Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЕМЫХ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЕМЫХ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучаемые / интерес / профессиональный интерес / профессиональное образование / trainees / interest / professional interest / professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р И. Сторож

В статье рассматривается структура профессиональных интересов обучаемых, будущих рабочих угольной отрасли, в образовательных организациях среднего профессионального образования на основании проведенного теоретического анализа и сравнительной характеристики работ по схожим темам. Раскрыта суть понятий «интерес», «познавательный интерес», «профессиональный интерес». Отмечена ведущая роль «познавательного интереса» в структуре профессиональных интересов обучаемых. Автором дополнена структура профессионального интереса А.В. Мордовской. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в обосновании формирования профессиональных интересов как нереализованный в полной мере резерв, актуализация которого позволит повысить качество профессиональной подготовки будущих рабочих угольной отрасли. Статья адресована специалистам, работающим в системе образовательных организаций среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURES AND THE MAIN STAGES OF VOCATIONAL INTEREST FOR TRAINERS OF THE COAL PROFESSIONAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with the structure of professional interests of trainees, future workers of the coal industry in educational organizations of secondary vocational education. The research is carried out on the basis of the theoretical analysis and comparative characteristics of works on similar topics. The essence of the concepts is disclosed: “interest”, “cognitive interest”, “professional interest”. The leading role of “cognitive interest” in the structure of students’ professional interests is pointed out. The author upgrades the structure of professional interest by A.V. Mordovskaya. Theoretical and practical significance of the article lies in the substantiation of the formation of professional interests as a reserve not fully realized, the actualization of which will improve the quality of professional training of future workers of the coal industry. The article is addressed to specialists working in the system of educational organizations of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЕМЫХ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

При организации и планировании взаимодействия с органами местного самоуправления в ходе военно-политической работы необходимо также учитывать ряд особенностей, от которых во многом зависит эффективность воспитания и развития личного состава воинских частей и подразделений. Это, прежде всего:

• реализация правовой и социальной защищенности военнослужащих и гражданского персонала, а также защита их семей;

• создание условий для реализации мероприятий военно-политической работы с личным составом частей и подразделений, а также военно-патриотической работы с населением в местах постоянной дислокации;

• обеспечение совместно с органами военного управления Вооруженных Сил РФ единого понимания, твердого и последовательного проведения в войсках и среди местного населений политики Российской Федерации по обеспечению военной безопасности государства [4, с. 34];

• целенаправленный анализ морально-политического и психологического состояния личного состава и населения в местах нахождения воинской части и в районах боевой деятельности, а также пропаганда и агитация военной службы;

• взаимодействие телерадиоцентров и государственных социально-культурных организаций в целях военно-политической работы и, прежде всего, патриотического воспитания;

• удовлетворение духовных и религиозных потребностей военнослужащих;

• реализация избирательных прав военнослужащих и их семей на местах;

Библиографический список

• выполнение мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу;

• оказание социальных, правовых, финансовых и иных видов гарантий, трудоустройство членов семей военнослужащих, обеспечение жильем, местами в образовательных учреждениях детей военнослужащих и др.;

• совместное решение острых социальных проблем военнослужащих, граждан и их семей и др. [7, с. 31].

В целом военнослужащие и члены их семей является активными участниками социальных и политических процессов, происходящих в регионе их дислокации. В результате взаимодействия с органами местного самоуправления в ходе военно-политической работы происходит сближение и взаимопроникновение военной и гражданской сфер в местах дислокации воинских частей и подразделений, активизируя факторы, влияющие на развитие общественно-политической активности военнослужащих.

Таким образом, комплекс согласованных мероприятий взаимодействия с общественными объединениями и организациями, а также органами местного самоуправления в ходе военно-политической работы позволяет решать задачи по формированию общественно активной личности военнослужащего, сплочению воинских коллективов, готовых к выполнению служебно-боевых задач в условиях изменяющейся обстановки. При правильной организации и планировании в ходе военно-политической работы взаимодействия с общественными объединениями и организациями, а также органами местного самоуправления, они способны оказать эффективное воспитательное воздействие на личный состав подразделения, сформировать у гражданского населения положительное мнение о военной службе.

1. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XXвека. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2004.

2. Бондаренко И.А. Формирование системы воспитания курсантов в военно-учебных заведениях в 1918 - 1991 гг. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

3. Основы военно-политической работы: учебное пособие. Москва, 2020.

4. Алёхин И.А., Федак Е.И., Захаренко С.В., Ленёв Ю.А. и др. Педагогические основы военно-политической работы (версия 1.0): электронный учебник. Москва: ВУ, 2019.

5. Об организации военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г № 404. Available at: http://www.base.garant.ru/72713628/

6. Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации. Приказ министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 95. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104464/

7. Социально-педагогические основы военно-политической работы: учебное пособие. Москва, 2019.

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 01.07.2021). Available at: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

9. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.) «Об общественных объединениях». [Электронный ресурс] // legalacts.ru/doc/FZ-ob-obwestvennyh-obedinenijah/

10. Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации. Приказ Министерства обороны РФ от 11 марта 2004 г. N 70. Available at: http:// businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_103319.html

References

1. Alehin I.A. Razvitie teoriiipraktiki voennogo obrazovaniya v RossiiXVIII - nachala XX veka. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

2. Bondarenko I.A. Formirovanie sistemy vospitaniya kursantov v voenno-uchebnyh zavedeniyah v 1918 - 1991 gg. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

3. Osnovy voenno-politicheskoj raboty: uchebnoe posobie. Moskva, 2020.

4. Alehin I.A., Fedak E.I., Zaharenko S.V., Lenev Yu.A. i dr. Pedagogicheskie osnovy voenno-politicheskoj raboty (versiya 1.0): 'elektronnyj uchebnik. Moskva: VU, 2019.

5. Ob organizacii voenno-politicheskoj raboty v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 22 iyulya 2019 g. № 404. Available at: http:// www.base.garant.ru/72713628/

6. Ob organizacii voenno-politicheskojpodgotovki v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Prikaz ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 22 fevralya 2019 g. № 95. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104464/

7. Social'no-pedagogicheskie osnovy voenno-politicheskoj raboty: uchebnoe posobie. Moskva, 2019.

8. Ob obschih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ (red. ot 01.07.2021). Available at: // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

9. Federal'nyj zakon ot 19.05.1995 g. № 82-FZ (red. ot 30.12.2020 g.) «Ob obschestvennyh ob'edineniyah». ['Elektronnyj resurs] // legalacts.ru/doc/FZ-ob-obwestvennyh-obedinenijah/

10. Ob organah vospitatel'noj raboty Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministerstva oborony RF ot 11 marta 2004 g. N 70. Available at: http://businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_103319.html

Статья поступила в редакцию 21.07.21

УДК 378

Storoj R.I., postgraduate, Department of Production Technologies and Professional Education, OU VO LPR"Lugansk State Pedagogical University'

(Donetsk, Donetsk People's Republic), E-mail:romanstoroj17@gmail.com

STRUCTURES AND THE MAIN STAGES OF VOCATIONAL INTEREST FOR TRAINERS OF THE COAL PROFESSIONAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION. The article deals with the structure of professional interests of trainees, future workers of the coal industry in educational organizations of secondary vocational education. The research is carried out on the basis of the theoretical analysis and comparative characteristics of works on similar topics. The essence of the concepts is disclosed: "interest", "cognitive interest", "professional interest". The leading role of "cognitive interest" in the structure of students' professional interests is pointed out. The author upgrades the structure of professional interest by A.V. Mordovskaya. Theoretical and practical significance of the article lies in the substantiation of the formation of professional interests as a reserve not fully realized, the actualization of which will improve the quality of professional training of future workers of the coal industry. The article is addressed to specialists working in the system of educational organizations of secondary vocational education.

Key words: trainees, interest, professional interest, professional education.

Р.И. Сторож, соискатель, ОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», г. Донецк,

E-mail: romanstoroj17@gmail.com

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЕМЫХ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается структура профессиональных интересов обучаемых, будущих рабочих угольной отрасли, в образовательных организациях среднего профессионального образования на основании проведенного теоретического анализа и сравнительной характеристики работ по схожим темам. Раскрыта суть понятий «интерес», «познавательный интерес», «профессиональный интерес». Отмечена ведущая ропь«познаватепыного интереса» в структуре профессиональных интересов обучаемых. Автором дополнена структура профессионального интереса А.В. Мордовской. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в обосновании формиронлнтммвсфелслондовгыхмндерньсв кле нмгеалмедванныйь полной мере -зуевм. актуализация которого позволит повысить качество профессиональной подготовки будущих рабочих угольной отрасли. Статья адресована специалистам, работающим в системе образовательных организаций среднего професвиоасечтлгооб разования.

Ключевые слова: обучаемые, интерес, профессиональный интерес, профессгоьааьнод оНмановадее.

На современном этапе развития общества Донецкой Народной Республ ики стоят задачи становления социально-политической и экономической сфер, что обусловливает на рынке труда повышение спроса на квалифицированных раум-чих, которые должны не только владеть профессиональными знаниями и уменьями, но и быть готовыми к постоянному повышению квалификации и проявлению интереса в области профессиональной деятельности.

Важность этой проблемы видится еще и в связи с падением интереса современной молодежи к освоению рабочих профессий, в частности профессий угольной отрасли.

Осложнившаяся демографическая ситуация в Донбассе, истощение традиционных источников пополнения рядов рабочего класса привели к напряжёнел-сти баланса трудовых ресурсов вообще и острому дефициту кадров по горняцким профессиям. Физически трудный, малоквалифицированный труд не всегда привлекает молодёжь, но такой труд, как никогда, нуждается в обеспечени лн постоянном пополнении рабочей силой. В связи с этим особое значение прн-обретает проблема согласования жизненных планов и интересов выпускни ков общеобразовательных организаций с потребностями региона в рабочих кад рае угольной отрасли.

В отечественной профессиональной педагогике неоднократно высказывалась идея о том, что обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность и являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Так, по мнению П.И. Пидкасиств-го, активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если «опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте - познавательные интересы, професвп-ональные склонности [1, с. 24].

При познавательной мотивации обучающему интересен сам процесс увс-ния, и он учится не для оценки, а для того, чтобы, познавая новое, каждый раз получать новые знания, находить объяснение тому, что раньше было для него неизвестным. И чем больше он познает, тем больше хочется знать, ибо за каждым новым открывается еще более новое. Познавательный интерес сам себя подкрепляет и является наилучшей мотивацией учебной деятельности, практически неисчерпаемой.

Аналогичную идею высказывает и ПИ. Щукина. Она считает, что интерес является мощным побудителем активности личности, и под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Щукиной была отмечена особенность познавательного интереса, которая состоит в том, что объектами познавательного интереса одновременно выступают как содержание предметной области, на которую направлен интерес, так и сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, а не просто потреблять уже готовые знания [2].

Познавательный интерес подробно изучался и Н.П Морозовой. По мнению автора, «познавательным интересом называется такое стремление к знаниям в к самостоятельной творческой работе, которое сочетается с радостью познаниви стремлением человека как можно больше узнать нового, понять, выяснить, усье-ить» [3, с. 12].

По определению, данному Ф.К. Савиной, «познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний» [4, с. 32].

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет свою структуру и динамику развития. Учитывая то, что целевой основой профессионального интереса выступает познавательный интерес; естественным будет и то, что он имеет те же компоненты в своей структуре, что и познавательный интерес, а именно: эмоциональный, познавательный, волевой. И ряд авторов с этим согласны [1; 2; 3].

ечтт»вдтeльетlB ьнтсрее иомeтcyщентвeннoeвмaгентeи довьс»фмняио-нальной деятельности человека. Познавательный интерес и профессиональный инсь^-тедсо ввязены мс-lагечол»B. Вм-пeттыг,пдтумечуeльныймнлерес выве.-паетоеневой вгoфечут»адльнoгсинт»peca.cфсумиpoвaннoыть nеoыaвaтдытпыx интересов человека служит фундаментом для развития профессиональных ин-чельа^^ м влияет на их развитие интересов в будущем.

Во-сьорые, ечофйccатрмтвтыый ивс-асе у^^»,^ ит еле мегес: cттясвьpыпо-зсавeтлып»еroтплоулйa и ьрмднллaгамгнaлчттecиpeмлчни- кгоз48881^010й демте

Вместе с тем эти два вида интереса различаются между собой в зависимости от вуаoтмeятeпьнocтынa которые они направлены. Познавательный интерес наи-)рвлин наеегьрстшпение мчебвьр де^яи1вгивге| ег^р^с^фе^^иогсыьоыУ-на осуществление профессиональной деятельности. А цели осуществления учебноПи пpoфeсвпдвслы^лймeятeльнота. ра-детвл! [Ы],

Ыпрр^г^улеотлнин^т Гьгрдивой) дегтеултдгвыцельболее огеми-на все влбeтыыкa, илcлaтнeыии а ¡^но° дррлслунocьпю,тeк)ж нпа сгола-н гка-ким-те конквлынв1м впештрм рееуеьтьтом.

Так, изучая проблему интереса к трудовой деятельности как отношение копределёвулюути.у деятельное™, ть. Ковдвкнивсие фашадски^еаытлет неьгьйст»oитдфeеулеиильнoпсинтeылта а дукле залниегеа ыыpревгуыеыы определяет интерес к трудовой деятельности как эмоционально окрашенное, тдлoжитeывьсеи»вOиpялеминолoвпoшeныeь от ред елённому виду деятельно-сет, сьпзкечеель стьeмлнтнлы -асшилиоь впечти г умени^астактееизвющл-ест вт.пекеч лвльноикленаепыдденшл еЮ- потредел<ы'ыо вевпьв»ой деатрдг-честв[5].

По результатам исследования П.Н. Котельниковой, интерес к трудовой дея-оел»нетть егпючает этицeепвльпыИ:ИHPлеыйкатaыкьын.потйвлгт пот.лбтллт-но-дтярллиьостгыУкомпнвлпты. еpлдлтетыяеттебflйаpPгypлnьсElыЙуепдтрасн: низкий, средний, высокий уровни, каждому из которых соответствует определён-идярг^пг^|^ь ртзвитиянсых опо гурута-в иьккомп онентов (рис. 1).

Ри<п. 1. Ст^кн--- позначатлльиогоьнрп^та (ло оы.сеоуьегнooвoй)

При этом считает ПН. Котельникова, взаимосвязь интереса к трудовой де-ятедьнтатп с »яьеpсаaми ли оС^ы^с^.фи иелнпавотрдуестгрля еaлвькмм члго ьтрyьуагепoзпдвaясетнoгд, ьмлетлнлвlьнoуи,вдллвoгм епpalгттпo-ммьгьлн-иотрпдго ьoмпепеппдв.вге уи^г^ддaeтcмн^^^l^^мтI^Гь MeтCEседп.

Слемвладтмлтить тьЛотыН.П.Кдттюшинлгв pyьлeлечиflлтвflflpелттиpfl-ванной парадигмы. Исследователь рассматривает профессиональный интерес ысыферму проя^лсмя льуиоьспнлгfl к^^т^г^^^.^р-ьй^нтирующего на самореализацию личности в практической деятельности, и классифицирует профессиональные интересы по следующим видам:

1) интерес к содержанию профессионал ьных знаний;

2) интерес к применению приобретенных профессиональных знаний на практике;

3) интерес к получению знаний в результате практической деятельности [6].

Первый вид профессионального интереса неразрывно связан с развитием познавательных интересов к содержанию учебного материала, стремлением больше узнать, вникнуть в содержание и характер учебного материала. Познавательный интерес и профессиональный интерес в данном случае имеют единую основу.

Второй вид профессионального интереса - интерес к применению приобретенных профессиональных знаний на практике - формируется в процессе

применения усвоенных знаний, умений и навыков, в результате чего происходит сближение мотивов учения и мотивов профессиональной деятельности.

Третий вид профессионального интереса - интерес к получению знаний в результате практической деятельности - проявляется в желании обучающихся, в теоретическом осмыслении изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения вопросов, появившихся в практической деятельности. Осмысление результатов практической деятельности способствует получению знаний и умений, которые качественно отличаются по способу их получения. В ходе практической деятельности формируются мотивы, связанные с интересом к процессу труда, его результатам, достижениям определённого успеха.

Отмеченные виды интересов соответствуют видам знаний, различаемых по функциональному назначению:

1) знания, составляющие теоретический фундамент для осмысления обучающимися идей, концепций и теорий дисциплин общей и спецпредметной подготовки;

2) знания, которые непосредственно будут применяться в учебном процессе; в

3) знания и умения, способствующие совершенствованию профессиональной подготовки будущих специалистов [7].

Н.П. Костюшина считает, что профессиональные интересы можно рассматривать многопланово: как показатель качества образования, как результат деятельности обучающихся, в котором проявляется их отношения к труду и к усвоению профессиональных знаний, как стремление личности войти в определенную социально-профессиональную группу и ее самореализацию в конкретной практической деятельности [7].

Следует отметить работы А.В. Цыганок. Как полагает автор, профессио -нальный интерес проявляется в избирательном положительном отношении к профессии, в активном целенаправленном стремлении к деятельности, основан -ное на склонности к этой деятельности, глубоких знаниях, прочных умениях и навыках [8]. И утверждает, что на каждом этапе своего развития профессиональный интерес может достичь определенного уровня:

- низкого, когда профессиональный интерес не занимает ведущего положения в структуре интересов,

- среднего, когда профессиональный интерес не является стержневым среди других интересов,

- высокого, когда профессиональный интерес является центральным, подчиняя себе другие интересы, выбор профессии соответствует способностями и склонностям школьника [8].

Приведём еще несколько определений профессионального интереса разных авторов. Так, К.Н. Кревневич определяет профессиональный интерес как окра шен ноеполож ительнымэм оцион ал ьным тоном от но шениечелове ка копределе нно йо°офвыс ии,ньоысчаю щ еоня в ыыдмлении ем из рндадр^иыв и стремол-нниВольшв унынть о нер» [9].

Мнчоие исслельмателысчылают, что«профлснчонал»ныЫи9терес»момыо определить как:

- избф°ооелвоое положительное отношорночелов«кенчр«феныии,вырч-жьниое вдкичидиысыфммлениекдоытеочности, оснонырноеноскнынмостиелраО деятельности (А.В. Цыганок, Г.Н. Котельникова, К.Н. Кревневич);

- ыво°т° проявлииия ва^огенногоиотныа.ориечоирующего ямсавереа-лмпочиюличностыв инееннчлсксч ывотельности (НиЛ. Коотюоине);

- стремление к познанию объектов или явлений профессиональной дей-cрннтельнocти,конолмаии ю онмекн ые и рломлывa м иетдндeятлл ь то стиС^Му-нфнло

- свойявлл«чво»™,каклурндыпенное ч»ноноeльoля»оeниe,oбecнeнч-вающee»ннвшнвюн«oфднн»онaльнрю деямел ннocтьГA.EГoлдмштыгГ.

Cyщонмнyю,епеминaыeыпиеллмlв езнeдeлeнннcтpyк■гргжl пpoфеcниокaбь-ногопное^са. ЕЫ^ Aфтнекмаи, Т.Л. MмчaривтlB.В.Крелневич дьч

кс^мывнонта, анеытuгнxм о;ок)р^т^уру нрофчссночaльннге ыдл^реса: вмв^иналь-иыйызoмнaвaтeзуичlУ,

ЛА Ловейша в двyм«ышеyыдкaнныгlгoокоыон«мжмеЛоысяeл велы»oймом-понент как «волевое усилие действовать в интересующей области, потребность »ycвoAным мтофлcснoнaлу»ыx ньaвыкoB|30тpeПолр■-ь в пoвышенме овак вифн ыaт»н».

Подчеркивая вклад в разработку проблем, затрагивающих различные асзеыгы обозначеуноу уамы ы9oеееыы, однр^сэ^н^ти^ иccлeновенгlг ^■^е^^^вн^ок А. л. На - сновании экспериментальных данных автор приходит к выводу, что трехкомпонентная структура профессионального интереса не отражает

Профессиональный интерес

действенной позиции обучающихся в овладении профессиональной деятельностью и предлагает четырехкомпонентную структуру, включающую познавательный, эмоциональный, волевой и потребностно-деятельностный компоненты [10].

Изобразим структуру профессионального интереса в представлении А.В. Мордовской (рис. 2.).

Мордовская выделяет познавательный компонент профессионального интереса как срооолонтнв позньвательной деятельности, выражающейся в стрььлании д приобретеквю профрпсиоьальных знаний, осведомленности о содержаппиьрофсокик; эт^ок^в^п^с^лоныИ к срооклепоав зенци-

онально-волевой сфере личности, выражающейся в положительном отношении к данкомр видудеятельность, ывовнрися ее общетнкенпей ьначи леьси доссикввы»окьхрезтлотатовс др.;зoосoOнocoнo-в|eяраовиoртриlй - пко-явление в практической деятельности, выражающейся в стремлении к пробе сил, ьсoвeоааcзocoбнocooйl жнaеиьр caмнсeрнкимьaгьгяьcaнноьзоoфeории

о дк^. [1аь

П^рсоличносввого ьныoфeрcкорольннгo cсaнoэоовтр к ювншeонемьиь-расге - око прoрсcвиныргрвтььдым азментни^ O стси дротосо ыоlмн,оeзнлетa-тивнее проходит у тех обучающихся, у которых есть интерес к себе, своей судьбе, cвoeйьpocOаcыьр. CснковлeниeвгoфeгcвмрммвиоПидeнтичмоcти и личностной идентичностьв певлву пеоньаикя профестьональнопаобра^о^^ыто взаимпыро-сл^Е^п^с^нд! нарлолыво Tl^!^не|Ь00Пи0цеoррэфoнмиэoвескс мзжнгыaогмат^нырь-ся ееь оты^ов-ый проснсе срофeссиoнaльпмгЛичьолтвой идентифкстоьд будр. щего специалиста.

|0тыиовиз мышерэaзотрoro, рфэpмильосoм сьао понимесие терм^а <JMTафнорнoналпксм !тоормc». В контытоте ьиш^!^^ исслеыоеакьт иор зрофорк сиональным интересом будем понимать интегративное качество личности, зродстаьленное сoьинрпмнрикю гювьoьеганкиoгo, эдоовнмольн0-вед0P0С0»м0-тивационного, деятельностного, рефлексивного компонентов, обеспечивающих зpoфоотьoнaльрн-лмькocннoe сaгвтртм0иоpщoгocьeцнaлиста.

Давное oзpeднлoним отанетстрсмнориойооновой и озоровы эоэoьсоэ в разработке модели структуры профессионального интереса (рис. 3).

Предлагается шестикомпонентная модель структуры профессионального интереса. Ее составляющими выступают: познавательный компонент, который характеризуетзозвавательвую вазравлььность профажэсональногоинтереса; эмвциональныН крмзонент, выражающий плложиатрьное оеььшлви^ к з|эсаЛк^с-сиональной деятельности; волевой компонент, дающий представление о произ-еаахтости действиИзррожзоенвихиофевсвн; деят^ь^нтв^г^т^н^|р^^мтонете ахав-жающий профессиональные умения; мотивационный компонент, побуждающий к освеенвоерофесьвн^ефлекксвньмзомзоненв< рьособствующий зршбретению собственного зрефатрреьазьноклoкыта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональный интерес может иметь различную степень выраженно-cти-еулëг коговнкееесаео нлкЛанoro, взависимо стиoтррньвавое ных компонентов. Предполагаем следующую последовательность этапов развития компонентов профессионального интереса (рис. 4).

Зарождение компонентов профессионального интереса на каждом из этапов может быть как одновременным, таки последовательным, однако очерёдность этапов не может быть нарушена. Эти этапы являются своего рода иерархией.

Выдвинем предположение. Профессиональный интерес зарождается при появлении интереса к профессии в процессе самоопределения, получении информации о ней из разных источников, приносящей молодому человеку осознание привлекательности профессии, положительные переживания, связанные с началом теоретического освоения профессии, познанием азов будущей профессии.

Теоретическая подготовка обучающихся становится основой для перехода к элементам практической профессиональной деятельности. Параллельно с формированием профессиональных умений и навыков у человека зарождается внутренняя мотивация к профессии, однако и мотив может выступать внутренним побуждением, основой для желания попробовать применить полученные теоретические знания на практике.

Рис. 2. Структура понятия «профессиональный интерес» (поА.В. Мордовской)

л С V\ С \ С \ С N

Познавател Эмоциона Мотивацион Деятельност Волевой Рефлексивн

ьный

компонент (интерес к профессии)

льный компонент (удовлетво рение)

ный компонент (хочу)

I эТап

компонент (должен)

ый

компонент (молодец)

L

II эТап

Рис.4.Этапыразвития профессиональногоинтереса

III эт!

ап

В случае, когда начальные профессиональные действия человека (дея-тельностный компонент) являются успешными, приносят удовлетворение (эмоциональный компонент), они побуждает человека (мотивационный компонент) глубже познать профессиональные процессы, технологии, закономерности деятельности (познавательныйкомпонент).

По мере освоения профессиональной деятельности задания (учебные или производственные) становятся сложнее и требуют все больше волевых усилий от человека (волевой компонент), которые служат мобилизационной основой для преодоления трудностей в освоении или осуществлении профессиональной деятельности. Отслеживать собственное продвижение в освоении профессии позволяет рефлексивный компонент профессионального интереса. Только думающий, анализирующий себя человек может быть компетентным в своей профессии.

Таким образом, можно отметить, что в становлении и развитии профессиональных интересов наблюдается определенная закономерность: без наличия потребности к познанию своей будущей профессии, положительного отношения, испытываемого человеком в ходе этого познания (I этап), не возникает желание и побуждение к осуществлению деятельности (II этап), а тем более прикладывание усилий к освоению ею, анализа собственных действий (III этап). Отсюда вытекают выводы:

- становление компонентов профессионального интереса более высокого порядка не может происходить до того, пока не будут сформированы компо-нентыболее низкого порядка;

- чем большее число компонентов профессионального интереса поддерживает сознание человека, тем глубже его профессиональный интерес.

Данное предположение требует отдельного педагогического исследования, которое выходит за рамки представленной работы.

Библиографический список

1. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва: Академия, 2014.

2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 1988.

3. Морозова Н.Г Учителю о познавательном интересе. Москва: Знание, 1979.

4. Савина Ф.К Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: методологический семинар памяти профессора В.С. Ильина. Волгоград: Перемена, 1997; Выпуск 4: 44 - 47.

5. Сторож РИ. Проблема определения профессиональных интересов в психолого-педагогической литературе. Вестник Донецкого национального университета. Серия Б. Гуманитарные науки. 2017; № 4: 143 - 148.

6. Котельникова Г.Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1996.

7. Костюшина Н.П. Формирование профессиональных интересов студентов техникума. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2005. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-professionalnyh-interesov-studentov-tehnikuma

8. Цыганок А.В. Развитие профессиональных интересов подростков - важнейший этап формирования личности будущего профессионала. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: электронный журнал. Available at: http://www.jurnal.org/articles/2007/ped18.html

9. Кревневич В.В. Формирование профессиональной направленности у учащихся старших классов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1958.

10. Мордовская А.В. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1990.

References

1. Pidkasistyj PI., Mizherikov V.A., Yuzefavichus T.A. Pedagogika: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2014.

2. Schukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1988.

3. Morozova N.G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese. Moskva: Znanie, 1979.

4. Savina F.K. Integrativnye osnovy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Celostnyj uchebno-vospitatel'nyjprocess: issledovanie prodolzhaetsya: metodologicheskij seminar pamyati professora V.S. Il'ina. Volgograd: Peremena, 1997; Vypusk 4: 44 - 47.

5. Storozh R.I. Problema opredeleniya professional'nyh interesov v psihologo-pedagogicheskoj literature. Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B. Gumanitarnye nauki. 2017; № 4: 143 - 148.

6. Kotel'nikova G.N. Formirovanieinteresa ktrudovojdeyatel'nostiu mladshih shkol'nikov vprocesse vypolneniya professional'nyh prob. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1996.

7. Kostyushina N.P. Formirovanie professional'nyh interesov studentov tehnikuma. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2005. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-professionalnyh-interesov-studentov-tehnikuma

8. Cyganok A.V. Razvitie professional'nyh interesov podrostkov - vazhnejshij 'etap formirovaniya lichnosti buduschego professionala. Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov: 'elektronnyj zhurnal. Available at: http://www.jurnal.org/articles/2007/ped18.html

9. Krevnevich V.V. Formirovanieprofessional'nojnapravlennosti u uchaschihsya starshih klassov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1958.

10. Mordovskaya A.V. Formirovanie professional'nyh interesov shkol'nikov v processe fakul'tativnyh zanyatij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1990.

Статья поступила в редакцию 02.08.21

УДК 378

Tantsura T.A., Senior Lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: ttancyra@yandex.ru

THE POTENTIAL OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO HIGHER EDUCATION STUDENTS. The article deals with a problem of using modern digital technologies in the process of teaching a foreign language to university students. The article emphasizes that digitalization has affected all levels of education. This process has led to organizational changes in the educational environment, rethinking of pedagogical approaches taking into account the new digital reality. The author notes that digitalization of technical training tools allows better usage of educational and methodological materials. The article emphasizes that dynamic development of digital technologies has contributed to emergence of digital tools, information resources, the content of which is aimed at developing knowledge and skills of communicative activity in a foreign language. The author points out that the use of digital technology tools in the educational process changes the attitude of teachers to professional activities and students to educational activities.

Key words: digitalization, information and communication technologies, linguistic competencies, digital literacy, visualization.

Т.А. Танцура, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ttancyra@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.