Научная статья на тему 'Структура готовности к профессиональной деятельности бакалавров туризма'

Структура готовности к профессиональной деятельности бакалавров туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PREPAREDNESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / БАКАЛАВРЫ / ТУРИЗМ / TOURISM / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревякина Анна Валерьяновна

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму. В процессе анализа содержания профессиональных компетенций ФГ0С-03 по направлению «Туризм» определена структура готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of bachelors’ preparedness for professional activity in Tourism. The analysis of content of professional competences after the Federal State Educational Standard of the higher professional education of the third generation determined the structure of bachelors’ preparedness for professional activity in Tourism.

Текст научной работы на тему «Структура готовности к профессиональной деятельности бакалавров туризма»

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

нии личности самоограничениям. Например, регулярная тренировка физических сил, поддержание режима питания и сна, терпение к поведению окружающих, сдерживание страстей. Так, волевыми усилиями можно добиться повышения мышечного тонуса,

который будет способствовать более эффективной работе по укреплению физической силы, выносливости и подвижности. Воля — необходимейшее качество артиста балета, без которого невозможны никакие результаты ни в репетиционном зале, ни на сцене.

Примечания

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — Москва : Педагогика, 1998.

2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. — Москва : МГУ, 1975.

3. Борзов, А. А. Хореография: история, теория, практика / А. А. Борзов. — Москва : Наука, 2008.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. — Москва, 1984.

5. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. — Москва : Педагогика, 1986. — Т. I.

6. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. — Москва : Педагогика, 1986. — Т. II.

7. Колесов, Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков.

— Москва : ПРОГРЕСС, 1986.

8. Логинова, Н. А. История комплексного подхода в психологических школах Бехтерёва В. М., Ананьева Б. Г. / Н. А. Логинова. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2005.

9. Тарасов, Н. Классический танец / Н. Тарасов. — Москва : Искусство, 1971.

10. Худеков, С. Н. История танцев / С. Н. Худеков. — Санкт-Петербург : Петербургская газета, 1914.

— Т. 2.

Ф

Ф

Структура готовности к профессиональной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

УДК 378.02:37.016

А. В. Деревякина

Самарская государственная академия культуры и искусств

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму. В процессе анализа содержания профессиональных компетенций ФГОС-03 по направлению «Туризм» определена структура готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, компетенции, профессиональное образование, бакалавры, туризм.

The article deals with the problem of bachelors’ preparedness for professional activity in Tourism. The analysis of content of professional competences after the Federal State Educational Standard of the higher professional education of the third generation determined the structure of bachelors’ preparedness for professional activity in Tourism.

Key words: preparedness for professional activity, competences, professional education, bachelor, tourism.

212 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 212-215

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 212

Ф

19.03.2013 12:30:59

ф

ф

Коренные изменения, происходящие в настоящее время в российском обществе, во многом вызваны расширением международных контактов, сближением национальных культур. Вследствие этого неуклонно набирает популярность особый сектор услуг — туризм, чему способствует также быстрое развитие информационных технологий. Однако и требования к качеству предоставляемых услуг возрастают. Отсюда в сфере туризма возникает потребность в новых, более квалифицированных кадрах, «владеющих конкретными навыками, способных быстро адаптироваться» [2], готовых вести продуктивную профессиональную деятельность в быстро меняющихся условиях.

Соответственно, главным результатом профессиональной подготовки и показателем ее качества стала готовность бакалавров туризма к профессиональной деятельности.

Понятие «готовность» широко употребляется как в психологии, так и в педагогике, однако единого толкования не имеет. В педагогике готовность рассматривается как система компонентов, качеств личности будущего специалиста, которые обеспечивают ему выполнение профессиональных функций.

В.А. Сластенин определяет профессиональную готовность как совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту [7].

Т.И. Руднева отмечает, что Федеральный государственный стандарт третьего поколения выдвигает требования к результатам освоения программы бакалавриата, которые выражены в компетенциях. Вместе с тем образовательный результат становления специалиста в логике компетентностного подхода представляется готовностью к профессиональной деятельности [5].

Исследователи К.Э. Безукладников, А.И. Санникова включают готовность к профессиональной деятельности в профессиональные компетенции. Они определяют профессиональные компетенции как личностные новообразования, сформированные учебными дисциплинами в учебном процессе, включающие в себя наряду с когнитивным и поведенческим

^ Образование в сфере культуры

аспектами долговременную готовность к профессиональной деятельности как интегративное свойство личности [6].

Однако многие исследователи отождествляют готовность с компетентностью, основываясь на единстве точек зрения относительно структуры профессиональной компетентности, выражающей взаимосвязь теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности (В.А. Адольф, В.А. Сластенин, Е.Н. Соловова и др.).

Вслед за научной школой В.А. Сластенина, мы будем рассматривать компетентность как функциональную и личностную готовность специалиста к продуктивному решению задач профессиональной деятельности [4].

Компетентность, по мнению И.А. Зимней, является актуальным проявлением компетенций [3]. Компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами. Соответственно, как считает И.А. Зимняя, они становятся компетентностями, которые характеризуются мотивационными, смысловыми, отношенческими и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом [3].

Многие исследователи выделяют подобные составляющие и в структуре готовности к профессиональной деятельности. Так, в научной литературе чаще всего находим теоретический (когнитивный), практический (деятельностный) и мотивационный (психологический) компоненты (М.В. Лазарева, В.В. Мурзин, П.В. Середенко, Ю.В. Богачева). В ряде работ встречаются также информационный и операциональный компоненты (В. Чичикин); интеллектуальный (знания), функциональный (умения), аксиологический (ценности) компоненты (Т.И. Руднева); рефлексивный (Е.П. Гришина), эмоционально-волевой (М.П. Козырева, С.В. Калинкина) и коммуникативный компоненты (С.В. Калинкина).

Опираясь на научные исследования, проанализируем содержание профессиональных компетенций, определяемых Федеральным

213

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 213

Ф

19.03.2013 12:30:59

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)

государственным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО — 03), и выделим компоненты готовности к профессиональной деятельности бакалавров туризма.

Большинство профессиональных компетенций включают знания теории различных учебных дисциплин, а именно: владение теоретическими основами проектирования (ПК-1); использование базовых знаний математики и информатики (ПК-9); знание современных информационных и коммуникативных технологий (ПК-6); знание нормативных документов по качеству, стандартизации и сертификации в туриндустрии (ПК-10) [1]. Очевидно, что данные компетенции соответствуют когнитивному компоненту готовности.

Многие профессиональные компетенции, базируясь на знании учебных дисциплин, включают использование, анализ и интерпретацию материала, например, способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2); способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13); способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14) [1]. Данные компетенции отнесем к рефлексивному компоненту готовности.

Анализ таких профессиональных компетенций, как способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3), способность к работе в трудовых коллективах предприятий туриндустрии (ПК-7), способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации трудовой деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8) [1], позволяет выделить такие характеристики личности, как самостоятельность, ответственность, толерантность, организованность, которые составляют личностный компонент готовно-

214

январь-февраль ^

сти к профессиональной деятельности.

Такие профессиональные компетенции, как готовность к реализации проектов в туриндустрии (ПК-4); готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5); готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15); готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16), выступают, на наш взгляд, существенными характеристиками понятия «готовность», так как подразумевают заинтересованность специалиста в выполнении профессиональной деятельности, наличие внешних и внутренних условий, мотивов, побуждающих к деятельности. Все это позволяет выделить мотивационный компонент готовности к профессиональной деятельности.

Учитывая, что сервисная деятельность является важной составляющей деятельности бакалавра туризма, рассмотрим профессиональные компетенции ПК-11 и ПК-12. Анализ их содержания показывает, что бакалавры должны обладать способностью к эффективному общению и умением организовать процесс обслуживания потребителя [1]. Очевидно, данные компетенции имеют коммуникативную направленность, поэтому коммуникативный компонент выступает необходимым элементом готовности к профессиональной деятельности бакалавров туризма.

Таким образом, анализ содержания профессиональных компетенций позволяет структурировать готовность к профессиональной деятельности бакалавров туризма следующим образом: когнитивный компонент; рефлексивный компонент; мотивационный компонент; личностный компонент; коммуникативный компонент.

Итак, готовность к профессиональной деятельности имеет довольно сложную структуру, где каждый компонент выступает системным элементом. При этом готовность как продукт профессиональной подготовки будущего специалиста достигается только в случае сформированности всех компонентов готовности и их взаимообусловленности.

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 214

Ф

19.03.2013 12:31:00

ф

^ Образование в сфере культуры

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») от 28 октября 2009 г.

2. Ашкинадзе, И. И. Заочное обучение и подготовка кадров для туриндустрии / И. И. Ашкинадзе, В. И. Протуренко, И. И. Украинцева // Высшее образование в России. — 2010. — № 4. — С. 81—84.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 40 с.

4. Научная школа личностно-ориентированного профессионального образования В. А. Сластенина // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 8. — С. 4—9.

5. Руднева, Т. И. Тенденции функционирования гуманитарного пространства. / Т. И. Руднева // Перспективы модернизации высшего образования : [межвузовский сборник научных трудов] / [под ред. Т. И. Рудневой]. — Самара : Офорт, 2011. — С. 119—121.

6. Санникова, А. И. Формирование компетенций в процессе профессиональной подготовки работников сферы социально-педагогической деятельности / А. И. Санникова, К. Э. Безукладников // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 6. — С. 65—71.

7. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — Москва : Академия, 2008.

Р ЕГУЛИРУЕМАЯ СЕНСОРНАЯ IT-СРЕДА КАК ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

УДК 37.013:004.946

М. Л. Лазарев

Научный центр здоровья детей РАНМ

И. М. Лазарев

Институт Психологии — РГГУ

Жизнь современного человека с детства связана с информационными технологиями (IT-среда). В силу того, что IT-среда оказывает воздействие на сенсорные каналы человека, и прежде всего на слуховой и зрительный, ее можно назвать «сенсорной средой». Данная среда, которая на наших глазах превращается в IT-реальность, может стать важнейшим инструментом гармонизации развития ребенка до и после рождения, важнейшим фактором психологии и биологии развития человека.

Ключевые слова: сенсорная IT-среда, гармонизация развития ребенка, теория сенсорного поля, квант сенсорной информации.

Life of modern people is related to informational technologies (IT-environment) from the early childhood. Due to the impact that IT-environment makes on the sensory channels, and especially on the auditory and visual, it can be called “sensory environment”. This environment, which is now turning into IT-reality, can become an essential tool for harmonizing the development of the child before and after birth, a crucial factor in the psychology and biology of human development.

Keywords: sensory IT-environment, harmonization of child development, theory of sensory fields, quantum of sensory information.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 215-220 215

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 215

Ф

19.03.2013 12:31:00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.