ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.1:37.013.44 ББК 74.58+87.2
Бикметов Артур Валерьевич
аспирант
кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Bikmetov Artur Valerevich Post-graduate Chair of theory and a methods professional education Surgut State University Surgut [email protected]
Структура и место современной физической картины мира студентов
технических направлений The structure and location of the modern physical world picture of students of technical areas
Статья посвящена рассмотрению научных подходов к определению структурного состава физической картины мира. Определено место физической картины мира в научном мировоззрении студентов технических направлений.
The article is devoted to the scientific approaches to the determination of the structural composition of the physical picture of the world. The place of the physical picture of the world in a scientific world view of students of technical areas.
Ключевые слова: научная картина мира, физическая картина мира, философские идеи и представления, научное мировоззрение, физическая теория естественно - научной картины мира.
Key words: scientific picture of the world, the physical picture of the world, the philosophical ideas and concepts, scientific worldview, the physical theory of natural-scientific picture of the world.
В современную эпоху развития общества, состояние науки непосредственно влияет на окружающую среду, именно поэтому основное внимание ученые уделяют исследованию научной картины мира (НКМ). Необходимо также обратить внимание на соотношение философии и науки. Ученые отмечают, что философская картина мира всегда опирается на научную картину мира как на-
дежный фундамент и в своем развитии всегда была связана с научной картиной мира конкретной эпохи так, что их изменения обусловливали друг друга [4].
НКМ - промежуточное познавательное звено между наукой и философией, которая является интегральным обобщением достижений многих наук.
По мнению В.Марычева, научная картина мира стала восприниматься как «форма объединения фактов, которые получены естественными науками, где главная роль принадлежит физике, и как понятие, которое связано с интеграционными процессами в методологии, которое является одним из средств обобщения научного знания о природных и социальных явлениях» [1].
В. Кохановский указывает на то, что научная картина мира является ядром научного мировоззрения и включает в себя наиболее важные теории, гипотезы, факты, откуда выплывают интеграционная и нормативная функции НКМ [3].
Научная картина мира выполняет функцию формирования научного мировоззрения и является одним из его элементов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что научная картина мира является неотъемлемой составляющей научного мировоззрения и выступает одним из способов его формирования, именно поэтому ознакомление студентов с понятием НКМ является необходимым условием формирования у них мировоззренческих представлений.
Наука на современном этапе включает больше тысячи областей знаний. Каждая из таких отдельных наук занимается изучением частичных законов, но рядом с этими науками, которые изучают отдельные сферы природы и общества, существует философия, предметом которой являются общие законы существования и познания. Именно из-за этого в последние годы начали возникать новые частично научные картины мира (физическая, биологическая, историческая, языковая, информационная, астрономическая и тому подобное).
Анализ научных трудов С.Кириленка, В.Марычева и др. позволил установить, что физическая картина мира входит в состав естественно-научной рядом с другими частично научными картинами мира: биологической и химической.
Опираясь на вышеприведенное, место ФКМ в системе философских знаний студентов технических направлений можно представить (См. Рис. 1):
I) Физическая картина
I) Химическая картина
—Биологическая каптина
Рис. 1. Место физической картины мира в системе общенаучных знаний
В рамках предмета нашего исследования важным оказался вопрос о связи ФКМ с другими физическими знаниями.
В ходе анализа работ Т.Фроловой и др. было установлено, что ученые выделяют 6 уровней структурности целостно представленного учебного материала:
1 уровень - физические явления, свойства - состав этого уровня определяется элементами учебного материала, которые объединяются семантически, логично и тому подобное;
2 уровень - физические законы - содержание отмеченного уровня отображает фрагменты физической теории;
3 уровень - целостные физические теории - характеризуется замкнутостью понятийного аппарата и стойкой системой физических знаний;
4 уровень - физическая картина мира - идеальная модель природы, которая включает в себя общие понятия, принципы, гипотезы физики и характеризует определенный этап ее развития;
5 уровень - естественно-научная картина мира - взгляд на мир и существующие в нем процессы с точки зрения естественных наук;
6 уровень - научная картина мира - синтез знаний человечества о природе и социальной реальности.
Физическая картина мира среди них занимает 4-й уровень, находясь после физической теории и перед естественно-научной картиной мира.
Отмеченное дает основания для вывода, что ФКМ основывается на физических теориях и является высшим уровнем их обобщения.
В.Мултановский при формировании представлений о ФКМ уделяет внимание фундаментальным взаимодействиям и их проявлениям в природе;
П.Самойленко подчеркивает роль убеждений в процессе формирования ФКМ как части научного мировоззрения, где выделяет экспериментальный, математический, логический и исторический способы создания уверенности в истинности полученных знаний.
Среди приведенных подходов к определению структурного состава ФКМ нам наиболее импонируют взгляды В.Ефименка и С.Камянецкого, которые в качестве основных компонентов ФКМ выделяют исходные философские идеи, физические теории и философские принципы.
Мы разделяем точку зрения С.Камянецкого на структуру ФКМ, потому что она:
- не усложнена детализацией структурных элементов физической картины мира и будет доступной для понимания;
- отображает фундаментальный характер и структурные элементы ФКМ и дает возможность раскрыть их эволюцию;
- при конкретизации структурных элементов ФКМ предусматривает возможность их дополнения, не разрушая приобретенных ранее представлений.
В.Орлов выделяет среди основных компонентов ФКМ исходные философские идеи и представления, физические теории и философские принципы, которые отображают связь между теориями.
Т.Паначева [5] к основным структурным элементам ФКМ относит:
- идею единства физической картины мира, куда относит идею единства и многогранности мира, и идею единства физического знания;
- онтологические аспекты единства и многогранности мира (материя и ее атрибуты);
- диалектические аспекты единства и многогранности мира (всеобщая связь явлений, взаимодействие, система);
- гносеологические аспекты единства и многогранности мира (картины мира и принципы в ее составе);
- методологические принципы, идею эволюции ФКМ, физические теории. Учитывая вышеизложенное, структурную схему ФКМ можно представить
так (См. Рис. 2):
Исходные философские идеи
Физическая картина мира ^
=т^
Физические теории
Общенаучные принципы
Рис. 2. Основные структурные компоненты физической картины мира Таким образом, физическая картина мира неразрывно связана с научной картиной мира и мировоззрением. Структуру ФКМ можно представить в виде трех компонентов: исходных философских идей, физических теорий и общенаучных принципов.
Анализ научно-методической литературы позволил нам определить структуру и особенности каждого структурного компонента ФКМ.
Придерживаясь мнения С.Камянецкого о целесообразности ограничения количества основных философских идей физической картины мира, которые должны охватывать строение и основные свойства материи, законы диалектики и принципы познания, нами было выделено в их составе такие:
- идею материальности, которая раскрывает определение материи, ее структурную схему, виды, формы существования и тому подобное;
- идею взаимосвязи и взаимодействия, которая раскрывает всеобщую связь явлений, законы диалектики;
- идею познания, которая отображает основные методы познания, процесс приобретения знаний, эволюцию физических картин мира.
Выбор отмеченных основных философских идей ФКМ обусловлен тем,
что:
- большинство научных работ философов и педагогов, что нами рассматривались, содержали в том или другом порядке составляющие каждой из этих философских идей;
- идеи о движении, пространстве и времени можно рассматривать как составные идеи материальности из-за того, что они являются формами и способом существования материи, как будет показано дальше.
Соглашаясь с С.Камянецким, В.Мощанским, к идее материальности мы относим: связь материи и движения; понятие о пространстве и времени.
Важным в контексте нашего исследования является вопрос о структуре научной теории. Структура научной теории была предметом исследования С.Камянецкого, В.Мултановского, которые выделили в научной теории основу, ядро и последствия.
Мы рассматриваем структурную схему физической теории следующим образом (См. Рис 3):
Физическая теория
эмпирический базис идеализирующие объекты система понятий
Рис. 3. Структура физической теории
Ядро теории и последствия содержат в себе намного больше информации, чем конкретные факты основы. При интерпретации теория получает физическое толкование в пределах исходных понятий и модельных пространственновременных представлений, что предоставляет возможность проследить ее связи с другими теориями и выделить направления применения.
С.Камянецкий, В.Степин и другие ученые отмечают, что связь между теориями многогранна и осуществляется на разных уровнях, и проявляется в том, что существуют общие для всех теорий понятия, законы. Связь между теориями осуществляется на уровне общих принципов, которые имеют статус методологических общенаучных принципов.
С.Камянецкий к их перечню включает четыре принципа:
- принцип соответствия, который сводится к тому, что любая новая тео-
1 гп
рия в физике должна сводиться к известной классической теории. 1о есть, старые теории с появлением более новых, более общих не уничтожаются, они хранят свое значение как их предельная форма (частный случай);
- принцип дополнения, который указывает на дополнение волновых и корпускулярных представлений в пределах квантовой механики;
- принцип симметрии, который заключается в том, что законы физики должны выражаться уравнениями, инвариантными относительно соответствующих пространственно-временных превращений;
- принцип причинности, который раскрывается утверждением «следствие не может состояться раньше своей причины».
Несколько шире выглядит система принципов, разработанная В.Орловым, который выделяет в пределах структуры ФКМ семь принципов, которые отображают, по мнению ученого, связь между научными теориями:
- принцип соответствия;
- принцип симметрии;
- принцип сохранения;
- принцип относительности;
- принцип дополняемой;
- принцип причинности;
- принцип необходимости и случайности.
В.Ефименко [2] выделяет 4 этапы развития ФКМ: картина натурфилософии мира (НФКМ), механическая картина мира (МКМ), электродинамическая картина мира и квантово-полевая картина мира. Он считает, что концепция эволюции ФКМ служит методологическим аппаратом обобщения, систематизации и анализа физического знания, выявления закономерностей его развития.
Таким образом, проведенный анализ литературы позволил установить,
что:
- научная картина мира неразрывно связана с научным мировоззрением, но отличается от него отсутствием эмоционально-ценностного компонента;
- физическая картина мира входит в состав естественно-научной картины мира и по уровню обобщения находится после физической теории;
- в состав физической картины мира входят исходные философские идеи и представления, физические теории и общенаучные принципы;
- современной физической картине мира свойственны такие характеристики как системность, эволюционизм, самоорганизация и др.
Библиографический список
1. Архипкин, В.Г. Естественно-научная картина мира: Учеб. пособие /
B.Г. Архипкин, В.П. Тимофеев. - Красноярск: Красноярский гос. Университет, 2002. - 320 с.
2. Ефименко, В.Ф. Развитие представлений об эволюции физической картины мира / В.Ф. Ефименко, Е.И. Макогина, Е.А. Хоменко // Физика в школе. - 2002. - №6. - С.24-29.
3. Кохановский, В.П. Философия науки в вопросах и ответах: Учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.
4. Марычев, В.В. Научная картина мира в культуре современного общества: Дисс. ... канд. филос наук: 09.00.13. - Религиоведение, философская антропология, философия культуры. / В.В. Марычев. - Ставрополь, 2004. -
C.34.
5. Паначева, Т.М. Критериально-ориентированная технология формирования знаний об идее единства физической картины мира у учащихся старшей школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.М. Паначева. - Владивосток, 2007. - 248 с.
Bibliography
1. Arkhipkin, V.G. Natural-scientific picture of the world: Textbook.
allowance. / V.G. Arkhipkin, V.P. Timofeev - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State
University, 2002. - 320. p.
2. Efymenko, V.F. Development of ideas about the evolution of the physical world picture / V.F. Efymenko, E.I. Makogina, E.A. Khomenko // Physics of the school. - 2002. - № 6. - P.24-29.
3. Kohanovsky, V.P. Philosophy of Science: Questions and Answers:
textbook for graduate students / V.P. Kohanovsky. - Rostov n/D: Phoenix, 2006. -352. p.
4. Marychev, V.V. The scientific picture of the world in the culture of
modern society: Diss. ... Candidate. Philosophy of Science: 09.00.13. - Religious, philosophical anthropology, philosophy of culture. / V.V. Marychev. - Stavropol, 2004. - P.34.
5. Panacheva, T.M. Criterion-oriented technology of knowledge about the idea of the unity of the physical picture of the world in high school students: Thesis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.02 / T.M. Panacheva. - Vladivostok, 2007. - 248. p.