Litera
Правильная ссылка на статью:
Яцюн Ч. Структура художественного конфликта в повести Л. Петрушевской «Время ночь» // Litera. 2024. № 11. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.11.71775 EDN: RVSBWK URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=71775
Структура художественного конфликта в повести Л. Петрушевской «Время ночь»
Яцюн Чжан
аспирант; кафедра Русская и зарубежная литература; Российский университет дружбы народов
имени Патриса Лумумбы
117198, Россия, г. Москва, ул. Миклуха-Маклая, 6 ЕЗ [email protected]
Статья из рубрики "Литературный ряд"
DOI:
10.25136/2409-8698.2024.11.71775
EDN:
RVSBWK
Дата направления статьи в редакцию:
23-09-2024
Аннотация: Цель настоящего исследования заключается в выявлении структуры художественного конфликта в повести советской и российской писательницы, драматурга и сценаристки Людмилы Петрушевской «Время ночь». В исследовании дается уточненная формулировка понятия художественного конфликта, приводится типология конфликта: внутренний конфликт, межличностный конфликт, конфликт времени и пространства. Художественный конфликт в повести имеет сложную структуру и оказывает влияние на формирование сюжета и характеров произведения. Автор анализирует внутренние и внешние противоречия, с которыми сталкивается героиня повести, подчеркивая их психологическую глубину и многослойность. Особое внимание уделяется тому, как конфликты раскрывают темы одиночества, поиска смысла жизни и взаимодействия личности с окружающим миром. Статья предлагает интерпретацию художественных приемов Л. Петрушевской и их роли в создании эмоционального напряжения повести, а также исследует, как конфликты способствуют раскрытию ключевых идей повести. В качестве методов исследования были использованы типологический анализ, структурно-функциональный, культурологический подход и другие. Актуальность изучения художественного конфликта связана с необходимостью
раскрытия социального контекста произведения, психологической глубины повести, экзистенциальной проблемы одиночества и отчуждения человека, специфики философии писательницы. Научная новизна исследования заключается в анализе особой многозначности конфликта, представленного в произведении. В отличие от традиционных конфликтов в литературе, конфликт в повести «Время ночь» выходит за рамки привычного противостояния персонажей и приобретает психологическую и экзистенциальную глубину. В повести «Время ночь» Людмилы Петрушевской изображён многослойный конфликт, объединяющий внутренние и внешние противоречия, которые усиливают друг друга, создавая напряжённую атмосферу повествования. Через конфликт автор раскрывает глубокие чувства и переживания героини, её борьбу с трудными жизненными обстоятельствами, а также передаёт социальную и историческую реальность позднего советского периода. Конфликт охватывает не только внешние разногласия, но и антиномию между замкнутым внутренним миром героев и внешней действительностью. Л. С. Петрушевская акцентирует внимание не на преобразовании окружающей среды, а на том, как эта среда проецируется в сердце главной героини и ломает её дух.
Ключевые слова:
Повесть, Художественный конфликт, Людмила Петрушевская, Критика, Внутренний конфликт, Межличностный конфликт, Конфликтология, Противоположность,
Художественное время, Художественное пространство
Введение
В теории литературы художественный конфликт рассматривается как противоречие во взаимоотношениях персонажей произведения. Литературоведы предлагают различные определения этого явления, но суть их схожа. Как отмечает А. Г. Нагапетова, художественный конфликт можно представить как коллизию, как противоборство между характерами или между характером и обстоятельствами, которое лежит в основе действия произведения. Коллизия может быть не всегда явно выражена, особенно в идиллических жанрах, где больше присутствует «ситуация». В эпосе, драме и романе коллизия часто становится центральной темой, а её разрешение - ключевым моментом художественной идеи
Л. Тимофеев расширяет понятие конфликта как систему противоречий, которая объединяет произведение и отражает борьбу образов и идей. М. Эпштейн также отмечает, что конфликт обычно проявляется в виде коллизии - прямого столкновения действующих сил -Ш.
Конфликт часто раскрывается через сюжет и композицию, становясь центром темы произведения. Он определяет развитие сюжета, начиная с завязки и проходя через кульминацию к развязке. Развитие действия является ключевым элементом конфликта, где противоречия становятся всё более острыми по мере продвижения сюжета.
Но, как отмечает А. Г. Коваленко, конфликт в литературном произведении - это многослойное понятие. Во-первых, он отражает противоположные отношения между различными элементами и смысловыми уровнями текста. Во-вторых, конфликт может проявляться во внутренних противоречиях самого автора. В-третьих, он связан с «разностью потенциалов» между автором и текстом, что включает такие категории, как
рассказчик, персонаж и лирический субъект. Эти аспекты вместе создают сложную структуру конфликта, обогащая произведение и углубляя его смысл
Художественный конфликт в литературе - это центральный элемент повествования, который определяет развитие сюжета и характеров и представляет собой столкновение противоположных идей, действий и характеров, формирующих центральное содержание и эстетику произведения. Через конфликт авторы исследуют человеческую природу, социальные проблемы и философские идеи, что делает литературу глубже и многослойнее.
Всем видам искусства присущ конфликт. Конфликт - движущая сила в произведении ^^ Он возникает из противоречий между персонажами, их желаниями, убеждениями или обстоятельствами и может быть внутренним, когда герой борется с собственными демонами, или внешним, когда сталкиваются разные личности или силы. Это напряжение создает динамику, которая увлекает читателя, заставляет сопереживать героям и размышлять над моральными вопросами.
Такое противоборство присутствует в творчестве каждого писателя и во всех литературных направлениях. Присутствует оно и в творчестве Л. Петрушевской, имя которой, как выразилась Т. Г. Прохорова, - одно из самых громких в современной
отечественной словесности
Обсуждение
Актуальность изучения художественного конфликта в повести Л. Петрушевской «Время ночь» обусловлена несколькими факторами.
Повесть написана в постсоветский период, когда общество переживало значительные изменения, и конфликты, отражающие внутренние и внешние противоречия персонажей, позволяют глубже понять социальные реалии и психологические состояния людей в условиях неопределенности.
Персонажи повести часто сталкиваются с экзистенциальными кризисами и внутренними конфликтами. Изучение этих конфликтов помогает раскрыть сложные эмоциональные и психологические аспекты человеческой природы, что делает произведение актуальным для анализа в контексте современной психологии.
Конфликты в повести «Время ночь» часто связаны с темами одиночества, недопонимания и отчуждения. Исследование этих аспектов позволяет понять, как современное общество влияет на личные отношения и внутренний мир человека.
Художественный конфликт в повести также проявляется через уникальный стиль и приемы автора. Анализ конфликта позволяет выявить особенности нарратива и языка автора, что важно для понимания его художественного мира. Как отмечает И. Ширинич, «художественные миры Петрушевской напоминают читателю не жизнь, а какое-то пограничье между жизнью и смертью. Однако, если взглянуть на её творчество с другой, более надежной стороны, Петрушевская показывает читателю, что и эти совсем
неприятные стороны жизни всё-таки являются неотделимой частью жизни» I10!.
Конфликты в произведении поднимают важные философские вопросы о смысле жизни, любви, смерти и человеческих ценностях. Это делает текст актуальным для обсуждения в рамках философской и культурологической мысли.
Таким образом, изучение художественного конфликта в повести «Время ночь» не только углубляет понимание текста, но и открывает новые горизонты для анализа социальных, психологических и философских проблем, актуальных как в эпоху написания, так и в современном мире.
«Время ночь» Людмилы Петрушевской опубликована в 1991 году, она представляет собой дневник главной героини, Анны Андриановны, пожилой писательницы, живущей в Москве в эпоху позднего социализма. Героиня повести ведет дневник, отражая свои мысли и переживания в условиях социальной и культурной нестабильности. Как отметила П. Рыжова, это «хроника жизни позднесоветской семьи, написанная от лица матери -пожилой поэтессы. Петрушевская погружает читателя в малометражный ад 1980-х: безденежье, дефицит, семейные склоки, орущие дети и слабоумные старики, и в её изложении эти бытовые детали начинают выглядеть знаками судьбы, символами человеческой участи, которой не избежит никто».
Произведение пронизано темами одиночества, поиска смысла жизни и сложных человеческих отношений. Анна сталкивается с внутренними конфликтами и экзистенциальными вопросами, что делает её образ многослойным и глубоким. Л. Петрушевская мастерски передаёт атмосферу времени, а также исследует психологию своих персонажей, что позволяет читателю глубже понять их мир и переживания.
Художественный конфликт в повести «Время ночь» Людмилы Петрушевской проявляется на нескольких уровнях и включает как внешние, так и внутренние противоречия, с которыми сталкивается главная героиня Анна Андриановна.
Внутренний конфликт Анны Андриановны становится основным двигателем сюжета и глубоко раскрывает её личность, представляющую собой сложный образ, в котором переплетаются любовь и ненависть, забота и манипуляция, надежда и отчаяние.
Анна живет в условиях крайней нищеты, что приводит к постоянному стрессу и конфликтам как внутри семьи, так и внутри самой себя. Её монолог-жалоба отражает не только страдания, но и противоречия: она считает любовь главным смыслом жизни, но её действия часто приводят к разрушению связей с близкими. Дихотомия её характера проявляется в том, что, несмотря на стремление помочь своим детям, она не осознаёт, что сама является источником их страданий: «Я всё время всех спасаю! Я одна во всём
городе... » Пренебрежительное отношение к общепринятым нормам поведения
(героиня не испытывает никаких сомнений, что имеет право читать дневник дочери), социальная доминантность, склонность к манипуляции и использованию других постоянно подчёркиваются в тексте повести(например, это провляетс в истории с замужеством дочери).
Психическое состояние Анны Андриановны, характеризующееся отсутствием самокритики и нулевой эмпатией, усугубляет её внутренний конфликт. Элементы экзистенциального кризиса добавляют глубины её переживаниям, создавая образ женщины, которая пытается самореализоваться как мать и бабушка, но сталкивается с безысходностью и непониманием.
Таким образом, внутренний конфликт Анны Андриановны не только движет сюжет, но и служит метафорой более широких социальных и психологических тем, присущих произведениям Петрушевской. Это исследование человеческой природы в условиях бедности и отчуждения поднимает важные вопросы о любви, ответственности и смысле с уще с тв ов а ния .
Наиболее ярко и многогранно в повести проявляется межличностный конфликт между главной героиней Анной Андриановной, её матерью Симой, дочерью Аленой и сыном Андреем, а также Тимой, её внуком, сыном Алены.
Дочь Алина ведёт беспорядочную личную жизнь. В результате случайной связи у неё рождается ребёнок, о котором приходится заботиться её матери, Анне Андриановне. Алина не проявляет благодарности и не ценит усилия матери. Анна чувствует себя разочарованной, так как её жертвы остаются незамеченными.
Сын Андрей, не имея ясных жизненных целей и постоянной работы, становится источником постоянного разочарования для Анны. Он попадает в тюрьму за драку, что добавляет тяжёлых переживаний и забот в её жизнь. Анна чувствует ответственность за его судьбу, но не видит, как ему помочь.
Кроме того, Анна Андриановна вынуждена ещё заботиться о своей стареющей матери, которая попадает в психиатрическую больницу. Отношения между ними сложны и напряжены. Мать требует внимания и заботы, что ещё больше утяжеляет бремя Анны, которая и так перегружена заботами о своих детях и внуке. Маленький Тима, сын Алины, часто называемый «дитя голода», проявляет агрессию и жестокость к своей бабушке. Он кричит, ругается, может причинить ей физическую боль. С самого рождения у мальчика не было возможности наблюдать ничего иного кроме постоянных ссор между своими «двумя богинями», матерью и бабушкой, а потому перенял эту манеру общения от них, и вполне возможно, что передаст ее последующим поколениям. Таким образом, зло, по Л. Петрушевской, неискоренимо. Люди с рождения затянуты в порочный замкнутый круг. Эти конфликты между личностями создают сложную и напряжённую картину жизни героини, отражая темы одиночества и безысходности.
В книге «Время ночь» отражается конфликт семьи. Л. Петрушевская часто обнажает искаженность человеческих отношений, особенно ярко проявляющуюся в семье, между мужчиной и женщиной, между матерью и детьми. Ненормальность и патологичность этих отношений неизменно приводят её персонажей к отчаянию и чувству непреодолимого одиночества. Анна Андриановна испытывает постоянное напряжение в отношениях с членами семьи, которые не проявляют благодарности и не способны самостоятельно справляться с жизненными трудностями. «Я считаю, что самое главное в жизни - это любовь». В то же время «во имя любви» к внуку она выгоняет из дома на улицу дочь с двумя малолетними детьми, ставит крест на неудачнике-сыне, сдает мать в интернат для психохроников. Действие разворачивается в условиях ужасающей нищеты, в борьбе за физическое выживание При этом нищета, экономия каждой копейки и зависть к тому, как соседи дробят суповые кости по ночам, не мешают Анне Андриановне иметь множество «заначек», что заставляет задуматься: реальна ли эта нищета или гипертрофирована больным разумом главной героини.
В своём произведении Л. Петрушевская отразила катастрофический кризис семьи как социального института. Невозможность нормальных человеческих отношений проявляется в том, что диалоги у Петрушевской часто превращаются в монологи глухих: язык не способен передать глубину отчаяния и одиночества её героев повести. Языковая коммуникация, вместо того чтобы объединять персонажей, лишь усугубляет их изоляцию и непонимание. Анна Андриановна пишет о своих детях: «Им не нужна была моя любовь. Вернее, без меня бы они сдохли, но при этом, лично я им мешала». Такое состояние души внушает мысли о безысходности и конце существования. «Жизнь моя кончена» , - несколько раз заявляет Анна Андриановна. Эти размышления бесконечно варьируются и становятся лейтмотивом всего повествования.
По мнению О. Р. Хомяковой, художественный конфликт представляет собой особый вид коммуникативного акта, который возникает из-за антагонизма и непонимания между противостоящими сторонами. Однако этот конфликт способствует более глубокому пониманию для читателя. Как отмечал Р. Якобсон, он делает читателя «интеллектуально вооруженным» перед лицом взаимодействующих конфликтующих структур, помогая ему
осмыслить их на новом уровне J91.
Вообще, Л. Петрушевская, как автор, избегает прямых оценок и осуждений, предоставляя читателям возможность самостоятельно оценить поступки героев. Л. Петрушевская использует приём «раздвоения» автора на собственно автора и его «заместителя». Суть раздвоения заключается в стремлении продемонстрировать жизненное явление, при этом спрятав себя, выставив другого «псевдо-автора», который «объективнее» раскроет смысл происходящего. С эстетической точки зрения, в художественной литературе двойничество прежде всего играет роль универсального психологического приёма, призванного исследовать сознание характера во всей его полноте и глубине. Противопоставленность автора и рассказчика просматривается в их угадываемом отношении к героям. От автора - чувство глубокого, но тщательно спрятанного сострадания; от рассказчика - бесстрастная покорность судьбе и «равнодушие» к рассказываемому.
Художественное время и пространство - это временная и пространственная организация событий в литературном произведении. Художественный мир, представляющий авторскую модель мира, реконструирует объективную картину мира. Художетвенная картина мира - не только система представлений о мире, но и система принципов ее воспроизведения, которая предполагает доминантные категории и факультативные категории: «Доминантные категории - это категории, которые, прежде всего, осуществляют существование «картины мира». Это оппозиции, которые свойственны человеческому сознанию на всех этапах его существования, это архетипы, заложенные
в глубинах человеческой психики» J81.
В произведении Людмилы Петрушевской «Время ночь» художественное время и пространство играют ключевую роль в создании атмосферы и раскрытии внутреннего мира персонажей. Ночь как временной контекст символизирует не только физическую тьму, но и эмоциональное состояние героев - их страхи, одиночество и безысходность. Само название повести подчёркивает важность ночного времени суток как одного из центральных мотивов произведения. Ночь символизирует страхи, одиночество и безысходность героини. Ночью Анна Андриановна наиболее активно рефлексирует и обдумывает свою жизнь, что усиливает ощущение изоляции и замкнутости.
Ночь в произведении может восприниматься как метафора кризиса и неопределенности. Время здесь не линейно; оно наполнено воспоминаниями, переживаниями и размышлениями героев. Эти временные скачки позволяют читателю глубже понять их внутренние конфликты и эмоциональные состояния. Ночь становится временем самоанализа (introspection), когда персонажи сталкиваются с собственными страхами и неразрешенными проблемами.
Темное время суток также символизирует мрачное и депрессивное состояние героини, её потакание своим внутренним демонам. События, происходящие днём в реальном времени, перемежаются с воспоминаниями и размышлениями героини ночью. Это создаёт ощущение нелинейности времени, где прошлое, настоящее и будущее сливаются в единое целое.
Произведение не может существовать вне времени и пространства. Хронос и топос взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Художественное время в повести «Время ночь» тесно переплетается с пространством, создавая уникальный хронотоп, отражающий мироощущение главной героини Анны Андриановны.
Пространственная организация событий также подчеркивает изоляцию и отчуждение. Место действия часто ограничено - это может быть квартира, комната или другие замкнутые пространства, символизирующие замкнутость и отсутствие выхода. Пространство становится отражением внутреннего состояния героев, их зависимостей и конфликтов.
Пространство квартиры и замкнутость времени усиливают друг друга, создавая ощущение капкана, из которого невозможно выбраться. Снаружи - опасный, враждебный, наполненный злом мир, с которым главная героиня взаимодействует, чтобы добыть денег и еды для продления своего убогого бытия. Жизнь в тесном, переполненном людьми и вещами помещении усиливает чувство изоляции и подавленности. Анна Андриановна лишена личного пространства, её произведение так и называется - «Записки на краю стола». Описание тесной, бедной и запущенной квартиры углубляет чувство безысходности и давления окружающей среды. Пространство квартиры подчёркивает ограниченность и удушающую атмосферу, в которой живут герои повести. Символическое значение имеет и темнота, ночное время суток, подчеркивающее мрачность существования героини. Квартира становится символом замкнутости, безысходности и отсутствия перспектив. Такой конфликт времени и пространства служит важным инструментом для описания внутреннего конфликта героини.
В то же время ночь выражает экзистенциальное состояние героини, символизируя одиночество и состояние изоляции, а также отражая темную сторону сознания. В то же время, ночь порождает творчество. То есть темнота и дальнейшее сумасшествие соединяются с созиданием и творческой силой.
Таким образом, в повести «Время ночь» Л. Петрушевская мастерски использует художественное время и пространство для создания глубокой эмоциональной нагрузки, подчеркивая кризис человеческих отношений и внутреннюю борьбу главной героини.
Заключение
В повести «Время ночь» Людмилы Петрушевской художественный конфликт многослоен и многозначен. Он включает внутренние и внешние противоречия, которые взаимодействуют и усиливают друг друга, создавая напряженное повествование. Через этот конфликт автор передает глубокие эмоции и переживания героини, её борьбу с жизненными обстоятельствами, а также отражает социальную и историческую реальность поз дне го с ов е тс ко го пе рио да .
Конфликт в произведении не только отображает внешние противоречия, но и становится антиномией между внутренним, замкнутым миром героев и внешней реальностью. Автор повести Л. С. Петрушевская акцентирует внимание не на преобразовании окружающей среды, а на том, как эта среда проецируется в сердце главной героини и ломает её дух.
Библиография
1. Демина Л. И. Лирический конфликт в поэзии 50-х годов XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2007. № 2. - С. 170-177.
2. Коваленко А. Г. Очерки художественной конфликтологии: антиномизм и бинарный архетип в русской литературе ХХ века: монография. М.: РУДН, 2010 // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011. № 5. - 6 с.
3. Мелешко Т. А. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в гендерном аспекте (Образы женственности в творчестве современных российских писательниц). 2001. - 27 с.
4. Нагапетова А. Г. К вопросу о теории художественного конфликта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2008. № 1. - С. 15-17.
5. Петрушевская Л. С. Время ночь. - 2001. - 89 с.
6. Прохорова Т. Г. Расширение возможностей как авторская стратегия. Людмила Петрушевская / Т. Г. Прохорова // Вопросы литературы. - 2009. № 3. - С. 149-164.
7. Саракуева А. М. Особенность художественного конфликта в исторических драмах Ж. Токумаева «Чума» и Д. Мамчуевой «Акбилек - Последняя звезда Алании»//Электронный журнал «Кавказология». 2023. № 2. - С. 223-237.
8. Семёнов А. Н. Теоретические аспекты литературы как культурного пространства: монография / А. Н. Семенов; Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. - Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2018. - 174 с.
9. Хомякова О. Р. Конфликт как категория литературоведения: Аналитические стратегии исследования// Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. № 3. -С. 501-510.
10. Ширинич И. Болезнь как метафора? «Чернуха» в прозаическом творчестве Л. Петрушевской, 2021. - 24 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензируемая статья «Структура художественного конфликта в повести Л. Петрушевской «Время ночь»» полностью соответствует целям и читательской аудитории журнала «Litera», её содержание будет интересно широкому кругу читателей. Предмет исследования четко прослеживается, автор подробно исследует то, как проявляется художественный конфликт на нескольких уровнях в изучаемом материале. Работа обладает традиционной структурой, в которой представлены введение, основная часть и выводы. Во введении автор описывает понятие «художественный конфликт» в теории литературы, обращаясь к трудам А.Г. Нагапетова, Л. Тимофеева, М. Эпштейн, А.Г. Коваленко и др. В этой части работы отмечается, что конфликт в художественном произведении раскрывается через сюжет и композицию, он представляет собой многослойное понятие: отражает противоположные отношения между различными элементами и смысловыми уровнями текста; проявляется во внутренних противоречиях самого автора; связан с «разностью потенциалов» между автором и текстом, что включает такие категории, как рассказчик, персонаж и лирический субъект. В основной части работы обосновывается актуальность исследования, а также отмечается, что изучение художественного конфликта в повести «Время ночь» не только углубляет понимание текста, но и открывает новые горизонты для анализа социальных, психологических и философских проблем, актуальных как в эпоху написания, так и в современном мире. Здесь автор подробно описывает, как художественный конфликт проявляется в исследуемом произведении: внутренний конфликт главной героини, межличностный конфликт между главной героиней, её матерью, дочерью, сыном и
внуком. Анализируется также художественное время и пространство, которые играют ключевую роль в создании атмосферы и раскрытии внутреннего мира персонажей. В целом содержание основной части полностью соответствует выбранной теме. В результате автор приходит к выводу, что художественный конфликт в повести Л. Петрушевской «Время ночь» многослоен и многозначен, он включает внутренние и внешние противоречия, которые взаимодействуют и усиливают друг друга, создавая напряженное повествование. Через этот конфликт автор передает глубокие эмоции и переживания героини, её борьбу с жизненными обстоятельствами, а также отражает социальную и историческую реальность позднего советского периода. Конфликт в произведении не только отображает внешние противоречия, но и становится антиномией между внутренним, замкнутым миром героев и внешней реальностью. Л. Петрушевская акцентирует внимание не на преобразовании окружающей среды, а на том, как эта среда проецируется в сердце главной героини и ломает её дух. Полученные автором выводы не вызывают сомнений, поскольку они совершенно логично вытекают из аналитической части работы. Автор корректно использует терминологию, необходимую для данного исследования, выдерживается научный стиль и жанр. Список литературы состоит из 10 источников, они релевантны проблематике исследования, актуальны, а их количество вполне достаточно для достижения поставленной цели исследования. Автор соблюдает основные правила цитирования других исследователей. Качество оформления работы достаточно высокое, за исключением нескольких опечаток: «провляетс» (12 абзац Обсуждения); «Художетвенная» (23 абзац Обсуждения). Немного нелогичным нам также представляется предпоследний абзац обсуждения (В то же время ночь выражает экзистенциальное состояние героини, символизируя одиночество и состояние изоляции, а также отражая темную сторону сознания. В то же время, ночь порождает творчество. То есть темнота и дальнейшее сумасшествие соединяются с созиданием и творческой силой). Мы полагаем, что он должен быть немного выше, в той части, где анализируется ночь в произведении. Данные замечания легко устранимы. В целом, работа получилась интересной, обладает теоретической и практической значимостью и соответствует основным требованиям, предъявляемым к подготовке научных статей, и может быть рекомендована к публикации в журнале «Litera».