Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ'

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальное общение / компоненты виртуального общения / особенности киберкоммуникации / virtual communication / components of virtual communication / features of cyber communication

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кононенко И.А.

В публикации затрагивается проблема определения структуры виртуального общения, выделение и описание отдельных его компонентов. Также приводится сравнительная характеристика категорий киберкоммуникации с учетом возраста и пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE COMPONENTS OF VIRTUAL COMMUNICATION

The publication deals with the problem of determining the structures of virtual communication, highlighting and describing its individual components. It also presents a comparative characteristic of the categories of cyber communication, taking into account age and gender.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ»

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Кононенко И.А. (Донецк, ДонНУ) inna.kononenko.1996@mail.ru

Аннотация. В публикации затрагивается проблема определения структуры виртуального общения, выделение и описание отдельных его компонентов. Также приводится сравнительная характеристика категорий киберкоммуникации с учетом возраста и пола.

Ключевые слова: виртуальное общение, компоненты виртуального общения, особенности киберкоммуникации.

CHARACTERISTICS OF THE COMPONENTS OF VIRTUAL COMMUNICATION Kononenko I.A. (Donetsk, DonNU) inna.kononenko.1996@mail.ru

Annotation. The publication deals with the problem of determining the structures of virtual communication, highlighting and describing its individual components. It also presents a comparative characteristic of the categories of cyber communication, taking into account age and gender.

Key words: virtual communication, components of virtual communication, features of cyber communication.

Феномен компьютерно-опосредованной коммуникации начиная с конца XX века прежде всего интересовал психологов, социологов и лингвистов. В социальной психологии многие научные труды посвящены проблемам особенностей межличностной и межгрупповой коммуникации и взаимодействию в сети, формированию впечатления о пользователях и сетевой идентичности. В психосоциолингвистике интернет-общение рассматривают как «электронный дискурс», как особенную, опосредованную сетью речевую деятельность (И.Н. Розина, Л.Ю. Щипицина, Е.И. Горошко). В психологии научными разработками данной сферызанимаетсяА.Е. Войскунский, он предлагаетрассматривать деятельность человека в интернете как новое орудийное опосредствованное, которое представляет собой одно из самых существенных условий развития психики (Игнатьева, 2012, с.3). Если говорить о киберобщении, то стоит отметить разработку отдельных его сторон- анонимность в использовании коммуникации (Г.У. Солдатова, Е.П. Белинская, Е.И. Рассказова); вопросы, связанные с самопрезентацией себя в сетях, самоотноошением (Ю.Д. Бабаева, А.Е. Жичкина, Ю.П. Зинченко); психологические особенности коммуникативного поведения в интернет-пространстве (И.С. Лу-чинкина, Е.И. Богомолова, Э.А. Игнатьева и др.).

Современные зарубежные исследования предлагают альтернативные подходы для оценки изучения межличностного общения посредством интернет-коммуникаций: модель социальной идентичности в виртуальном мире или модель искаженной самоидентификации (J. Lamerchs, H. Molder и др., 2003); теорию обработки социальной информации (UtzSonia и др., 2000); доказательство эффективности управления впечатлением «один на один» (face-to-face) за счет невербальных сигналов и эмоциональности в противоположность интернет-общению (B.M. Okdie, R.E. Guadagno, F.J. Bernieri, A.L. Geers, A.R. Mclarney-Vesotski и др., 2011).

При достаточно широком аспекте исследования различных вопросов связанных с киберкоммуникацией, отсутствует собирательный образ категории виртуального общения, который будет методологически описывать структуру киберобщения, для более качественного взаимодействия пользователей.

Обобщая позиции выше названных авторов, под виртуальным общением будем понимать коммуникативное взаимодействие субъектов, осуществляемое посредством компьютера, при котором создается особая модель реальности, характеризующаяся эффектом присутствия в ней человека и позволяющая действовать с воображаемыми и реальными объектами.

Среди достижений отечественных авторов в области проблем общения стоит отметить статью В. Н. Панферова «Психология общения». В содержательной структуре общения он выделяет четыре компонента: 1) связь; 2) взаимодействие; 3) познание; 4) взаимоотношение (Корягина, 2015). В современной отечественной социальной психологии широкое признание получила аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (Андреева, 2002, с. 53).

Рассматривая структуру виртуального общения, И.С. Лучинкина рассматривала типы коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве, она определяет их специфическим соотношением психологических факторов, а именно сочетанием когнитивных, мотивационных, аффективных компонентов коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве (Лучинкина, 2018, с 167).

Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения, виртуальный контекст. В качестве субъекта общения принято рассматривать человека, являющегося инициатором общения, а также того, кому эта инициатива предназначена. Таким образом, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение (Куницина, 2001).

В нашем исследовании мы использовали контент-анализ, на основе опроса, который заключался в том, чтобы испытуемые привели как можно больше свободных ассоциаций на словосочетание «Виртуальное общение - это...». В процессы были выделены следующие компоненты: «аффективный» с разделением на «положительные эмоции» и «отрицательные эмоции», «мотивационный», «когнитивный», «объектность», «субъект-ность», «альтернатива реальности», «личность», «пространство и время», «перцепция».

Под «аффективным компонентом» понимается эмоциональная сторона виртуального общения,коммуникативные установки, психические состояния, рефлексивность. Для более детального анализа данного компонента мы также выделили категории «положительная» и «отрицательная» направленность чувств и эмоций, присутствующих при опосредованном общении. «Мотивационный компонент» определяет доминирующие мотивы пребывания онлайн, описывает особенности взаимодействия виртуальной коммуникации. «Когнитивный компонент» киберкомуникации представляет собой целостный процесс, в рамках которого осуществляется обмен информацией, знаниями между пользователями. «Объектность» включает в себя понимание функций, форм виртуального, характеризует восприятие общение через объект (гаджет), сюда относятся его внешний вид и устройство. «Субъектность» предполагает коммуникационную активность, инициативность, виртуальное общение воспринимается глобально, ведь взаимодействие может происходить с большим количеством людей одновременно. Категория «альтернатива реальности» характеризует сам феномен виртуальной реальности, которая описывается идеями «лучшего мира», где происходит освобождение от привычной жизни, переход в другие миры, возможность получить свободу мыслей и действий, а также всецелый контроль над процессом общения, в частности. Компонент «личность» раскрывает моменты, связанные с самореализацией, самопрезентацией себя в киберобщении. Компонент «пространство и время» характеризует индивидуальное восприятие временных рамок данного вида общения, а также ощущение доступности любого и каждого, вне зависимости от расстояния. «Перцепция» - процесс познания одним человеком другого, происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника (Гордеева, 2001, с. 140).

В исследовании приняли участие 164 испытуемых, из них мужчин - 49 (30%), женщин - 115 (70%). Возрастные градации респондентов представлены в следующем соотношении 18-29лет - 59 (36%), зрелый возраст 30-50 лет - 54 (33%), поздняя зрелость 5175 лет - 51 (31%).

По формуле А.Н. Алексеева были получены оценки «удельного веса» каждой категории, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень интенсивности представленности категорий

Укс

Категории Вся вы- Юнош. Зрел. Поздняя

борка возраст возраст зрелость Женщины Мужчины

Аффективный 7,4 3,6 2,0 2,1 7,9 6,4

Мотивационный 13,6 5,3 4,5 4,4 13,7 13,4

Когнитивный 7,3 2,7 2,6 2,3 7,1 7,8

Объектность 20,2 7,4 6,9 6,8 18,9 23,3

Субъектность 14,8 5,3 5,1 5,1 14,5 15,5

Альтерн.реал. 6,8 3,2 2,3 1,5 7,0 6,4

Простр. и время 3,9 1,3 1,3 1,5 3,8 4,1

Личность 8,0 3,4 2,9 2,0 8,2 7,3

Положит.эмоции 5,7 3,1 1,4 1,3 6,1 4,5

Отриц. эмоции 4,4 2,2 1,1 1,2 4,6 3,9

Перцептивный 7,9 3,4 2,5 2,3 8,1 7,4

Как видно из таблицы 1 наиболее интенсивно представлены компоненты «объект-ность», «субъектность», «мотивационный», наименее - компоненты «пространство и время», а также компоненты «положительные эмоции», «отрицательные эмоции» в более старших группах испытуемых. Такие данные могут свидетельствовать о том, что виртуальное общение в мировоззрении современных людей отражено в объектах и образах реального мира (телефоны, компьютеры, интерфейсы социальных сетей). Удобство, которое создает объектность, на ряду с этим резко повышает количество свободы действий для человека, то есть увеличивает уровень его субъектности. Субъект посредством нарастания объектности в мире получает возможность более полно реализовать свой потенциал. И чем выше степень объектностивиртульного общения, тем больше получает субъект возможностей для самореализации, самопрезентации и т.д. (Стерледева, 2018).

Выраженность «мотивационного» компонента киберкоммуникации предположительно определяет взаимосвязь субъект-объектной диады, и характеризует направленность личности пользователя, его главные тенденции поведения, так как мотивационные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей.

Компонент виртуального общения «пространство и время» в сознании респондентов не выражен, поскольку не предполагает особых затрат ресурсов человека (физических, психологических) в момент коммуникации, в сравнении с реальным общением. В данном случае пользователи сами выбирают, когда ответить на сообщение, кому написать, а пространственные границы стираются за счет видеозвонков, и тем самым личные встречи менее актуальны.

Немаловажным представляется рассмотреть статистически значимые различия в разновозрастных выборках, для этого мы использовали Н-критерий Крускалла-Уоллиса. Значимость различий подтверждена по «аффективному компоненту» виртуального обще-

ния (Ьэмп. = 18,02; р<0,01) и в этой связке различия отмечены по компонентам «положительные» (Ьэмп. = 22,02; р<0,01) и «отрицательные эмоции» (Ьэмп. = 12,07; р<0,01). Дан-ныеговорят о том, что для болеемолодых людей приоритетнонахождениеэмоционально-стиименно в кибервзаимодействии. Предположительно, этосвязано с тем, что при возник-новениипотребности в эмоциональнойразрядке, поддержке и т.д. пользовательможетбыс-троееудовлетворить, дополнительновирутальноеобщениесоздаетбольший контроль и вместе с тем большую свободу проявлениячувств и эмоций. Статистическиеразличиявыяв-лены по компоненту «альтернатива реальности» (Ьэмп. = 21,05; р<0,01), здесьсновамож-ноотметить, чтоболеемолодые, зрелыегруппы людей предпочитаютпереноситьмногиес-ферысвоейжизни, которыебазируются на общении, в цифровоепространство: учеба, работа, покупки, развлечения и т.д.

Отмечается специфика «перцептивного» компонента ((Ъэмп. =10,15; р<0,01) для юношеского возраста, что говорит о возможностях управления киберкоммуникацией посредством конструирования собственного образа, который презентуется в виде сообщений, изображений, аудио/видео файлами и, в связи с этим каждым участником общения понимается несовпадение образов своего собеседника в реальном и виртуальном пространстве. По компоненту «личность» (Ьэмп. = 15,47; р<0,01) такжеотмеченыособенности в разновозрастныхгруппах. Данныеподтверждаеютранеевыявленуюстатистическуюзначи-мость по компоненту «альтернатива реальности», и в этомслучаемы говорим, чтонарас-тающий перенос многих сфер своейжизни в киберпространствосвязан с тем, чтовиртуа-лльность в сознаниимолодеживыступаетдополнительной, а возможно, и основнойплощад-кой для саморазвития, самореализации, самоидентификации.

Описываястатистическиеразличиякомпонентоввиртуальногообщения с учетом пола мыиспользовали ^критерий Стьюдента. Значимыеразличияподтверждены по компоненту «объектность» (Ъмп. = 2,2; р<0,05), которыйвыражен в мужскойгруппе, что в целом-гендернотипично. Но, стоитотметить, что в болеемолодыхгруппахэторазличиепостепен-нонивелируется. Спецификаразличийтакжеопределена по компоненту «положитель-ныеэмоции» (Ъмп. = 2,1; р<0,05) и в большей мере высокие показатели получены в группе женщин, это говорит о том, что киберкоммуникация позволяет дополнительно получить и реализовать эмоции и чувства предпочтительно положительного спектра.

Таким образом, в данном исследовании мы сформировали структуру киберкомму-никации, которая присутствует в сознании современных людей, определили существующие особенности компонентов виртуального общения. Перспективным представляется рассмотреть особенности виртуального общения с подключением дополнительных сравниваемых групп.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.

2. Волчков Э.Г. Психология общения: учеб. пособие / под ред. И.М. Юсупова. Казань: Академия наук РТ, КФУ, 2015. 365 с.

3. Гордеева А.В. Контент-анал^ичнедослщженняструктури образу комп'ютера // Наука i освгга. 2001. №6. С. 138-142.

4. Игнатьева Э.А. Формирование коммуникативных умений виртуального общения современной молодежи: автореф... дис. канд. психол. наук. М., 2012. 26 с.

5. Корягина,Н. А.Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. М.:Юрайт, 2019. -440 с.

6. Куницына В.Н. Межличностное общение:учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

7. Лучинкина И.С. Типология коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2018. С. 165-171.

8. Стерледева Т.Д. Субъектность и объектность в аспекте электронной виртуальной реальности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018.№ 4. С. 64-68.

9. Чучкова Г.С. Интернет-коммуникациякак фактор личностногоразвития: на примере-общения в чатах: : автореф... дис. канд. психол. наук. М., 2008. 24 с.

10. Budman S.H. Behavioral health care dot-com and beyond: computer mediated communications in mental health and substance abuse treatment // American J. of Psychology. Vol. 55. 2003. No. 11. P. 1290-1300.

11. Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use (PIU) // Computers in Human Behavior. Vol. 17. 2001. P. 187-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.