гуманитарное направление
И.В. Попрядухина
К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ...
пятствовать законной деятельности честного и справедливого судьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 19-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 19, 21 и 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс, 2014.
2. Шабанов П.Н. Дисциплинарная ответственность судей: актуальные проблемы и пути их решения / Правовой порядок в РФ. Формирование, виды, эффективность. Выпуск 13. Воронеж, 2009. С. 375 - 376. // СПС
© 2014
КонсультантПлюс, 2014.
3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) „О статусе судей в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс, 2014.
4. Старилов Ю.Н. Судебная власть как «ум, честь и совесть» государственной власти: О некоторых достижениях, проблемах и неудачах современного этапа реформы судебной власти // Юридические записки. Воронеж, 2008. Вып. 17. С. 247.
5. Яковлев, В. Ф. Влияние арбитражной практики на совершенствование законодательства / В. Ф. Яковлев // Российская юстиция. — 2001, С. 225.
6. Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» // СПС КонсультантПлюс, 2014.
TO QUESTION ABOUT DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF JUDGES
I.V. Popryaduhina, assistant professor of business and employment law
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: A question of disciplinary responsibility of judges is exceptionally actual. It is related to absence of uniform approaches at the qualifying colleges and persons, authorized on excitation of disciplinary production, to the estimation of behavior ofjudges, and also in "variation" of norms in area of bringing in of judges to disciplinary responsibility.
Keywords: Court, judge, breach of discipline, a disciplinary penalty,is a disciplinary presence.
УДК 316.1:65.01
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2014
И. В. Цветкова, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье проводится анализ взаимосвязи социальных и культурных факторов, которые определяют потенциал развития личности. В условиях информационного общества меняются способы формирования знаний. Это создает предпосылки для инновационной культуры.
Ключевые слова: функции, структура, инновационная культура, социальные и культурные факторы, социокультурный потенциал.
Формирование инновационной культуры личности и общества, адекватной условиям и требованиям информационного общества, является одной из самых актуальных и глобальных проблем современности [1,57-58]. Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств информатики, но, главным образом, развитие его многих личных качеств, таких, как культура речи, пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству. Все эти качества оказываются наиболее востребованными в обществе знаний и помогают человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и общественных целей. Однако формирование инновационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединенными усилиями культуры и образования.
По мнению ряда исследователей, развитие индивидов в информационную эпоху зависит главным образом от того, как устроена социокультурная среда образовательных учреждений. Актуализируется вопрос содержания культуры, которая должна быть культивирована в социокультурной среде образовательного учреждения, в которой собственно и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения. Социум и культура между собою органически взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, социум является носителем культуры. Современное общество остро обеспокоено социокультурным образованием подрастающего поколения, так как именно данная категория населения определяет развитие нашего будущего и его культурной составляющей [2]. Именно через обобщающее и интегрирующее понятие «образовательная среда» наилучшим образом можно спроектировать, задать
ведущие управленческие ориентиры социокультурной среды и сконструировать, как таковое, определение социокультурного потенциала.
Инновационный тип развития меняет форму передачи и распространения знаний. На предыдущих стадиях развития общества развитие знаний, а также их транслирование базировалось на субъект - объектной парадигме. Знания предавались от учителя к ученику в процессе обучения. Третьим элементом данной схемы являлись тексты, созданные для объективации знаний. Т.Кун подчеркивал значение «нормальной науки» при формировании научной парадигмы, которая включает обязательный комплекс знаний, получивших признание в качестве истинных. Этот комплекс знаний используются для написания учебников и применяются при подготовке новый поколений ученых и специалистов. К. Поппер в учении о трех мирах, определяющих развитие науки, включает в их состав разнообразные тексты, формирующие представления об истине, духовном авторитет, традиции. Эти тексты К. Поппер рассматривал как препятствие для развития критического отношения к знаниям, стимулирующего развитие новых идей.
В условиях инновационной революции субъект-объектная схема передачи знания трансформируется, поскольку знания интегрированы в информационно -коммуникационную образовательную среду (ИКОС). Это преобразует процесс передачи и освоения знаний. Изменения приобретают следующий характер.
1.Получение или передача знаний является процессом трансляции освоения или освоения учебной информации посредством ИКОС. Роль преподавателя состоит в формировании ИКОС с характеристиками, соответствующими определенной предметной сфере, нормативам и стандартам компетенций.
2.Освоение знаний связано с формированием техно-
И. В. Цветкова гуманитарное
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ... направление
логий обучения, поскольку они обеспечивают связь с ИКОС. Технологии предусматривают временную и информационную стандартизацию предметной сферы образовательных знаний. Они ориентированы на то, чтобы ознакомить учащихся с определенным объемом информации и проконтролировать умение ориентироваться в ней.
3.Формируется симбиоз знаний и информации, который интегрирован с ИКОС. Этот симбиоз повышает скорость процессов обучения, с одной стороны, а с другой - позволяет увеличивать объемы освоения информации за единицы учебного времени.
4. Преимущества ИКОС состоят в формировании определенных модулей информации, учитывающих график обучения, пространственные границы расположения учащегося и преподавателя, индивидуальные особенности освоения материала учащимися. ИКОС повышает наглядность обучения, т.к. позволяет использовать средства компьютерной графики, создавать виртуальные обучающие тренажеры.
5.Результаом обучения выступают компетенции -комплекс знаний, умений навыков, сформированных в результате обучающих технологий. Компетенции выступают базисом трудового потенциала в условиях инновационной революции. Знания технологизируются, поэтому их качество зависит от параметров, характеристик, качественных особенностей ИКОС.
5. В отличие от прежних условий, когда знания передавались непосредственно в процессе общения от учителей и учеников, чтения книг, выполнения заданий под непосредственным контролем преподавателей, ИКОС не предполагает формирования системы ценностей. Симбиоз знаний и информационных процессов не базируется на ценностных основаниях, это дает возможность постоянно обновлять знания.
6.В классической парадигме знания рассматривались как средство формирования личности, ее совершенствования. В условиях инновационной революции роль знаний в формировании ценностных ориентиров личности снижается, поскольку интеграция знаний с обновляющейся информацией придает им релятивный характер.
7. Знания, полученные при помощи ИКОС, позволяют индивидам адаптироваться к изменениям в социально-экономический сфере. Однако они не формируют стратегии поведения в обществе, поэтому перед индивидами возникают проблемы, требующие принятия решений при выборе системы ценностей в ситуациях жизненного самоопределения.
Данные характеристики знаний в условиях инновационного типа развития формируют одно их противоречий, определяющих бытие личности в обновляющемся обществе. Это противоречие между необходимостью овладения знаниями, интегрированными в ИКОС, и системами ценностей, определяющими взаимодействие индивидов с обществом, с духовным миром.
Данное противоречие является следствием других видов противоречий, которые вызваны неравномерным развитием сфер науки, технологий, управления и образования. Обновление знаний происходит быстрее, чем преобразование системы ценностей, как в масштабах общества, так и на уровне бытия отдельных индивидов. Данное противоречие выражается в неоднозначных социальных явлениях, в частности, в дезинтеграции общества. Трансформация системы ценностей, на базе которой развивалось общество на прежнем этапе, ставит индивида перед проблемой выбора стратегии поведения в быстро изменяющемся социуме. Далеко не все индивиды способны рационально, разумно, взвешенно сформировать собственную модель поведения, учитывающую интересы общества, отдельных индивидов, социальных групп. В обществе, вступившем в стадию инновационного развития немало факторов, которые являются источником стихийных, непредсказуемых социальных явлений. Это находит выражение в кризисах, конфликтах, 22
в процессах маргинализации и в стихийных протестах.
Инновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям в различных сферах жизни.
Можно выделить следующие функции инновационной культуры:
- Креативная: предполагает создание новых знаний, технологий, способов управления, трансляции знаний, передачи опыта. Авторы монографии «Философия творчества» представляют инновационную культуру как «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [3,с.9]. Исследователи уделяют особое внимание социальной задаче формирования инновационной культуры общества и личности, приравнивая её к культуре творческой деятельности. Развитая инновационная культура, по их мнению, является основой современной инновационной экономики.
- Адаптационная: способствует эффективному разрешению противоречий между наукой, технологиями, управлением и образованием, что обеспечивает высокую эффективность создания и внедрения инноваций. Развивая анализ понятий в данной области, профессор Ю.А. Карпова высказывается за разделение понятий «инновационная культура общества» и «инновационная культура отдельного человека». Определяя инновационную культуру общества как «плод создания некой инновационной инфраструктуры, института инновационной деятельности», она рассматривает инновационную культуру личности через её «умение приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру, умение творить новое, умение правильно оценить и принять новшество» [4]. Анализируя образовательные блоки инновационной культуры, Карпова высказывает предложение о необходимости разработки соответствующего понятийного аппарата и расширения международного сотрудничества в сфере инновационных процессов и программ обучения инновационной деятельности.
- Аксиологическая: обеспечивает постоянное обновление знаний в сочетании с формированием гуманистических ценностей. По мнению Н.Д. Василенко, инновационная культура представляет собой совокупность ценностей, созданных в инновационном процессе и представленных инновационной продукцией, технологиями и организационно хозяйственными решениями, которые имеют правовую, хозяйственную или общественную ценность [5,с.171-178].
- Интегративная: формирует социальные связи между индивидами, социальными институтами, социальной системой. «Двойственность» инновационной культуры подчёркивается в работах В. И. Долговой, выделяющей её, с одной стороны, как особый вид культуры, с другой стороны — как элемент, присутствующий в каждом виде культуры [6]. Она рассматривает инновационную культуру как некую область пересечения различных видов культур (организационной, правовой, политической, профессиональной, личностной и т. д.), отражающую их поступательное развитие, прогрессивные тенденции, инновационный характер. Инновационная культура, с точки зрения Долговой, определяет всю жизнедеятельность общества и человека, опираясь и развивая существующие традиции.
- Гуманистическая: создает условия для наиболее эффективной самореализации индивидов в условиях трансформации социальных институтов. Директор Института стратегических инноваций А.И. Николаев, обсуждая проблемы инновационного развития и формирования инновационной культуры, отмечал: «Инновационная
гуманитарное направление
И. В. Цветкова
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ...
культура отражает целостную ориентацию человека, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образцах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворённости людей участием в них и результатами» [7]. Уровень самой инновационной культуры личности напрямую зависит от отношения общества к инновациям и той работе, которая проводится в обществе по формированию и развитию инновационной культуры.
- Мотивационная : создает систему стимулов для создания и внедрения нового в условиях конкуренции. А.Ю. Елисеев, опираясь на семантику словосочетания «инновационная культура» личности, полагает, что это «такая культура жизни, где основой мотивации поступков человека является жажда обновления, рождение идей и их осуществление... <...> Популяризация «инновационного» подхода к жизни должна носить характер неизбежности для каждого члена общества, вызывая постепенно чувство неприятия принципа «жить, как живётся». Шаг за шагом, она сможет помогать человеку, делать выбор в пользу «инноваций», то есть, "жить продуманно, организованно», и, наконец, креативно» [4]. Автор полагает, что инновационная культура помогает создать в обществе атмосферу, при которой новая идея воспринимается как ценность, принимаемая этим обществом и поддерживаемая им.
- Стратифицирующая: формирует новые способы стратификации и дифференциации социальных субъектов (индивидов, организаций, регионов), например, по уровню разработки и основания новых технологий. В.В. Зубенко указывает на инновационную культуру общества как исторически сложившуюся систему представлений, стереотипов, ценностей, норм поведения и знаний, направленных на совершенствование всех сфер жизнедеятельности. Характеризуя инновационную культуру как инновационную составляющую культуры общества, он не выделяет её как один из видов культуры, а отводит место общего свойства, пронизывающего каждую из культур (хозяйственную, правовую и т. д.), «поскольку одним из характерных признаков любой культуры является её взаимообратное влияние» [8].
Инновационная культура формируется в условиях модернизации общества, преобразования социальных институтов [9, 10, 11]. Она характерна не только для обществ, которые создают новые знания и технологии, но также в тех типах обществ, которые выступают в роли потребителей инновационных продуктов и поставщи-
ков сырья. Инновационная культура необходима, чтобы обеспечить эффективное освоение инноваций, создать инфраструктуру для развития инноваций в конкретном регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колин К.К. Информационная культура в информационном обществе К.К. Колин // Открытое образование. 2006. № 6 (59). С. 57-58.
2. Социокультурная и развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования. URL : http://www.por-talus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=sh owfull&id=1305634009&archive=&start_from=&ucat=& [ Дата обращения : 2.02.2014 ].
3. Философия творчества : Монография / Под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. М : Философское общество, 2002. 268с.
4. Исаев В. В. Круглый стол в Институте стратегических инноваций // Инновации. 2000. № 5-6.
5. Василенко Н.Д. Особенности инновационной культуры в неолиберальном обществе // Экономика и право. XXI век. № 2. 2013. С.171-178.
6. Долгова В. И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. Сер. 5 : Педагогика. Психология. 1999. № 1. С. 65-71. URL: http://www.lib.csu. ru/vch/5/1999_01/008.pdf (дата обращения: 15.12.2014).
7. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Международный журнал «Теория и практика управления». URL: http://vasilievaa.narod.ru/ ptpu/9_5_01.htm (дата обращения: 15.12.2014)
8. Зубенко В. В. Инновационная культура общества — основа инновационного развития государства // Вюник Донецького ушверситету. Сер. В : Економша i право. 2007. Вип. 1. С. 209-215.
9. Шишарина Н.В. Инновационный образовательный альянс: сущность и практика организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 325-328.
10. Березина О.Л. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в инновационной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 38-40.
11. Моисеев В.Б. Основные направления развития инновационной деятельности академии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 6 (10). С. 13-14.
STRUCTURE AND FUNCTIONS OF THE CULTURE NOVATION
© 2014
I.V. Tsvetkova, doctor of the philosophical sciences, the professor
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: Author considers intercoupling social and cultural factor, which define the potential of the development to personalities. In condition information society are changed ways of the shaping the knowledges. This creates the premiseses for culture innovation.
Keywords: Social and cultural factors, social and cultural potential, culture innovation, functions of the culture innovation.