12. Хубулава Н.М. Обоснование союза трех союзных государств: Россия, Белоруссия, Украина // Вестник УРА. - 2016. - № 5.
13. Хубулава Н.М. Социально-ориентированный курс развития российского общества (научно-публицистическое издание). - М., "Восход-А", 160 с.
References and Sources
1. Osnovy politicheskoj sociologii/ Pod red. chlena-korrespondenta RAN ZH.T. Toshchenko. - M.-Nizhnij Novgorod, 1998.
2. Vinogradov V.D., Golovin N.A. Politicheskaya sociologiya. Uch. posobie. - SPb, 1997.
3. Social'naya i social'no-politicheskaya situaciya. - M., 1996.
4. Demokratiya i vybory v Rossii (sociologicheskie issledovaniya). - 1996. - № 6.
5. Andreev A.L. Politicheskij spektr Rossii. Struktura, ideologiya, osnovnye sub"ekty. M., 1997.
6. Hubulava N.M. Strategicheskoe planirovanie i prognozirovanie v usloviyah konkurencii. Uchebnik. - M., "Voskhod-A". - 260 s.
7. Materialy internet-konferencii. REHU im. G.V.Plekhanova. - M., 2011-2012.
8. Hubulava N.M. Social'no-orientirovannaya model' razvitiya rossijskogo obshchestva (strategiya - 2020, vozmozhnye scenarii razvitiya na period do 2050 goda). - M.: "Voskhod-A",2010.
9. Hubulava N.M. EHkonometrika XXI veka. Uchebnik. - M.: "Voskhod-A", 2010.
10. Hubulava N.M., Larionov V.G. Innovacionnaya strategiya // Kontroling. M.: MGTU im. N.EH.Baumana, 2013.
11. Hubulava N.M. Ideologiya XXI veka// Vestnik URAO. - 2017. - №3.
12. Hubulava N.M. Obosnovanie soyuza trekh soyuznyh gosudarstv: Rossiya, Belorussiya, Ukraina // Vestnik URA. - 2016. - № 5.
13. Hubulava N.M. Social'no-orientirovannyj kurs razvitiya rossijskogo obshchestva (nauchno-publicisticheskoe izdanie). M., "Voskhod-A", 160 s.
ХУБУЛАВА НОЕ МИХАЙЛОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования России, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Университета Российского Инновационного Образования (УРИО), г. Москва, заместитель ректора Международной Академии методологии государственного управления (nmchubulava@mail.ru)
HUBULAVA, NOE M. - Doctor of Economics, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of Russia, head of the department of management and control of the Russian State University of Innovative Education (URIO), Moscow, Deputy Rector of the International Academy of Methodology of Public Administration
УДК 330.14.014.
ГУСЕЙНОВА Р.Ш.
СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, знания, человеческий капитал.
В статье рассмотрена структура и классификация интеллектуального капитала предприятия. Интеллектуальный капитал - это группа активов знаний, которые можно отнести к организации и наиболее существенно способствовать улучшению конкурентной позиции организации на добавленную стоимость для определенных ключевых заинтересованных сторон. Интеллектуальный капитал является важнейшим ресурсом предприятия в целях обеспечения финансового здоровья и представляет большую ценность для деловых партнеров. В современной экономике, знание является важнейшим ресурсом для экономического роста и создания стоимости для бизнес-партнеров.
HUSEYNOVA, R.Sh.
STRUCTURE AND CLASSIFICATION OF INTELLECTUAL CAPITAL OF ENTERPRISE
Keywords: intellectual capital; knowledges; human capital.
In the article viewed the structure and classification of intellectual capital of enterprise. Intellectual capital is the group of assets of knowledge that we could attributed to an organization and most significantly contribute to an improved of competitive position of organization to adding value for defined key stakeholders. Intellectual capital is the crucial resource of enterprise in order of ensure financial health and value for business partners. In the modern economy, knowledge is the most important resource for economic growth and create value for business partners.
После индустриальной эпохи общество вступило в информационный век, в котором богатство стало продуктом знаний. Эти знания, в свою очередь, становятся важнейшим фактором производства, содействуют изменениям и инновациям, хотя они не отражаются в отчетах о прибылях и убытках компании. Такое изменение приводит к трансформации на всех уровнях карьеры, бизнес-иерархии, стратегий, управленческих систем.
По прогнозам экономистов и социологов в новом тысячелетии люди будут меньше заниматься физической работой, нагрузка больше будет распределяться на ментальные способности человека. Это - интеллектуальный капитал. Он не высвечивается на балансе компании, но он имеет большую ценность для организации, чем материальные активы. Сегодня экономическое благосостояние в большей степени обусловлено знаниями и информацией, чем процессом производства.
Такие популярные сегодня термины, как интеллектуальный капитал, капитал знаний, организация знаний, эпоха знаний, информационные технологии, нематериальные активы, нематериальные управления, скрытые активы и человеческий капитал, определяют возросшее значение информационных ресурсов в организации. Эти и другие условия являются частью новой лексики, описывающей новые формы экономической ценности. Они выступают дескрипторами, принадлежащими к парадигме устойчивого конкурентного преимущества, связанного с отдельными работниками и организационными знаниями.
В современной сложной и турбулентной обстановке бизнес-среда компаний должна быть гибкой, инновационной и способной разрабатывать перспективные стратегические подходы. Для достижения этих целей многие организации поняли, что знания (базовые средства) являются наиболее важным фактором в создании экономической ценности, которая лежит в основе создания ценности компании.
Интеллектуальный капитал рассматривается как стратегическая мера эффективности, предусматривающая переход к разработке новой структуры и процессу поддержки производственных активов компании
Хотя в прошлом экономика для создания стоимости зависела от использования земли, природных ресурсов, оборудования и капитала, сегодня экономика, которая уже носит название «информационная», будет зависеть от применения знания.
Если менеджеры эффективно управляют знаниями, их организация будет способствовать повышению их интеллектуального капитала.
В мире постоянно происходят изменения. Люди, организации и правительства влияют на процессы трансформации. Идея интеллектуального капитала стартовала недавно, но уже начали проявляться две тенденции:
1) переход от производственной экономики к знанию и обслуживанию бизнеса;
2) вхождение в обиход понятия «невидимый баланс».
Интеллектуальный капитал имеет большую ценность для организации, чем материальные активы, а знания были признаны исследователями в качестве ценного ресурса [1]. Интеллектуальный капитал не просто обозначает ресурсы знаний организации. Успех организации зависит от создания, обнаружения, фиксации, распространения и измерения знаний. Компании, укрепляя свое организационное
обучение, должны повышать свои знания и уровень интеллектуального капитала. Обучение предполагает непрерывный, нескончаемый процесс, который к тому же постоянно меняется. Основу составляют технологичность и инновации. Обучение также имеет свою экономическую стоимость, так как его ценность в большинстве бизнес-решений и сделок не подлежит сомнению.
Использование знаний - это совместный процесс. Баланс в передаче и использовании знаний между работниками в фирме или между фирмами не может быть достигнут без эффективного сотрудничества.
Менеджерам, заинтересованным в развитии интеллектуального капитала для их собственных организаций, следует выполнить следующие восемь шагов (частично заимствованы из работы Томаса Стюарта):
1. Управление знаниями - это требование для цели оценки интеллектуального капитала для каждого сотрудника организации. При этом необходимо назначение персональных целей, например, компании могут иметь цель оценить знания каждого сотрудника, чтобы узнать что-то, чего организация в настоящее время не знает;
2. Формальное определение роли знаний в бизнесе и отрасли - это поиск и обеспечение больших ресурсов интеллектуального капитала;
3. Оценка конкурентов и стратегий при наполнении базы знаний - нахождение больших ресурсов интеллектуального капитала;
4. Определение степени интеллектуального капитала из ресурсов, доступных от правительства и отраслевых ассоциаций;
5. Классификация своего интеллектуального портфеля путем создания «карты знаний» организации;
6. Оценка относительной ценности интеллектуального капитала - использование денежных ценностей, если это вообще возможно, или же компания разрабатывает свои индексы и показатели;
7. Выявление пробелов, которые необходимо заполнить, что может основываться на слабостях по отношению к конкурентам, клиентам и поставщикам;
8. Составление нового портфеля знаний в сфере интеллектуального капитала, как дополнение к годовому отчету и постоянная оценка развитие интеллектуального капитала предприятия.
Интерес к интеллектуальному капиталу начинается с публикации ряда популярных книг по менеджменту в середине 1990-х годов [2,3,4]. Интеллектуальный капитал определяется как обеспечение нового источника богатства для бизнеса в информационную эпоху или в экономике знаний. Организации осознают важность знаний своих работников, их отношения с клиентами, актуальность построения информационных систем и корпоративной культуры в создании ценности. Это - те активы, которые обещают обеспечить устойчивость создания материальных благ, все больше и больше заменяя традиционные физические источники создания ценности. Их связь со «знанием» и «информацией» и результаты этой связи именуются наукоемкими нематериальными активами и наблюдается их дальнейшая дифференциация от материальных основ для создания ценности, проявляемые в предыдущие эпохи [5].
Самый известный вклад в интеллектуальный капитал привнесла компания Скандия - шведский конгломерат финансовых продуктов, который начал активно управлять своим интеллектуальным капиталом в начале 1990-х годов.
В процессе классификации компонентов интеллектуального капитала, большинство исследователей следуют следующей структуре: человеческий капитал, отношенческий капитал и структурный капитал [6]. Эта структура принадлежит К. Свейби [4], который первым построил классификацию интеллектуального капитала с
точки зрения отсутствия стандартов. Данная классификация определяется как: компетентность сотрудников, внутренняя структура и внешняя структура организации.
Интеллектуальный капитал предприятия - это совокупность его человеческого капитала, структурного капитала и отношенческого капитала. Эти активы образуют источник явного конкурентного преимущества и различают производительность одного предприятия от другого. Получение контроля над такими активами обеспечивает возможность эффективного внутреннего управления с одной стороны и емкие внешние коммуникации с другой. Поэтому интеллектуальный капитал имеет огромный смысл для предприятия, для измерения показателей, контроля и их отчетности.
В свете исследуемой проблемы, можно выделить несколько других классификаций. Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board - IASB) (2004) относит в нематериальные активы маркетинговые знания, людские ресурсы, торговые марки, авторские права, франшизы, лицензии, коммерческие тайны и товарные знаки [3]. С этой точки зрения, он определяет классификацию нематериальных активов с позиции критериев признания международного учета стандартов. Кандидат промышленного администрирования университета Карнеги-Меллон, профессор кафедры менеджмента и декан высшей школы управления науки и техники Токийского университета науки Hiroyuki Itami сделал аналогичную классификацию, как невидимые активы в технологии, доверие потребителей, бренд, корпоративная культура и управленческие навыки.
Таблица 1. Классификация интеллектуального капитала Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) [9]
Человеческий капитал Отношенческий капитал Структурный капитал
Интеллектуальн ая собственность Инфраструктурны е активы
ноу-хау б р е н д ы п ат е н т ы философия
обучение клиенты авторски е пр ав а управлен ия
профессиональная лояльность права на дизайн корпоративная
квалификация клиентов секреты торговли культура
знания, связанные с названия компаний торговые марки управление
работой н евы п ол не н ны е знаки процессами
профессиональная заказы обслуживания инф о р м аци о н н ы е
оценка каналы системы
психометрические распределения сетевые системы
оценки бизнес- финансовые
профессиональная сотрудничество отношения
компетентность л и ц е н з и о н н ы е
предприимчивость, со глаш ен ия
инновационность, выгодные
инициативность и контракты
реактивные франчайзинговые
способности, соглашения
переменчивость
Человеческий капитал представляет собой индивидуальное мастерство, знания, талант и опыт сотрудников и менеджеров, он является наиболее ценным активом
предприятия, как постоянный источник творчества и инноваций [2, 6, 3]. Этот актив также считается наиболее рискованным, поскольку не относятся к компании, а к каждому сотруднику в рамках организации [10].
Отношенческий капитал включает в себя все ресурсы, участвующие в отношениях между субъектом и его партнерами (клиентами, инвесторами, поставщиками) и все знания, которые заложены в этих отношениях. Элементы отношенческого капитала - это доля рынка, прибыльность, отношения с клиентами, бизнес, партнеры и т. д.
Структурный капитал относится к внутренней структуре организации, процессов и процедур. Он включает патенты, организационные процессы, стратегические и управленческие технологии [6]. В принципе, структурный капитал относится к внутренней организации, которая поддерживает человеческий капитал для создания ценности и финансового благополучия в компании. Следуя другим мнениям, это -сочетание организационной культуры, организационных процессов, информационных систем и интеллектуальной собственности. Среди элементов, относящих структурному капиталу, можно назвать технологии, изобретения, базы данных, культуру, оборудование, программное обеспечение, патенты, товарные знаки и др.
Хотя интеллектуальный капитал похож на материальные активы в его способности генерировать будущие денежные потоки, это в корне отличается от материального капитала в следующих аспектах:
• Интеллектуальные активы являются не конкурирующими активами. В отличие от физических активов, которые можно использовать только для рассмотрения в одном аспекте, интеллектуальные активы могут быть мультиплексированы. Например, система поддержки клиентов может обеспечить поддержку тысячам клиентов одновременно.
• Человеческий капитал и отношенческий капитал не могут быть собственностью компании, но должны использоваться совместно с работниками, поставщиками и клиентами. Поэтому этот вид растущего капитала требует тщательной проработки.
• Структурный капитал - это нематериальный актив, который может принадлежать и контролироваться менеджерами. Однако, он не может быть легко продан, так как не существует рынков для этого товара. Кроме того, клиенты не заботятся об уставном капитале своих поставщиков, поскольку каждый любит иметь дело непосредственно с реальными людьми, а не с системами.
Таким образом, экономика знаний открывает возможности для каждой фирмы понять, насколько недорогой нематериальный актив может выполнять работу дорогостоящих физических активов.
• Компании, которые используют свой интеллектуальный капитал в виде знаний для работы, способны генерировать более высокую маржу прибыли, чем те, которые предоставляют серийные решения.
• Человеческий, структурный и отношенческий капиталы часто работают вместе в разумной комбинации, чтобы дать рост основных компетенций, которые имеют стратегическое значение. Следовательно, не достаточно инвестировать у людей, систем и клиентов отдельно. Рентабельнее производить конечный результат в комбинации этих факторов [8].
Литература и источники
1. Ali Talip Akpinar, Ali Akdemir. Intellectual capital. Conference paper (p. 340). Conference: First International Joint Symposium on Business Administration "Challenges for Business Administrators in the New Millennium, Turkey, 2000.
2. Annie Brooking. Intellectual capital: Core asset for the third millenium. Thomson Business Press, London, 1996.
3. Tomas Stewart. Intellectual capital: the new wealth of organisations. Doubleday/Currency, New York, 1997.
4. Karl Sveiby. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring Knowledge Based Assets. Berrett-Koehler Pub. Inc., San Francisco, 1997.
5. Robin Fincham, Robin Roslender. The Management of Intellectual Capital and it s Implications for Business Reporting (p. 1). The Institute of Chartered Accountants of Scotland, 2003.
6. Leif Edvinsson and Michael Malone. Intellectual capital: realising your company's true value by finding its hidden brainpower. Harper Collins, New York, 1997
7. Diana Gioacasi. Intellectual capital: a critical approach on definitions and categorization (p. 60). CES Working papers, Romania, 2014.
8. Abhijit Talukdar. What is Intellectual Capital? And why it should be measured (p. 2). Founder, Attainix Consulting, 2008.
9. Danka Starovic; Bernard Marr. Understanding corporate value: managing and reporting intellectual capital (p. 7). CIMA, London, 2003.
10. Leif Edvinsson. "Developing intellectual capital at Skandia", Long Range Planning, (p.366-373), New York, 1997.
ГУСЕЙНОВА РЕНА ШИКАР КЫЗЫ - соискатель Азербайджанского государственного экономического университета
HUSEYNOVA RENA SHIKAR - lecturer, dissertator, Azerbaijan State University of Economics (UNEC) (r.huseynova@unec.edu.az; rena-aseu@yandex.ru)
УДК 338.45.01
РАЗУМОВ И.А. ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДУКТОВОЙ ПОЛИТИКИ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Ключевые слова: научно-производственное объединение, продуктовая политика, система показателей
Рассматриваются вопросы формирования продуктовой политики научно-производственного объединения. Предлагаются показатели, которые, наряду с традиционными технико-экономическими показателями, можно было бы использовать для формирования эффективной продуктовой политики научно-производственного объединения. К таким показателям отнесены коэффициент маркетинговой эффективности и коэффициент продуктовой однородности. Функция этих показателей наряду с другими традиционными технико-экономическими показателями, применяемыми при подготовке менеджментом управленческих решений, заключается в том, чтобы более определенно выявить необходимость проведения мероприятий по корректировке продуктовой политики.
RAZUMOV, I.A.
INDICATORS OF PRODUCT POLICY OF SCIENTIFIC-PRODUCTION ASSOCIATION
Keywords: scientific-production association, product policy, system of indicators.
Discusses the question of formation of product policy of scientific-production association. It proposes the indicators that along with the traditional technical-economic indicators could be used for the formation of effective product policy of scientific-production association. To these indicators we attribute the coefficient of marketing efficiency and coefficient of product uniformity. The function of these indicators, along with other traditional technical-economic indicators used in the preparation of management decisions, is to more clearly identify the need of holding of measures to adjustment of the product policy.
В настоящее время в силу объективных тенденций развития экономики научно-производственные объединения как организационная форма функционирования субъектов экономической деятельности в высокотехнологичных отраслях привлекают все больше внимания. Управление подобными сложными объектами представляет собой