УДК 619:616.995
СТРУКТУРА ГЕЛЬМИНТОЦЕНОЗА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА
ГОРНОГО АЛТАЯ
В.А. МАРЧЕНКО доктор биологических наук
Е.А. ЕФРЕМОВА кандидат ветеринарных наук Е.А. ВАСИЛЬЕВА Институт экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока
Дана характеристика структуры гельминтоценоза крупного рогатого скота Горного Алтая. Введены дополнительные показатели, определяющие плотность отдельных сочленов в паразитарном комплексе, что позволяет более полно охарактеризовать структуру сообщества гельминтов животных. Выявлены географические и возрастные особенности гельминтоценоза крупного рогатого скота, которые необходимо учитывать в процессе разработки системы противоэпизоотических мероприятий при гельминтозах животных.
Ключевые слова: структура, гельминтоценоз, крупный рогатый скот, Горный Алтай.
В органах и тканях животных могут одновременно паразитировать несколько видов гельминтов, формируя сообщество - гельминтоценоз. В процессе его формирования в организме хозяина между сочленами гельминтгоценоза возникают взаимоотношения, при которых развитие одних видов сдерживается, они вытесняются из биологической ниши или остаются в единичных экземплярах, тогда как другие виды гельминтов интенсивно развиваются и становятся доминирующими. Знание структуры гельминтоценозов, анализ результатов мониторинговых исследований ее изменений, выявление закономерностей формирования и
функционирования имеют общебиологическое и прикладное значение.
Трематодозы крупного рогатого скота широко распространены на территории нашей страны [1-4]. Несмотря на большое количество публикаций по данной теме в Европейской части России, эпизоотическая ситуация по трематодозам крупного рогатого скота в условиях Западной Сибири и, в частности, на территории Республики Алтай остается малоизученной. Отсутствует анализ структуры гельминтоценоза и не определено значение каждого его компонента в эпизоотологическом аспекте инвазионных заболеваний.
Целью исследований явилось определение структуры гельминто-
ценоза и эпизоотической значимости отдельных сочленов паразитарной системы крупного рогатого скота Республики Алтай.
Материалы и методы
Исследования проб фекалий крупного рогатого скота на наличие яиц гельминтов проводили в Туро-чакском, Чойском и Шебалинском районах Республики Алтай. Всего исследовали 923 пробы, полученные от крупного рогатого скота указанных районов. Для диагностики гель-минтозов пробы исследовали по методам Котельникова, Вареничева и Котельникова, Хренова [5].
В настоящее время для характеристики паразитоценозов животных предложен такой показатель, как экспенсивность заражения или экстенсивность инвазии (ЭИ) животных, по сути отражающий количество зараженных особей популяции отдельными видами возбудителей, выраженный в процентах. Сточки зрения демонстрации структуры паразитарного комплекса данный показатель носит описательный характер, и при этом не характеризует плотность отдельных видов паразитов в паразито-ценозе и является показателем попу-ляционного уровня организации паразитарных систем. Для формализованного описания паразитокомплекса на ценотическом уровне необходимо использование иных критериев, которые устранили бы этот пробел. Для этой цели мы использовали дополнительную характеристику - индекс паразитоценоза (ИП), который отражает плотность вида, рода или другого таксона в структуре паразитоцено-
за и в зависимости от выбранного для исследования критерия ИП будет конкретизирован как родовой ИП -РИП или видовой ИП - ВИП [6, 7].
ИП выводим по формуле: ЭИ
ИП = .......... х 100,
I ЭИ
где ИП - индекс паразитоценоза; ЭИ - экстенсивность инвазии отдельно взятого вида, рода; 1ЭИ - сумма показателей экстенсивности инвазии. Для представления цифрового материала в более удобном виде полученные результаты умножают на 100.
Результаты и обсуждение
Крупный рогатый скот в Чой-ском, Турочакском и Шебалинском районах заражен гельминтами, относящимися к классам Trematoda, Nematoda и Cestoda. Класс Trematoda представлен гельминтами родов Fasciola, Dicrocoelium и отряда Paramphistomata. Из нематод и цес-тод у крупного рогатого скота зарегистрированы представители родов Nematodirus, Trichocephalus, подотрядов Strongylata, Trichocephalata и рода Moniezia.
У животных в хозяйствах Туро-чакского, Чойского и Шебалинского районов доминирующими являются стронгилята пищеварительного тракта (табл. 1). Зараженность крупного рогатого скота фасциолами была наибольшей в Чойском районе Северного Алтая и составила 23,7 %. В пробах, полученных от животных Шебалинского района Центрального Алтая, яйца фасциол не выявлены. Яйца дикроцелий и трихоцефал зарегистрированы в единичных случаях.
Таблица 1
Зараженность крупного рогатого скота гельминтами в Республике Ал-
Район Исследовано проб ЭИ, %
Fasc. Param. Dicr. Nem. Strong. Trich. Mon.
Турочакский 236 3,0 9,7 2,1 8,8 47,8 1,3 1,3
Чойский 502 23,7 6,5 0,7 8,8 31,9 1,2 7,6
Шебалинский 185 3,8 0 5,4 6,2 26,9 0,5 4,1
Примечание: гельминты родов: Fasc. - Fasciola, Param. - Paramphistomata, Dicr. - Dicrocoelium, Nem. - Nematodirus, Trich. - Trichocephalus, Mon. - Mo-niezia, Strong. - подотряда Strongylata.
Анализируя данные таблицы 1, можно констатировать, что хотя показатель ЭИ отражает распространение гельминтов, показывает зараженность ими популяции животных, однако он не дает представления о совокупности встречающихся вариаций гельминтов.
В структуре гельминтоценоза крупного рогатого скота трех исследуемых районов доминируют нематоды. Суммарный ИП нематод (стронгилята, нематодиры, трихоцефалы) варьирует от 52,1 в Чойском до 78,3 в Турочакском районе (табл. 2). На долю трематод (фасциолы, дикроцелии, парамфистомы) и цестод приходится 19,6-38,5 и 1,8-9,5 соответственно.
У животных указанных районов среди гельминтов в целом доминируют нематоды, а в классе Nematoda превалируют представители подотряда Strongylata. ИП стронгилят варьирует от 39,7 в Чойском до 64,6 в Турочак-ском районах. РИП нематодир колеблется в пределах 10,9-13,2. Доля представителей рода Trichocephalus во всех трех районах не превышает 2.
Соотношение представителей класса Trematoda в исследуемых районах отличается разнообразием. В Турочакском районе доминируют парамфистомы (РИП 13,1), в то время как фасциолы и дикроцелии занимают второстепенное положение (РИП 4,1 и 2,8) (табл. 2).
Таблица 2
Структура гельминтоценоза крупного рогатого скота в Республике
Район Исследовано проб РИП I
Fasc. Param. Dicr. Nem. Strong. Trich. Mon.
Турочакский 236 4,1 13,1 2,8 11,9 64,6 1,8 1,8 100
Чойский 502 29,5 8,1 0,9 10,9 39,7 1,5 9,5 100
Шебалинский 185 8,1 0 11,5 13,2 57,4 1,1 8,7 100
Количественное отношение фасциол, парамфистом и дикроцели-ев можно выразить как 2:5:1. В Чой-ском районе превалируют представители рода Fasciola. РИП фасциол со-
ставляет 29,5 и 38,5, приходящихся на долю трематод. Соотношение фасциол, парамфистом и дикроцели-ев в этом районе равняется 33:9:1. В Шебалинском районе трематоды
представлены фасциолами и дикро-целиями в равном отношении.
В структуре гельминтоценоза крупного рогатого скота в Северном и Центральном Алтае отмечены от-
ческих зонах практически не отличается и составляет 7,1 и 8,7 в северных и центральных районах соответственно.
Величина РИП нематодир и
личия. Суммарный ИП трематод в трихоцефал в паразитологическом
зоне Северного Алтая на 13,5 больше, в то время как доля нематод на 13,7 меньше, чем в Центральном Алтае. РИП мониезий в этих географи-
комплексе этих географических зон также почти идентична и отличается не более, чем на 2 (табл. 3).
Таблица 3
Структура гельминтоценоза крупного рогатого скота в разных географических зонах Республики Алтай ' результатам 4
Район Исследовано проб РИП I
Fasc. Param. Dicr. Nem. Strong. Trich. Mon.
Северный 738 22,1 9,5 1,5 11,2 46,9 1,5 7,1 100
Алтай
Центральный 185 8, 1 0 11 ,5 13,2 57,4 1, 1 8,7 100
Алтай
Также наблюдаются отличия в структуре гельминтоценозов крупного рогатого скота разных возрастных групп. В паразитологическом комплексе молодняка текущего года рождения доминируют представители класса Nematoda. Суммарный ИП нематод и трематод составляет 97,7 и 2,3 соответственнго. Соотношение
нематодир, стронгилят и трихоцефал составляет 4:7:1.
В гельминтоценозе молодняка прошлого года рождения количество трематод увеличивается на 2,1. Суммарный ИП нематод у этой группы животных уменьшается за счет сокращения численности нематодир и трихоцефал (табл. 4).
Таблица 4
Структура гельминтоценоза крупного рогатого скота разных возрастных групп в северных районах Республики Алтай
Группа живот- Иссле- РИП I
ных довано проб Fasc. Param. Dicr. Nem. Strong. Trich. Mon.
Молодняк те- 66 2,3 0 0 32,6 57,0 8,1 0 100
кущ. года рожд. Молодняк
прошл. года 102 4,4 0 0 22,1 71,1 2,4 0 100
рожд.
Дойный гурт 258 27,7 18,1 1,2 2,8 46,4 0 3,9 100
Гельминтоценоз взрослого скота состоит из представителей трех классов гельминтов - Нематода, Трематода и Цестода. Доля трематод в па-разитологическом комплексе этой группы животных возрастает до 47.
Однако ИП стронгилят в парази-тологическом комплексе молодняка прошлого года рождения становится больше на 14,1, чем в гельминтоце-нозе молодняка текущего года рождения. Соотношение нематод, строн-гилят и трихоцефал равно 9:30:1.
Суммарный ИП нематод у коров уменьшается на 46,4 по сравнению с данным показателем у молодняка прошлого года рождения, при этом происходит сокращение как числа нематодир, так и числа стронгилят.
Трихоцефалы у данной группы животных не обнаружены. Величина РИП нематодир и стронгилят в гель-минтоценозе этих животных по сравнению с другими возрастными группами самая наименьшая. Соотношение нематодир и стронгилят равно 1:17.
С возрастом животных происходит увеличение доли трематод, в то время как число нематодир и строн-гилят сокращается, а трихоцефалы встречаются в единичных экземплярах или полностью элиминируются.
Таким образом, использование предложенного дополнительного показатели - ИП наглядно показывает изменения в структуре гельминтоце-ноза крупного рогатого скота в зависимости от возраста.
Контроль эпизоотического процесса при гельминтозах включает в себя эпизоотический мониторинг, подразумевающий комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений эпизоотический ситуации не по отдельным нозоформам, а в отношении их комплекса - гельминто-ценоза. Введение дополнительного показателя ИП позволяет определить структуру паразитоценоза в популяции животных, выделить значение каждого патогенна и их взаимосвязи, что в конечном итоге будет использовано при разработке основных положений при организации системы противоэпизоотических мероприятий. Этот показатель при проведении мониторинговых исследований отражает сезонные, возрастные особенности функционирования паразитарных сообществ, позволяет рассматривать каждый компонент во взаимосвязи с другими, а также наглядно представляет паразитоценоз как единую в структурно-функциональном отношении целостную систему.
Литература
1. Атаев А.М. // Тез. докл. науч. конф. Всес. о-ва гельминтол. - М., 1986. - С. 12.
2. Катков М.В. // Тр. Всес. ин-та гельминтол. - 1977. - Т. 23. - С. 63-73.
3. Кошеваров Н.И. // Тр. Всерос. ин-та гельминтол. - 2006. - Т. 42. - С. 158-162.
4. Ярошевич А.Н. Трематодозы крупного рогатого скота в хозяйствах юга Тюменской области: Автореф. дис. ... канд. вет. наук. - Тюмень, 2004. -25 с.
5. Котельников Г.А. Гельминтологические исследования животных и окружающей среды. - М., 1984. - С. 46.
6. Марченко В.А., Ефремова Е.А., Саитов В.Р. // Матер. 2-й межрег. науч. конф. - Новосибирск, 2005. - С. 130-132.
7. Марченко В.А., Ефремова Е.А., Саитов В.Р. // Матер. 8-й Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2005. - С. 269-273.
Structure of cattle helminthocenosis from Gornyi Altai Marchenko V.A., Efremova E.A., Vasil'eva E.A.
The characteristic of structure of cattle helminthocenosis from Gornyi Altai is given. The additional parameters determining density of separate fellow members in parasitic complex that allows to characterize structure of community of helminths more full are entered. Geographical and age features of cattle helminthocenosis which are necessary for taking into account during system engineering an-tyepizootic measures at helminthosis of animals are revealed.