Научная статья на тему 'Структура и динамическая модель электропривода с импульсным управлением для беспилотного летательного аппарата мониторинга энергообъектов'

Структура и динамическая модель электропривода с импульсным управлением для беспилотного летательного аппарата мониторинга энергообъектов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
224
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЯРИЗОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ / СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ / РАЗНОПОЛЯРНАЯ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНАЯ МОДУЛЯЦИЯ / РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ МОМЕНТ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Варенов Александр Андреевич

В статье предложена структура и проведено исследование рулевого привода беспилотного летательного аппарата (РП БПЛА) на базе поляризованного электромеханического преобразователя (ПЭМП) с импульсным управлением. Разработаны принципиальная схема ПЭМП и структурная схема системы импульсного управления приводом, математическая модель привода и проведено детальное исследование его характеристик в программной среде MATLAB. Проведенные исследования могут быть использованы при выполнении эскизного проекта рулевого привода современного БПЛА для мониторинга энергообъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Варенов Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and dynamic model of the electric drive with pulse control for unmanned aerial vehicles for monitoring electrical objects

This paper presents the structure and study Steering unmanned aerial vehicle (UAV RP) based on field revoked electromechanical transducer (PEMP) with impulse control.Designing a schematic diagram and block diagram PEMP of impulse control actuator, the mathematical model of the drive and a detailed study of its characteristics in the software environment MATLAB.

Текст научной работы на тему «Структура и динамическая модель электропривода с импульсным управлением для беспилотного летательного аппарата мониторинга энергообъектов»

УДК 681.511

СТРУКТУРА И ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОПРИВОДА С ИМПУЛЬСНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА МОНИТОРИНГА ЭНЕРГООБЪЕКТОВ

А. А. ВАРЕНОВ

Казанский государственный энергетический университет

В статье предложена структура и проведено исследование рулевого привода беспилотного летательного аппарата (РП БПЛА) на базе поляризованного электромеханического преобразователя (ПЭМП) с импульсным управлением. Разработаны принципиальная схема ПЭМП и структурная схема системы импульсного управления приводом, математическая модель привода и проведено детальное исследование его характеристик в программной среде MATLAB. Проведенные исследования могут быть использованы при выполнении эскизного проекта рулевого привода современного БПЛА для мониторинга энергообъектов.

Ключевые слова: поляризованный электромеханический преобразователь, структурная схема динамической модели, разнополярная широтно-импульсная модуляция, результирующий управляющий момент.

Введение

В условиях интенсификации современного производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии для оперативного управления этими технологическими процессами необходимо иметь полную информацию о состоянии энергообъектов, особенно при их расположении на значительном удалении. Решение задачи мониторинга можно возложить на беспилотные летательные аппараты, оснащенные тепловизионной аппаратурой сбора и телепередачи информации на центр управления.

Со слов главного конструктора Казанского предприятия «Аэрокон» Игоря Петухова, в интересах силовых структур России предприятие имеет контракт на госпоставку разведывательных БПЛА «Рубеж-20». Этот аппарат создан по схеме верхоплана с Т-образным хвостовым оперением и толкающим воздушным винтом. Двигатель беспилотника, работающий на бензине АИ-95, позволяет аппарату развивать скорость до 110 км/ч и находиться в воздухе до 8 часов. Он способен принимать на борт полезную нагрузку до семи килограммов при стартовой массе самого беспилотника в 20 килограммов. Взлет БПЛА осуществляется при помощи катапульты, а посадка - на парашюте, причем во время посадки в нижней части аппарата надувается специальный амортизатор. Кроме того, «Рубеж-20» оснащен автоматической системой управления.

Очевидно, что при определенных условиях беспилотники могут быть использованы в интересах сетевых компаний для мониторинга энергообъектов с целью оперативного принятия решений.

Известно [1], что трудоемкость изготовления рулевых приводов БПЛА с их источниками питания достигает 40% от трудоемкости самих беспилотников.

В статье рассматривается электромагнитная рулевая машина (рис.1), основу которой составляет поляризованный электромеханический преобразователь (ПЭМП), работающий в режиме непрерывных переключений с использованием полного хода якоря. Прототипом данного ПЭМП является поляризованное реле РП-5, которое имеет

© А.А. Вареное Проблемы энергетики, 2013, № 5-6

подвижный якорь и магнитопровод с двумя одинаковыми обмотками. По обмоткам протекают токи, равные по величине и противоположные по направлению. У реле есть три устойчивых состояния, а якорь прижимается к левому или правому контакту в зависимости от преобладающего тока. Особенностью ПЭМП является наличие одной обмотки на подвижном якоре, что существенно снижает его габаритно-массовые параметры, а также отсутствие коммутирующих контактов. С якорем механически связаны аэродинамические рули, обладающие более высокой эффективностью в плотных слоях атмосферы и отличающиеся простотой конструкции. При этом разность времени пребывания рулей в одном из крайних положений пропорциональна напряжению управления, подаваемого на широтно-импульсный модулятор (ШИМ). Этот модулятор осуществляет разнополярную широтно-импульсную модуляцию непрерывного сигнала управления в соответствии с временными диаграммами, показанными на рис.2.

Из этого рисунка видно, что при отсутствии на входе ШИМ напряжения управления иу, амплитуда, частота и равные между собой длительности положительных и отрицательных импульсов остаются постоянными.

Рис.1. Рулевой привод с импульсным управлением: 1 - постоянные магниты; 2 - магнитопровод; 3 - якорь; 4 - рули; 5 - пружина; 6 - обмотка; 7 - вал; 8 - полюсные наконечники

Т = и+ £> = сопэ1

Рис. 2. Временные диаграммы работы ШИМ

4

При этом ПЭМП обеспечивает симметричные колебания рулей относительно исходного положения, определяемого возвратной пружиной. В результате среднее значение управляющего момента, создаваемого рулями за период колебаний, равно нулю.

При положительном значении напряжения управления длительность Х1 импульсов положительной полярности пропорциональна управляющему току и возрастает с его увеличением. В случае, если напряжение управления имеет отрицательную полярность, его значению будет соответствовать длительность ^ импульсов отрицательной полярности. При этом период ^ = ?2 остается постоянным. Таким образом, при иуф0 ПЭМП обеспечивает несимметричные колебания рулей относительно исходного положения и образуется результирующий управляющий момент, пропорциональный управляющему сигналу.

Предлагаемый ПЭМП, из-за малой инерции якоря и рулей, обладает более высоким быстродействием и точностью в отработке сигналов управления, которое

© Проблемы энергетики, 2013, № 5-6

обеспечивает летательному аппарату хорошую маневренность и точность пилотирования, необходимые как при мониторинге дальних объектов, так и всех видов разведок за прилегающими территориями или окружающей местностью. Отсутствие размыкающихся и подвижных контактов значительно повышает надежность и долговечность использования ПЭМП, а также снижает затраты на его изготовление и обслуживание. Недостатком является дополнительное сопротивление набегающему потоку воздуха из-за колебательных движений рулей, что влечет дополнительный расход электроэнергии. Эту зависимость можно значительно уменьшить, если подобрать частоту импульсов в резонанс системе «пружина-якорь-рули», тем самым будет достигнута большая экономия электроэнергии управления и снижена энергозатратность.

Техническая реализация определения момента изменения знака импульса в системе с разнополярной ШИМ происходит по моменту совпадения входного сигнала

|му(иТ + с опорным

Структурная схема управления (СУ), реализующая

разнополярную ШИМ [2], показана на рис.3, а временные диаграммы ее работы - на рис.4.

Рис. 3. Структурная схема управления ШИМ

А

.............^

иоп и

и А

и А

/^ииипппг

Рис. 4. Временные диаграммы работы ШИМ

© Проблемы энергетики, 2013, № 5-6

0

и

2

Генератор пилообразного напряжения (ГПН), тактируемый задающим генератором (ЗГ), вырабатывает опорное напряжение иоп пилообразной формы с периодом Т. Схема сравнения (СС) представляет собой релейный элемент, который переключается с плюса на минус и обратно в момент равенства иу = иоп (рис.4).

Для управления ШИМ распределитель импульсов (РИ) имеет два выхода: один -прямой и1, второй - обратный и2. Импульсы, усиленные усилителями (У), поступают на базы двух транзисторов ШИМ, переключая их в противофазе. При разработке ШИМ выбор частоты следования импульсов / = 1/Т должен проводиться с учетом инерционности рулевой машины, обусловленной переходными процессами в электромагнитной системе и моментами инерции подвижных частей рулевой машины. Динамические свойства поляризованного электромеханического преобразователя отражены в структурной схеме динамической модели (ССДМ) [3], показанной на рис. 5, где введены следующие обозначения и блоки: Кэ = 1/Я - коэффициент передачи

электрической части ПЭМП; Тэ = Ь / Я - электрическая постоянная времени, обусловленная наличием индуктивности Ь обмотки управления ПЭМП; Тм =у[ЛкЩш -механическая постоянная времени ПЭМП, в выражении которой J является моментом инерции подвижных частей преобразователя, а К ш - коэффициент шарнирного момента;

Рис. 5. Исходная а) и преобразованная б) ССДМ ПЭМП: Квт - коэффициент вязкого трения; Км = 1/Кш - коэффициент передачи механической части

ПЭМП; Се и См - конструктивные постоянные ПЭМП; ^ = Квт /(2^КшJ) - относительный

коэффициент демпфирования;

- статическая характеристика упругого элемента с упором, которая описывается алгебраическими уравнениями: если |5|<50, то Мпр=Кпр-5; если |5|>50, то: при 5>0 Мпр=Кпр1-50+Кпр2-(5-50); при 5<0 Мпр=-Кпр1-50+Кпр2-(5+50), где Кпр1 - коэффициент жесткости пружины; Кпр2 - коэффициент жесткости конструктивного упора.

Предложенная динамическая модель может быть положена в основу для анализа динамических свойств импульсного электропривода с целью выработки рекомендаций по выбору его параметров.

Следует отметить, что сам преобразователь является нелинейным элементом, поскольку содержит блок с существенной нелинейностью, обусловленной наличием конструктивного упора.

Библиотека Simulink пакета прикладных программ MatLab позволяет создать виртуальную модель предложенного импульсного привода, которая показана на рис. 6.

Моделирование привода в программной среде MatLab (рис.7) проведено при следующих параметрах: иоп = 20 В;/оп = 6,25 Гц; иу = Um sin ю?, где Um =10 В, ю =1,6 с1; Тэ = 0,001 с; Тм = 0,04 с; ^ = 0,7; Кэ = 10 Ом-1; Км = 0,3 рад/(Н-м).

© Проблемы энергетики, 2013, № 5-6

Рис. 6. Виртуальная модель импульсного привода в программной среде MatLab

.А 5соре2

ш А Ш ЕШ ^ Л

Рис.7. Результаты моделирования

Анализ результатов, приведенных на рис. 7, позволяет сделать следующие выводы:

- нелинейность, присущую ШИМ, можно исключить и рассматривать широтно-импульсную систему как линейную при условиях:

иоп = 2иу Шах , /он = 25 /у,

- характер изменения угла 5 отклонения рулей от исходного положения соответствует амплитуде импульсного напряжения им, прикладываемого к обмотке управления ПЭМП, ограничение угла 5 связано с наличием конструктивного упора;

- искажение характера изменения угла 5, обусловленное инерционностью нагрузки, можно считать незначительным при условии:

Т < 14,5 ТЕ, где Т^ = (Тэ + Тм) - суммарная малая постоянная времени нагрузки ШИМ;

среднее значение угла 5 может быть определено по формуле 8ср = Ът

ч 2

т

и может

иметь тот или иной знак в зависимости от знака моделирующей функции иу. При этом

5ср>0, если иу>0 и 5ср<0, если иу<0.

© Проблемы энергетики, 2013, № 5-6

Для облегчения работы привода в импульсном режиме возможна настройка в резонанс, когда частота вынужденных колебаний, задаваемая ШИМ, совпадает с частотой собственных колебаний механической системы (якорь, пружина, рули).

При этом резонансная частота должна быть значительно больше (не менее чем на порядок) частоты собственных колебаний БПЛА. Так моделирование привода в среде MatLab проведено при частоте собственных колебаний БПЛА ю = 1,6 с-1, а частота колебаний с ШИМ юоп = 39,25 с-1.

Выводы

По мнению специалистов сетевых кампаний использование управляемых БПЛА находится на стадии проработки и возможно для выявления наиболее нагретых мест теплового поля, излучаемого объектами электроэнергетики. Кроме того, при аномальных погодных условиях в холодное время года на беспилотник можно возложить задачу определения мест обледенения ЛЭП. Для решения указанных задач БПЛА должен оснащаться тепловизионной аппаратурой, которая совместно с видеокамерой транслирует изображение диспетчеру. Заслуживает внимания и идея использования БПЛА для ликвидации обледенения воздушных линий.

Импульсный рулевой привод БПЛА обладает рядом указанных в статье достоинств по сравнению с непрерывным. Следует добавить, что в приводе отсутствуют коммутирующие контакты, создающие электромагнитные колебания, что положительно сказывается на экологической и энергетической безопасности. Вместе с тем, в общем случае, он относится к классу нелинейных систем, исследуемых с помощью метода гармонического баланса, что является сложной и трудоемкой задачей. Дополнительная сложность данной задачи состоит в соизмеримости частоты следования импульсов ШИМ с частотой собственных колебаний непрерывной части системы. Пакет расширения Simulink системы MatLab, являясь ядром интерактивного программного комплекса, позволяет проводить моделирование линейных и нелинейных динамических систем и устройств, представленных своей моделью. Возможности этого пакета проиллюстрированы в статье применительно к рулевому приводу с ШИМ. Разработанная виртуальная модель этого привода позволила достаточно просто провести его моделирование, по результатам которого выработать рекомендации по выбору параметров импульсной и непрерывной части системы.

Summary

This paper presents the structure and study Steering unmanned aerial vehicle (UAV RP) based on field revoked electromechanical transducer (PEMP) with impulse control.Designing a schematic diagram and block diagram PEMP of impulse control actuator, the mathematical model of the drive and a detailed study of its characteristics in the software environment MATLAB.

Литература

1. Ангельский Р. Д. Отечественные противотанковые комплексы: Иллюстрированный справочник. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002. 192 с.

2. Герман-Галкин С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем MatLab 6,5. СПб.: Изд. КОРОНА принт, 2001. 320 с.

3. Столов Л.И., Афанасьев А.Ю. Моментные двигатели постоянного тока. М.: Энергоатомиздат, 1989.

Поступила в редакцию 10 июня 2013 г.

Варенов Александр Андреевич - канд-т техн.наук, профессор кафедры «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) Казанского государственного энергетического университета. Тел: 8(843)519-42-76, 8(843)295-27-09.

© Проблемы энергетики, 2013, № 5-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.