СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ
Бакулев Сергей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики бокса,
Симаков Александр Михайлович, заслуженный мастер спорта по боксу России, заслуженный тренер России,
Момот Демид Александрович, кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)
Аннотация
Авторы обосновывают целесообразность применения модифицированных подвижных игр, моделирующих соревновательную деятельность тхэквондистов, так как применение специально-подготовительных и соревновательных упражнений на этапе начальной подготовки, в связи с наличием небольшого технического арсенала, затруднено.
STRUCTURE OF PHYSICAL READINESS OF YOUNG THAKVONDISTS
Bakulev Sergey Evgenjevich, the candidate of pedagogical sciences, the professor managing faculty of the theory and a technique of boxing,
Simakov Alexander Mihajlovich, the deserved master of sports on boxing of Russia, the
deserved trainer of Russia,
Momot Demid Aleksandrovich, the candidate of psychological sciences, the senior lecturer
The St.-Petersburg state university ofphysical training of a name of P.F.Lesgaft
Abstract
Authors prove expediency of application of the modified outdoor games modeling competitive activity thakvondists as application of special - preparatory and competitive exercises at a stage of initial preparation, in connection with a small technical arsenal, is complicated.
В современном спорте ограниченное время, отводимое на тренировку и подготовку к соревнованиям, требует решения проблем повышения уровня работоспособности и минимизации энергетических затрат для формирования необходимого уровня физической подготовленности. Несмотря на то, что на этапе начальной подготовки практически отсутствует соревновательная деятельность [3], эта проблема не должна оставаться без внимания, так как именно в рамках данного этапа закладывается так называемая функциональная база подготовленности спортсмена, вообще, и тхэквондиста, в частности.
В ходе изучения проблемы функциональной подготовленности спортсменов авторы выяснили, что в тхэквондо степень аэробной обеспеченности ниже, чем у представителей других видов единоборств (бокс, борьба). Высокотренируемые тхэквондисты отличаются большими анаэробными возможностями - длительностью задержки дыхания на вдохе и выдохе [2]. Характеризуя степень развития мышц по показателям окружностей сегментов тела, видно, что у тхэквондистов преобладает развитие нижних конечностей (бедра и особенно голени). Кроме того, тхэквондисты характеризуются устойчивостью к ударным воздействиям, к статическим нагрузкам они менее приспособлены [1]. Осуществляющиеся при выполнении ударов ногами, а также балансирующих движениях руками повороты таза хорошо развивают мышцы брюшного пресса. Большинство ударов в тхэквондо связано с высоким подъёмом ног, что развивает боковые мышцы туловища и внутренней поверхности бёдер. Стандартный режим тренировок связан с активной работой всего тела. Следствием такой работы является увеличение ЧСС, долговременное повышение интенсивности кислородного обмена в сердце и лёгких. Подобный аэробный эффект (K.H. Cooper Aerobics. - M. Evants & Co., New York, 1968) характеризуется следующими проявлениями: повышение эффективности работы лёгких; улучшение системы кровотока путём увеличения кровеносных
сосудов, их эластичности, снижения дистонии; улучшение состава крови, в особенности повышение содержания красных кровяных телец и гемоглобина; повышение жизнеспособности тканей тела благодаря усилению обменных процессов; улучшение работы сердца (оно приобретает способность работать с большими нагрузками); улучшение сна и т.д.
Соответственно, при планировании подготовки юных тхэквондистов необходимо создавать базу именно для перечисленных выше функциональных показателей. Очевидно, что на этапе начальной подготовки этого можно добиться, в большей степени, в рамках физической подготовки. Это предположение подтверждается общеизвестным правилом - начальное разучивание технических приемов не должно происходить на фоне утомления. То есть, при решении задач технической подготовки величина нагрузки будет недостаточной для возникновения ближайшего и, соответственно, отставленного эффекта.
В теории спорта принято различать общую и специальную физическую подготовку [4, 5, 6, 7, 8]. Общая физическая подготовка представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфических для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности. Применительно к тхэквондо - это общая выносливость в зоне большой и умеренной мощности, средствами развития которой могут быть бег, плавание, ходьба на лыжах, т.е. двигательные действия из циклических видов спорта.
Значительно больший интерес представляет специальная физическая подготовка юных тхэквондистов, которая направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта.
В связи с тем, что на этапе начальной подготовки уровень технической подготовленности сравнительно невысок [3], это затрудняет использование специальноподготовительных и соревновательных упражнений, которые являются основными средствами становления специальной физической подготовленности.
Для преодоления этого затруднения представляется целесообразным применение модифицированных подвижных игр, моделирующих соревновательную деятельность тхэквондистов. В этом случае будут проявляться, а, следовательно, при достаточной нагрузке и развиваться, физические способности, составляющие модель физической подготовленности тхэквондистов.
Необходимость осуществления физической подготовки в соответствии с моделью физической подготовленности подтверждается имеющим место в теории спорта широким применением различных моделей - характеризующих структуру соревновательной деятельности, структуру различных сторон подготовленности, структуру морфофункциональных особенностей организма, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства и т.п. Так, эффективное управление тренировочным процессом, по мнению В.Н. Платонова [6, 8], связано с использованием различных моделей, то есть образцов (мысленных или условных) того или иного объекта, процесса или явления. В частности, модели подготовленности, по мнению автора [6], позволяют раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности, определить основные направления совершенствования подготовленности, установить оптимальные уровни развития различных ее сторон у спортсменов, а также связи и взаимоотношения между ними. Использование этих моделей позволяет определить общие направления спортивного совершенствования в соответствии со значимостью различных характеристик технико-тактических действий, параметров функциональной подготовленности для достижения высоких показателей в конкретном виде спорта.
Под моделью физической подготовленности юного тхэквондиста нами понимается уровень развития физических способностей, обусловливающих успешность соревновательной деятельности.
Исходя из структуры технической подготовленности, в структуре физической
подготовленности тхэквондистов выделены следующие физические способности и формы их проявления: силовые способности - максимальная сила мышц туловища; амортизационная сила мышц ног; взрывная сила мышц рук и ног; реактивная сила мышц рук, ног и туловища; скоростные способности - способность к быстрому реагированию на сигнал (сложная реакция); способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью; способность к быстрому началу движения; координационные способности - способности к воспроизведению, отмериванию, дифференцированию и оцениванию параметров движений; сенсорные способности -способность к реагированию на ускорение, на влияние центробежной и центростремительной силы, на изменение направления силы тяжести, на воздействие статической и динамической силы; способность к кинестетическом анализу, к регуляции мышечного тонуса, к определению положения тела и его частей в пространстве; способность к различению звуков по высоте, силе, тембру, направлению и расстоянию до их источника; способность к различению формы, размера, цвета предмета, к определению расположения объектов в пространстве; способность к дифференцированию раздражителей по месту, силе, частоте и направлению воздействия; выносливость - специальная силовая, скоростная и координационная выносливость к работе в зоне максимальной и субмаксимальной мощности; гибкость - способность к достижению максимальной амплитуды в плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.
Одной из задач исследования было определение количественных показателей уровня развития указанных выше физических способностей, что позволило дозировать тренировочные нагрузки с целью устранения диспропорции в уровне развития. На этапе начальной подготовки, на наш взгляд, это вполне оправданно. Хотя на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса следует ориентироваться, в большей степени, не на обобщенную модель физической подготовленности, а на индивидуальные модели, составленные в соответствии с морфофункциональными и психологическими особенностями спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, С.Г. Формирование выбора специализации в единоборствах : монография / С.Г. Антонов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб. : [б.и.], 1997. - 147 с.
2. Афанасьева, И.А. Спортивный отбор таэквондистов с учётом их генетических особенностей тренируемости : автореф. ... канд. пед. наук / Афанасьева И.А. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2002 - 24 с.
3. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных таэквондистов : техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1. - С. 13-17.
4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки : [учеб. пособие для ин-тов физ. культуры] / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 280 с. : ил.
5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта : учеб. для заверш. уровня высш. физ-культ. образ. / Л. П. Матвеев. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с. : рис., табл.
6. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с. : ил.
7. Теория и методика физической культуры : учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.
8. Теория спорта : учеб. для студентов ин-тов физ. культуры / под ред. В.Н. Платонова. - Киев : Вища школа, 1987. - 424 с. : ил.