Научная статья на тему 'Структура и особенности интеллектуального капитала в регионе'

Структура и особенности интеллектуального капитала в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станишевская Светлана Петровна, Имайкин Егор Александрович

Статья посвящена проблеме управления интеллектуальным капиталом. Автором выдвинуто предположение о ключевом значении образования в содержании интеллектуального капитала. Проведен анализ состояния образования в Пермском крае, выявлены основные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Станишевская Светлана Петровна, Имайкин Егор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the problem ofintellectual property management that is very important today. The author contemplates assumption on keystone ofeducation in intellectual capital content. Analysis ofeducation status in Perm region was performed, key problem were revealed.

Текст научной работы на тему «Структура и особенности интеллектуального капитала в регионе»

сти экономики. В связи с этим, теоретически можно было бы говорить о качественно новом уровне экономики Пермского края. Однако, обладая уникальным природно-ресурсным потенциалом, хорошим инвестиционным климатом, значимым административным ресурсом, Пермский край становится привлекательным не для стратегических, а для краткосрочных спекулятивных инвестиций.

В результате таких процессов слияния и поглощения возникает вывод региональных активов. Экономика теряет темпы роста и инновацион-ность, в результате использования непрозрачных схем слияния и поглощения возникает недооце-ненность активов, занижается налогооблагаемая база. В результате происходит концентрация региональной экономики за пределами региональной экономической системы. Проблема институциональных гарантий в условиях значимости административного ресурса становится одной из ключевых. В итоге, слияния и поглощения в реги-

ональной экономической системе приобретают не созидательную, а разрушительную для экономики Пермского края силу.

В результате исследования и построения модели регионального рынка слияния и поглощения сделан вывод о необходимости разработки комплекса управленческих решений для корректировки действий потенциальных участников рынка М&А (бизнеса, власти и общества) для повышения эффективности экономики региона, а именно, проведение НИОКР и повышение наукоемкости региональной экономики; формирования сильной региональной администрации, способной сформировать систему взаимоотношений центра и региона, создания договоренностей между инорегиональными инвесторами и региональными властями по всему спектру экономических, социальных, экологических и прочих вопросов; проведения политики разумного регионального протекционизма в системе государственного развития регионов России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Global M&A and Debt Market Outlook. Совместное исследование Mergermarket и Merrill Corporation. 2008.

2. Пермский край - территория конкурентного развития: сб. материалов II Межвуз. Студ. Конф./ Перм. Ун-т. Пермь, 2008.

3. Пирогов А.Н. Слияния и поглощения компаний: зарубежная и российская теория и практика.// Менеджмент в России и за рубежом. № 5. 2001.

4. http://www.ma-journal.ru.

5. http://www.mergers.ru.

Станишевская С.П., Имайкин Е.А.

Структура и ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНЕ

Анализ механизма формирования, использования и совершенствования интеллектуального капитала начинается со специфики объекта управления. Воспринимая понятие "интеллектуальный капитал" - как капитал, который по своему характеру может существовать только на индивидуальном уровне, мы должны помнить о том, что основное воздействие на его развитие и формирование в рамках системы "человек-фирма-регион", оказывает, региональная система управления социально-экономическими отношениями, а именно региональная система образования и рынок труда во взаимосвязи с ней. Поэтому важно, определяя стратегические направления развития региона в современных условиях, осознавать, что

у него существует уникальное конкурентное преимущество, в виде интеллектуального капитала людей, проживающих на территории региона. Следовательно, при формировании основных векторов развития региона и территории необходимо увязывать направление развития экономики региона, ее потребностей с тенденциями формирования и структурой существующего интеллектуального капитала.

Необходимо помнить о том, что при формировании системы управления интеллектуальным капиталом, должен быть учтен ряд следующих особенностей:

1. При формировании качественных и количественных характеристик интеллектуального

капитала, нужно помнить о том, что конечным объектом на который, оказывается управленческое воздействие выступает человек с его сложной системой потребностей, мотиваций и социальных взаимосвязей.

2. Структурно интеллектуальный капитал является частью человеческого капитала. Это означает, что результат воздействия будет более качественным, если в систему управления будут входить меры, направленные на воздействие и других составляющих человеческого капитала. То есть, воздействие должно иметь системный характер, что позволит получить наиболее высокий результат на выходе. Например, совершенствуя структуру образования в регионе, с целью повышения конкурентоспособности территории, необходимо помнить о других составляющих, необходимых для качественной жизни индивидов: уровне здоровья, социальном благополучии, мобильности и других составляющих. В противном случае, все положительные эффекты от развития интеллектуального капитала индивидов в регионе, будут нивелироваться отсталостью в других характеристиках жизнедеятельности - сокращением продолжительности жизни, ростом преступности, неэффективном распределении трудовых ресурсов по территории и т. д. [1].

3. Развитие интеллектуального капитала людей, проживающих на территории региона, носит синергетический характер для экономики региона и при этом имеет долгосрочный характер. Развитие интеллектуальных ресурсов стимулирует инновационную активность на территории; улучшает качественные характеристики бизнес-структур, повышая их конкурентоспособность; повышает инвестиционную привлекательность региона.

4. Без инвестиций в интеллектуальный капитал невозможно эффективное воспроизводство экономики региона на качественно новом уровне -переход от индустриальной структуры экономики к инновационно-индустриальной структуре.

5. В силу отсутствия принятых показателей для оценки уровня развития и эффективности развития интеллектуального капитала на региональном уровне, основной информацией, характеризующей его состояние и динамику, являются существующие показатели для оценки региональной системы образования и регионального рынка труда, их взаимосвязь с показателями социально-экономического развития региона.

Исходя из предпосылки, о базовом отношении качества и уровня образования к формированию интеллектуального капитала, необходимо

отметить особенную актуальность выработки эффективного механизма обратной связи системы образования региона и рынка труда, как основных составляющих поддающихся формализации при управлении интеллектуальным капиталом.

Наряду с необходимостью формирования у индивидов интеллектуального капитала нужного уровня, нужно помнить об эффективной миграционной политике на территории региона. Иными словами, необходимо обеспечивать условия для привлечения индивидов с нужным уровнем образования, при этом удерживая собственные ресурсы на территории региона - в противном случае миграция указанных индивидов в другие регионы будет являться потерями для экономики региона.

В связи с социальной направленностью рычагов регулирования интеллектуального капитала индивидов на территории региона, основная роль при осуществлении управленческого воздействия на его формирование, в первую очередь, отводится региональным властям. Например, для формирования нужного уровня интеллектуального капитала у индивидов, которые будут жить и работать на территории Пермского края через 20-25 лет, необходимо уже сегодня, определить основные приоритеты и направления развития экономики, долгосрочные цели и основную структуру экономики края, в том числе в разрезе уровня образования и профессионального состава рабочей силы, которая будет необходима для воспроизводства актуальной структуры хозяйствования. Подобный подход позволит сократить текущие расходы на корректировку структуры рабочей силы по уровню образования и профессиональному составу (дополнительное образование, переобучение, образовательные курсы и т. д.), связанную с необходимостью "подгонки" качественных и количественных характеристик предложения на рынке труда к потребностям спроса. Возможность определять вектора развития рынка труда, сферы образования, структуры бизнеса - это прерогатива региональной власти [2].

Таким образом, ясно что, конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в условиях современной экономики в значительной степени определяется качеством трудовых ресурсов, и в первую очередь образованием. При этом образование целесообразно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, текущий уровень образования населения характеризует наличие и уровень трудовых ресурсов для потенциального инвестора, готовность к

удовлетворению спроса рынка труда на квалифицированные кадры. С другой стороны, масштабы и структура региональной системы образования определяют потенциальные возможности развития, соответствие динамике запроса экономики, конвертации потенциала в экономический рост и благосостояние граждан.

С точки зрения отдельного человека, эффективность системы образования оценивается по сопоставлению прироста доходов, получаемых от повышения уровня образования ("премия на образование") и затрат на образование, в том числе и доходов, недополученных домохозяйством в связи с тем, что его члены не работают, а учатся. Учитывается также повышение вероятности найти работу.

С точки зрения социальной эффективности результативность системы образования проявляется в снижении социальной напряженности, безработицы, бедности, преступности, асоциального поведения и наркомании, повышении социальной мобильности, общего культурного уровня населения, толерантности и социальной ответственности.

С точки зрения экономики, в широком смысле, -результативность функционирования системы образования выражается в экономическом росте, увеличении валового регионального продукта и повышении конкурентоспособности региональной экономики.

Для эффективного управления интеллектуальным капиталом, помимо понимания его макроэкономического значения, необходимо четко представлять какие цели и мотивы при этом может преследовать индивид, являющийся его конечным носителем. Что может подтолкнуть конкретного человека для принятия решения об инвестициях в образование, повышение интеллектуального капитала. Попробуем рассмотреть этот вопрос для лучшего понимания и вычленения механизмов воздействия при принятии управленческих решений в регионе.

Очевидно, заработная плата носителя интеллектуальной рабочей силы, владельца интеллектуального капитала, должна быть выше заработной платы работника рутинного физического труда, не требующего интеллектуальной составляющей, на величину затрат, необходимых для поддержания высокого уровня воспроизводства.

Существует устойчивая тенденция в развитии интеллектуального капитала, как части человеческого: с ускорением темпов научно-технического прогресса часть физического труда постоянно за-

меняется реализацией умственных способностей работника, которые, следовательно, пользуются повышенным вниманием на рынке труда. Вместе с этим, само появление более сложного и технологичного оборудования требует использование специального трудового ресурса, обладающего большим объемом знаний. Таким образом, происходит изменение структуры труда в сторону его интеллектуализации. Данный факт находит свое отражение в системе человеческого капитала, придавая отдельной его части - интеллектуальному капиталу - особое значение в трудовом процессе работника в постиндустриальном обществе.

Наиболее ярко соотношение интеллектуального капитала и заработной платы работника отражают кривые возраст-заработки, предлагаемые теорией в качестве модели для оценки значимости образования в трудовом процессе. Построим такую зависимость на примере Пермского края в разрезе квалифицированных и неквалифицированных работников (рис. 1).

В целом построенные кривые "возраст-заработки" соответствуют принятым в экономической науке представлениям. Работники с высшим образованием выходят на рынок труда позже остальных, но их уровень оплаты труда значительно превышает этот показатель в других группах.

Однако можно заметить интересную особенность Пермского регионального рынка труда. На рис. 1 показано, что работники с начальным профессиональным образованием зарабатывают меньше индивидов со средним общим. Это можно объяснить низким качеством начального профессионального образования в Пермском крае, обладатели которого не отличаются особенными характеристиками от работников со средним общим образованием [2].

Другой важной региональной особенностью, является увеличение темпов роста заработной платы индивида с повышением качества его образования (рис. 1). Для того чтобы наглядно продемонстрировать указанную зависимость рассмотрим аналогичные модели на рынках труда наиболее квалифицированных работников (руководителей) и неквалифицированной рабочей силы (рис. 2, рис. 3).

На рис. 2 явно видна разница в оплате труда руководителей, обладающих различным уровнем образования, в некоторых точках она достигает 8-10 тыс. рублей. Рисунок 3, напротив, показывает, что работники со средним профессиональным образованием получают более высокую заработную плату, чем индивиды

-•— среднее общее образование —■— начальное профессиональное образование

-а— среднее профессиональное образование х незаконченное высшее образование ■ж— высшее профессиональное образование

Рис. 1. Кривая "возраст-заработки" работников (на примере Пермского края)

—♦— высшее профессиональное образование —■— незаконченное высшее образование —л— среднее профессиональное образование —х— начальное профессиональное образование —среднее общее образование

Рис. 2. Кривая "возраст-заработки" на рынке труда руководителей

—♦— высшее профессиональное образование —■— незаконченное высшее образование

а среднее профессиональное образование х начальное профессиональное образование —ж— среднее общее образование

Рис. 3. Кривая "возраст-заработки" на рынке труда неквалифицированных рабочих

с незаконченным высшим профессиональным образованием и даже с высшим профессиональным образованием [3].

Следовательно, так как рынок труда неквалифицированных рабочих не предъявляет к ним особых требований по уровню образования, то цена такой рабочей силы не зависит от количества накопленного интеллектуального капитала. Для "интеллектуалоемкого" труда, наоборот, рост уровня образования прогрессивно влечет увеличение заработной платы.

Таким образом, доля интеллектуального капитала, именно его базовая характеристика -уровень образования, в совокупности человеческих способностей определяет уровень заработной платы, которая может быть предложена работнику на конкретном рынке. Более высокий уровень оплаты труда мотивирует индивида накапливать интеллектуальный капитал. Эти особенности должны быть учтены при разработке механизма управления интеллектуальным капиталом в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дракер П. Посткапиталлистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М. Э., 1999. С. 67-100.

2. Станишевская С.П., Имайкин Е.А. Образовательный потенциал Пермского края: проблемы и про-

тиворечия // Концепция программы соц.-экон. развития Пермского края. Пермь, 2006. С. 82-83.

3. Уровень образования Пермской области: итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. // Стат. сборник. Пермь, 2005. С. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.