Научная статья на тему 'Структура и методы оценки когнитивного дефицита при шизофрении: нейропсихологический подход (обзор литературы)'

Структура и методы оценки когнитивного дефицита при шизофрении: нейропсихологический подход (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2161
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ ДЕФИЦИТ / КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / COGNITIVE DEFICITS / COGNITIVE IMPAIRMENT / EXECUTIVE FUNCTIONS / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SOCIAL INTELLIGENCE / METHODS OF DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ершов Борис Борисович, Лебедева Гульфия Гадилевна, Тагильцева Алла Викторовна

В статье рассматривается актуальный вопрос когнитивных нарушений при шизофрении. В работе проведен обзор методов, используемых как отечественными, так и зарубежными учеными, для исследования когнитивного дефицита, приведены специфические особенности когнитивного дефицита у пациентов с шизофренией. Авторы предполагают, что более справедливым будет описание когнитивных нарушений с точки зрения представлений о качественной перестройке функциональных систем в ответ на патогенное воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ершов Борис Борисович, Лебедева Гульфия Гадилевна, Тагильцева Алла Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND METHODS OF ASSESSMENT OF COGNITIVE DEFICITS IN SCHIZOPHRENIA: NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH (LITERATURE REVIEW)

The article considers relevant to the national clinical psychology and psychiatry question of cognitive impairment in schizophrenia. Cognitive impairment is accepted by most experts as one of the key characteristics of schizophrenia. The article presents a “typical” cognitive profile, six-factor model of cognitive impairment in schizophrenia, a review of the methods used by both domestic and foreign scientists to study cognitive deficits, given the specific features of disorders of attention, memory, emotional and social intelligence, executive functions in patients with schizophrenia. The article compares the western and domestic approach to the description of this phenomenon, concludes a possible solution to the problem of constructing the profile of neurocognitive impairment in patients with schizophrenia through the traditional reliance on the fundamental concepts, such as Luria's neuropsychological factors and patterns of decay and the concept of mental development of Vygotsky. The authors suggest that a fair description of cognitive impairment is not in terms of quantitative changes, but in terms of ideas about qualitative reorganization of functional systems in response to pathogenic effects.

Текст научной работы на тему «Структура и методы оценки когнитивного дефицита при шизофрении: нейропсихологический подход (обзор литературы)»

УДК 159.9:61

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 3

Б. Б. Ершов1, Г. Г. Лебедева2, А. В. Тагильцева3

СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА ПРИ ШИЗОФРЕНИИ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Российская Федерация, 191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41

2 Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова, Российская Федерация, 197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6-8

3 Санкт Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Российская Федерация, 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., 2

В статье рассматривается актуальный вопрос когнитивных нарушений при шизофрении. В работе проведен обзор методов, используемых как отечественными, так и зарубежными учеными, для исследования когнитивного дефицита, приведены специфические особенности когнитивного дефицита у пациентов с шизофренией. Авторы предполагают, что более справедливым будет описание когнитивных нарушений с точки зрения представлений о качественной перестройке функциональных систем в ответ на патогенное воздействие. Библиогр. 44 назв.

Ключевые слова: когнитивный дефицит, когнитивные нарушения, исполнительские функции, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, методы диагностики.

STRUCTURE AND METHODS OF ASSESSMENT OF COGNITIVE DEFICITS IN SCHIZOPHRENIA: NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH (LITERATURE REVIEW)

B. B. Ershov, G. G. Lebedeva, A. V. Tagiltseva

1 North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov, 41, Kirochnaya ul., St. Petersburg, 191015, Russian Federation

2 St. Petersburg State Medical University named after I. P. Pavlov, 6-8, ul. L'va Tolstogo, St. Petersburg, 197002, Russian Federation

3 St. Petersburg State Pediatric Medical University, 2, Litovskaya ul., St. Petersburg, 194100, Russian Federation

The article considers relevant to the national clinical psychology and psychiatry question of cognitive impairment in schizophrenia. Cognitive impairment is accepted by most experts as one of the key characteristics of schizophrenia. The article presents a "typical" cognitive profile, six-factor model of cognitive impairment in schizophrenia , a review of the methods used by both domestic and foreign scientists to study cognitive deficits, given the specific features of disorders of attention, memory , emotional and social intelligence, executive functions in patients with schizophrenia. The article compares the western and domestic approach to the description of this phenomenon, concludes a possible solution to the problem of constructing the profile of neurocognitive impairment in patients with schizophrenia through the traditional reliance on the fundamental concepts, such as Luria's neuropsychological factors and patterns of decay and the concept of mental development of Vygotsky. The authors suggest that a fair description of cognitive impairment is not in terms of quantitative changes, but in terms of ideas about qualitative reorganization of functional systems in response to pathogenic effects. Refs 44.

Keywords: cognitive deficits, cognitive impairment, executive functions, emotional intelligence, social intelligence, methods of diagnosis.

В наши дни мнение о том, что шизофрения представляет собой нейробиологи-ческое заболевание, где когнитивные нарушения являются одной из ключевых характеристик, принято большинством специалистов (Аведисова А. С., Вериго Н. Н. [1]; Иванов М. В., Незнанов Н. Г. [2]; Бильдер Р. [3] и др.). В данном контексте понятие «ключевая характеристика» (core feature) означает, что конкретные когнитивные

нарушения при шизофрении соответствуют, по крайней мере, четырем критериям: имеют место до клинического манифеста заболевания; отмечены, пусть и в несколько ослабленной форме, у незатронутых заболеванием родственников первой степени родства; выявлены у пациентов с шизофренией в период ремиссии; не могут быть объяснены иными симптомами шизофрении (Нойхтерлайн К., Грин М.) [4].

Исследователями получены данные об отчетливых аномалиях некоторых функций и отделов мозга при шизофрении на разных стадиях развития расстройства, в период манифеста и в период, предшествующий манифесту заболевания (Харви Ф., Киф Р. [5]; Калкстайн М. и др. [6]). Сходные аномалии были выявлены и у близких родственников пациентов с шизофренией, а также у лиц с высоким риском развития данного психического расстройства (Пантелис К. и др. [7]; Хармс М., Ванг Л., Кампа-нелла С. и др. [8]).

В целом, результаты нейропсихологических и психофизиологических исследований двух последних десятилетий, применение современных методов нейровизу-ализации способствовали утверждению нейрокогнитивной парадигмы в изучении шизофрении (Алфимова М. В. [9]).

«Типичный» когнитивный профиль пациентов с шизофренией, представляющий собой усредненные показатели различных нейропсихологических тестов по сравнению с психически здоровыми испытуемыми, включает в себя средние или выраженные нарушения в следующих областях психологической оценки: скорость психических процессов, внимание, зрительная и вербальная рабочая память, процессы вербального научения, исполнительские функции (Бильдер Р. [3]; Калкстайн М. и др. [6]). Отмечаются также выраженные нарушения эмоционального и социального компонентов интеллектуальной деятельности пациентов с шизофренией (Гуро-вич И. Я. с кол. [10]; Рычкова О. В. с кол. [11]; Белл М. и др. [12]). При этом некоторые нейропсихологи отмечают важность нарушений речи, перцептивной организации, конструктивных навыков, зрительно-моторной координации у пациентов с шизофренией (Ткаченко С. В., Бочаров А. В. [13]; Калкстайн М. и др. [6]).

В часто цитируемой работе Харви Ф., Киф Р. [5], основанной на множестве аналитических обзоров, к легким (mild) нарушениям относят: нарушения долговременной семантической памяти (long-term factual memory), перцептивных навыков (perceptual skills), отсроченного распознавания вербальных или невербальных стимулов (delayed recognition), номинативной функции речи (naming). К умеренно выраженным нарушениям (moderate) относят: нарушения моторной ловкости (manual dexterity), избирательности внимания (selective attention), ограничение объема невербальной (пространственной) памяти (nonverbal memory (spatial memory)), нарушения отсроченного воспроизведения (delayed recall), процедурной памяти (procedural memory), исполнительских функций (executive functions), вербальной беглости (verbal fluency). К выраженным (severe) нарушениям относят: нарушения устойчивости внимания (sustained attention), пространственной зрительной рабочей памяти (spatial working memory), вербальной рабочей памяти (verbal working memory), вербального научения (verbal learning), снижение скорости психических процессов (processing speed).

Д. А. Гладсо и его коллеги [14], основываясь на статистическом анализе результатов оценки когнитивной сферы 209 пациентов с расстройствами шизофренического спектра и 131 психически здорового испытуемого при помощи 21 нейроког-

нитивного теста, предложили 6-факторную модель когнитивных нарушений при шизофрении. Эта модель, по мнению авторов, наиболее полно описывает когнитивный дефицит при шизофрении и включает нарушения в следующих областях оценки: академические вербальные навыки (verbal crystallized), внимание и рабочая память (attention/working memory), вербальная эпизодическая память (verbal episodic memory), скорость информационных процессов (speed of information), зрительная эпизодическая память (visual episodic memory) и процессы рассуждения и решения проблем (reasoning/problem solving).

Под скоростью психических процессов исследователями понимается как собственно скорость решения ограниченных по времени выполнения когнитивных задач, так и эффективность зрительно-моторной координации при выполнении подобных заданий (Лезак М. и др. [15]; Калкстайн М. и др. [6]).

Классическим средством оценки данной характеристики являются различные вариации теста «шифровки» (digit symbol coding test — Векслер Д. [16]), когда испытуемому в условиях ограниченного времени предлагается перевести ряд цифр в определенную символическую форму или, наоборот, соотнести ряд символов с числовым рядом (symbol digit modalities test — Смит A. [17]). Такое понимание скорости психических процессов близко к некоторым свойствам внимания, с одной стороны (концентрация, устойчивость и распределение), и к объему вербальной семантической рабочей памяти — с другой.

Другим востребованным методом оценки скорости психических процессов является первая часть теста последовательных соединений (trial making test — ТМТ) (часть А), где испытуемому предлагается соединить карандашом круги с включенными в них цифрами в порядке возрастания. Эффективность выполнения задания в значительной мере зависит от уровня зрительно-моторной координации испытуемого (Лезак М. и др. [15]).

Было выявлено, что пациенты с шизофренией значительно уступают по скорости и качеству (количество ошибок) психически здоровым испытуемым при выполнении такого типа заданий (Калкстайн М. и др. [6]). В обширном обзоре Дуайт Дикинсон с коллегами (2007) тест «шифровка», наряду с тестом последовательных соединений, назван наиболее результативным методом оценки когнитивных нарушений при шизофрении [18].

По данным других исследований (Бильдер Р. [3]; Харви Ф., Киф Р. [5]), у пациентов с шизофренией в той или иной степени нарушены все основные свойства внимания: устойчивость — sustained attention (способность сохранять определенную степень внимания к данному объекту или виду деятельности и соответственно продуктивность деятельности в течение некоторого времени), избирательность — selective attention, переключение (легкость перенаправления внимания с одного объекта или класса объектов на другие) и распределение (успешность распределения внимания между несколькими одновременно решаемыми задачами). Особое значение придается такой форме внимания как бдительность, готовность к действию — vigilance, связанной с ожиданием некоторого целевого события и требующей длительного поддержания определенной направленности и концентрации внимания.

Востребованным методом оценки свойств внимания пациентов с шизофренией в настоящее время является компьютерная версия теста непрерывного выполнения (СРТ: continuous performance test; Коннерс К. [19]), в процессе выполнения которого

испытуемому нужно как можно быстрее отреагировать (например, нажать левую клавишу мышки), когда он наблюдает одинаковую последовательность ряда букв (версия теста СРТ-ХР) или цифр (версия теста СРТ-1Р), появляющуюся на экране в очень краткий период времени. Объем цифр или букв увеличивается от пробы к пробе (от 2 до 4 знаков). Нетрудно заметить, что продуктивность выполнения заданий подобного типа зависит как от некоторых свойств внимания (объем, концентрация, устойчивость, бдительность, работоспособность), так и от объема рабочей памяти и уровня зрительно-моторной координации.

Другим популярным методом оценки свойств внимания у пациентов с шизофренией является тест на устойчивость внимания — test of variables of attention, TOVA (Лезак М., Дюпюи Т и др. [20]). Методика ориентирована на определение устойчивости внимания, готовности к действию, элементов импульсивности при принятии решений. Она содержит два стимула (целевой и фоновый). Задача испытуемого — выделить целевой стимул и отреагировать на него как можно быстрее. Оценивается количество импульсивных ответов, количество пропущенных стимулов и коэффициент «успешности» (отношение количества правильных к количеству неправильных ответов). В данной методике также удачно реализована оценка селективности, избирательности внимания.

Многокомпонентная модель рабочей памяти, которая теоретически и практически близка к определенным свойствам внимания, с одной стороны, и к исполнительским функциям — с другой, обозначает способность удерживать и использовать информацию, необходимую для решения текущей задачи или группы задач, в течение ограниченного периода времени (Фаликман М. В. [21]; Баддели А., Чинкотта Е. [22]).

В основе методов оценки объема рабочей памяти лежит принцип использования прямых и обратных рядов знаково-символических стимулов: букв, цифр или кубиков, чье пространственное положение жестко зафиксировано на специальной доске (Corsi block-tapping test; Мильнер Б. [23]). В первой части задания испытуемому необходимо воспроизвести по памяти последовательность цифр или кубиков в прямом порядке, во второй — обратную последовательность. Другим методом являются задания, где испытуемому предлагается случайный набор цифр (digit sequencing task — Киф Р. и др.) или же букв и цифр одновременно (letter-number sequencing, Векслер Д. [16]), а он должен по памяти воспроизвести правильную последовательность цифр или цифр и букв соответственно.

Под процессами научения (learning and memory) понимаются скорость, качество и эффективность усвоения, запоминания и отсроченного воспроизведения относительно новой для испытуемого информации (слухоречевой и зрительной) (Киф Р., Ислэй Ш. [24]). Для оценки процессов вербального (слухоречевого) научения у пациентов с шизофренией применяются так называемые «тесты списков слов» (word list test), где испытуемому необходимо в течение ряда предъявлений запомнить и воспроизвести на память определенный список слов из 12-16 слов: тест вербального научения Рея (Rey Auditory-Verbal Learning Test (RAVLT) — Шмидт М. [25]), тест вербального научения Хопкинса (Hopkins Verbal Learning Test (HVLT) — Бранд Дж. [26]; Бенедикт Р., Бранд Дж. [27]), калифорнийский тест вербального научения (California Verbal Learning Test (CVLT) — Делис Д. и др. [28]) и др.

Для процессов невербального зрительно-пространственного научения часто используется краткий тест зрительно-пространственной памяти (Brief Visuospatial

Memory Test (BVMT) — Бенедикт Р., Бранд Дж. [27]), где испытуемому необходимо запоминать и по памяти воспроизводить сами фигуры и порядок их размещения на листе. Эффективность выполнения данного типа заданий зависит как от объема рабочей памяти, так и от уровня абстрактного мышления, развития способностей к оперированию вербальными стимулами, выбора продуктивной стратегии организации стимульного материала.

Понятие «исполнительские функции» — executive functioning чаще всего применяется по отношению к функциям планирования и управления когнитивной активностью и охватывает широкий круг когнитивных процессов, обеспечивающих согласованность, адаптивность и эффективность целенаправленного познавательного поведения (Алексеев А. А., Рупчев Г. Е. [29]; Лезак М. и др.[15]).

Среди наиболее распространенных методик оценки исполнительских функций можно выделить следующие: висконсинский тест сортировки карточек (Wisconsin Card Sorting Test — WCST) (Хитон Р. и др. [30]), вторая часть (part B) теста ТМТ (Штраус Э. и др. [31]); различные версии теста Струпа (Stroop Tests) (Лезак М. и др. [15]); тесты на исследование решения проблемных ситуаций и планирования собственных действий, такие как тест Лондонской башни (Tower of London Test — TOL; Кальбертсон В., Зилмер Э. [32]); различные вариации тестов на вербальную беглость (verbal fluency; Штраус Э. и др. [31]).

Висконсинский тест сортировки карточек применяется для оценки исполнительской функции, когнитивной гибкости, абстрактного мышления и способности формировать, поддерживать и координировать продуктивную стратегию категориального мышления. Испытуемым предлагается соотносить каждую из имеющихся в стимульном наборе карточек с 4 основными картами-ключами, которые различаются по цвету, форме и количеству элементов. Задача испытуемых понять принцип сортировки по формальным ответам психолога — «правильно» или «неправильно».

Тест на беглость речи позволяет оценить вербальную ассоциативную продуктивность (буквенная часть), нарушения лексической системы (категориальная часть), запас семантической памяти и исполнительские функции. В категориальной части испытуемого просят назвать как можно больше, например, животных, фруктов и овощей в течение одной минуты для каждой категории. В буквенной части предлагается назвать как можно больше слов, начинающихся с букв, к примеру, Р, О, П в течение одной минуты для каждой буквы. Регистрируется общее количество слов для каждой части. Отмечается количество персевераций (повторов) и слов, не входящих в заданные категории.

Стимульный материал классической версии теста лондонской башни (TOL-DX) представляет собой две доски с тремя вертикальными стержнями различной длины на каждой и шесть шаров трех цветов (красный, зеленый и синий) с отверстиями, по одному набору для каждой из досок. Одна из досок используется для выставления целевого положения шаров на стержнях, а другая предназначена для самостоятельной работы испытуемого. Задача испытуемого состоит в достижении целевого положения шаров за минимальное количество шагов.

В настоящее время многие ученые исследуют эмоциональный и социальный интеллект при шизофрении. Под эмоциональным интеллектом понимается способность чувствовать и выражать эмоции, связывать эмоции и мысли, понимать причину эмоций и регулировать их (Батурин Н. А., Матвеева Л. Г. [33]; Брюне М. [34]).

Востребованной методикой оценки эмоционального компонента когнитивного дефицита при шизофрении сейчас является методика эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо (Mayer-Salovey-Caruso emotional intelligence test (MSCEIT)). Методика представляет собой объективный тест способностей, ориентированный на оценку четырех относительно независимых компонентов: восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций; использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности; понимание и анализ эмоций; сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений (Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. [35]).

В диссертационном исследовании И. В. Плужникова, где была успешно применена эта методика, показано, что при шизофрении основным нарушением эмоционального интеллекта является дефицитарность перцептивного компонента, собственно восприятие эмоционально насыщенных стимулов (например, лицевая мимика). Соответственно, вторичными симптомами, по мнению автора, являются нарушения понимания и регуляции эмоциональных состояний [36].

Социальные когнитивные функции могут быть определены как «мыслительные операции, определяющие социальное взаимодействие, которые включают возможности и способности человека распознавать побуждения и намерения других» (Михайлова Е. С. [37]; Брюн M. [34]).

Под социальным интеллектом, в более узком смысле, понимается способность воспринимать внутренние состояния себя и других, мотивы и поведение и оптимально действовать на основе этой информации. Социальный интеллект также часто связывают с возможностью управления своим поведением и поведением других (Рычкова О. В. с кол. [11]).

Показано, что у пациентов с шизофренией имеются нарушения в каждом из четырех социальных когнитивных доменов (Рычкова О. В. с кол. [11]; Комбс Д., Гоу-вер В. [38]): восприятие эмоций (восприятия лицевой и пантомимической экспрессии, эмоций, как собственных, так и других лиц), социальная перцепция (изучение понимания социальных ситуаций), внутренняя модель сознания другого (особой способности субъекта понимать состояние, как собственное, так и других людей) и атрибутивный стиль.

Соответственно, специализированные методы позволяют исследовать степень выраженности нарушений в каждом домене (Бурова В. А. [39]). Например, для исследования восприятия эмоций используются разные варианты тестов распознавания эмоций (Face Emotion Identifi cation Test, Bell-Lysaker Emotion Recognition Test, Ekman Faces). Особенности социальной перцепции исследуются с помощью предъявления пациенту серии заданий, по типу проблемных ситуаций, в которых необходимо действовать исходя из понимания ситуации с опорой на поведенческие сигналы участников (Profile of Nonverbal Sensitivity, Social Perception Scale). Методы, позволяющие исследовать составляющие внутренней модели сознания другого, также чаще всего представляют собой проблемно-ориентированные задания, при решении которых необходимо опираться на собственные представления об актуальной мотивации и эмоциональном состоянии их участников (Test of Awareness of Social Inference). Существуют специальные методы исследования атрибутивного стиля как особенностей приписывания причин позитивных и негативных событий (Internal, Personal and Situational Attributions Questionnaire).

Под социальным интеллектом понимается способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии, предвосхищать последствия поведения другого человека, разбираться в общей картине межличностного взаимодействия.

Остается востребованной методикой оценки социального интеллекта в отечественной практике тест Гилфорда, О'Салливана (Михайлова Е. С. [37]). Тест состоит из четырех субтестов и включает невербальные и вербальные задания. По результатам выполнения теста получают пять сырых оценок (по каждому субтесту и общую, по тесту в целом), которые переводятся во взвешенные (нормализованные) оценки.

Можно констатировать, что наиболее востребованные для оценки когнитивного дефицита при шизофрении психологические тестовые методики представляют преимущественно комплексные задания, требующие для успешного выполнения эффективной интеграции психических процессов, способностей и навыков испытуемого в контексте произвольной целенаправленной когнитивной активности.

Именно поэтому изучение отдельных когнитивных функций, навыков или способностей представляется малопродуктивным. Наиболее перспективным видится изучение компонентов когнитивных функций, которые, в соответствии с положениями школы Выготского — Леонтьева — Лурии, включаясь в деятельности субъекта, образуют собой «функциональный орган» когнитивной активности в контексте реализации конкретной цели познания (Корсакова Н. К., Магомедова М. В. [40]; Плужников И. В. [36]). Таким «функциональным органом» или «фактором» могут быть произвольные функции контроля, программирования и регуляции активности деятельности (или «исполнительские функции» при условии уточнения дефиниции и соответствующего нейронного субстрата), дефицит которых приводит к первичным нарушениям. Вторичные системные нарушения, отражающие как индивидуальные особенности мозговой организации, так и формирование компенсаторных паттернов когнитивного контроля, собственно и приводят к формированию когнитивного дефицита при расстройствах шизофренического спектра, проявления которого находятся в фокусе современных исследований.

Национальный институт психического здоровья США (National Institute of Mental Health — NIMH) в последние годы реализовывал масштабный исследовательский проект, направленный на оценку и лечение когнитивных нарушений при шизофрении (Measurement and Treatment Research to Improve Cognition in Schizophrenia — MATRICS — «Исследования по измерению и лечению для улучшения когниций при шизофрении»). Основная цель проекта — стимулировать разработку фармакологических лекарственных средств лечения когнитивного дефицита при шизофрении (Нойхтерлайн К., Грин М. [4]). Важной задачей проекта является разработка надежных методов психометрической оценки когнитивного функционирования пациентов с шизофренией.

В результате работы большой группы специалистов с международной репутацией были выделены следующие области оценки когнитивной сферы, где различия у пациентов с шизофренией с психически здоровыми наиболее существенны: скорость психических процессов, бдительность, готовность к действию, вербальная и невербальная рабочая память, вербальное и зрительное заучивание, рассуждение и процесс

принятия решения, социальный и эмоциональный интеллект. На сегодняшний день такая схема рассматривается в качестве некого «золотого стандарта» для разработчиков нейрокогнитивных психометрических батарей методик для оценки когнитивной сферы пациентов с шизофренией.

В то же время представления о «типичном» нейрокогнитивном профиле пациентов с шизофренией до сих пор активно пересматриваются, в частности, в рамках следующего за MATRICS проекта CNTRICS (Cognitive Neuroscience Treatment Research to Improve Cognition in Schizophrenia — «Терапевтические исследования в рамках когнитивной нейронауки для улучшения когниций при шизофрении»). Так, к примеру, предлагается включить в список областей оценки когнитивного функционирования пациентов с шизофренией зрительные перцептивные функции (Батлер П., Сильверштейн С., Дакин С. [41]).

Поскольку в настоящее время нет нозологически специфических нарушений, а принятые схемы исследования когнитивного дефицита не являются окончательными, то особое значение приобретает дальнейший анализ нейрокогнитивного профиля пациентов с шизофренией. Для полного обхвата всех феноменов когнитивного функционирования пациентов с шизофренией, научного обоснования, понимания их взаимосвязей и причинных механизмов совершенно необходимо применение стандартизированных батарей методик, включающих как вербальные, так и невербальные тесты (Чередникова Т. В., Щелкова О. Ю. [42]). В связи с этим популярность приобрели специально разработанные комплексные многомерные батареи нейро-психологических методик, нашедшие свое основное применение в клинических испытаниях новых лекарственных препаратов, такие как BACS (Brief Assessment of Cognition in Schizophrenia — «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с шизофренией»), MCCB (MATRICS Consensus Cognitive Battery), CANTABeclipse, CSB (CogState Schizophrenia Battery), IntegNeuro и др.

Выводы. Обзор существующих подходов к исследованию и описанию нейроког-нитивных нарушений при расстройствах шизофренического спектра обнаруживает крайнее многообразие взглядов. Обращает на себя внимание тот факт, что при всей внешней методологической обоснованности исследований результаты противоречивы: по разным данным нарушены практически все составляющие когнитивной сферы (от восприятия до сложных интегративных функций мышления), при этом характер и выраженность этих нарушений варьирует от исследования к исследованию.

В отношении нейропсихологических исследований шизофрении лидируют представители зарубежной науки. Вместе с тем, очевиден эмпирический характер существующих исследований. Иными словами, концепция нейрокогнитивного профиля строится на эмпирически выявляемых феноменах (результаты когнитивных тестов в разных клинических группах), а не на основе построения теоретической модели с ее последующим экспериментальным обоснованием и подтверждением или опровержением рабочей гипотезы.

В этом отношении отечественная научная психологическая школа всегда выгодно отличалась от западной, так как опиралась на системные методологические подходы, а описание любого психологического феномена только тогда являлось правомерным, когда ориентировалось на более общие, уже известные закономерности психической деятельности. Таким образом, наиболее перспективным в рамках

решения проблемы построений профиля нейрокогнитивных нарушений у пациентов с шизофренией представляется опора на традиционные основополагающие концепции, сформулированные в отечественной нейро- и патопсихологии. В качестве научно-методологических основ такого исследования наиболее значимыми представляются концепция нейропсихологического фактора А. Р. Лурии и концепция закономерностей распада и развития психики Л. С. Выготского [43, 44].

Модель когнитивного дефицита в большей степени предполагает количественное изменение функционирования в рамках того или иного домена. Однако, как видно из представленного обзора, о прямых взаимосвязях между характером и выраженностью патологического процесса и степенью когнитивных нарушений у пациентов с шизофренией говорить не приходится. Это дает основания предполагать, что более справедливым будет описание имеющихся нарушений не с точки зрения количественных изменений, а с точки зрения представлений о качественной перестройке функциональных систем в ответ на патогенное воздействие.

Литература

1. Аведисова А. С., Вериго Н. Н. Шизофрения и когнитивный дефицит // Психиатрия и психофармакология. 2001. Т. 3, № 6. С. 5.

2. Иванов М. В., Незнанов Н. Г. Негативные и когнитивные расстройства при эндогенных психозах: диагностика, клиника, терапия. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2008. 288 с.

3. Bilder R. M. The neuropsychology of schizophrenia circa 2009 // Neuropsychol. Rev. 2009. Vol. 19. P. 277-279.

4. Nuechterlein K. H., Green M. F. The MATRICS Consensus Cognitive Battery, Part 1: Test Selection, Reliability, and Validity // Am. J. Psychiatry. 2008. Vol. 165. P. 203-213.

5. Harvey P. D., Keefe R. S. E. Clinical neuropsychology of schizophrenia // Neuropsychological assessment of neuropsychiatric and neuromedical disorders / eds I. Grant, K. M. Adams. N. Y.: Oxford University Press, 2009. P. 507-522.

6. Kalkstein S., Hurford I., Gur R. C. Neurocognition in schizophrenia // Current Topics in Behavioral Neurosciences. 2010. Vol. 4. P. 373-390.

7. Pantelis C., Wood S. J., MaruffP. Schizophrenia // Cognitive deficits in brain disorders / eds J. E. Harrison, A. M. Owen. Martin Dunitz, 2002. P. 217-248.

8. Structural abnormalities in gyri of the prefrontal cortex in individuals with schizophrenia and their unaffected siblings / Harms M., Wang L., Campanella C., Aldridge K., Moffitt A. J., Kuelper J., Ratnanather T., Miller M. I., Barch D. M., Csernansky J. G. // Brit. J. Psychiatry. 2010. Vol. 196. P. 150-157.

9. Алфимова М. В. Наследственные факторы в познавательных нарушениях при шизофрении: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 46 с.

10. Гурович И.Я., Шмуклер А. Б., Магомедова М. В. Соотношение нейрокогнитивного дефицита и социального функционирования у больных шизофренией и шизоаффективным расстройством на различных этапах заболевания // Социальная и клиническая психиатрия. 2001. № 4. С. 31-35.

11. Рычкова О. В., Федорова А. П., Приймак М. А. Нарушения социального интеллекта и клиническая симптоматика при шизофрении // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 21, № 3. 2011. С. 10-21.

12. Bell M. D., Tsang H. W., Greig T. C., Bryson G. J. Neurocognition, social cognition, perceived social discomfort, and vocational outcomes in schizophrenia // Schizophrenia Bull. 2009. Vol. 35. P. 738-747.

13. Ткаченко С. В., Бочаров А. В. Нейропсихологический анализ дефекта при шизофрении и аффективных психозах // Шизофренический дефект (диагностика, патогенез, лечение). СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2008. С. 95-124.

14. A six-factor model of cognition in schizophrenia and related psychotic disorders: relationships with clinical symptoms and functional capacity / Gladsjo J. A., McAdams L. A., Palmer B. W., Moore D. J., Jeste D. V., Heaton R. K. // Schizophr. Bull. 2004. Vol. 30 (4). P. 739-754.

15. Neuropsychological assessment / Lezak M. D., Howieson D. B., Loring D. W., Hannay H. J., Fischer J. S. N. Y.: Oxford University Press, 2004. Р. 1016.

16. Wechlser D. Wechlser Adult Intelligemce Scale — WAIS 3. Admistration and Scoring Manual. Psych. Corp., 1997. 204 р.

17. Smith A. Symbol Digit Modalities Test (SDMT). Manual (revised). LA: Western Ps. Ser., 1982.

18. Dickinson D., Ramsey M. E., Gold J. M. Overlooking the obvious: a meta analytic comparison of digit symbol coding tasks and other cognitive measures in schizophrenia // Arch. gen. psychiatry. 2007. Vol. 64. P. 532-542.

19. Conners C. K. Continuous Performance Test 2. Toronto: Multi-Health Systems, 2000.

20. Leark R. A., Dupuy T. R., Greenberg L. M., Corman C. L. TOVA: Test of Variables of Attention: Professional manual version 7.0 — Los Alamitos. CA: Universal, 1996.

21. Фаликман М. В. Общая психология: в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся. Т. 4. Внимание. М.: Академия,

2010. 480 с.

22. Baddeley A., Chincotta E. Working Memory and the control of action: evidence from task switching // Journ. of Experimental Psychology: General. 2001. Vol. 130. P. 641-657.

23. Milner B. Interhemispheric differences in the localization of psychological processes in man / British Med. Bull. 1971. Vol. 27. P. 272-277.

24. Keefe R. S. E., Eesley C. E. Neurocognition in schizophrenia // Kaplan&Sadock's comprehensive textbook of psychiatry / eds B. J. Sadock, V. A. Sadock, P. Ruiz. 9th ed. Lippincott Williams&Wilkins, 2009. P. 1531-1541.

25. Schmidt M. Rey auditory and verbal learning test. A handbook. L. A.: Western Psych. Serv, 1996.

26. Brandt J. The Hopkins Verbal Learning Test: development of new verbal memory test with six equivalent forms // Clin. Neuropsych. 1991. № 5. P. 125-142.

27. Benedict R., Brandt J. Hopkins verbal learning test-revised / Brief visuospatial memory test — revised. Professional manual supllement. PAR inc. 1997. Р. 57.

28. Delis D. C., Kramer J. H., Kaplan E., Ober B. A. California Verbal Learning Test-Second Edition (CVLT-2). San Antonio. TX: Psych. Corp, 2000.

29. Алексеев А. А., Рупчев Г. Е. Понятие об исполнительных функциях в психологических исследованиях: перспективы и противоречия [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru 0421000116/0036. (дата обращения: 10.05.2014)

30. Wisconsin card sorting test manual: revised and expanded / Heaton R. K., Chelune G. J., Talley J. L., Kay G. G., Curtiss G. PAR. Inc. 1993. Р. 230.

31. Strauss E., Sherman E. M. S., Spreen O. A compendium of neuropsychological tests: administration, norms, and commentary. 3 ed. New York: Oxford University Press, 2006. 1216 р.

32. Culbertson W C., ZillmerE.A. The Tower of London DX (TOLDX). Manual. North Tonawanda. N. Y.: Multi-Health Systems, 2001.

33. Батурин Н. А., Матвеева Л. Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Психология. 2009. № 42. С. 4-10.

34. Brune M. Emotion recognition, 'theory of mind', and social behavior in schizophrenia // Psychiatry Res. 2005. Vol. 133. P. 135-147.

35. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): Руководство. М.: Институт психологии РАН, 2010. 176 с.

36. Плужников И. В. Нарушения эмоционального интеллекта при расстройствах аффективного спектра и шизофрении // Вестник Томского государственного университета. 2009. Сер. Психология. № 329. С. 211-213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Михайлова Е. С. Социальный интеллект: конценпции, модели, диагностика. СПб., 2007. 266 с.

38. Combs D. R., Gouvier W. D. The role of attention in affect perception: An examination of Mirsky's four-factor model of attention in chronic schizophrenia // Schizophr. Bull. 2004. Vol. 30, N 4. P. 727-738.

39. Бурова В. А. Нейрокогниции и социальные когниции у пациентов, страдающих шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 22, № 2. 2012. С. 86-93.

40. Корсакова Н. К., Магомедова М. В. Метод синдромного анализа в изучении нейрокогнитивных расстройств у больных шизофренией // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2002. № 4. С. 61-67.

41. Butler P. D., Silverstein S. M., Dakin S. C. Visual perception and its impairment in schizophrenia // Biol. Psychiatry. 2008. Vol. 64. P. 40-47.

42. Чередникова Т. В., Щелкова О. Ю. Методы исследования нарушений мышления при шизофрении: обзор зарубежной литературы (конец ХХ — начало XXI века) // Вестн. С-Петерб. ун-та. Сер. 12.

2011. Вып. 1. С. 244-254.

43. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.

44. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Московского университета, 1962. 432 с.

Статья поступила в редакцию 24 марта 2014 г.

Контактная информация

Ершов Борис Борисович — кандидат психологических наук, старший преподаватель; magus@nxt.ru Лебедева Гульфия Гадилевна — ассистент кафедры; lebedeva2512@yandex.ru Тагильцева Алла Викторовна — старший преподаватель; malef@mail.ru

Ershov Boris B. — Candidate of Psychology, senior lecturer; magus@nxt.ru Lebedeva Gulfiya G. — assistant; lebedeva2512@yandex.ru Tagiltseva Alla V. — senior lecturer; malef@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.