КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Н. Шрестха
СТРУКТУРА И ХАРАКТЕР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В НЕПАЛЬСКОЙ И РОССИЙСКОЙ СЕМЬЯХ
Дана характеристика структуры семьи: сплоченности, гибкости, главенства и эмоциональных связей в представлениях о реальной и идеальной семье у непальцев и россиян. Проанализированы кросскультурные различия, выявленные с помощью статистического анализа результатов FACES-III (Family Adaptability & Cohesion Evaluation Scales) и семейной социограммы.
Ключевые слова: семейные представления, сплоченность, гибкость, главенство, эмоциональные связи, образ реальной и идеальной семьи.
Семья - это узловая категория, в которой объединяется личностное и социальное; она вплетена в структуру общества, являясь его системообразующим началом. Вместе с тем семья, как отдельная единица, обладает уникальностью и своеобразием. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, религиозного вероисповедания, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Семейное взаимодействие связано с определенным устройством семьи, ее структурой - составом и числом ее членов, совокупностью их отношений. При кардинальном социальном переустройстве семья также претерпевает структурно-функциональные изменения.
Мы полагаем, что существуют сходные тенденции в трансформации семейного самосознания у представителей разных культур, в условиях разрушения старого и построения нового
© Шрестха Н., 2012
Структура и характер эмоциональных связей в непальской и российской семьях
государственного строя. Мы выбрали для нашего исследования особенности семейных представлений в России и Непале, где на протяжении последних двадцати лет интенсивно развиваются процессы демократизации и переустройства общества. В Непале, как и в России, начиная с 1989-1990 гг. произошли значительные демократические изменения: Королевство Непал изменилось, став парламентской республикой. В Непале проживает 36 народностей и национальностей, это многонациональное государство, так же как и Россия. Вероисповедание в Непале преимущественно индуизм, но в настоящее время происходят существенные изменения в конфессиональном устройстве, его расширении. В России до 1990 г. был распространен атеизм, в настоящее время при доминировании православной церкви развиваются и другие религиозные течения. В двух странах активизируются миграционные процессы, развиваются международные отношения, очевидно нарастание тенденций межкультурного обмена Непала и России.
Данные тенденции позволяют говорить о значительных внешних воздействиях на структурно-функциональное развитие семьи у жителей двух стран, что влечет за собой и качественные преобразования семейных представлений.
В нашей работе под семейными представлениями мы имеем в виду внутреннюю картину (образ) семьи, включающую представления индивида о самом себе, своих потребностях, возможностях, о других членах семьи, с которыми индивида связывают семейные отношения, и о характере этих отношений1.
Для изучения реальных и идеальных представлений о семье мы использовали «Шкалу оценки семейной адаптации и сплоченности» FACES-3, авторы - D.H. Olson, и др., модифицированную Н.Ф. Михайловой2. Этот опросник состоит из 40 вопросов и позволяет выявить специфику отдельных компонентов семейных представлений, таких как семейная сплоченность (степень эмоциональной близости, единства, связанности членов семьи) и семейная адаптация (гибкость семьи). Кроме этого, круговая модель Д. Олсона позволяет определить четыре типа семьи по критерию семейной сплоченности и четыре типа семьи по критерию семейной адаптации - всего восемь типов семьи.
Проективная методика «Семейная социограмма» (авторы Э.Г. Эйдемиллер и др.) дает информацию о главенстве, иерархии в семье, о наличии или отсутствии конфликтных отношений у респондента с членами семьи, его эгоцентрической позиции, круге значимых лиц, уровне эмоциональной близости3.
Н. Шрестха
Методы математической статистики используются для определения значимых различий по выделенным критериям эмпирического анализа образа реальной и идеальной семьи у непальцев и россиян (У-критерий Манна-Уитни, Х-квадрат).
Мы собрали результаты на выборке из 36 непальцев-мужчин, в настоящее время проживающих в России в связи с получением высшего образования, 37 российских мужчин и 40 российских женщин, также получающих высшее образование. В связи с тем что непальские женщины имеют меньше возможностей в обучении, нам не удалось собрать диагностический материал по этой группе, но это одна из задач следующего этапа нашей работы.
Сплоченность - это психологическое расстояние между членами семьи, важнейший показатель сбалансированности и гармоничности семейной системы: при максимально высокой степени эмоциональной связи члены семьи взаимозависимы, при минимальной - дистантны и автономны.
По шкале семейной сплоченности у непальцев наиболее популярен выбор разделенного (среднеблагополучного) типа семьи как при оценке своей реальной семьи, так и идеальной семьи. Наиболее популярный выбор российских мужчин при оценке своей реальной семьи - разделенный тип (умеренный уровень сплоченности, близкий к низкому, некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи), а в идеальном варианте - связанный тип (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях).
Выявлены достоверные различия в образе реальной и идеальной семьи у российских мужчин, что может быть признаком дестабилизации, кризисного характера семейных представлений в этой группе.
Авторы методики FACES-3 показывают, что если уровень сплоченности очень высок (сцепленный тип), то существует слишком много центростремительных сил в семье, крайности в требовании эмоциональной близости, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга. В семье слишком много согласия, различия в точках зрения активно не поощряются. Отношения между членами семьи слабо дифференцируются. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между индивидуальностями внутри семьи. В другой крайности - разобщенной системе (очень низкий уровень сплоченности) существует преобладание центробежных сил. Члены семьи эмоционально крайне дистанцированны, почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют слабо согласованное поведение. Они редко проводят время вместе, не
Структура и характер эмоциональных связей в непальской и российской семьях
имеют общих друзей и интересов, им трудно оказать друг другу поддержку и совместно решать жизненные задачи.
Именно эти два крайних типа мы обнаружили в семейных представлениях у российских женщин. Россиянки чаще видят свою реальную семью разобщенной (неблагополучный тип, с низкой степенью сплоченности, отчуждением), в идеальных представлениях наличествуют два уровня сплоченности - связанный, благополучный тип и сцепленный, неблагополучный тип семьи, с высоким уровнем связи при низкой степени дифференцированности членов семьи. Таким образом, на мужской выборке (как непальцев, так и россиян) обнаружена тенденция рассматривать свои реальные семьи как среднесплоченные, стремление и в идеальном варианте сохранения умеренного уровня сплоченности, а у женщин-россиянок представлены крайние формы - разобщенности в реальной семье и сцепленности в идеальной.
Семейная гибкость или адаптация, характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно семейная система способна приспосабливаться, изменяться при воздействии стрессоров (имеется в виду количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения), т. е. адаптироваться к изменениям внешней и внутренней семейной ситуации, насколько семья способна к изменению своей ролевой структуры в соответствии с задачами жизненного цикла семьи. На шкале гибкости Д. Олсон выделяет четыре уровня: 1) очень низкий (ригидный), 2) низкий к умеренному (структурированный), 3) умеренный (гибкий), 4) очень высокий (хаотичный).
Семейная система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед ней в связи с прохождением жизненного цикла. При этом семья теряет способность приспосабливаться к новой для нее ситуации. По Д. Олсону, система является ригидной, когда она чрезмерно иерархизирован-на. В основе семейного благополучия лежит разделенное главенство и демократический стиль управления. Для семейной системы сбалансированными уровнями семейной гибкости являются структурированный и гибкий. Экстремальные - крайние - уровни, ригидный и хаотичный, рассматриваются как проблематичные, ведущие к нарушениям в функционировании семейной системы.
По данной шкале свою реальную семью представители всех обследованных нами групп чаще соотносят с хаотичным типом семьи, такая же динамика обнаруживается и в идеальном варианте семьи. Хаотическая система имеет неустойчивое или ограниченное руко-
Н. Шрестха
водство. Решения являются импульсивными и непродуманными, роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе. Это подтверждает общую тенденцию в развитии семейной системы в условиях кардинальных общественных изменений: семейная система вынуждена приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. В связи с этим ригидное закрепление правил и ролей может препятствовать установлению семейного гомеостаза. Данный факт может также рассматриваться как показатель кризиса патриархальных традиций в семьях.
Нами обнаружена тенденция более высоких показателей семейной адаптации (гибкости) у российских мужчин в сравнении с группой непальцев. Статистические различия более высоких уровней семейной адаптации у российских женщин в сравнении с мужчинами-непальцами. Таким образом, семейная адаптация, как характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров, в реальной семье непальских и российских мужчин имеет сходные значения, но различается у непальских мужчин и российских женщин. Возможно, данная характеристика задается гендером в большей степени, чем этнической принадлежностью. Для исследования данного факта требуется проведение исследования на выборке непальских женщин.
Таким образом, по методике FACES-3 у мужчин-непальцев статистически значимо выше уровень семейной сплоченности, а в российских семьях - семейной адаптации.
Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и четырех уровней адаптации определяются 16 типов семейных систем, которые распределяются следующим образом: 4 - экстремальных, 4 - сбалансированных, 8 среднесбалансированных. В нашей работе 48,6 % мужчин-непальцев оценивают свою семью в данный момент как среднесбалансированную, сходное количество российских мужчин также видят свою семью среднесбалансиро-ванной - 55,6%, у российских женщин этот показатель 42,5%.
Экстремальных семей мы наблюдаем больше всего в группе российских женщин - 25%, далее у непальских мужчин - 18,9% и у российских мужчин 16,7%. Этот тип сочетания крайних уровней сплоченности и гибкости свидетельствует о дисфункциях в семьях, нарушениях структурно-функциональных особенностей семейной системы.
Структура и характер эмоциональных связей в непальской и российской семьях
Сбалансированных (гармоничных) семей в группе российских женщин (32,5%) примерно столько же, сколько и у непальских мужчин (32,4%), и меньше всего в группе российских мужчин (27,8%). Таким образом, только треть семей можно квалифицировать как имеющих потенциал для успешного решения жизненных задач, преодоления ситуационного и постоянного стресса.
По методике «Семейная социограмма» мы рассмотрели семейные представления по двум наиболее важным критериям:
1) тип главенства в семье;
2) тесноту эмоциональных связей с отдельными членами семьи.
Эмоциональные отношения в реальной семье непальцев отличаются позитивно-нейтральным характером, отсутствием ярко выраженных предпочтений и наличием средне-близких отношений с несколькими членами семьи одновременно, в то время как для российских мужчин и женщин наиболее эмоционально-важной фигурой является мать.
В образе идеальной семьи у непальцев сохраняется тенденция сохранения отстраненной, средней дистанции с несколькими членами семьи, как родительской, так и собственной, а у российских мужчин и женщин появляется большая значимость брачного партнера и преимущественный характер супружеских отношений в собственной семье.
Мы уточнили различия в семейных представлениях по критерию главенства: непальские мужчины чаще всего выбирают прародителей или родителей как главенствующих в реальной семье, что свидетельствует о том, что в семье за представителями старшего поколения закреплена функция управления семьей. Это также говорит о том, что непальские мужчины в реальной семье длительное время занимают статус сына, несмотря на создание собственной семьи. Российские мужчины чаще всего определяют собственное главенство в семье, что свидетельствует о доминировании их как сыновей в родительской семье, о наличии детоцентристской установки в родительско-детских отношениях в семьях со взрослыми детьми. В группе российских женщин первое место по частоте встречаемости занимают отсутствие главенства и Я-главенство. По результатам семейной социограммы обнаружили доминирование в представлениях непальцев патриархального уклада семьи, а у россиян - эгалитарного.
Наше исследование позволило выявить сходства и различия семейных представлений у непальцев и россиян, выделить проблемные области в определении собственной позиции мужчины в
Н. Шрестха
родительской и супружеской семьях. Перспектива нашей работы состоит в исследовании выделенных параметров семейных представлений у непальских женщин.
Примечания
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
Лидере А.Г., Поздеева О.П. Сплоченность и гибкость как интегративные параметры системной системы. Методика диагностики // Журнал практического психолога. 2011. № 2. С. 42.
Никольская И.М., Путина В.В. Семейная социограмма в психологическом консультировании. СПб.: Речь, 2010. 224 с.
2
3