статья на тему 'Структура и особенности репрезентации концепта «Германия» в современном немецкоязычном экономическом дискурсе (на материале немецкой деловой прессы)'

Структура и особенности репрезентации концепта «Германия» в современном немецкоязычном экономическом дискурсе (на материале немецкой деловой прессы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / экономический дискурс / немецкая ментальность / экономическая журналистика / concept / economic discourse / German mentality / economic journalism.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барышева Татьяна Михайловна

экономика представляет собой ту сферу жизни человека, в которой особенно отчетливо проявляются языковая динамика, изменения в общественном сознании, ментальности носителя языка, а также активные процессы в современной лексике. Целью данного исследования является изучение концепта «Германия» в современном немецкоязычном экономическом дискурсе, особенностей его структуры и способов его репрезентации. Материалом данного исследования служат конкретные примеры, полученные методом сплошной выборки из оригинальной немецкой литературы – журналов и газет, посвященных проблемам экономики («Capital», «Handelsblatt», «Der Tagesspiegel», «Die Zeit»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND THE FEATURES OF THE REPRESENTATION OF THE CONCEPT «GERMANY» IN MODERN GERMAN ECONOMIC DISCOURSE (BASED ON GERMAN BUSINESS MEDIA)

the economy is the sphere of human life in which language dynamics, changes in public consciousness, mentality of a native speaker, as well as active processes in modern vocabulary are particularly clearly manifested. The aim of the research is the scientific analysis of the concept of «Germany» in the modern German economic discourse, the specificities of its structure and ways of its representation. The material of this study are specific examples obtained by continuous sampling from the original German literature – magazines and newspapers devoted to the problems of the economy («Capital», «Handelsblatt», «Der Tagesspiegel», «Die Zeit»).

Текст научной работы на тему «Структура и особенности репрезентации концепта «Германия» в современном немецкоязычном экономическом дискурсе (на материале немецкой деловой прессы)»

language". And to find out how to say correctly, where and what needs to be coordinated in the proposal, without using any theoretical sources. Also, many students are frightened by the lack of textbooks and homework.

Summing up, I can say that the TPR method is certainly worthy of attention. By selecting it, you will be interested to learn the language. But if you need to learn the language seriously and at a pace, traditional methods will become your best assistants.

References / Список литературы

1. Alekseev N.G. Designing conditions for the development of reflective thinking. Abstract of thesis. Doctor of Ped. Science. M., 2002. 32 p.

2. Andreev V.I. The dialectic of education and self-education of a creative person. Kazan, 1998. 236 p.

3. Saikov B.P. Organization of information educational institution: a practical guide mangling. M., 2005.

4. Djuraeva I.Kh. ICT as a means of increasing motivation of students in the lessons of foreign language. Вестник науки и образования, 2019. № 3 (57). Часть 2. С. 36.

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ГЕРМАНИЯ» В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЙ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ) Барышева Т.М. Email: [email protected]

Барышева Татьяна Михайловна - магистрант, кафедра германистики и лингводидактики, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: экономика представляет собой ту сферу жизни человека, в которой особенно отчетливо проявляются языковая динамика, изменения в общественном сознании, ментальности носителя языка, а также активные процессы в современной лексике. Целью данного исследования является изучение концепта «Германия» в современном немецкоязычном экономическом дискурсе, особенностей его структуры и способов его репрезентации. Материалом данного исследования служат конкретные примеры, полученные методом сплошной выборки из оригинальной немецкой литературы - журналов и газет, посвященных проблемам экономики («Capital», «Handelsblatt», «Der Tagesspiegel», «Die Zeit»).

Ключевые слова: концепт, экономический дискурс, немецкая ментальность, экономическая журналистика.

THE STRUCTURE AND THE FEATURES OF THE REPRESENTATION OF THE CONCEPT «GERMANY» IN MODERN GERMAN ECONOMIC DISCOURSE (BASED ON GERMAN BUSINESS MEDIA) Barysheva T.M.

Barysheva Tatyana Mikhailovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF GERMAN STUDIES AND LANGUAGE TEACHING, MOSCOW CITY UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the economy is the sphere of human life in which language dynamics, changes in public consciousness, mentality of a native speaker, as well as active processes in modern vocabulary are particularly clearly manifested. The aim of the research is the scientific analysis of the concept of «Germany» in the modern German economic discourse, the specificities of its structure and ways of its representation. The material of this study are specific examples obtained by continuous sampling from the original German literature -magazines and newspapers devoted to the problems of the economy («Capital», «Handelsblatt», «Der Tagesspiegel», «Die Zeit»).

Keywords: concept, economic discourse, German mentality, economic journalism.

УДК 811.11-112

Концепт как интегральный объект гуманитарного знания рассматривается в рамках различных научных дисциплин, однако проблема описания сущности концептов остается особенно актуальной для современной лингвистической науки [1]. В рамках нашего исследования мы опираемся на определение концепта, предложенное З.Д. Поповой и И.А. Стерниным, которые описывают концепт как дискретное ментальное образование, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной деятельности и несущее комплексную информацию об отражаемом предмете или явлении [4].

Изучение различных источников, посвященных мировой и европейской экономической статистике, позволяет с уверенностью говорить о том, что Германия является мировым экономическим лидером, ориентированным на дальнейшее развитие. Так, согласно данным статистической службы Европейского союза, доля Германии в ВВП Европейского союза является крупнейшей и в 2017 году составила 21,3% [18]. Кроме того, по данным британского портала EY, в 2017 году Германия заняла третье место в мировом рейтинге инвестиционной привлекательности [19, с. 4]. Сфера экономики является важным элементом немецкоязычной картины мира, и именно поэтому изучение концепта «Германия» в современном немецкоязычном экономическом дискурсе представляет большой интерес.

Исследование концепта «Германия» необходимо начать с этимологического анализа репрезентирующей его лексической единицы, так как именно этимологическое исследование позволяет раскрыть начальные этапы формирования тех или иных понятий и проследить их реальное движение. Так, словарь немецкого языка Duden выделяет следующее значение слова «Deutschland»: «Государство в центральной Европе» [17, с. 415]. Немецкий онлайн-словарь PONS определяет значение слова Deutschland как «Государство в центральной Европе, в котором живут немцы» [23]. Немецкоязычный онлайн-словарь Open Thesaurus выделяет следующее значение слова Deutschland: «Наименование страны, Федеративная Республика Германия» [22].

В результате этимологического анализа было установлено, что слово «deutsch» восходит к праиндоевропейскому слову «teuta», которое означало «народ, люди». В прагерманском языке этот корень предположительно имел вид &euda, в древневерхненемецком - diot[a]. Современная форма написания названия страны (Teutschland, Deutschland) используется с XV века [21, с. 158]. Приведенные выше словарные дефиниции, а также этимологический анализ слова «Deutschland» позволяют говорить о том, что номинативное поле концепта «Германия» выстраивается вокруг своего понятийного ядра - государство, расположенное в центральной Европе, европейская страна, населённая немцами. Таким образом, в концепте «Германия» в первую очередь вербализуется значение государственности, страны.

Для изучения особенностей репрезентации концепта «Германия» наиболее релевантным является исследование в синхронном аспекте с привлечением текстов различных типов, при этом особый интерес представляет публицистический дискурс. Современная пресса играет большую роль в формировании общественного мнения и репрезентации различных идей и мыслей. Адресатом публикаций в современной

немецкоязычной деловой прессе является международная публика, и именно поэтому тенденции современной экономики находят свое отражение и в экономическом дискурсе. Как отмечают Л.Г. Викулова и Е.Ф. Серебренникова, массмедийное коммуникативное пространство приобретает особую значимость в современном мире, поскольку данный вид дискурса описывает и реконструирует уже сложившуюся реальность [2]. В публицистических текстах происходит отражение не только индивидуальной авторской картины мира, но и концептуальных признаков, представленных в языковом сознании большинства представителей той или иной лингвокультуры. Следовательно, современная пресса может предоставить исследователю богатый материал для рассмотрения различных стратегий речевого воздействия [5], выявления актуальных концептуальных признаков, а также изучения образной и ценностной составляющих в структуре концептов.

Исследование информационно-аналитических и новостных текстов экономических СМИ Германии позволило выделить следующие смысловые признаки концепта «Германия» в немецкоязычном экономическом дискурсе:

1. Современная страна

В экономической журналистике Германия представляется как государство, развивающееся по инновационной модели и идущее в ногу со временем. Отмечается, что Германия готова к новым решениям и не боится необходимых перемен, а выбранные направления преобразований являются верными.

Deutschland habe als eines der wenigen Länder eine echte Trendwende geschafft [7].

Deutschland sende «genau das richtige Signal» mit der Kohlekommission, in der Klimaschützer, Wirtschaft, Wissenschaft und Gewerkschaften derzeit über den Kohleausstieg beraten [8].

2. Сильное государство

Немецкие журналисты описывают Германию как независимое государство, входящее в число высокоразвитых стран. Неоднократно подчеркиваются факторы успешности Германии в Евросоюзе и мире, а также многочисленные сильные стороны её экономической политики.

Deutschland ist ein Riese im Handel mit Russland [9].

Mit Rekordbeschäftigung und stabilen Preisen, einem zunehmenden Lebensstandard für nahezu die gesamte Bevölkerung und einem kleinen Überschuss im Staatshaushalt geht es Deutschland besser als je zuvor [10].

3. Мировой лидер

В немецкоязычных СМИ Германия также представляется как страна, занимающая лидирующие позиции в Европейском союзе и мире, успешно конкурирующая с другими развитыми странами Европы и мира и постепенно укрепляющая свои позиции в качестве лидера. Отмечается позитивный имидж Германии и степень её влияния на европейскую экономическую политику.

Deutschland hat sich zu einem der besten Produktionsstandorte in der entwickelten Welt gemausert [10].

Dank dieser breiten Basis gehört Deutschland zur Weltspitze in der industriellen Anpassungsfähigkeit [10].

4. Партнёр

Немецкоязычные экономические СМИ многократно подчеркивают, что Германия открыта для новых решений, а сотрудничество с этой страной обречено на успех. Отмечается также и высокая степень интеграции Германии в мировое сообщество.

Deutschland würde zeigen: Wir Europäer sind für euch da, auch wenn andere - in diesem Fall die USA - euch verlassen [20].

Europa lebt von deutscher Stabilität. Deutsche Stabilität nährt sich von der Vernunft der gesellschaftlichen Mitte [20].

Кроме того, сопоставительный анализ полученных контекстов свидетельствует о том, что концепт «Германия» находится в тесной связи с другими концептуальными

доминантами немецкой лингвокультуры, такими как концепты «Arbeit», «Zuverlässigkeit» и «Ordnung» [3]. Таким образом, этноспецифические признаки, свойственные концепту «Германия» в экономическом дискурсе, можно разделить на четыре группы:

1. Надёжность

Успехи в профессиональной сфере в немецкоязычной картине мира предполагают порядок, дисциплину и самоконтроль, поэтому в немецкоязычной картине мира высоко ценятся такие качества, как компетентность и трудолюбие. Порядок и хороший рабочий климат рассматриваются как ключевые факторы успешности немецкой экономики.

Deutschland hat drei große Vorzüge: Sicherheit, Stabilität und Berechenbarkeit [11].

Noch gilt Deutschland international als vorbildlich. Andere Staaten beneiden die Bundesrepublik um ihren großen Industrieanteil [15].

2. Сила

Существенные успехи Германии на международной арене, а также её стремление к сотрудничеству с другими государствами отражаются и в экономической журналистике. Германия рассматривается как лидер, победитель и рекордсмен, а также конкурентоспособный партнер, имеющий большой вес в Европе и в мире.

Die erste Antwort ist einfach. Deutschland erlebt sein goldenes Jahrzehnt [10].

Transformatoren, Turbinen, Elektronik: Überall ist Deutschland vorne [11].

3. Неуверенность

Не менее важно отметить, что на современном этапе немецкая экономика сталкивается с рядом серьёзных проблем, такими как интеграция мигрантов, улучшение имиджа на международной арене, а также соперничество с другими экономически сильными государствами (Франция, США, Китай), что закономерно находит своё отражение в немецкоязычном экономическом дискурсе. Следствием этого явилась актуализация таких когнитивных признаков, как социальная напряженность, неуверенность, соревновательность, недоверие. Немецкая лингвокультура относится к числу культур с невысокой терпимостью к неопределенности [6, с. 2], поэтому немецкие журналисты неоднократно подчеркивают необходимость реформ в области инноваций, а также высказывают свои сомнения относительно того, является ли экономическая политика Германии успешной и удастся ли Германии сохранить свое лидерство на международной арене. Большую роль при этом играет достаточно критический подход к описанию ситуации и выработке решений.

Deutschland bleibt damit dennoch ein Zwerg im weltweiten IPO-Markt [16].

Etwas ist faul im Staate Deutschland - und zwar eine ganze Menge, so Journalist Claus Strunz: Asylchaos, Bildungsnotstand, rückständige Digitalisierung [14].

4. Развитие

Наличие ряда серьёзных проблем, в том числе конкуренции с другими европейскими странами, обуславливают относительно негативное отношение к понятию стабильности. В качестве нормы оценивания успешности немецкой экономики выступают прогресс и развитие. В экономической журналистике делается упор на необходимость постоянного движения вперёд, высказываются многочисленные ожидания, связанные с дальнейшими реформами в области экономики, наблюдается стремление к динамике и развитию с целью укрепить лидерство на международной арене. Соответственно, недостаток или отсутствие качеств соревновательности, активности и новизны как факторов прогресса в немецкоязычном экономическом дискурсе оценивается отрицательно. Кроме того, журналисты часто прибегают к использованию существительного «Maschine», что демонстрирует позитивные ожидания от экономических преобразований и стремление достичь качественного результата. Нерешительность при проведении

реформ расценивается отрицательно, и считается, что проблемы, вызванные переменами в стране и мире, решать необходимо немедленно.

Deutschland und sein Mittelstand müssen dringend etwas ändern, damit sie für die wirklich guten Leute spannend und interessant bleiben [13]. Deutschland - die Wachstumsmaschine [12].

В результате проведенного концептуального анализа было установлено, что концепт «Германия» в немецкоязычном экономическом дискурсе обладает сложной концептуальной структурой. Большая часть признаков, формирующих структуру концепта «Германия», имеет в немецкой языковой картине мира ярко выраженный социальный и оценочный характер, ориентирована на положение страны на мировой арене и ее дальнейшее развитие. Концепт «Германия» в немецкоязычном экономическом дискурсе находится в тесной связи с другими ключевыми для немецкой картины мира концептами, такими как успех, работа, трудолюбие. Своеобразие всех перечисленных способов концептуализации, большинства актуализируемых признаков концепта проявляется в ярко выраженной социальной сущности концепта.

Таким образом, концепт «Германия» представляет собой сложно структурированное ментальное образование, несущее в себе национально-культурную информацию. Выявленные на данном этапе анализа характеристики концепта «Германия» позволяют говорить о его лингвокультурной специфике и значимости для немецкой картины мира.

Список литературы /References

1. Алексеев А.В. Лексикологические аспекты изучения концептов. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», 2015. № 3 (19). С. 83-89.

2. Викулова Л.Г., Серебренникова Е.Ф. Структуры моделирования ценностных ориентиров дискурса социальной реальности в массмедийном коммуникативном пространстве. Вестник МГПУ. Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование», 2014. № 2 (14). С. 55-63.

3. Медведева Т.С. Ключевые концепты немецкой лингвокультуры: монография / Т.С. Медведева, М.В. Опарин, Д.И. Медведева; под ред. Т. И. Зелениной. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 160 с.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. 35 с.

5. Фурманова С.Л., Компаниец И.М., Теплякова С.М. Политическая корректность: постановка проблемы. Вестник российского гуманитарного научного фонда. М., 2015. С. 174-186.

6. Al-Alawi A. Cross-cultural Differences in Managing Businesses: Applying Hofstede Cultural Analysis in Germany, Canada, South Korea and Morocco. Elixir Inter. Busi. Mgmt., 2016. 7 с.

7. Die Bank. Deutschland hat echte Trendwende geschafft. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.die-bank.de/news/deutschland-hat-echte-trendwende-geschafft-10532/ (дата обращения: 22.01.2019).

8. Börse online. Vor Weltklimakonferenz: Bundestag streitet über Klimaschutz. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.boerse-online.de/nachrichten/aktien/roundup-vor-weltklimakonferenz-bundestag-streitet-ueber-klimaschutz-1027768108/ (дата обращения: 30.11.2018).

9. Сapital. Deutschland will Ausnahmen bei Russland-Sanktionen. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.capital.de/wirtschaft-politik/deutschland-will-ausnahmen-bei-russland-sanktionen/ (дата обращения: 16.11.2018).

10. Capital. Deutschland Superstar? [Электронный ресурс] URL: https://www.capital.de/wirtschaft-politik/konjunktur-deutschland-wachstum-goldenes-jahrzehnt-9244.

11. Capital. Ignacio Galán: «Überall ist Deutschland vorne». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.capital.de/wirtschaft-politik/ignacio-galan-ueberall-ist-deutschland-vorne/ (дата обращения: 16.11.2018).

12. Capital. «Deutschland geht es gut - sehr gut sogar». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.capital.de/wirtschaft-politik/deutschland-geht-es-gut-sehr-gut-sogar/ (дата обращения: 29.10.2018).

13. Capital. Wie Deutschland seine Besten ziehen last. [Электронный ресурс]. URL: https://www.capital.de/wirtschaft-politik/wie-deutschland-seine-besten-ziehen-laesst/ (дата обращения: 14.10.2018)

14. Der Aktionär. Claus Strunz: Gewinnwarnung für Deutschland. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.deraktionaer.de/aktie/claus-strunz-gewinnwarnung-fuer-deutschland-425840.htm/ (дата обращения: 29.12.2018)

15. Der Spiegel. Dem deutschen Exportmodell droht das Ende. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spiegel.de/wirtschaft/soziales/abschwung-und-handelskrieg-dem-deutschen-wirtschaftsmodell-droht-das-ende-a-1246578.html/ (дата обращения: 10.01.2019).

16. Der Tagesspiegel. Deutsche Firmen streben an die Börse - soll man einsteigen? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tagesspiegel.de/wirtschaft/neue-boersengaenge-deutsche-firmen-streben-an-die-boerse-soll-man-einsteigen/19992908.html/ (дата обращения: 16.07.2018).

17. Duden Deutsches Universalwörterbuch. Berlin: Dudenverlag, 2015, 2128 c.

18. Eurostat. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/DDN-20180511-1?inheritRedirect=true/ (дата обращения: 20.09.2018).

19. EY's Attractiveness Survey Deutschland. EYGM Limited, 2017. C. 4.

20. Handelsblatt. Ex-Vizekanzler Gabriel: «Wenn es in Deutschland nur vibriert, bebt Europa». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/interview-ex-vizekanzler-gabriel-wenn-es-in-deutschland-nur-vibriert-bebt-europa/22738356.html/ (дата обращения: 16.08.2018).

21. Köbler G. Neuhochdeutsch-althochdeutsches Wörterbuch. Innsbruck: Selbstverl., 2006. 925 c.

22. Open Thesaurus. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.openthesaurus.de/synonyme/deutschland (дата обращения: 17.06.2018).

23. Pons Wörterbuch. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.pons.com/translate/dictionary-of-german-spelling/Deutschland/ (дата обращения: 02.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.